Остап Бендер (Русский : Остап Бендер; в Двенадцать стульев он называл себя Остап- Сулейман-Берта- Мария- Бендер-Бей, в Золотой Теленок он называл себя Бендер-Задунайский, в более поздних романах его также называли Остап Ибрагимович Бендер) - вымышленный аферист и центральный антигеройский главный герой в романах Двенадцать стульев (1928) и Золотой теленок (1931) советских авторов Илья Ильф и Евгений Петров. Романы являются образцами жанра пикареского романа, который раньше был редкостью в русской литературе.
Бендер - привлекательный, находчивый мошенник, полный энергии, но действующий в рамках закона («Бендер знал 400 относительно легальные способы заставить население расстаться с деньгами. "); его описание как «Великий комбинатор » стало крылатой фразой в русском языке.
Его подвиги нравились читателям как в советское время, так и в современной России. В постсоветское время персонаж Бендера поднялся из статуса афериста до предпринимателя. Его статуи можно найти в нескольких городах, а мемориальная доска установлена в Одессе, городе его рождения.
Двенадцать стульев был выпущен в январе 1928.
В первом романе Остап Бендер ищет тайник с бриллиантами, спрятанный в одном из двенадцати одноименных стульев. Действие происходит в Советском Союзе в 1927 году, в эпоху Новой экономической политики. В конце романа Бендера убивает его напарник Ипполит Матвеевич Воробянинов, который не хочет делиться сокровищами, когда кажется, что они вот-вот достигнут своей цели.
Ильф и Петров ретконизировали смерть персонажа в 1931 году в продолжении романа Золотой теленок, где Бендер утверждал, что «хирурги едва спасли мне жизнь». Эта книга представляет собой развернутую сатиру на некоторые элементы советской жизни. Здесь Бендер следует за советским подпольным мультимиллионером Корейко, который надеется приобрести часть его богатства и таким образом разбогатеть. Бендер получает свои деньги, но вскоре обнаруживает, что не может их тратить в СССР. Он продолжает терять его, пытаясь бежать из страны, пересекая границу с Румынией.
Кинематографисты сняли ряд экранизаций романов; см. адаптации «Двенадцать стульев» и адаптации «Золотого теленка».
Происхождение Остапа Бендера загадочно; он упоминает только, что его отец был «турецким подданным», его мать была «графиней и получала нетрудовой доход» и что его полное имя - Остап- Сулейман - Берта - Мария -Бендер- Бей (Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей). В комментариях М. Одесского и Д. Фельдмана к Полному собранию сочинений Ильфа и Петрова эта фраза объясняется как намек на его предполагаемое еврейское происхождение из портового города в Новороссии, скорее всего, Одесса, где многие евреи претендовали на турецкое гражданство, чтобы избежать дискриминации и призыва на военную службу. Некоторые из них действительно имели турецкое гражданство, например Юлий Мартов.
. В «Золотом телецке» Остапа Бендера также называют «Бендер-Задунайский» («Бендер-Задунайский», дословно: «Бендер-Транс- <115»).>Дунайский ») и« Остап Ибрагимович »(Остап Ибрагимович, где« Ибрагимович »- отчество, буквально означающее« сын Ибрагима »). Город Бендеры и река Дунай исторически и географически близки как к крупному областному городу Одесса, так и к бывшей Османской (Турецкой) империи.
Бендер мечтает отправиться в Рио-де-Жанейро, «город своей мечты», признавая при этом тщетность своей одержимости.
Существовало несколько возможных прототипов Бендера, самый известный из них Остап (Осип) Шор (1899–1978), друг авторов, который провел свою юность в Одессе, зарабатывая деньги в качестве аферистом, а потом - инспектором ЧК. Он был хорошим рассказчиком, и многие его сказки вдохновили на приключения Остапа Бендера. Валентин Катаев, придумавший идею романа (который, в свою очередь, ему посвящен), называется как еще один прототип; он также вел авантюрный образ жизни и был известен как литературный мистификатор, добавивший много оригинальных штрихов в биографию Осипа Шора, которого он считал отвечающим ожиданиям читателей от «реального комбинатора».
Другой предположил Влияние оказал характер Александра Аметистова из пьесы Михаила Булгакова «Квартира Зойки», написанной и поставленной в 1926 году, еще до начала работы над «Двенадцатью стульями». Также элегантный аферист с множеством имен и занятий, он рассматривается как непосредственный источник вдохновения для ряда современных исследователей, вплоть до того, что некоторые из них считают, что оба романа были написаны призраком Булгаковым.
Предпринимательские способности Бендера привлекли внимание исследователей в области менеджмента. Были проведены параллели между схемами Бендера и банкротствами предприятий в ранней постсоветской России, периодом по сравнению с периодом нэпа, когда действовал Бендер. Бендер образован и обладает аналитическим складом ума; полон энергии; в случае неудачи сохраняет оптимизм и умеет переоценивать ситуацию; имеет сочувствие к своим подчиненным, оппонентам и «марки »; обладает исключительными организаторскими способностями даже в условиях ограниченности ресурсов.
Хотя Бендер наделен многими чертами харизматического лидера, был сделан вывод, что основной причиной его неудач было отсутствие ясных понимание собственных целей и потребностей, а также краткосрочной перспективы. Серьезным недостатком Бендера как лидера является его патернализм. Кроме того, хотя он знает о недостатках своих товарищей, он не прилагает усилий для их улучшения. Хотя иногда он может быть мотивирующим оратором, его не заботила долгосрочная мотивация своих подчиненных; вместо этого он предпочитал манипулировать ими или просто принуждать их.
Глава в «Золотом тельце» называлась «Великий комбинатор» («Великий комбинатор», «Великий интриган»).). Это был один из вариантов названия книги. С тех пор выражение «великий комбинатор» стало относиться либо к мошеннику, либо к предприимчивому человеку.
Одной из привлекательных сторон Бендера является остроумный язык романов, в которых содержится множество крылатых фраз. :
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Золотым тельцом |
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Остапом Бендером. |