Иван Шишман Болгарии

редактировать

Иван Шишман Иван Шишман
Царь Болгарии
Иван Шишман 1.JPG Гравюра Ивана Шишмана в детстве из Тетраевангелии Ивана Александра
Царствовать 17 февраля 1371 г. - 3 июня 1395 г.
Предшественник Иван Александр
Преемник Иван Срацимир
Родился 1350/51
Умер 3 июня 1395 г. Никополь, Болгария
Супруг Кира Мария Драгана из Сербии
Проблема см. ниже
дом Страцимир
Отец Иван Александр
Мать Сара-Феодора

Иван Шишман ( болгарский : Иван Шишман) правил как император ( царь ) Болгарии в Тырново с 1371 по 3 июня 1395 года. Власть Ивана Шишмана была ограничена центральными частями Болгарской империи.

После смерти Ивана Александра Болгарская империя была разделена на три царства среди его сыновей: Иван Шишман захватил Тырновское царство, расположенное в центральной Болгарии, а его сводный брат Иван Срацимир держал Видинское царство. Хотя его борьба против османов отличала его от других правителей на Балканах, таких как сербский деспот Стефан Лазаревич, который стал лояльным вассалом османов, платил ежегодную дань и участвовал во всех османских кампаниях после битвы за Косово, внося свой вклад контингент христианских рыцарей из 5000 человек. Хотя в прошлом Ивана Шишмана относили к категории нерешительных и непоследовательных в своей политике, это было сделано без особого внимания к пониманию контекста условий и ограниченных ресурсов, которыми этот правитель располагал. Примечательно, что Иван Шишман - единственный балканский правитель, для которого нет свидетельств уплаты дани Османской империи или какой-либо военной помощи. Основываясь на исторических свидетельствах и многочисленных народных песнях региона, прославляющих его борьбу с османскими захватчиками, образ Ивана Шишмана является образцом ожесточенного и согласованного сопротивления османским набегам. Тем не менее, в 1393 году турки-османы захватили столицу Тырново. Два года спустя султан Баязид I захватил Никополь внезапным наступлением с севера крепости после двух неудачных кампаний в Венгрии и Валахии, вызвав Ивана Шишмана под ложным предлогом дискуссии и казнив его, обезглавив.

Несмотря на военную и политическую слабость, во время его правления Болгария оставалась крупным культурным центром, а идеи исихазма доминировали в Болгарской православной церкви. Патриарх Тырновский Евтимий стал крупнейшим культурным деятелем страны. Был написан или переведен ряд текстов, и была выпущена орфографическая реформа болгарского языка с синхронизированными правилами. После падения Болгарии ряд ученых нашли убежище в других православных странах и принесли им достижения болгарской культуры.

Его правление было неразрывно связано с падением Болгарии под османское владычество. В болгарском фольклоре Иван Шишман изображается как легендарный и героический правитель, отчаянно сражавшийся с превосходящими силами Османской империи. Его именем названы многочисленные памятники, географические объекты и крепости по всей Болгарии.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь
    • 1.2 Император Болгарии
      • 1.2.1 Правление до 1388 года
      • 1.2.2 Падение Болгарии
    • 1.3 Культура и религия
    • 1.4 Оценка и наследие
  • 2 легенды
  • 3 Семья
  • 4 Хронология
  • 5 Сноски
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Цитаты
  • 6 Источники
    • 6.1 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

биография

Ранние годы

Иван Шишман родился в 1350 или 1351 году. Он был старшим сыном императора Ивана Александра (годы правления 1331–1371) и его второй жены Сары-Феодоры, еврейки, обращенной в Восточную православную церковь. Его рождение подняло вопрос о наследовании болгарского престола. У Ивана Шишмана было два старших брата от первой жены Ивана Александра, Феодоры Валахии. Старший из них, Михаил Асен, был провозглашен преемником престола и соправителем вскоре после вступления на престол Ивана Александра. Однако ранняя смерть Майкла Асена в битве против османов в 1355 году снова поставила вопрос о престолонаследии. Вполне вероятно, что Сара-Феодора оказала давление на Ивана Александра, чтобы тот выбрал ее собственного сына в качестве его преемника, хотя Иван Срацимир должен был стать следующим при системе мажората. Вопрос был решен в пользу Ивана Шишмана, поскольку последний родился в пурпурном (после коронации отца), что сделало его правопреемником. К концу 1355 года Иван Шишман был провозглашен наследником престола и соправителем.

Эти события привели к конфликту с Иваном Срацимиром, который, в свою очередь, получил власть в Видине, вероятно, в качестве компенсации. Другим косвенным свидетельством вражды является тот факт, что портрет Ивана Срацимира не вошел в Тетраевангелию Ивана Александра, где вся семья императора была представлена ​​иначе. В 1356 году Иван Срацимир провозгласил себя императором Видина. Вместе со своим отцом и младшим братом Иваном Асеном V Иван Шишман председательствовал на церковных синодах в Тырново в конце 1360-х годов.

Император Болгарии

Правление до 1388 г.

Карта разделенной Болгарской империи в конце 14 века. Вторая Болгарская империя после коронации Ивана Шишмана. Его брат Иван Срацимир контролировал Видин на северо-западе, а деспот Добротица контролировал побережье на востоке.

Иван Шишман был провозглашен императором после смерти своего отца 17 февраля 1371 года, когда ему было чуть больше 20 лет. Иван Шишман унаследовал только часть владений своего отца: он правил землями между рекой Искыр и Силистрой, долиной Софии, частями Родопских гор и северной Фракией. На западе области, сосредоточенные вокруг Видина, признали Ивана Срацимира императором Болгарии, в то время как на востоке княжество Карвуна, охватывающее прибрежную полосу между дельтой Дуная и мысом Эмине и находящееся под властью деспота Добротицы, не признавало авторитет Тырновского императора тоже. Современные летописцы, такие как Иоганн Шильтбергер, говорят о трех регионах, которые назывались Болгарией. Таким образом, страна была разделена накануне османского нашествия, несмотря на заявления Ивана Шишмана в его королевских грамотах. В них он называл себя главным императором, пытаясь подчеркнуть наличие иерархии среди правителей трех Булгарий. Однако эта иерархия осталась только на бумаге; чтобы еще больше заявить о своей независимости от Тырново, Иван Срацимир и Добротица отделили свои епархии от Болгарского Патриархата в Тырново. Как сообщает Fine, сразу после смерти Ивана Александра Иван Срацимир пытался покорить всю Болгарию. Ему удалось захватить Софию и удержать город в течение одного или двух лет. Соперничество между двумя братьями за Софию имело сильную традицию в болгарской историографии со времен Константина Иречека, но многие современные болгарские историки отвергали ее.

Вензели Ивана Шишмана

Всего через несколько месяцев после восхождения на престол Ивана Шишмана, 26 сентября 1371 года, турки-османы победили большую христианскую армию во главе с сербскими братьями Вукашином Мрнявчевичем и Йованом Углешей в битве при Черномене. Хотя Углеша пытался создать широкую коалицию, в которую входила бы Болгария, Иван Шишман, который должен был укрепить свою власть, не присоединился. После победы при Черномене турки сразу же выступили против Болгарии. Османский султан Мурад I заставил Ивана Шишмана отступить к северу от Балканских гор и завоевал северную Фракию, Родопы, Костенец, Ихтиман и Самоков. Не в силах противостоять атакам, Иван Шишман был вынужден вести переговоры с османами в 1373 году. Он был вынужден стать вассалом османов и позволить своей сестре Кере Тамаре, известной своей красотой, стать женой Мурада I. По соглашению, Болгария вернула себе некоторые из завоеванных территорий, такие как Ихтиман и Самоков, и начала почти десятилетний непростой мир с турками. Несмотря на вассалитет и мирный договор, османские набеги возобновились в начале 1380-х годов и завершились в 1385 году падением Софии, последней цитадели Ивана Шишмана к югу от Балканских гор.

В то же время, Иван Shishman занимался в войну против воеводы из Валахии, Dan I, между 1384 и 1386. Есть несколько подробностей о той войне, только короткая записка в Анонимных болгарской летописи, что Дэн I умер 23 сентября 1386 после того, как быть отравленным. Война была связана с боевыми действиями между Иваном Шишманом и Иваном Срацимиром (дядей Дана I), который пользовался поддержкой валашских правителей и был женат на Анне из дома Басараб.

