Ана Мендьета

редактировать

Кубинско-американская художница
Ана Мендьета
Ана Мендьета в Гаване в 1981.jpg Мендьета в 1981 году
Родилась(1948- 11-18) 18 ноября 1948 г.. Гавана, Куба
Умер8 сентября 1985 г. (1985-09-08) (36 лет). Нью-Йорк
ОбразованиеУниверситет Айовы
ИзвестенИсполнительское искусство, скульптура, видеоарт
Супруг (а)Карл Андре ​(m.1985) ​

Ана Мендьета (18 ноября 1948 г. - 8 сентября 1985 г.) была кубинско-американским перформансом, скульптором, художником и видеохудожником, которая наиболее известна своими произведениями искусства «земное тело». Мендьета, родившаяся в Гаване, уехала в США в 1961 году.

Содержание
  • 1 Ранние годы жизни и изгнание
  • 2 Образование
  • 3 Работа
    • 3.1 Членство в Artists In Residence Inc
    • 3.2 Серия «Силуэта» (1973–1980)
    • 3.3 Фототравления рупестрийских скульптур (1981)
    • 3.4 Следы тела (1982)
    • 3.5 Киноработы (1971–1980)
    • 3.6 Фильм произведения, выпущенные посмертно (1985 – настоящее время)
  • 4 Выставки и коллекции
  • 5 Смерть и противоречие
  • 6 Наследие
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
Ранняя жизнь и изгнанник

Мендьета родился 18 ноября 1948 года в Гаване, Куба, в богатой семье, видной в политической и общественной жизни страны. Ее отец Игнасио Альберто Мендьета де Лисаур был поверенным и племянником Карлоса Мендьеты, который был назначен президентом Фульхенсио Батиста чуть менее двух лет; ее мать, Ракель Оти де Рохас, была химиком, исследователем и внучкой владельца сахарного завода, известного своей ролью в войне против Испании за независимость Кубы. Ана, 12 лет, и ее 15-летняя сестра Раклин были отправлены в Соединенные Штаты их родителями, чтобы жить в Дубьюке, штат Айова, в рамках операции «Питер Пэн», совместной программы, проводимой правительством США и Католические благотворительные организации. Мендьета и ее сестра Раклин были среди 14 000 детей, иммигрировавших в Соединенные Штаты по этой программе в 1961 году. Первые два года жизни Мендьеты в Соединенных Штатах состояли из постоянных переездов из приемных семей и детских домов. Сестры смогли оставаться вместе в течение этого времени благодаря доверенности, подписанной их родителями, о том, что они не разводятся. Мендьета и ее сестра провели свои первые недели в лагерях беженцев, прежде чем перебраться между несколькими учреждениями и приютами по всей Айове. В 1966 году Мендьета воссоединилась со своей матерью и младшим братом; ее отец присоединился к ним в 1979 году, проведя 18 лет в политической тюрьме на Кубе за его участие в вторжении в Залив Свиней.

Образование

На Кубе Мендьета росла в защищенном доме. -классный ребенок. Мендьета училась в частной католической школе для девочек. Когда ее и ее сестру отправили в Айову, их зачислили в исправительную школу, потому что суд хотел избежать отправки их в государственное учреждение. Когда Мендьета изучала английский в школе, ее словарный запас был очень ограничен. В младших классах средней школы она обнаружила любовь к искусству. Мендьета сначала была французским майором и искусствоведом, но когда она перешла в Университет Айовы, ее вдохновили авангардное сообщество и холмы Айовы. Под руководством известного художника Ганса Бредера она получила степень бакалавра (поступила в 1969–1972 гг.) И магистра живописи, а также степень магистра иностранных дел (поступила в 1972–1977 гг.) В Intermedia. В колледже работа Мендьеты была сосредоточена на крови и насилии в отношении женщин. В это время развился ее интерес к спиритизму, религии и примитивным ритуалам. Она сказала, что столкнулась с большой дискриминацией в художественной школе. После аспирантуры она переехала в Нью-Йорк.

Работа

На протяжении своей карьеры Мендьета работала на Кубе, в Мексике, Италии и США. Ее работы были в некоторой степени автобиографичными, основанными на ее истории изгнания с ее родной Кубы, и сосредоточены на таких темах, как феминизм, насилие, жизнь, смерть, идентичность, место и принадлежность. Ее работы обычно связаны с четырьмя основными элементами природы. Мендьета часто фокусировался на духовной и физической связи с Землей. Мендьета чувствовала, что, объединив свое тело с землей, она могла бы снова стать целостной: «Благодаря своим скульптурам из земли / тела я становлюсь единым с землей... Я становлюсь продолжением природы, а природа становится продолжением моего тела. Эта навязчивая идея Акт восстановления моих связей с землей - это на самом деле реактивация первобытных верований... [во] вездесущей женской силе, последующий образ того, что я заключен в утробе, является проявлением моей жажды к существованию ». За свою жизнь Мендьета создала более 200 произведений искусства, используя землю в качестве скульптурной среды. На ее методы в основном повлияли афро-кубинские традиции.

Членство в Artists In Residence Inc

В 1978 году Ана Мендьета присоединилась к Artists In Residence Inc (AIR Gallery ) в Нью-Йорке, которая была первой галереей для женщин, созданной в Соединенных Штатах. Это предприятие предоставило Мендьете возможность пообщаться с другими женщинами-художницами, находившимися в авангарде феминистского движения той эпохи. В то время Мендьета также активно участвовал в управлении и обслуживании A.I.R. В неопубликованном заявлении Мендьета отметила: «Для меня крайне важно быть частью всех моих художественных работ. В результате моего участия мое видение становится реальностью и частью моего опыта». В то же время, после двух лет работы в A.I.R. она пришла к выводу, что «американский феминизм в его нынешнем виде - это в основном движение белого среднего класса», и стремилась бросить вызов ограничениям этой перспективы с помощью своего искусства. Она познакомилась со своим будущим мужем Карлом Андре в галерее, когда он работал на панели под названием «Как женские художественные практики повлияли на социальные отношения мужчин-художников?» Ее отставка в 1982 году частично объясняется спором, спровоцированным Андре по поводу совместной работы, которую пара представила. В журнальной статье 2001 года Кэт Грифен, директор A.I.R. с 2006 по 2011 год, написала:

В заявлении об увольнении не упоминались причины ее ухода, но ряд других сотрудников A.I.R. художники вспоминают связанные события. Недавно Мендьета и Карл Андре пожертвовали совместную работу. Согласно политике, все работы должны были быть доставлены художником. Эдельсон вспоминает, что Андре обиделся, спровоцировав разногласия, что отчасти привело к отставке Мендьеты. Даже без этого инцидента, по словам другого участника, Пэта Лаша, связь Мендьеты с теперь уже легендарным Андре сыграла определенную роль в ее решении.

В 1983 году Мендьета была удостоена Римской премии от Американская академия в Риме. Находясь в резиденции в Риме, Мендьета начал создавать арт-объекты, в том числе рисунки и скульптуры. Она продолжала использовать природные элементы в своей работе.

Серия «Силуэта» (1973–1980)

Серия «Силуэта» (1973–1980) вовлекала Мендьету в создание женских силуэтов на природе - в грязи, песке, и трава - с натуральными материалами, начиная от листьев и веток до крови, и делая отпечатки тела или рисуя ее контур или силуэт на стене.

В заявлении художника 1981 года Мендьета сказала:

Я веду диалог между пейзажем и женским телом (на основе моего собственного силуэта). Я считаю, что это было прямым результатом того, что я был оторван от родины (Кубы) в подростковом возрасте. Меня переполняет чувство изгнания из чрева (природы). Мое искусство - это способ восстановить узы, связывающие меня со вселенной. Это возвращение к материнскому источнику.

Когда она начала свою серию «Силуэта» в 1970-х, Мендьета была одной из многих художников, экспериментировавших с зарождающимися жанрами лэнд-арта, боди-арта, и перформанс. Фильмы и фотографии Силуэтас связаны с фигурами, окружающими ее тело. Мендьета, возможно, была первой, кто объединил эти жанры в скульптурах, которые она называла «земным телом». Она часто использовала свое обнаженное тело для исследования Земли и связи с ней, как это видно в ее работе Imagen de Yagul из серии Silueta Works в Мексике, 1973–1977. Впервые Мендьета использовала кровь для создания произведений искусства в 1972 году, когда она исполнила «Без названия» («Смерть курицы»), где она стояла обнаженной перед белой стеной, держа за ноги только что обезглавленного цыпленка, кровь брызнула на ее обнаженное тело. Потрясенная жестоким изнасилованием и убийством студентки медсестры в Университете Айовы, Мендьета измазалась кровью и была привязана к столу в 1973 году, пригласив аудиторию в качестве свидетелей в фильме «Без названия» («Сцена изнасилования»). Профессор и историк искусства пишет о «Без названия» (Сцена изнасилования):

Ее тело было предметом и объектом работы. Она использовала это, чтобы подчеркнуть социальные условия, в которых женское тело колонизируется как объект мужского желания и разоряется мужской агрессией. Телесное присутствие Мендьеты требовало признания субъекта женского пола. Ранее невидимая, неназванная жертва изнасилования получила личность. Публика была вынуждена задуматься о своей ответственности; ее сочувствие было вызвано и переведено в пространство осознания, в котором можно было бы бороться с сексуальным насилием.

В серии слайдов «Люди, смотрящие на Кровь Моффитт» (1973) она выливает кровь и тряпки на тротуар и фотографирует, казалось бы, бесконечный поток людей, идущих без остановки, пока человек по соседству (витрина магазина носит имя Х. Ф. Моффитт) не выйдет, чтобы убрать его.

Мендьета также создала женский силуэт, используя природу как холст и среду. Она использовала свое тело, чтобы создать силуэты в траве; она создавала силуэты в песке и грязи; она создавала силуэты огня и снимала их горение. Без названия (Очун ) (1981), названный в честь Сантерии богини вод, когда-то указывал на юг от берега в Ки-Бискейн, Флорида. «Захоронение Шаньиго» (1976), название которого взято из популярного названия афро-кубинского религиозного братства, представляет собой напольную инсталляцию из черных свечей, на контурах тела художника которых капает воск. Посредством этих работ, выходящих за рамки перформанса, кино и фотографии, Мендьета исследовала свои отношения с местом, а также более широкие отношения с матерью Землей или фигурой «Великой Богини».

Мэри Джейн Джейкоб предполагает В ее каталоге выставки Ana Mendieta: The "Silueta" Series (1973–1980) видно, что большая часть работ Мендьеты сформирована под влиянием ее интереса к религии Santería, а также связи с Кубой. Джейкоб относит «ритуальное использование крови» Мендьеты, а также использование пороха, земли и камня к ритуальным традициям Сантерии.

Иаков также указывает на значение фигуры матери, имея в виду божество майя Икс Чел, мать богов. Многие интерпретировали повторяющееся использование Мендьетой этой материнской фигуры и ее собственного женского силуэта как феминистское искусство. Однако, поскольку работа Мендьеты исследует множество идей, включая жизнь, смерть, идентичность и место одновременно, ее нельзя отнести к одной из частей одной идеи или движения. Клэр Рэймонд утверждает, что серию «Силуэта», как фотоархив, следует рассматривать из-за ее фотографичности, а не просто как документацию земляных работ.

В Corazon de Roca con Sangre (Rock Heart with Blood) (1975) Мендьета преклоняет колени. рядом с отпечатком ее тела, вырезанного в мягком илистом берегу реки.

Фотогравюры рупестрийских скульптур (1981)

Как указано в книге Ana Mendieta: A Book of Works, отредактированный Бонни Клируотер, перед своей смертью Мендьета работала над серией фотогравий пещерных скульптур, которые она создала в Эскалерас-де-Харуко, Государственный парк Харуко в Гаване, Куба. Ее скульптуры были озаглавлены «Рупестрийские скульптуры» (1981) (название относится к жизни среди скал), а книга фотогравий, созданная Мендьета для сохранения этих скульптур, является свидетельством интертекстуальности работ Мендьеты. Клируотер объясняет, почему фотографии скульптур Мендьеты часто были так же важны, как и часть, которую они документировали, потому что природа работ Мендьеты была непостоянной. Мендьета потратила столько же времени и размышлений над созданием фотографий, сколько и над самими скульптурами.

Мендьета вернулась в Гавану, место своего рождения, для этого проекта, но она все еще исследовала свое чувство смещение и потеря, согласно Клируотеру. Рупестрийские скульптуры, созданные Мендьетой, также находились под влиянием народа таино, «коренных жителей доиспанских Антильских островов», которыми Мендьета увлекся и изучил.

Мендьета закончила пять фотографий - эскизы скульптур из Рупеста перед ее смертью в 1985 году. Книга «Ана Мендьета: Книга произведений», опубликованная в 1993 году, содержит как фотографии скульптур, так и записи Мендьеты о проекте.

Следы тела ( 1982)

Body Tracks (Растрос Корпоралес) дебютировал 8 апреля 1982 года в Franklin Furnace в Нью-Йорке. Следы - длинные размытые отметки, сделанные Мендьетой на большом листе белой бумаги, прикрепленном к стене. Пока слышны записи духовной музыки афро-кубинской Сантерии, Мендьета окунула руки и предплечья в смесь краски для темпуры и крови животных, крепко прижала ладони к ее поверхности и соскользнула вниз к этаж.

Представление было задокументировано в фильме 1987 года «Ана Мендьета: Фуэго де Тьерра» и описано ученым Александрой Гонзенбах:

В коротком отрывке артист входит в студийное пространство, а кубинская музыка играет в фон. Она окунает руки и предплечья в кровь животного, ставит ее спиной к камере, поднимает руки и кладет их на большой лист белой бумаги, прикрепленный к стене, а затем медленно проводит руками вниз по странице, пока почти не достигает дно. Затем она уходит с экрана и выходит из помещения для выступления. Камера, документация и перформанс останавливаются.

Полученные листы бумаги были сохранены художником после события и теперь представлены как самостоятельные произведения искусства в коллекции Rose Art Museum в Брандейском университете. Фотография с выставки была обложкой Third Woman Press издания феминистской антологии This Bridge Called My Back: Writings by Radical Women of Color (2002, ) ISBN 0943219221 )

Киноработы (1971–1980)

Несмотря на то, что Мендьета хорошо известна своими фотографиями, эксперименты Мендьеты с пленкой получили признание критиков на выставке 2016 года «Ана Мендьета: Экспериментальные и интерактивные фильмы »в Galerie Lelong, Нью-Йорк.

  • Creek (1974)
    • Этот фильм основан на шекспировском персонаже Офелии. Он был снят в, Оахака, Мексика. В фильме Мендьета сливается с водой.
  • Очун (1981)
    • Мендьета сняла Очуна в Ки-Бискейн, Флорида. В нем рассказывается о богине Сантерии, Очун - Ориша реки. В нем есть силуэты песка, звуки чаек, океанские волны и подчеркиваются темы тоски по другая земля. Это был ее последний фильм.
  • Цыпленок, Куриный кусок ( 1972)
  • Парашют (1973)
  • Строительная деталь Моффитта (1973)
  • Дыхание травой (1974)
  • Собака (1974)
  • Мираж (1974)
  • Воздушный шар с погодой, Пернатый шар (1974)
  • Силуэта Сангриента (1975)
  • Энергетический заряд (1975)

Фильмы, выпущенные посмертно (1985) –В настоящее время)

Усадьба Ана Мендьета Коллекшн, ООО, и члены семьи нашли несколько фильмов после ее смерти в поисках работы для включения в ретроспективу в Новом музее в 1987 году. В 2016 году были обнаружены и оцифрованы новые фильмы в ожидании документального фильма, снятого племянницей художника Ракель Сесилией Мендьета. По состоянию на 2019 год этот фильм, Rebel By Nature, находится в стадии постпродакшена.

  • Боль Кубы / Body I Am (2018)
  • Земля, которая нас покрывает, говорит (2018)
Выставки и коллекции

Мендьета представила персональную выставку своих фотографий в AIR Gallery в Нью-Йорке в 1979 году. Она также была куратором и написала эссе вступительного каталога для выставки в A.I.R. в 1981 году под названием «Диалектика изоляции: выставка женщин-художников Соединенных Штатов из стран третьего мира», на которой были представлены работы таких художников, как Джуди Бака, Сенга Ненгуди, Ховардена Пинделл и Зарина. В Новом музее современного искусства в Нью-Йорке в 1987 году прошла первая обзорная выставка Мендьеты. После ее смерти Мендьета была отмечена международными ретроспективами сольных музеев, такими как «Ана Мендьета», Институт искусств Чикаго (2011 г.); и «Ана Мендьета в контексте: государственная и частная работа», Коллекция Де Ла Крус, Майами (2012). В 2004 г. музей и сад скульптур Хиршхорна в Вашингтоне, округ Колумбия, организовали крупную ретроспективную выставку «Земное тело, скульптура и перформанс», которая посетила Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, Де-Мойн. Центр искусств, Айова, и Художественный музей Майами, Флорида (2004).

Работы Мендьеты представлены во многих крупных публичных коллекциях, включая Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Метрополитен-музей, Музей американского искусства Уитни и Музей современного искусства в Нью-Йорке; Чикагский институт искусств ; Центр Помпиду, Париж; Musée d'Art Moderne et Contemporain, Женева, ; и Tate Collection, Лондон.

Смерть и разногласия

Ана Мендьета скончалась 8 сентября 1985 года в Нью-Йорке, упав из своей квартиры на 34-м этаже в Гринвич-Виллидж на Мерсер-стрит, 300, где она прожила восемь месяцев со своим мужем, минималистом скульптором Карлом Андре, который, возможно, вытолкнул ее из окна. 33 этажа она упала на крышу гастронома. Незадолго до ее смерти соседи слышали, как пара жестоко спорила. Очевидцев событий, приведших к смерти Мендьеты, не было. На записи звонка Андрея в службу экстренной помощи видно, что он сказал: «Моя жена - артист, а я - артист, и мы поссорились из-за того, что я был более... э-э, открыт для публики, чем она. в спальню, и я пошел за ней, а она вышла в окно ". В 1988 году Андре предстал перед судом и был оправдан в ее убийстве. В течение трех лет судебного разбирательства адвокат Андре описал смерть Мендьеты как возможную аварию или самоубийство. Судья признал Андре невиновным на основании разумных сомнений.

Оправдание вызвало бурю негодования среди феминисток в мире искусства и до сих пор вызывает споры. В 2010 году симпозиум под названием «Где Ана Мендьета?» был проведен в Нью-Йоркском университете в ознаменование 25-й годовщины ее смерти. В мае 2014 года протестная группа феминисток устроила акцию протеста перед ретроспективой Карла Андре, созданной Dia Art Foundation. Группа сложила груды крови и кишок животных перед зданием, протестующие надели прозрачные спортивные костюмы с надписью «Я хочу, чтобы Ана Мендьета была еще жива». В марте 2015 года рабочая группа No Wave Performance и группа поэтов-феминисток из Нью-Йорка отправились в Бикон, Нью-Йорк, чтобы протестовать против ретроспективы Андре на Dia: Beacon, где они громко кричали в главной галерее, лепили «силуэты» на снегу на территории музея и окрашивали снег паприкой, брызгами и фальшивой кровью. В апреле 2017 года протестующие на ретроспективе Андре раздали открытки в Geffen Contemporary с заявлением: «Карл Андре в MOCA Geffen. ¿Dónde está Ana Mendieta?» (Где Ана Мендьета?). За этим последовало открытое письмо директору MOCA Филиппу Вернь с протестом против выставки от группы Ассоциации истерических кураторов.

Наследие

В 2009 году Мендьета была награждена премией Премия за пожизненные достижения от Фонда Синтас. Поместьем Аны Мендьеты в настоящее время управляет Galerie Lelong в Нью-Йорке. Поместье также представлено галереей Элисон Жак, Лондон. В 2018 году The New York Times опубликовала запоздалый некролог для нее, который начинался со слов: «Искусство Мендьеты, иногда жестокое, часто без извинений феминистское и обычно грубое, оставило неизгладимый след, прежде чем ее жизнь оборвалась». В 2010 году она была героем скандального фильма Ричарда Мова. Где Ана Мендьета? 25 лет спустя - выставка и симпозиум, на которых был показан его фильм «BloodWork - История Аны Мендьеты».

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Бест, Сьюзен, «Серийные пространства Аны Мендьеты», история искусства, апрель 2007 г. https://doi.org/10.1111/j.1467-8365.2007.00532.x
  • Бест, Сьюзан, «Ана Мендьета: влияет на миниатиризатин, эмоциональные связи и серию« Силуэта »», «Визуализация чувств: влияние и женский авангард» (Лондон: IB Tauris, 2011) 92–115 ISBN 9781780767093
  • Дель Валле, Алехандро (2015). «Примитивизм в искусстве Аны Мендьеты». Кандидат наук. Universitat Pompeu Fabra. Проверено 8 июля 2017 г.
  • Дель Валле, Алехандро. «Ана Мендьета: Перформанс на путь примитивов». Arte, Individualuo y Sociedad, 26 (1) 508–523
  • «Ана Мендьета: земное тело, скульптура и перформанс 1972–1985». Музей и сад скульптур Хиршхорна. Организация традиционных изящных искусств, Inc.
  • Ана Мендьета: Архив Нового музея
  • Кабаньяс, Кайра М. «Ана Мендьета:« Боль Кубы, тело Я есть »» "Журнал женского искусства 20, вып. 1 (1999): 12–17.
  • Камхи, Лесли. «ИСКУССТВО; ее тело, сама». The New York Times 20.06.2004.
  • Кроуфорд, Мариса. «Плачет по Ане Мендьета на ретроспективе Карла Андре». Гипераллергический. 2015
  • Гопник, Блейк. "" Силуэта "женщины: оценка Аны Мендьеты". The Washington Post стр. N01. 2004-10-17.
  • Хартни, Элеонора. «Открытие заново Аны Мендьеты». Искусство в Америке 92, вып. 10 (2004): 139–143.
  • Ховард, Кристофер. «Ана Мендьета: Земное тело, скульптура и перформанс, 1972–1985». Артбук 12, вып. 2 (май 2005 г.): 21–22. Art Full Text (H.W. Wilson), EBSCOhost (по состоянию на 29 ноября 2014 г.).
  • Эррера, Гретель. Las huellas de Ana Mendieta. Fundación Cultural Энрике Лойназ, Санто-Доминго. (Испанский)
  • Кац, Роберт. Обнаженная у окна: Роковой брак Карла Андре и Аны Мендьеты. Atlantic Monthly Press, 1990.
  • Квон, Мивон. «Кровавые валентинки: Остаточные изображения Аны Мендьеты». В: Катрин де Зегер (ред.), Внутри видимого. Институт современного искусства, Бостон и MIT Press, 1996.
  • «Осмысление современного искусства» Музей современного искусства Сан-Франциско.
  • Moure, Gloria et al. Ана Мендьета. Poligrafa, 2 апреля 2001 г.
  • Оранский, Ховард, Покрытые временем и историей: фильмы Аны Мендьеты, Калифорнийский университет Press, 2015 ISBN 0520288017
  • Патрик, Винсент. «Смерть в мире искусства». Нью-Йорк Таймс 1990-06-10. п. 428.
  • Перро, Джон и Петра Баррерас дель Рио. Ана Мендьета: ретроспектива. Новый музей современного искусства, Нью-Йорк, 1987.
  • Рейн, Энн. «Воплощенные географии: субъективность и существенность в работе Аны Мендьеты». В «Феминистских подходах к теории и методологии: междисциплинарный читатель», под редакцией Шарлин Хессе-Бибер, Кристины Гилмартин и Робин Лиденберг, 259–286. Нью-Йорк: Oxford University Press, 1999.
  • Раух, Хайди и Федерико Суро. «Первобытный крик Аны Мендьеты». Américas 44, № 5 (1992): 44–48.
  • Szymanek, Angelique. «Кровавые удовольствия: жестокие картины Аны Мендьеты», Знаки: Журнал женщин в культуре и обществе 41, вып. 4 (лето 2016 г.): 895–925
  • Визо, Ольга. Ана Мендьета: Земное тело. Хатье Канц в сотрудничестве с музеем и садом скульптур Хиршхорна, 2004 г.
  • Визо, Ольга. Unseen Mendieta: Неопубликованные работы Аны Мендьеты. Нью-Йорк: Престел, 2008.
  • Уокер, Джоанна, «Тело присутствует, даже если оно замаскировано: прослеживание следа в художественных работах Нэнси Сперо и Аны Мендьеты». Tate Papers, весна 2009 г.
  • Ана Мендьета Выставка в Fundació Antoni Tàpies
  • Редферн, Кристина и др. Кто такая Ана Мендьета? Feminist Press, 2011.
Последняя правка сделана 2021-06-10 21:51:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте