Люди эве

редактировать
Западноафриканская этническая группа, самая большая в Того
Люди эве (Eʋe, Eʋeawó)
Raccolte Extraeuropee - Passaré 00217 - Statua Ewe - Togo Ghana.jpg Иллюстрации Ewe
Всего Население
c.6,7 миллиона
Регионы со значительным количеством населения
Гана 3,7 миллиона. Того 3 миллиона. Бенин 0,4 ​​миллиона
Языки
Эве, Французский, английский
Религия
Христианство (50%), Водун традиционная религия, иудаизм
Родственные этнические группы
Другие народы Гбе.

Люди Ewe (Ewe : Eʋeawó, букв. "Ewe people"; или Mono Kple Volta T́sisiwo Dome, lit. "Ewe nation", "Eʋenyigba" Eweland;) - западноафриканская этническая группа. Самая большая популяция народа эвэ находится в Гане (3,3 миллиона), а вторая по численности населения - в Того (2 миллиона). Они говорят на языке эве (эве : Eʋegbe), который принадлежит к семейству языков Нигер-Конго Gbe. Они связаны с другими носителями языков Gbe, такими как Fon, Gen, Phla Phera и народы аджа. Того и Бенина.

Содержание
  • 1 Демография
  • 2 История
  • 3 Религия
    • 3.1 Традиционная религия
    • 3.2 Христианство
  • 4 Общество и культура
    • 4.1 Музыка
    • 4.2 Танцы
  • 5 Язык
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Демография
Эве-говорящий регион (желтый).

Эве живут в основном в прибрежных регионах Западной Африки: в районе к югу и востоку от реки Вольта до реки Моно на границе Того и Бенин ; юго-западная часть Нигерии (недалеко от Атлантического океана, простирается от границы с Нигерией и Бенином до Эпе). В основном они встречаются в регионе Вольта на юго-востоке Ганы (ранее Британский Тоголенд ), южном Того (ранее Французский Тоголенд ), в юго-западной части Бенина, и меньшее население в юго-западной части Нигерии (большинство из которых поселились в Бадагри ). Регион эве иногда называют нацией эве или регионом эдукё (Тоголенд в колониальной литературе).

Они состоят из четырех групп в зависимости от их диалекта и географической концентрации: анло-эве, Мина, Анечо, Цедоме (Даньи), Тонгу или Тоу. Литературным языком была ветвь анло.

История

Древняя история народа эвэ не записана. они мигрировали из места под названием Коту или Амедзове, к востоку от реки Нигер, или из региона, который сейчас является границей между Бенином и Нигерией, а затем из-за вторжений и войны 17 века перекочевали в их нынешнее место. Археологические данные свидетельствуют о том, что народ овец, вероятно, имел некоторое присутствие на своей нынешней родине, по крайней мере, до 13 века. Это свидетельство датирует их динамизм гораздо более ранним периодом, чем считалось ранее. Однако другие свидетельства также указывают на период смуты, особенно когда воины Йоруба Империи Ойо правили регионом. Их собственная устная традиция описывает жестокого царя Агу Акули или (Агор Акорли ) Нотси, который правил из Кпалиме в 17 веке.

У них есть общая история с людьми, которые говорят Gbe языки. Эти ораторы занимали территорию между Аканландом и Йорубаландом. Ранее некоторые историки пытались связать их как с этническими группами акан, так и с йоруба, но более поздние исследования показывают, что это отдельные этнические группы, которые не являются ни акан, ни йоруба, хотя, похоже, они имеют оба находились под влиянием этих двух этнических групп.

У народа эвэ были теплые отношения с европейскими торговцами колониальной эпохи. Однако в 1784 году они вступили в войну с датскими колониальными интересами, когда Дания попыталась создать прибрежные форты в регионах Эве для своих чиновников и торговцев. Овцы были жертвами набегов и торговли рабами, а также продавцами рабов европейским торговцам рабами и судам. Политически организованные как вождества, люди эве часто воевали друг с другом, совершали набеги на другие кланы внутри народа эвэ, а также в Ашантиленде и продавали пленников в качестве рабов.

После рабство было отменено и работорговля была остановлена, основная экономическая деятельность народа эвэ перешла на пальмовое масло и экспорт копры. Их регион был разделен между колониальными державами, первоначально между немецкими и британскими колониями, а после Первой мировой войны их территории были разделены между британцами и совместным британо-французским протекторатом. После Первой мировой войны британский Тоголенд и французский Тоголенд были соответственно переименованы в регион Вольта и Того. Французский Тоголенд был переименован в Республика Того и получил независимость от Франции 27 апреля 1960 года.

Были попытки объединить народы эвэ в единую страну с колониального периода, и многие постколониальные лидеры время от времени поддерживали их дело, но ни один из них в конечном итоге не добился успеха.

Fétiche Ewé-Togo
Религия

Традиционная религия

Сложная теология народа эвэ похожа на теологию соседних этнических групп, таких как религия фон. Эта традиционная религия овец называется Вуду. Слово заимствовано из языка Фон и означает «дух». Религия овец считает Маву богом-творцом, который создал множество меньших божеств (trɔwo), которые служат духовными проводниками и силами, влияющими на судьбу человека. Это отражает теологию Маву и Лизы (Богини и Бога) религии Фон, и, как и они, они далеки от повседневных дел народа эвэ. Считается, что у меньших божеств есть средства для оказания помощи или причинения вреда.

У эве есть концепция Си, которая подразумевает «духовный брак» между божеством и верующими. Обычно его называют суффиксом божества. Таким образом, Fofie-si относится к верующим, которые дали клятву божеству Fofie, точно так же, как супруг во время брака. Духи предков являются важной частью традиционной религии эве и разделяются одним кланом.

Эглиз Сен-Огюстен де Ломе была построена французами в 1934 году.

Христианство

Христианство пришло среди народа эвэ. с колониальными купцами и миссионерами. Основные миссии были созданы после 1840 года европейскими колониями. Немецкие лютеранские миссионеры прибыли в 1847 году. Их идеи были приняты в прибрежных районах, и немцы назвали свой регион Тоголанд или Того, что на языке эве означает «за морем». Немцы потеряли свое влияние в Первой мировой войне, их христианские миссии были вынуждены покинуть Тоголенд, и после этого французские и британские миссионеры стали более заметными среди народа эвэ.

Около 50% населения эве, особенно принадлежащих к нему, в прибрежную городскую зону, принял христианство. Тем не менее, они продолжают практиковать традиционные обряды и ритуалы религии своих предков.

Общество и культура
Эве ткань кенте

Народ овец патрилинейный народ которые живут в деревнях, где есть родословные. Каждую линию возглавляет старейшина-мужчина. Предков мужского пола почитают овец, и традиционно семьи могут проследить предков мужского пола. Земля, принадлежащая семье эве, считается подарком от предков, и они не продают этот дар.

Люди эве отличаются жесткой независимостью, им не хватает групповой идентичности, и они никогда не поддерживали концентрацию власти в пределах деревни или через большое государство. Решения в отношении деревень были приняты группой старейшин, и они отказались политически поддерживать сильных королей после своего опыта с могущественным деспотом 17-го века по имени Агоколи из Нотсе. Это привело к отсутствию государства и их неспособности реагировать на джихады и войны, которые последовали в 18 веке и после него. В региональных делах главный традиционный священник был главной властью. В наше время овцы пытались объединить и построить общую культуру и основанную на языке идентичность в трех странах, где они обычно проживают.

Несмотря на отцовство, женщины-овцы традиционно являются основными торговцами и торговцами. как на оптовом, так и на розничном уровне. «Они торгуют широким спектром товаров, многие из которых производятся мужчинами».

Другим примечательным аспектом культуры овец, государственных этнологов, таких как Розенталь и Венкатачалам, является их отказ обвинять других, их «глубокие страдания и добровольное признание вины» за роль их предков в работорговле. Они приложили огромные усилия, чтобы почтить память бывших рабов среди них, а также сделать их предков почитаемыми божествами.

Музыка

Овцы развили сложную музыкальную культуру, тесно интегрированы с их традиционной религией. Сюда входит игра на барабанах. Эве считает, что если кто-то хороший барабанщик, то это потому, что он унаследовал дух своего предка, который был хорошим барабанщиком.

В музыке эве много жанров. Один из них - Агбекор, который относится к песням и музыке о войне. Они охватывают весь спектр человеческих эмоций, связанных с последствиями войны, от мужества и солидарности, вдохновленных их предками, до непобедимого успеха, который ожидает воинов Эве, до смерти и горя утраты.

Игра на барабанах в разных ритмах часть музыкальной культуры овец. В общем, барабаны Ewe сконструированы как бочки с деревянными шестами и металлическими кольцами или вырезаны из цельного бревна. В них играют палками и руками, и они часто исполняют традиционные для семьи роли. «Детский» или «младший брат» барабан, каган, обычно играет на стартовых долях в повторяющемся паттерне, который напрямую связан с остинато колокола и шейкера. «Материнский» барабан, киди, обычно играет более активную роль в аккомпанементе. Он реагирует на большой сого или «отцовский» барабан. Весь ансамбль возглавляет ацимэву, или «дедушка», самый большой в группе.

Лирические песни более распространены в южных регионах. На севере флейты и барабаны обычно заменяют голос певца.

Танец

У овец есть сложная коллекция танцев, которые варьируются в зависимости от географического региона и других факторов. Один из таких танцев - Адеву (Адэ - охота, Ву - танец). Это профессиональный танец, прославляющий охотника. Они предназначены как для облегчения охоты на животных, так и для проведения ритуальных «похорон», чтобы дух животного не вернулся и не навредил охотнику.

Другой танец, Агбадза, традиционно является военным танцем, но теперь используется в социальных и развлекательных ситуациях, чтобы отпраздновать мир. Боевые танцы иногда используются в качестве военных тренировочных упражнений с сигналами от ведущего барабана, приказывающими воинам двигаться вперед, вправо, спускаться и т. Д. Эти танцы также помогли подготовить воинов к битве, и по их возвращении с боя они разыгрывают свои поступки в битве через движения в танце.

Ациагбекор - это современная версия боевого танца эве Атамга (Великая (га) Клятва (атама) в отношении клятв, данных людьми перед вступлением в битву. современные версии в основном строятся во взводе и используются не только для демонстрации боевой тактики, но и для поднятия энергии и воодушевления солдат. Сегодня Ациагбекор исполняется для развлечения на общественных собраниях и на культурных презентациях.

Ация танец, который исполняется в основном женщинами, представляет собой серию стилистических движений, продиктованных танцорам ведущим барабанщиком. Каждое танцевальное движение имеет свой собственный предписанный ритмический паттерн, который синхронизируется с ведущим барабаном ». "на языке эве означает стиль или показ.

Традиционные танцоры эве исполняют бобобо Традиционные танцоры эве, исполняющие bɔbɔbɔ

Bobobo (первоначально" Акпезе "), как говорят, были разработаны Фрэнсисом Коджо Нуатро. Считается, что он Бывший полицейский, организовавший группу в середине o конец 1940-х гг. Этот танец берет свое начало от усута и музыки высокой жизни, популярной в странах Западной Африки. Бобобо получил национальное признание в 1950-х и 1960-х годах из-за его использования на политических митингах и новизны танцевальных образований и движений. Обычно это исполняется на похоронах и других светских мероприятиях. Это социальный танец, в котором есть много места для свободного самовыражения. Как правило, мужчины поют и танцуют в центре, а женщины танцуют вокруг них. Есть «медленная» и «быстрая» версии Бобобо. Медленный называется Акпесе, а быстрый - Бобобо.

Агаху - это название танца и одного из многих светских музыкальных объединений (клубов) народа эвэ в Того, Дагомее и в юго-восточной части региона Вольта. Каждый клуб (Gadzok, Takada и Atsiagbeko - другие подобные клубы) имеет свои особенности игры на барабанах и танцах, а также свой собственный репертуар песен. Популярный социальный танец в Западной Африке, Агаху был создан людьми, говорящими на языке эгун, из города Кетону на территории нынешнего Бенина. Оттуда он распространился в район Бадагри в Нигерии, где поселение Эве в основном слышал и адаптировался рыбак. При танце Агаху образуются два круга; мужчины остаются неподвижными, вытянув руки, а затем сгибают колени вперед, чтобы женщины сели. Они продвигаются по кругу, пока не достигнут своего первоначального партнера.

Гбедзимидо - это военный танец, в основном исполняемый людьми Мафи-Гборкофе и Амегакопе в районе Центрального Тонгу региона Вольта Ганы. Гбедзимидо превратилось в современный танец и обычно его можно увидеть только в очень важных случаях, таких как фестиваль Асафоту, ежегодно отмечаемый народом Тонгу примерно в декабре. Танец исполняется также на похоронах высокопоставленных в обществе людей, в основном мужчин. Мафи-Гборкофе - небольшая деревня недалеко от Мафи-Кумасе.

Танцор Гбедзимидо [артист] в одежде ручной работы

Гота использует мистический барабан из калебаса Бенина, Западная Африка. Изначально калебас назывался «барабан мертвецов» и в него играли только на похоронах. Теперь это делается для социального развлечения. Самые захватывающие части Gota - синхронные остановки барабанщиков и танцоров.

Тро-у - это древняя барабанная музыка, которую играют, чтобы пригласить предков на особые священные мероприятия в святилище. В религиозных целях должен присутствовать священник или жрица. Есть быстрые и медленные ритмы, которые может вызвать религиозный лидер, чтобы облегчить общение с духовным миром. Ритм колокола воспроизводится на колокольчике в форме лодки на севере, но в южной части используется двойной колокол. Три барабана должны иметь разные уровни высоты звука, чтобы зафиксироваться.

Sowu - один из семи разных стилей игры на барабанах, принадлежащих культу Yewe, адаптированных для сцены. Юэ - бог грома и молний среди говорящего на овцах народа Того, Бенина и юго-восточных частей региона Вольта. Yewe - это очень эксклюзивный культ, и его музыка - одна из самых развитых форм духовной музыки в Eweland.

Язык
Регион между реками Моно и Волта
ЛюдиЭджеаво
ЯзыкЭшегбе
СтранаEʋedukɔ
Флаг народа эве.

Эве, также пишется как Evhe или Eʋe, является основным диалектным кластером Gbe или Tadoid (Capo 1991, Duthie 1996), на котором говорят в южных части региона Вольта, в Гане и на юге Того, до границы с Того и Бенином проживает около трех миллионов человек. Эве принадлежит к семье Гбе из Нигера-Конго. На языках гбе говорят в регионе, который простирается преимущественно от Того, Бенина и от Западной Нигерии до Нижнего Веме.

Диалекты эве различаются. Группы деревень, находящихся на расстоянии двух или трех километров друг от друга, имеют разные разновидности. Тем не менее, по всей территории, говорящей на языке эве, диалекты могут быть в широком смысле сгруппированы географически в прибрежные или южные диалекты, например, Aŋl, Tɔŋú Avenor, Watsyi, и внутренние диалекты, которые изначально характеризуются как Ewedomegbe, например, Lomé, Danyi, Kpele и т. Д. (Agbodeka 1997, Gavua 2000, Ansre 2000). Спикеры из разных мест понимают друг друга и могут определить особенности разных регионов. Кроме того, существует письменный стандарт, который был разработан в девятнадцатом веке на основе региональных вариантов различных субдиалектов с высокой степенью прибрежного содержания. Вместе с этим возник стандартный разговорный вариант (говорят обычно с местным акцентом), который очень широко используется в сайтах кросс-диалектных контактов, таких как школы, рынки и церкви.

Сказители используют диалект. об Aŋl говорят в Севе. Их язык является разговорной формой и, следовательно, не обязательно соответствует ожиданиям человека, знакомого со стандартным диалектом. Например, они используют форму yi для введения относительных предложений вместо стандартного письменного si и yia 'this' вместо стандартного письменного sia. Иногда они также используют маркеры подлежащего на глаголе, совпадающем с лексическим субъектом NP, хотя это не указано в стандарте. Отличительной чертой диалекта алу является то, что звуки, издаваемые в области зубного гребня, становятся палатализованными, если за ними следует высокая гласная. Например, глагол tsi 'становиться старым' произносится рассказчиком Квакуга Гока как "tsyi".

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Народ овец, Якоб Спит (1906), запись о колонии в Германии в Того
  • Эве (Библиотека наследия африканских народов) Э. Офори Акьеа
  • Справочник Евеланда: Том I, отредактированный Фрэнсисом Агбодека
  • Справочник Ювеланда: Том II, отредактированный Кодзо Гавуа
  • Овца Того и Бенин, Справочник по Евеланду, том III
  • Эге Дукё Блеманьяво, Эльгла: Чарльз Ками Кудзодзи (Папави Хогбедето)
  • Африканский ритм: перспектива северной овцы. Автор: Кофи Агаву
  • Гаху: традиционная социальная музыка народа эве
  • Кпегису: боевой барабан овцы Годвина Агбели
  • Гаху: традиционная социальная музыка народа эвэ
  • Амегбета ало Agbezuge ƒe utinya
Внешние ссылки
  • "Eẃe". Encyclopædia Britannica. 10(11-е изд.). 1911. с. 40.
  • Дзобо Н.К. (1997) [1973]. Африканские пословицы: моральная ценность пословиц Эве. Руководство по поведению (электронная книга, переработанная ред.). Кейп-Кост, Гана: Университет Кейп-Коста, педагогический факультет. OCLC 604717619.
  • Коттрелл, Анна (2007). Однажды в Гане: традиционные истории овец, пересказанные на английском языке. Troubador Publishing Ltd. ISBN 978-1-906221-58-4.- Пересказ традиционных историй эве на английском языке
Последняя правка сделана 2021-05-19 09:21:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте