Абд аль-Азиз ибн Марван | |
---|---|
Губернатор Египта | |
В офисе. 685–705 | |
Предшественник | Абд аль-Рахман ибн Утба аль-Фихри |
Преемник | Абдаллах ибн Абд аль-Малик |
Личные данные | |
Умер | 705. Египет |
Супруг (ы) |
|
Дети | Ал- Асбаг. Умар. Асим. Абу Бакр. Мухаммад. Сахл. Сухайл. Заббан. Джузайи. Сахла (дочь). Умм аль-Хакам (дочь). Умм аль-Банин (дочь) |
Мать | Лайла бинт Заббан ибн аль-Асбаг аль-Калбийя |
Отец | Марван I |
Родственники | Абд аль-Малик (брат). Аль-Валид I (племянник и зять) |
Место жительства | Фустат (685–690 ). Хулван (690–705) |
Религия | Ислам |
Военная служба | |
Верность | Омейядский халифат |
Годы службы | 684– 685 |
Сражения / войны | Битва при Мардж-Рахите (684) |
ʿАбд аль-Азиз ибн Марван ибн аль-Хакам(арабский : عبد العزيز بح مروان كب ن; умер в 705 г.) был губернатором Омейядов и де-факто наместником Египта между 685 годом и его смертью. Его назначил его отец, халиф Марван I (годы правления 684–685). Правление Абд аль-Азиза было отмечено стабильностью и процветанием, отчасти благодаря его близким отношениям и опоре на арабских военных поселенцев из Фустата. Под его руководством и контролем армия во главе с Мусой ибн Нусайром завершила завоевание мусульманами Северной Африки. Он был снят с линии престолонаследия халифа и, в любом случае, умер раньше своего брата, халифа Абд аль-Малика. Однако один из сыновей Абд аль-Азиза, Умар II, стал халифом в 717–720 годах.
Абд аль-Азиз был сыном старшего члена клана Омейядов, Марвана ибн аль-Хакама, и одной из жен последнего, Лейлы бинт Заббан ибн аль-Асбаг из племя бану калб. Возможно, он посетил Египет, когда провинцией правил Маслама ибн Мухаллад аль-Ансари (667–682), назначенный Муавия I, основатель Омейядов. Халифат. В 682 году Абд аль-Азиз был частью посольства вместе со своим старшим сводным братом Абд аль-Маликом, посланным Марваном к восставшему против Омейядов Абдаллаху ибн аз-Зубайру в Мекка. Когда жители Медины, дома большей части клана Омейядов, восстали против преемника Муавии, халифа Язида I (r. 680–683) и осадил семью Омейядов в районе Марвана в 683 году, Абд аль-Азиз не упоминается как присутствующий. Историк Вильгельм Бартольд предполагает, что он мог быть в то время в Египте.
В любом случае, летом 684 года, когда Марван был избран халифом лоялистскими племенами, поддерживающими Омейядов, вождем Среди них бану Калб, Абд аль-Азиз был в компании своего отца. Он сражался вместе со своим отцом и бану калбом против ад-Даххака ибн Кайса аль-Фихри и племен кайси, которые поддерживали Ибн аль-Зубайра, объявившего себя халифом в 683 г. получил широкое признание в Халифате в битве при Мардж-Рахите около Дамаска в августе. Абд аль-Азиз был сброшен с лошади во время битвы, которая закончилась сокрушительной победой Омейядов и Калбитов. Впоследствии он сыграл ведущую роль в завоевании Марваном Египта от его губернатора Зубайрида Ибн Джахдама аль-Фихри, выступая в качестве командира контингента, который перешел в провинцию через Синайский полуостров, через Красное море портовый город Айла. Там он столкнулся с Ибн Джахдамом и его заместителем Зухайром ибн Кайсом аль-Балави, последний из которых в конечном итоге перешел на сторону Абд аль-Азиза. После того, как Марван вернулся в Сирию, он назначил Абд аль-Малика своим преемником, а затем Абд аль-Азиза; первый стал халифом после смерти Марвана в апреле 685 года.
Абд аль-Азиз наиболее известен своим двадцатилетним пребыванием на посту губернатора (амира) <173 г.>Египет, с 65 г. хиджры (685 г. н.э.) до его смерти в 86 г. хиджры (705 г. н.э.). Он был назначен на этот пост Марваном после того, как последний покинул Египет в Сирию в феврале 685 года. Он пользовался широкой автономией в управлении Египтом и действовал как фактический наместник страны. Абд аль-Азиз также руководил завершением мусульманского завоевания Северной Африки ; именно он назначил Мусу ибн Нусайра на своем посту губернатором Ифрикия.
В первые годы своего правления Абд аль-Азиз проживал в основном в Фустате, оставив его только на два визита в халифский двор в Дамаске и еще четыре в Александрию. Фустат был столицей провинции, основанной в 640-х годах арабским завоевателем и первым правителем исламского Египта Амром ибн аль-Асом. Абд аль-Азиз был главным покровителем архитектуры, и его правление ознаменовало расцвет строительства в городе эпохи Омейядов. Под его руководством было построено несколько домов, дворцов, крытых рынков и фонтанов.
Абд аль-Азиз полностью перестроил и расширил мечеть Амра, конгрегационную мечеть Фустата. К западу от него, в 686/87 году, он построил Дар аль-Мудхахабба (Позолоченный дворец). Жилой комплекс также был известен в современных арабских источниках как аль-Мадина (Город), что указывает на его размер, который, возможно, составлял 4–5 гектаров (9,9–12,4 акра), включая сады, и не менее двух этажей. Он выходил на Нил и, вероятно, включал в себя дом и участок высокопоставленного чиновника Хариджи ибн Худхафа (ум. 661), который Марван купил у сына Хариджи за 10 000 золотых динаров. По словам историка Владислава Кубиака, Дар аль-Байда (Белый дворец), построенный Марваном в Фустате, мог рассматриваться Абд аль-Азизом ниже своего роста, и новый дворец стал официальной резиденцией египетских марванидов (потомков халифа). Марван). Он построил баню в городе, названную в честь его сына Заббана, которому она была дарована, что стало предметом знаменитого стиха:
Тот, у кого в душе есть место для белого, пусть получит это белое в бане Заббан. У него нет ни дыхания, ни ресниц, однако он является идолом в создании человека.
По крайней мере, четыре крытых рынка, каждый из которых специализируется на товарах, были построены во время правления Абд аль-Азиза. В августе / сентябре 688 года он также построил мост Кантара через Халидж Амир аль-Муминин (канал Предводителя правоверных ), который проходил через Фустат и соединял Гелиополис (Айн Шамс) к Нилу. Мост, расположенный в районе Хамра аль-Кусва, вероятно, предназначался для обслуживания главной циркуляционной дороги в Фустате, и его остатки все еще были видны в XII веке или позже. Это был один из множества мостов, построенных в городе Абд аль-Азизом.
Когда чума поразила Фустат в 689 или 690 году, Абд аль-Азиз перенес свою резиденцию и резиденцию правительство примерно в 20 км к югу от города и основало Hulwan. Согласно египетскому историку 15 века аль-Макризи, Абд аль-Азиз переехал из-за наводнения в Фустате в 690 году и выбрал место Хулвана для своей новой столицы, потому что его высота составляет 35 метров (115 футов). ) над берегом Нила была выше линии разлива реки. Основание Хулвана положило начало обычаю основания «города-спутника», который, по словам Кубиака, «повторялся бесчисленное количество раз более поздними правителями в различных регионах исламского мира».
Абд аль-Азиз построил в Хулване мечеть, несколько церквей (см. ниже) и дворцов, посадил там виноградники и пальмы. Он установил нилометр в новом городе, хотя он был заменен нилометром, построенным на речном острове Нил аль-Равда в 715 году. Хулван был хорошо известен своими стеклянными павильонами, которым покровительствовал у губернатора и искусственное озеро, питаемое акведуком. Процветание города при Абд аль-Азизе восхвалял поэт Убайд Аллах ибн Кайс аль-Рукайят.
Абд аль-Азиз оказался способным правителем, и его правление было периодом мира и процветания, отмеченного своим примирительным и коллективным отношением к лидерам местных арабских поселенцев (джунд ): на протяжении всего своего пребывания в должности Абд аль-Азиз полагался на них, а не на Сирийцы, которые в других местах были главной опорой режима Омейядов.
Абд аль-Азиз был известен своей щедростью. Египетский историк 10-го века аль-Кинди цитирует сообщение о том, что он организовал вокруг своего дворца тысячу мисок с едой и поставил еще сотню мисок для поселенцев племен Фустата, как в ежедневно. Эти чаши также упоминаются в известной панегирике Ибн Кайса аль-Рукайят:
Это сын Лайлы, Абд аль-Азиз: в Бабильюн [Вавилонская крепость]. его миски для еды
Согласно аль-Кинди, Абд аль-Азиз ввел исламский ритуал в Египте, состоящий из сидения в мечетях во время дневной молитвы на девятый день Зу аль-Хиджа, День Арафа. Абд аль-Азиз выступал против увеличения налогового бремени для обращенных коренных мусульман. Абд аль-Малик призвал его последовать примеру правителя халифа Ирака и Восточного Халифата аль-Хаджаджа ибн Юсуфа, который ввел подушный налог (джизья ) на жителей его провинции даже после их обращения в ислам. Вместо этого Абд аль-Азиз последовал совету кади (главного исламского судьи) и казначея Египта и не принял меры.
Средневековый египетский историк Ибн Абд аль-Хакам (ум. 971) сообщает, что у Абд аль-Азиза была другая копия Корана, созданная из версии аль-Хаджаджа, которая была ему прислана; исправленная версия, как утверждается, содержала грамматические исправления и была унаследована по очереди сыном Абд аль-Азиза Абу Бакром и дочерью последнего Асмой и сыном аль-Хакамом. Багдадский писатель Абу Убайд Аллах аль-Марзубани (ум. 995) похвалил Абд аль-Азиза за продвижение арабского языка; вызвав недопонимание своим неправильным произношением арабского языка, Абд аль-Азиз попытался выучить правильное произношение и позже сделал подарки своим просителям в зависимости от их владения арабским языком.
Согласно мелькитскому христианину 10 века патриарху Евтихию Александрийскому, Абд аль-Азиз разрешил своим мелкитским слугам основать небольшую церковь в Хулване, посвященную святому Георгию. Одному из секретарей губернатора якобитов, Афанасию, также было разрешено строительство церкви в непосредственной близости от Вавилонской крепости (Каср аш-Шам) в окрестностях Фустата.
Помимо Оказывая личную услугу христианам из своего круга, Абд аль-Азиз проводил ограничительную политику в отношении коренного христианского населения Египта. В 693/94 году во время одного из своих визитов в Александрию он арестовал христианских лидеров города и рассредоточил их по деревням и сельским районам страны. Затем он обязал каждый район платить налоги в зависимости от урожайности его полей и садов. Абд аль-Азиз приказал своему сыну аль-Асбагу провести перепись всех монахов провинции, обложил каждого из них подушным налогом - от которого они ранее были освобождены - в размере одного золотого динара и запретил вербовку новых монахов.. Он также внимательно следил за выборами коптских патриархов и обязал патриархов занять свои места в Хулване. Публичная демонстрация христианских символов была запрещена, и христианский источник сообщает, что Абд аль-Азиз уничтожил все кресты в Египте.
Марван назвал Абд аль-Азиза своим второй наследник после Абд аль-Малика. Последний, однако, хотел своего сына аль-Валида I (r. 705–715), чтобы унаследовать его, и Абд аль-Азиза убедили не возражать против этого изменения. В результате Абд аль-Азиз умер 13 Джумада I 86/12 мая 705 г. н.э., за четыре месяца до Абд аль-Малика. Абд аль-Азиза сменил на посту губернатора сын Абд аль-Малика Абдаллах, цель которого состояла в том, чтобы восстановить контроль халифа над провинцией и, по словам историка Хью Н. Кеннеди, «удалите все следы правления Абд аль-Азиза».
На основании его основных архитектурных работ в Фустате и Хулване, примерно совпадающих с периодом ранних этапов монументальной исламской архитектуры при халифах Абд аль-Малике и аль-Валид I. Кубьяк называет Абд аль-Азиза, возможно, «истинным отцом исламской архитектуры». Его покровительственная деятельность положила начало тенденции, продолженной более поздними правителями и халифами. Несмотря на то, что за время своего правления он тратил большие суммы, личный образ жизни Абд аль-Азиза был суровым. После своей смерти он оставил относительно небольшое состояние в 7000 золотых динаров, по словам его казначея, и изодранную одежду. В знак своего благочестия он заявил на смертном одре, что хочет быть простым погонщиком, бродящим по Хиджазу (западная Аравия), человеком незначительным или скоплением пыли.
Согласно историку Ибн Сааду (ум. 845), Абд аль-Азиз имел детей от трех жен и двух рабынь. Он женился на Умм Асим Лейле бинт Асим, внучке халифа Умара (r. 634–644), в то время как они оба проживали в Дамаске в ок.684–685. Абд аль-Азиз высоко оценил эту супружескую связь с семьей бывшего халифа и потратил на свадьбу 400 золотых динаров. В то время как Ибн Саад насчитывает четырех сыновей от Умм Асим - Асима Умара II, Абу Бакра и Мухаммада - аль-Баладхури и Ибн Абд аль-Хакама насчитывает два: Абу Бакр Асим и Умар II. Через двенадцать лет после смерти Абд аль-Азиза Умар II был назначен халифом и правил до 720. От другой жены, Умм Абд Аллах бинт Абд Аллаха, внучки Амра ибн аль-Аса, у Абд аль-Азиза были его сыновья Сухайль и Сахл и дочери. Сахла и Умм аль-Хакам. От третьей жены, Лейлы бинт Сухайль, у него родилась дочь Умм аль-Банин. Абд аль-Азиз также был женат на Хафсе, дочери Асмы бинт Абд аль-Рахмана ибн аль-Хариса из известного курайшитского клана Бану Махзум.
Пятеро его детей, включая его старшего сына аль-Асбага, несли рабыни. Согласно египетскому историку аль-Кинди (ум. 961), Абд аль-Азиз назначил аль-Асбаха временным губернатором Александрии и во время своего визита в Сирию в 695 г. Египта. Абд аль-Азиз намеревался, чтобы аль-Асбаг - на которого он также питал надежды в халифальной преемственности - унаследовал бы его на посту губернатора Египта, превратив провинцию в наследственный придаток его семьи, но аль-Асбаг умер за несколько месяцев до Абд. аль-Азиз. Среди других сыновей Абд аль-Азиза от его рабынь были Заббан и Джузай (ум. 757). Последний был одним из первых Омейядов, перебравшихся в аль-Андалус (Пиренейский полуостров, где в 756 г. был основан эмират Омейядов ) после революции Аббасидов. в 750 году, двигаясь вскоре после падения последнего халифа Омейядов Марвана II (r. 744–750). Ибн Абд аль-Хакам отмечает третью рабыню греческого или коптского происхождения по имени Мария, от которой у Абд аль-Азиза был сын по имени Мухаммад. В честь Марии Абд аль-Азиз построил дворец в Фустате, названный Каср Мария (Дворец Марии).
Потомки Абд аль-Азиза оставались влиятельными в египетских делах до начала периода Аббасидов. Внуки Абд аль-Азиза, Мухаммад и Амр, оба сыновья Сахля, несколько раз упоминаются в традиционных исламских источниках, и Амр был причислен к сторонникам Алида повстанца Абдаллаха ибн Муавия когда последний бежал Мерв в Египет в 747 году. Сразу после Аббасидской революции внук Абд аль-Азиза Умар ибн Сухайль и правнук Иса ибн аль-Валид ибн Умар были депортированы в Калансува из Египта и казнен, в то время как его внуки Марван ибн аль-Асбаг, Абд аль-Малик ибн Аби Бакр и аль-Асбаг ибн Заббан были убиты в резне семьи Омейядов в Нахр Аби Футрус. Его внуки Асим и Умар (оба сыновья Абу Бакра) и сыновья Асима Маслама, Абан и Абд аль-Малик нашли безопасность у коптских жителей Верхнего Египта, но были помилованы губернатором Аббасидов Салихом ибн Али и вернулся в Фустат. Правнук Абд аль-Азиза, аль-Асбах ибн Суфьян ибн Асим, поддержал халифа Аббасидов аль-Мансура (r. 754–775) в Египте, а другой правнук, Дихья ибн Мусаб ибн аль-Асбаг, возглавил в стране восстание против халифа аль-Хади (r. 785–786).
Предыдущий. Абд аль -Рахман ибн Утба аль-Фихри | правитель Египта . 685–705 | Преемник. Абдаллах ибн Абд аль-Малик |