Падение Болгарии

В 1387 году объединенным силам Княжества Сербия и Королевства Босния удалось победить османов в битве при Плочнике. Ободренный христианским успехом, Иван Шишман немедленно лишил законной силы свое вассалитет по отношению к Мураду I и отказался послать войска в его поддержку в 1388 году. Османы отреагировали, отправив 30-тысячную армию под командованием великого визиря Чандарлызаде Али-паши, чтобы к северу от Балканских гор. Османские войска захватили крепости Шумен, Мадара, Венчан и Овеч. Иван Шишман покинул Тырново и направился в Никополь, где его осадили и заставили просить мира. Османы потребовали, чтобы он подтвердил свою вассалитет в дополнение к сдаче Силистры, в то время самого густонаселенного болгарского города на Дунае. Однако Иван Шишман, заверивший своих соседей, что он получит поддержку и подготовку Сербии к войне, не только отказался впустить османов в город, но и укрепил его стены. Али-паша во второй раз пересек Балканские горы, чтобы последовательно захватить Шумен, Червен, Свиштов и снова осадить Ивана Шишмана в Никополе. Удивленный быстрым ответом Османской империи и не получив обещанной помощи, болгарский император был вынужден попросить мира. Его просьбы были приняты, но условия были более суровыми, чем исходные: не только Силистра должна была быть сдана, но и османские гарнизоны должны были быть размещены в других болгарских городах, особенно в Шумене и Овече.

Серебряная монета Серебряная монета Ивана Шишмана

После поражения сербов и боснийцев в Косовской битве 15 июня 1389 года Ивану Шишману пришлось обратиться за помощью к Венгрии. Зимой 1391–1392 гг. Он вступил в секретные переговоры с королем Венгрии Сигизмундом, который планировал поход против турок. Новый османский султан Баязид I сделал вид, что у него мирные намерения, чтобы отрезать Ивана Шишмана от его союза с венграми. Однако весной 1393 года Баязид собрал большую армию из своих владений на Балканах и в Малой Азии и напал на Болгарию. Османы подошли к столице Тырново и осадили ее. Обороной столицы руководил патриарх Евтимий, так как Иван Шишман находился в Никополе, предположительно для лучшего общения с Сигизмундом. После трехмесячной осады 17 июля пали Тырново. По словам современного болгарского ученого и священнослужителя Григория Цамблака, город был захвачен не из-за военной мощи Османской империи, а из-за государственной измены. Османская кампания 1393 г. опустошила Болгарию; после этого нашествия земли Ивана Шишмана были ограничены Никополем и несколькими городами на Дунае. Вернувшись из Валахии после битвы при Ровине в 1395 году, Баязид I напал и захватил Никополь и, согласно анонимным болгарским хроникам, убил Ивана Шишмана 3 июня 1395 года. В византийских хрониках указана дата 29 октября. Однако некоторые источники предполагают, что болгарский правитель попал в плен и умер в тюрьме.

Культура и религия

Средневековая хартия Рила Устав Ивана Шишмана, выпущенном в 1378 году для предоставления привилегий в Рильский монастырь. В хартии он был назван «во Христе Господом Верным Императором и Самодержцем всех болгар и греков».

Культурное возрождение, которое заставило историков назвать правление Ивана Александра «вторым золотым веком болгарской культуры», продолжилось и при его сыне. Самой выдающейся фигурой в этой области в последней четверти XIV века был патриарх Евтимий Тырновский (годы правления 1375–1393), ученик Феодосия Тырновского. В 1371 году он основал монастырь Святой Троицы в нескольких километрах к северу от Тырново и превратил его в важный культурный центр и крупный центр Тырновской литературной школы. Евтимий написал ряд религиозных произведений, в том числе житий, восхвалений и писем, но наиболее известен благодаря орфографической реформе и стандартизации болгарского языка, которые оказали влияние на Сербию, Валахию и русские княжества. Евтимий считал, что многие ученые были недостаточно подготовлены, и что переводы греческих текстов на местные диалекты и особенности могут привести к неправильному толкованию оригинала и, в конечном итоге, к еретизму. Тексты о реформе не сохранились, хотя ее характер частично воссоздан историками и лингвистами, проанализировав труды самого Евтимия и его учеников. Орфография была вдохновлена ​​оригинальным старославянским языком периода расцвета Первой Болгарской империи ; реформа также включала изменение синтаксиса и обогащение лексики рядом синонимов во избежание повторения. Чтобы обеспечить успех реформы, все тексты должны были получить одобрение перед публикацией, что было поддержано Иваном Шишманом в своих указах. Столица Тырново в то время была главным культурным центром. Патриарх Евтимий писал об этом:

Радва се днес славния град Търнов и призова царуващия над градовете, като казва: Радвай се с мен, майко на градовете, защото ония, които ти отгледа, с тях се славя сега аз, че ги придобих за помощници и застъпници. Наистина блажен со средними градами, защото добри съкровища събрах - честитите мощи на светците, чието застъпничество като притежавам, от всякакви злини се избавям.

