Винти - афро-суринамская традиционная религия, зародившаяся в Южной Америке и получившая развитие в Голландской Империи. Это синкретизация религиозных верований и обычаев рабов Акан и Фон (с такими богами, как Леба или Легба, Локо и Айса или Айизан) с христианством.
В основе Винти лежат три принципа: вера в верховного творца по имени Анана Кедьяман Кедянпон ; вера в пантеон духов под названием Винти; и почитание предков. Существует также вера в ампуку (также известную как апуку), антропоморфных лесных духов. Ампуку может обладать людьми (как мужчинами, так и женщинами), а также может выдавать себя за другого духа. Ампуку также могут быть водными духами, и в таких случаях они известны как Ватра Ампуку.
Описан Winti согласно К. Вудингу (эксперту по Винти) как:
«... афроамериканская религия, в которой вера в персонифицированные сверхъестественные существа занимает центральное место. Эти персонифицированные сверхъестественные существа могут овладеть человеком. человека, как бы отключая свое сознание и тем самым раскрывая вещи, касающиеся прошлого, настоящего и будущего, а также вызывая и / или излечивая болезни сверхъестественной природы ».
Другой эксперт Винти (HJM Stephen, 1985) описывает Винти как:
«... в первую очередь религия, что означает, что уважение к божественному, поклонение и молитва занимают центральное место. Кроме того, он имеет сильный магический аспект, который h часто подчеркивается слишком однобоко и несправедливо. Магия предполагает влияние земных событий сверхъестественными средствами ».
Во время рабства представители различных западноафриканских племен были доставлены в Суринам Они пришли из королевств, которые имели определенные общие религиозные аспекты, такие как вера в верховного Бога-творца, живущего вдали от людей, оставляя мир менее могущественным богам или духам, и вера в бессмертную человеческую душу и связанное с этим поклонение предкам.
После отмены рабства в 1863 году последовал десятилетний период экономического рабства, известный как De Periode van Staatstoezicht (Период государственного надзора). Он закончился в 1873 году и был за которым последовал очень долгий период умственного и культурного рабства. Бывшие рабы и их потомки были вынуждены принять христианство, и в течение почти 100 лет (1874–1971) практика винти была запрещена законом. Их также заставляли говорить голландский ; образование на родном языке шранан-тонго было запрещено; И детям не разрешалось говорить на шранан-тонго в школах.
На рубеже тысячелетий Винти набирает обороты. В 2006 году правительство Суринама включило фонд интересов Winti Tata Kwasi ku Tata Tinsensi в базу данных религиозных организаций. В 2011 году были назначены первые два брачных чиновника Winti. Священники Винти уже были назначены неофициально, но все еще без юридического статуса. В 2014 году Дорения Бабель стала первым человеком, официально признанным священником винти, назначенным правительством с целью развития винти в общественной сфере. В 2019 году психиатр Гленн Хельберг публично призвал суринамские христианские конфессии рассматривать винти как равную религию.
Считается, что у человека есть три духовных аспекта: Дедио, Кра и Йорка. Благодаря этим аспектам люди интегрируются в сверхъестественный мир. Дьодьо - сверхъестественные родители, которые защищают своих детей и могут быть высшими или низшими духами. Они получили чистую душу, Кра, от Ананы и отдали ее ребенку. Кра и Дьодио определяют ваш разум и менталитет, в то время как биологические родители обеспечивают кровь и физическое тело. Йорка, другая духовная часть, впитывает жизненный опыт. После смерти физического тела Кра возвращается к Дедио, а Йорка отправляется в царство мертвых.
Есть четыре Пантеона или группы.
Определенные группы маронов также выделяют пятый пантеон, царство смерти.