В исконной религии народа йоруба, Ориша (пишется òrìṣà на языке йоруба, orichá в кубинской практике и orixá в бразильской практике Латинской Америки ) - это духи, посланные Олодумаре. для руководства всем творением и человечеством в частности, о том, как жить и добиваться успеха на Àiyé (Земле). Считается, что большинство ÒrÒṣà ранее существовало в духовном мире (òrún) как Ирумоле, а затем воплотилось в человеческие существа здесь, на Земле. Другие, как говорят, люди, которых признали божествами после их смерти из-за выдающихся подвигов, совершенных в жизни.
Многие rìṣà нашли свой путь в большую часть Нового Света в результате атлантическая работорговля и теперь выражается в различных практиках, таких как Сантерия, Кандомбле, Тринидад Ориша, Умбанда и Ойотунджи и другие. Концепция ориша аналогична концепциям божеств в традиционных религиях народа бини из штата Эдо на юге Нигерии, народа эвэ из Бенин, Гана и Того, а также народы Фон в Бенине.
Традиция йоруба часто говорит, что их 400 + 1 Òrìṣà, который связан со священным числом. Другие источники предполагают, что это «столько, сколько вы можете придумать, плюс еще одно - неисчислимое число». Различные устные традиции относятся к 400, 700 или 1440 ориша.
Практикующие традиционно считают, что повседневная жизнь зависит от правильного выравнивания и знания своего ори. Ори буквально означает голова, но в духовных вопросах это означает часть души, которая определяет личную судьбу.
. Некоторые òrìṣà уходят корнями в поклонение предкам; воины, короли и основатели городов чествовали себя после смерти и присоединились к пантеону божеств йоруба. Предки не умерли, но было видно, что они «исчезли» и стали òrìrà. Некоторые ориша, основанные на исторических личностях, поклоняются только в своих семьях или городах происхождения; другие почитаются в более широких географических областях.
Эш - это жизненная сила, которая пронизывает все вещи, живые и неодушевленные. Он описывается как способность делать вещи. Это утверждение, которое используется в приветствиях и молитвах, а также в концепции духовного роста. Преданные Orìṣà стремятся получить Эш через ива-пеле, мягкий и добрый характер, и, в свою очередь, они переживают выравнивание с ори, то, что другие могут назвать внутренним миром и удовлетворением жизнью. Эш - это божественная энергия, которая исходит от Олодумаре, божества-создателя, и проявляется через Олоруна, который правит небесами и связан с солнцем. Без солнца жизнь не может существовать, так же как жизнь не может существовать без некоторой степени пепла. Аше иногда ассоциируется с Эшу, посланником òrìṣà. Для практикующих аше представляет собой связь с вечным присутствием верховного божества, ориша и предков.
Эта концепция регулярно упоминается в бразильской капоэйре. Axé в этом контексте используется как приветствие или прощание, в песнях и как форма похвалы. Сказать, что кто-то «имеет аксэ» в капоэйре, является комплиментом его энергии, боевому духу и позиции.
òrìṣà сгруппированы как представленные белым цветом, которые характеризуются как пачка «прохладный, спокойный, нежный и умеренный»; и те, которые представлены красным или черным цветом, которые характеризуются как gbigbona, «суровые, агрессивные, требовательные и вспыльчивые». Как и люди, Ориша может иметь предпочтительный цвет, пищу или предмет. Черты ориша задокументированы в устной традиции.
.