Славный город Тырново сегодня радуется
И призывает князей над городами, говоря:
Радуйся со мною, мать городов,
Потому что с теми, кого вы воспитали,
Я сейчас хвалю,
Я приобрел их для помощников и адвокатов.
Я поистине блажен среди городов,
Потому что сокровища добрые собрал -
Чудесные мощи святых,
Чья защита, когда у меня есть,
Избавляюсь от всего зла.
Икона Святого Ивана Шишмана

Исихазм оставался основным движением Болгарской Православной Церкви во время правления Ивана Шишмана, и Патриарх был его сторонником. Болгария была крупным центром исихастских идей наряду с Византийской империей. Евтимий был активным противником ересей, но похоже, что с середины 14 века влияние богомилов, наиболее заметного еретического движения на Балканах того времени, в Болгарии значительно уменьшилось, и ни в одном документе о них не упоминается после 1360 года. Другое секты, такие как варлаамиты, также подвергались гонениям и репрессиям. Евтимий придерживался строгих взглядов на мораль и твердо выступал против развода и третьего или четвертого брака для вдовцов и вдов. После распада Болгарской империи многие ученые эмигрировали в Сербию, Валахию, Молдавию и русские княжества; они принесли в эти земли достижения болгарской культуры, книги и исихастические идеи. Болгарское влияние было настолько велико, что его часто называют «вторым южнославянским влиянием на Россию». Среди наиболее известных болгарских эмигрантов были Константин Костенец, работавший в Сербии, а также Киприан и Григорий Цамблак на русских землях. Экономика была в упадке, так как потеря основных портов Месамбрии и Anchialus к савойскому крестовому походу за несколько лет до Ивана Шишмана увенчались. После смерти Ивана Александра и отделения Добротицкого княжества Карвуна Тырново также потерял свой самый важный порт Варна, что привело к сокращению доходов от торговли и налогов. Постоянные османские набеги принесли разорение, голод и сокращение населения, что привело к резкому сокращению посевных площадей.

Оценка и наследие

Болгарские историки в большинстве своем отрицательно оценивают Ивана Шишмана. Его часто считают вторгшимся на престол из-за козней своей матери и, таким образом, занявшим место законного преемника, своего старшего брата Ивана Срацимира. В конечном итоге это привело к разделу страны накануне османского вторжения. Нет прямых исторических источников, свидетельствующих о каких-либо существенных попытках Ивана Шишмана дать отпор туркам. Непоследовательная политика Ивана Шишмана была описана как проявление его слабости и неспособности справиться с ситуацией. Однако о его правлении еще помнили в 16 веке. В договоре, подписанном в 1519 году между османским султаном Селимом I и Людовиком II Венгерским, некоторые из рассматриваемых земель упоминались как terra cesaris Sysman, «земля императора Шишмана».

Память об Иване Шишмане сохранилась в течение первых веков османского владычества. Во время Первого Тырновского восстания 1598 года один из лидеров восставших, имя которого неизвестно, утверждал, что является потомком Ивана Шишмана и был провозглашен императором под именем Шишман III. Спустя почти столетие, в 1686 году, второе восстание в Тырново возглавил Ростислав Стратимирович, который также утверждал, что принадлежит к династии Шишманов и называл себя князем Болгарии.

Иван Шишман сейчас один из самых популярных и известных правителей Третьего Болгарского государства. Есть целый ряд работ, посвященных ему или его правление, в том числе в 1969 году фильма Царь Иван Шишман по Юрьим Арнауд и песни «Царь Иван Шишман» по хэви - метал группы Епизод в 2004 альбоме «Санкт - Патриарх Евтимий». Пик Шишмана на острове Ливингстон в Южных Шетландских островах, Антарктида, также назван в его честь.

Легенды

Иван Шишман - самый выдающийся средневековый правитель в болгарском фольклоре. Его имя звучит во многих легендах, мифах, сказках и песнях. Он представлен как героический правитель, который сражался и погиб за свою страну, столкнувшись с превосходящими силами врага. Его именем названо множество мест по всей Болгарии, от замков и руин до скал, пещер и других мест. Эта легендарная «география» в основном сосредоточена в районе Софии, Ихтимана и Самокова, хотя простирается до Родопских гор, Средна гора, Враца, Плевен, Прилеп, Варна и т. Д. Рядом с Самоковым находятся руины «Крепости Шишмана» с колодцы императора, которые, по общему мнению, били из семи ран правителя. Дальше на север, вдоль обрывов и высот Искырского ущелья, находятся «Норы Шишмана», пещеры, в которых он скрывался, сражаясь с османами в течение семи лет. Другие родственные топонимы, обычно связанные с последней битвой императора, - это Кокаляне (от слова kokal, что означает «кость»), Cherepish (от cherep, «череп») и Lyutibrod («Свирепый брод »), все они, как считается, намекают на судьбу погибшие болгарские войска.

Средневековая миниатюра юного правителя Миниатюра малолетнего Ивана Шишмана из Тетраевангелии Ивана Александра.

Одна из самых известных легенд - о последней битве Шишмана. Османы расположились лагерем в Костенце, недалеко от истока реки Марица, а болгары - у Самокова, на холме. После ожесточенного боя Иван Шишман был семь раз ранен и отступил в крепость, где и скончался; на поле боя появилось семь пружин, по одной на каждую рану императора. Сообщается также, что он воевал в горах на Балканах у Шишкинграда («город Шишмана»), между Сливеном и Казанлыком, где он убил 10 000 янычаров в огромном сражении. Болгарский просветитель 18 века Паисий Хилендарский в своей « Истории Славяноболгарской» писал, что во время осады Тырново Иван Шишман сумел добраться до Софии со своими боярами. Он спрятал свою сокровищницу в ущелье Искыр и в течение семи лет сражался с турками, прежде чем умер в битве. Некоторые версии предполагают, что Кокалянский Урвич остался последней крепостью, которая упала, и перед смертью Шишман закопал под замком сокровища и попытался сбежать, прорубив проход через гору. Повторяющийся мотив сокровища является сакральным символом болгарской государственности, а обычные места расположения императорских украшений - монастыри, озера или убежища под реками. Неоткрытое захватчиками клад символизирует суверенитет и могущество Болгарской империи и ее неизбежное возрождение. Существует также ряд параллелей между легендами об Иване Шишмане и житием святых, особенно Иоанна Рильского, включая почти идентичный маршрут императора Тырново-София-Самоков в Риле и маршрут возвращения мощей. Святого Иоанна Рильского в Рильский монастырь в 15 веке - Тырново-София-Рила, а также мотив бессмертных правителей, предвидящих восстановление страны.

Откак се е, мила моя майко ле, зора зазорила, Оттогаз е, мила моя майко ле, войска провървяла, Кон до коня, мила моя майко ле, юнак до юнака, Сабите им, мила моя майко ле, както ясно слънце, Огън светка, мила моя майко ле, през гора зелена, Войвода им, мила моя майко ле, сам цар Иван Шишман, Отговаря, мила моя майко ле, сам цар Иван Шишман: Боже силни, мила моя майко ле, боже създателю, Помогни ни, мила моя майко ле, сила и юначество! Бой щем да се бием, мила моя майко ле, на софийско поле, Кръв ще леем, мила моя майко ле, за Христово име, Ще прославим, мила моя майко ле, християнска вяра.

С каких это пор, моя дорогая мать, проснулась,
С тех пор, моя дорогая мать, маршировала армия,
От лошади к лошади, моя дорогая мама, чемпион к чемпиону,
Сабли их, родная мама, как солнышко ясное,
Огонь светит, милая мама, сквозь зелёный лес,
Их вождь, моя родная мать, сам царь Иван Шишман,
Отвечает моя родная мать, сам царь Иван Шишман:
Всемогущий Бог, моя родная мать, Бог-творец,
Помогите нам, родная мама, силой и мужеством!
Мы идем на битву, моя дорогая мама, в долине Софии,
Мы прольем кровь, моя дорогая мама, во имя Христа,
Мы будем восхвалять христианскую веру, моя дорогая мама.

Отрывок из фольклорной песни, собранный братьями Миладиновыми.

Иван Шишман - один из немногих правителей, упоминаемых в болгарских фольклорных песнях, и, как и в легендах, он является объектом мистификации. Его фигуру можно увидеть даже в рождественских гимнах, где он представлен либо как святой в роли защитника, либо как герой, сражающийся с драконами и угнетателями, обычно представленными как татары из-за сходства с Тартаром. Песни об Иване Шишмане содержат много параллелей с природой и словосочетаний, характерных для болгарского фольклора. В песне из региона Сливен смерть императора вносит хаос в природу и текут реки «черной крови» (типичное фольклорное словосочетание).

Место Ивана Шишмана в болгарских легендах и фольклоре, скорее всего, связано с тем, что он был последним болгарским императором в Тырново. Есть много общего с его современником королем Марко, правителем Прилепа, который мало что сделал, чтобы противостоять османскому нашествию, но позже стал самым популярным персонажем в болгарском фольклоре. Люди хотели создать образ «идеального императора», защитника и защитника, сила которого им была нужна для выживания под османским господством, а не реальной исторической личности. Со временем мистификация углубилась, и легенды стали более далекими от реальных событий во время его правления. Во время болгарского национального возрождения сказки об Иване Шишмане стали все больше включать патриотические элементы.

Семья

Иван Шишман был сначала женат на болгарине по имени Кира Мария, которая умерла в начале 1380-х годов. Его второй женой была Драгана Лазаревич, дочь принца Сербии Лазара и Милицы Неманича и родственницы предыдущей сербской династии. Его старший сын Александр обратился в ислам под именем Искендер и умер в качестве губернатора Смирны в 1418 году, в то время как его второй сын Фружин участвовал в восстаниях и кампаниях против османов, пытаясь освободить царство своего отца, и умер в Венгрии после 1444 года. Историки, такие как Пламен Павлов, предполагали, что Константинопольский Патриарх Иосиф II был незаконнорожденным сыном Ивана Шишмана. Утверждение основано на византийском тексте, в котором говорится: «Они сказали, что он [Иосиф II] был незаконнорожденным сыном императора Шишмана».

Генеалогическое древо династии Шишман
Шишман замужем за Неизвестным
Михаил Шишман (р. 1323–1330) женат на 1.  Анне Неде 2.  Теодоре Палеологиной Белаур Кераца Петрица, замужем за деспотом Срацимиром
1.  Иван Стефан (годы правления 1330–1331) 1.  Шишман 1. Майкл, женат на неизвестном. 1. Людовик 2. Неизвестно
Иван Александр (годы правления 1331–1371) женат на 1.  Феодоре Бессараб 2.  Сарре-Феодоре Джон Комненос Асен женат на 1. Неизвестно 2. Анне Палеологиной. Майкл женат на неизвестном Елена вышла замуж за Стефана Душана (1331–1355 гг.). Теодора
Александр Комненус Асен, Ксения Иванина Комнена Шишман
1.  Михаил IV Асен женился на Ирине Палеологиной. 1.  Иван Срацимир (годы правления 1356–1396) женат на Анне. 1.  Иван Асен IV 1.  Кера Тамара вышла замуж за Константина Мурада I (1362–1389 гг.). 2.  Кераца-Мария вышла замуж за Андроника IV Палеолога (годы правления 1376–1379). 2.  Иван Шишман (р. 1371–1395) женат на 1.  Кире Марии 2. Драгане. 2.  Иван Асен V 2.  Десислава 2. Василиса
Константин II (годы правления 1397–1422) Доротея вышла замуж за Твртко I (годы правления 1353–1391). Неизвестная дочь Иоанн VII Палеолог (годы правления 1390) 2 неизвестные дочери Александр Фружин женат на неизвестной Кераца 4 неизвестных; Патриарх Иосиф II возможен внебрачный сын
Шишман 2 неизвестно

Лента новостей

  • 1350 или 1351 - родился Иван Шишман.
  • К 1355 г. - провозглашен наследником престола и соправителем.
  • 17 февраля 1371 г. - унаследовал от отца пост императора Болгарии в Тырново.
  • 1373 - Становится вассалом Османской империи в обмен на ранее завоеванные земли.
  • 1378 - Издает Рильскую хартию.
  • 1385 - Падение Софии
  • 1384 по 1386 - Война против Валахии
  • 1388 - Османы вторгаются в восточную Болгарию и завоевывают ряд городов.
  • 17 июля 1393 г. - Падение Тырново.
  • 3 июня 1395 г. - Османы захватывают Никополь, и Иван Шишман казнен.

Сноски

Примечания

^  a: Точный год падения Софии неизвестен. Некоторые современные историки предполагают 1382, а другие - 1385. ^  b: Цифры обозначают, от какой жены родился каждый ребенок. ^  c: Людей, участвовавших в Болгарском национальном возрождении во время османского владычества, называли просветителями.

Цитаты

Источники

использованная литература

внешние ссылки

Предшественник Иван Александр Император Болгарии 1371–1395 гг. Преемник Ивана Срацимира

Последняя правка сделана 2023-04-21 09:17:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте