Артаксеркс (опера)

редактировать

Артаксеркс - это опера в трех действиях, написанная Томасом Арне установлен на английскую адаптацию (вероятно, самого Арне) из Метастазио 1729 года libretto Artaserse. Первая английская опера seria «Артаксеркс» была впервые представлена ​​2 февраля 1762 года в Королевском театре, Ковент-Гарден и продолжала регулярно исполняться до конца 1830-х годов. В основе его сюжета лежит исторический персонаж Персидский Артаксеркс, сменивший своего отца Ксеркса I после его убийства Артабаном.

Содержание
  • 1 История выступлений
  • 2 Роли и составы
  • 3 Краткое содержание
  • 4 Известные арии
  • 5 Записи
  • 6 Примечания и ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки
История эффективности

Премьера «Артаксеркса» (2 февраля 1762 г.) в Королевском театре, Ковент-Гарден оказалась очень успешной. В следующем году спектакль возродили в театре, хотя этот второй показ был омрачен бунтом. 24 февраля 1763 года толпа, протестовавшая против отмены доплаты за полцены, ворвалась в театр в разгар представления. Согласно современному отчету в The Gentleman's Magazine :

Бунт из-за отмены половинной стоимости входных билетов в Королевский театр, Ковент-Гарден во время спектакля Артаксеркса в 1763 году

Причиненный вред был величайшее из когда-либо известных случаев подобного рода: все скамейки ящиков и ям были полностью разорваны, стекла и люстры разбиты, а покрытия ящиков разорваны на куски. Опрометчивость мятежников была настолько велика, что они срубили деревянные столбы между ящиками, так что, если бы они не были из железа, они бы обрушили галереи на свои головы.

К 1790 году Артаксеркс уже имел получил более 100 представлений, в том числе 48 только в Дублине в период с 1765 по 1767 год. В Соединенных Штатах увертюра была сыграна в Филадельфии еще в 1765 году, а арии из оперы - в New Йорк Сити в 1767 году. Премьера всей оперы в США состоялась 31 января 1828 года в Park Theatre в Нью-Йорке с актерским составом, в который входила Элизабет Остин в роли Семиры. Артаксеркс оставался в лондонском репертуаре более 70 лет с регулярными возрождениями, в том числе в Театре Друри-Лейн (1780, 1820, 1827 и 1828 гг.), Ковент-Гардене (1813, 1827 и 1828 гг.) И Театр Сент-Джеймс (1836 г.). Партитура Артаксеркса была опубликована в 1762 году. Однако она не содержала речитативов и заключительного припева. Первоначальная исполнительская версия партитуры была утеряна в результате пожара, разрушившего Королевский театр в 1808 году. После этого в исполнении произведения использовалась сокращенная версия, реконструированная Генри Бишопом и Джоном Аддисоном в 1813 году.

Известное современное возрождение произведения включает выступление 1962 года в лондонской ратуше Сент-Панкрас в рамках St. Фестиваль Панкрас, концерт BBC в 1979 году и еще один концерт в 2002 году труппой классической оперы под управлением Яна Пейджа в St John's, Smith Square. В ознаменование 300-летия Томаса Арне в октябре 2009 года в лондонском Королевском оперном театре Королевского оперного театра была поставлена ​​полноценная постановка «Артаксеркса». Постановлением руководил Мартин Дункан, а оформлением - Йохан Энгельс с использованием новой исполнительской версии партитуры Яна Пейджа с реконструкцией финального припева Дункана Дрюса. В ролях были Кристофер Эйнсли в роли Артаксеркса, Ребекка Боттон, Кейтлин Халкап и Элизабет Уоттс.

Роли и кастинг
Элизабет Вестрис en travesti в роли Артаксеркса в 1827 году Мэри Энн Пэтон в роли Мандейна (1827)

Артаксеркс был сочинен, когда певцы-кастраты были на пике карьеры. Главные роли (Артаксеркс) и Арбаса были написаны для итальянских кастратов, Николо Перетти и Джусто Фернандо Тендуччи соответственно. С ослаблением кастратов в XIX веке главную роль исполняли женщины en travesti. В спектаклях 1827 и 1828 годов в Лондоне Артаксеркса исполняли контральто Элиза Патон и Элизабет Вестрис. В современных постановках роль часто исполняет контртенор. Более виртуозная роль Арбаса в XIX веке пережила значительную нестабильность кастинга. Иногда его пели сопрано, а иногда транспонировали для тенора, например, Джона Брэма, который спел роль 1827. Считавшийся слишком высоким для современного контр-тенора, Арбакса пел меццо-сопрано, Патрика Спенс, в записи Hyperion 1995 года. Роль также исполнилась меццо-сопрано в возрождении Королевского оперного театра 2009 года.

Имя персонажаИдентификацияТип голоса Состав на премьере 1762 года
Артаксеркс Ксеркс 'младший сын; Друг Арбакаальто кастрат Николо Перетти
Манданедочь Ксеркса; любовник Арбакасопрано Шарлотта Брент
Артабан генерал армии Ксерксатенор Джон Бирд
Арбаксын Артабанасопрано-кастратоДжусто Фернандо Тендуччи
Семирадочь Артабана; любовница Артаксерксасопраномисс Томас
Рименкапитан АртабанатенорДжордж Мэттокс
Краткое содержание
Окружение: Персия ок. 465 г. до н.э.

Опера открывается в залитом лунным светом саду дворца Ксеркса. Мандана, дочь царя Ксеркса, и Арбак, сын царского генерала Артабана, влюблены друг в друга. Ксеркс выступил против их брака и изгнал Арбака из дворца. Арбас взбирается по стене в сад. Когда молодые влюбленные выражают свою любовь друг к другу и свое отчаяние из-за изгнания Арбака, Артабан прибывает с окровавленным мечом. Его ярость по поводу обращения Ксеркса со своим сыном и его желание, чтобы Арбак стал королем, привели его к убийству Ксеркса. Артабанес признается в убийстве Арбасу и обменивает свой окровавленный меч на меч Арбака.

Артаксеркс, младший сын короля, прибывает со своей стражей. Артабан рассказывает ему о смерти своего отца и обвиняет в убийстве старшего брата Артаксеркса Дария: «Кто, кроме него глубокой ночью, мог проникнуть во дворец? Кто мог подойти к королевской постели? Более того, его королевские амбиции...» - командует Артаксеркс. Артабан, чтобы отомстить за смерть своего отца, убив Дария. Позже в саду Артаксеркс выражает свою любовь Семире, дочери Артабана и сестре Арбака.

Во дворце короля объявляется о казни Дария. Тем не менее, Римен (также влюбленный в Семиру) велел Арбаса в цепях войти в комнату, объявив, что окровавленный меч, которым убил Ксеркса, был найден в его владении. Арбак теперь приговорен к смертной казни. Однако Артаксеркс, который долгое время был другом Арбака, сомневается в его виновности. Он освобождает Арбака из тюрьмы и позволяет ему сбежать через секретный ход. Римен, воодушевленный Артабаном, уходит, чтобы возглавить восстание против Артаксеркса.

В Храме Солнца Артаксеркс, окруженный своей знатью, клянется соблюдать права, законы и обычаи своих подданных и собирается это сделать, выпив из священной чаши, не зная, что Артабан отравил выпивка. Прежде чем Артаксеркс успевает напиться из чаши, приходит известие, что Римен и его люди находятся у ворот дворца. Опасность предотвращается, когда Арбас убивает предателя, подтверждая Артаксерксу, что его друг невиновен. Затем Артаксеркс предлагает священную чашу Арбаку, чтобы он мог поклясться в своей невиновности.

Артабан сейчас видит, как умирает его сын, или признает правду. Он признается всем, что отравил чашу, намереваясь убить Артаксеркса, и что он также убил Ксеркса. Артабана уводят в цепях. Артаксеркс из любви к Семире и благодарности Арбаку обрекает их отца на вечное изгнание, а не на смерть. Опера заканчивается воссоединением двух пар влюбленных и всеобщим ликованием.

Известные арии
Фортепиано и голосовая партитура для "Fair Aurora, pr'ythee stay" (стр. 1), изданной в Филадельфии в 1796 г.
  • «Солдат, убитый тревогами войны» (в исполнении Мандане в третьем акте) был часто исполняемым сольным произведением для виртуозных сопрано, особенно в XIX веке. Его исполняла Генриетта Зонтаг на многих своих американских концертах, хотя один современный нью-йоркский критик назвал его «Ничего, кроме банального вокального упражнения для троек от начала до конца». Его популярность у певцов продолжалась и в 20 веке. И Джоан Сазерленд, и Беверли Силлс записали арию.
  • «Вода отделилась от моря» (в исполнении Арбаса в третьем акте) была популярной концертной пьесой в 18-19 вв. Есть также несколько намеков на это в Джеймсе Джойсе в Поминки по Финнегану. Согласно Green Room Gossip (Лондон, 1808 г.), его красота вызвала значительные трения между Арне и Шарлоттой Брент, первой Мандане.

    Когда доктор Арне впервые привел Оперу Артаксера на репетицию, Тендуччи спел Эфир «Вода, отделилась от моря» с таким эффектом, что мисс Брент, для которой была составлена ​​часть Мандэйна, с некоторой жестокостью подлетела к доктору Арне и сказала ему, что «он может достать того, кого попросит взять Мандэйн. ; потому что он дал Тендуччи лучший вид в пьесе ". Напрасно бедный Доктор пытался ее успокоить - она ​​была неуправляема. Он удалился из театра - сел и, написав первые слова «Да не гневайся выстрелом твоей груди», сочинил им манеру в том же иероглифе, что и «Вода разошлась», хотя в других отношениях она уступает. Мисс Брент, которую поразило применение первой строчки к ее собственному буйному нраву, сказала Доктору, «что она умиротворена и будет петь изо всех сил, чтобы служить ему».

  • «О тоже. прекрасный, слишком недобрый "(исполненный Арбасом в акте 1) был записан Мэрилин Хорн и появляется на Decca The Age Of Bel Canto. По словам Саймона Хейгеса, его оркестровка с приглушенными скрипками и пиццикато басом оказала влияние на оркестровку Филипа Хейса для арии «Скоро наступит твой роковой час» "в его 1763 маске, Телемах.
  • " Прекрасная Аврора, пр'йти останься "(спетая Арбасом и Мандане в действии 1) была услышана в Соединенных Штатах еще в 1769 году в концерт в Воксхолл-Гарденс в Нью-Йорке и снова в этом городе в 1794 году на концерте в городской таверне. Его также исполнили Рейнор Тейлор и мисс Хантли на концерте в Филадельфии в 1796 году и опубликовали в том же году как аранжировку для фортепиано и голоса Филиппо Тризобио под названием «Знаменитый дуэт в Артаксерксе». Аврора ». В отличие от более бравурных произведений в опере, Джордж Хогарт в 1835 году описал ее как «очаровательную имитацию более простого итальянского стиля того периода».
Записи

Живое исполнение запись концертного выступления BBC 1979 года когда-то была доступна на LP. Однако первая крупная студийная запись, выпущенная на компакт-диске, - это Hyperion Records.

  • Artaxerxes (англ. Orpheus Vol 33) - Кристофер Робсон (Artaxerxes), Кэтрин Ботт (Mandane), Патрисия Спенс. (Арбас), Ян Партридж (Артабанес), Ричард Эдгар-Уилсон (Рименес), Филиппа Хайд (Семира); Переговоры инструментов; Рой Гудман (дирижер). Лейбл: Hyperion Records (выпущен в 1996 году как CDA67051 / 2, переиздан в 2009 году как CDD22073)

Выступление Артаксеркса в Королевском оперном театре, Ковент-Гарден в 2009 году в честь 300-летия Арне последовал выпуск студийной записи в 2010 году Linn Records.

  • Artaxerxes - Christopher Ainslie (Artaxerxes), Elizabeth Watts (Mandane), Кейтлин Халкап (Арбас), Эндрю Стейплс (Артабанес), Ребекка Боттоне (Семира), Даниэль Норман (Римен); Классическая оперная труппа; Ян Пейдж (дирижер). Этикетка: Linn Records (выпущена в 2010 году как CKD 358)
Примечания и ссылки
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 20:47:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте