Абд аль-Азиз ибн Марван

редактировать
Омейядский наместник Египта 7 века
Абд аль-Азиз ибн Марван
Губернатор Египта
В офисе. 685–705
ПредшественникАбд аль-Рахман ибн Утба аль-Фихри
ПреемникАбдаллах ибн Абд аль-Малик
Личные данные
Умер705. Египет
Супруг (ы)
  • Умм Асим бинт Асим ибн Умар ибн аль-Хаттаб
  • Умм Абд Аллах бинт Абд Аллах ибн Амр ибн аль- Как
  • Лейла бинт Сухайль
  • Хафса бинт Асма бинт Абд ар-Рахман ибн аль-Харит
  • Мария (наложница)
ДетиАл- Асбаг. Умар. Асим. Абу Бакр. Мухаммад. Сахл. Сухайл. Заббан. Джузайи. Сахла (дочь). Умм аль-Хакам (дочь). Умм аль-Банин (дочь)
МатьЛайла бинт Заббан ибн аль-Асбаг аль-Калбийя
ОтецМарван I
РодственникиАбд аль-Малик (брат). Аль-Валид I (племянник и зять)
Место жительстваФустат (685–690 ). Хулван (690–705)
РелигияИслам
Военная служба
ВерностьОмейядский халифат
Годы службы684– 685
Сражения / войныБитва при Мардж-Рахите (684)

ʿАбд аль-Азиз ибн Марван ибн аль-Хакам(арабский : عبد العزيز بح مروان كب ن; умер в 705 г.) был губернатором Омейядов и де-факто наместником Египта между 685 годом и его смертью. Его назначил его отец, халиф Марван I (годы правления 684–685). Правление Абд аль-Азиза было отмечено стабильностью и процветанием, отчасти благодаря его близким отношениям и опоре на арабских военных поселенцев из Фустата. Под его руководством и контролем армия во главе с Мусой ибн Нусайром завершила завоевание мусульманами Северной Африки. Он был снят с линии престолонаследия халифа и, в любом случае, умер раньше своего брата, халифа Абд аль-Малика. Однако один из сыновей Абд аль-Азиза, Умар II, стал халифом в 717–720 годах.

Содержание
  • 1 Ранние годы и карьера
  • 2 Губернатор Египта
    • 2.1 Основание Хулвана и строительные работы в Фустате
    • 2.2 Внутренние дела
      • 2.2.1 Отношения с христианами
    • 2.3 Смерть и наследие
  • 3 Семья и потомки
  • 4 Ссылки
  • 5 Библиография
    • 5.1 Первичные источники
    • 5.2 Вторичные источники
  • 6 Дополнительная литература
Ранняя жизнь и карьера

Абд аль-Азиз был сыном старшего члена клана Омейядов, Марвана ибн аль-Хакама, и одной из жен последнего, Лейлы бинт Заббан ибн аль-Асбаг из племя бану калб. Возможно, он посетил Египет, когда провинцией правил Маслама ибн Мухаллад аль-Ансари (667–682), назначенный Муавия I, основатель Омейядов. Халифат. В 682 году Абд аль-Азиз был частью посольства вместе со своим старшим сводным братом Абд аль-Маликом, посланным Марваном к восставшему против Омейядов Абдаллаху ибн аз-Зубайру в Мекка. Когда жители Медины, дома большей части клана Омейядов, восстали против преемника Муавии, халифа Язида I (r. 680–683) и осадил семью Омейядов в районе Марвана в 683 году, Абд аль-Азиз не упоминается как присутствующий. Историк Вильгельм Бартольд предполагает, что он мог быть в то время в Египте.

В любом случае, летом 684 года, когда Марван был избран халифом лоялистскими племенами, поддерживающими Омейядов, вождем Среди них бану Калб, Абд аль-Азиз был в компании своего отца. Он сражался вместе со своим отцом и бану калбом против ад-Даххака ибн Кайса аль-Фихри и племен кайси, которые поддерживали Ибн аль-Зубайра, объявившего себя халифом в 683 г. получил широкое признание в Халифате в битве при Мардж-Рахите около Дамаска в августе. Абд аль-Азиз был сброшен с лошади во время битвы, которая закончилась сокрушительной победой Омейядов и Калбитов. Впоследствии он сыграл ведущую роль в завоевании Марваном Египта от его губернатора Зубайрида Ибн Джахдама аль-Фихри, выступая в качестве командира контингента, который перешел в провинцию через Синайский полуостров, через Красное море портовый город Айла. Там он столкнулся с Ибн Джахдамом и его заместителем Зухайром ибн Кайсом аль-Балави, последний из которых в конечном итоге перешел на сторону Абд аль-Азиза. После того, как Марван вернулся в Сирию, он назначил Абд аль-Малика своим преемником, а затем Абд аль-Азиза; первый стал халифом после смерти Марвана в апреле 685 года.

Губернатор Египта

Абд аль-Азиз наиболее известен своим двадцатилетним пребыванием на посту губернатора (амира) <173 г.>Египет, с 65 г. хиджры (685 г. н.э.) до его смерти в 86 г. хиджры (705 г. н.э.). Он был назначен на этот пост Марваном после того, как последний покинул Египет в Сирию в феврале 685 года. Он пользовался широкой автономией в управлении Египтом и действовал как фактический наместник страны. Абд аль-Азиз также руководил завершением мусульманского завоевания Северной Африки ; именно он назначил Мусу ибн Нусайра на своем посту губернатором Ифрикия.

Фонда Хулвана и строительных работ в Фустате

В первые годы своего правления Абд аль-Азиз проживал в основном в Фустате, оставив его только на два визита в халифский двор в Дамаске и еще четыре в Александрию. Фустат был столицей провинции, основанной в 640-х годах арабским завоевателем и первым правителем исламского Египта Амром ибн аль-Асом. Абд аль-Азиз был главным покровителем архитектуры, и его правление ознаменовало расцвет строительства в городе эпохи Омейядов. Под его руководством было построено несколько домов, дворцов, крытых рынков и фонтанов.

Абд аль-Азиз полностью перестроил и расширил мечеть Амра, конгрегационную мечеть Фустата. К западу от него, в 686/87 году, он построил Дар аль-Мудхахабба (Позолоченный дворец). Жилой комплекс также был известен в современных арабских источниках как аль-Мадина (Город), что указывает на его размер, который, возможно, составлял 4–5 гектаров (9,9–12,4 акра), включая сады, и не менее двух этажей. Он выходил на Нил и, вероятно, включал в себя дом и участок высокопоставленного чиновника Хариджи ибн Худхафа (ум. 661), который Марван купил у сына Хариджи за 10 000 золотых динаров. По словам историка Владислава Кубиака, Дар аль-Байда (Белый дворец), построенный Марваном в Фустате, мог рассматриваться Абд аль-Азизом ниже своего роста, и новый дворец стал официальной резиденцией египетских марванидов (потомков халифа). Марван). Он построил баню в городе, названную в честь его сына Заббана, которому она была дарована, что стало предметом знаменитого стиха:

Тот, у кого в душе есть место для белого, пусть получит это белое в бане Заббан. У него нет ни дыхания, ни ресниц, однако он является идолом в создании человека.

По крайней мере, четыре крытых рынка, каждый из которых специализируется на товарах, были построены во время правления Абд аль-Азиза. В августе / сентябре 688 года он также построил мост Кантара через Халидж Амир аль-Муминин (канал Предводителя правоверных ), который проходил через Фустат и соединял Гелиополис (Айн Шамс) к Нилу. Мост, расположенный в районе Хамра аль-Кусва, вероятно, предназначался для обслуживания главной циркуляционной дороги в Фустате, и его остатки все еще были видны в XII веке или позже. Это был один из множества мостов, построенных в городе Абд аль-Азизом.

Когда чума поразила Фустат в 689 или 690 году, Абд аль-Азиз перенес свою резиденцию и резиденцию правительство примерно в 20 км к югу от города и основало Hulwan. Согласно египетскому историку 15 века аль-Макризи, Абд аль-Азиз переехал из-за наводнения в Фустате в 690 году и выбрал место Хулвана для своей новой столицы, потому что его высота составляет 35 метров (115 футов). ) над берегом Нила была выше линии разлива реки. Основание Хулвана положило начало обычаю основания «города-спутника», который, по словам Кубиака, «повторялся бесчисленное количество раз более поздними правителями в различных регионах исламского мира».

Абд аль-Азиз построил в Хулване мечеть, несколько церквей (см. ниже) и дворцов, посадил там виноградники и пальмы. Он установил нилометр в новом городе, хотя он был заменен нилометром, построенным на речном острове Нил аль-Равда в 715 году. Хулван был хорошо известен своими стеклянными павильонами, которым покровительствовал у губернатора и искусственное озеро, питаемое акведуком. Процветание города при Абд аль-Азизе восхвалял поэт Убайд Аллах ибн Кайс аль-Рукайят.

Внутренние дела

Абд аль-Азиз оказался способным правителем, и его правление было периодом мира и процветания, отмеченного своим примирительным и коллективным отношением к лидерам местных арабских поселенцев (джунд ): на протяжении всего своего пребывания в должности Абд аль-Азиз полагался на них, а не на Сирийцы, которые в других местах были главной опорой режима Омейядов.

Абд аль-Азиз был известен своей щедростью. Египетский историк 10-го века аль-Кинди цитирует сообщение о том, что он организовал вокруг своего дворца тысячу мисок с едой и поставил еще сотню мисок для поселенцев племен Фустата, как в ежедневно. Эти чаши также упоминаются в известной панегирике Ибн Кайса аль-Рукайят:

Это сын Лайлы, Абд аль-Азиз: в Бабильюн [Вавилонская крепость]. его миски для еды

Согласно аль-Кинди, Абд аль-Азиз ввел исламский ритуал в Египте, состоящий из сидения в мечетях во время дневной молитвы на девятый день Зу аль-Хиджа, День Арафа. Абд аль-Азиз выступал против увеличения налогового бремени для обращенных коренных мусульман. Абд аль-Малик призвал его последовать примеру правителя халифа Ирака и Восточного Халифата аль-Хаджаджа ибн Юсуфа, который ввел подушный налог (джизья ) на жителей его провинции даже после их обращения в ислам. Вместо этого Абд аль-Азиз последовал совету кади (главного исламского судьи) и казначея Египта и не принял меры.

Средневековый египетский историк Ибн Абд аль-Хакам (ум. 971) сообщает, что у Абд аль-Азиза была другая копия Корана, созданная из версии аль-Хаджаджа, которая была ему прислана; исправленная версия, как утверждается, содержала грамматические исправления и была унаследована по очереди сыном Абд аль-Азиза Абу Бакром и дочерью последнего Асмой и сыном аль-Хакамом. Багдадский писатель Абу Убайд Аллах аль-Марзубани (ум. 995) похвалил Абд аль-Азиза за продвижение арабского языка; вызвав недопонимание своим неправильным произношением арабского языка, Абд аль-Азиз попытался выучить правильное произношение и позже сделал подарки своим просителям в зависимости от их владения арабским языком.

Отношения с христианами

Согласно мелькитскому христианину 10 века патриарху Евтихию Александрийскому, Абд аль-Азиз разрешил своим мелкитским слугам основать небольшую церковь в Хулване, посвященную святому Георгию. Одному из секретарей губернатора якобитов, Афанасию, также было разрешено строительство церкви в непосредственной близости от Вавилонской крепости (Каср аш-Шам) в окрестностях Фустата.

Помимо Оказывая личную услугу христианам из своего круга, Абд аль-Азиз проводил ограничительную политику в отношении коренного христианского населения Египта. В 693/94 году во время одного из своих визитов в Александрию он арестовал христианских лидеров города и рассредоточил их по деревням и сельским районам страны. Затем он обязал каждый район платить налоги в зависимости от урожайности его полей и садов. Абд аль-Азиз приказал своему сыну аль-Асбагу провести перепись всех монахов провинции, обложил каждого из них подушным налогом - от которого они ранее были освобождены - в размере одного золотого динара и запретил вербовку новых монахов.. Он также внимательно следил за выборами коптских патриархов и обязал патриархов занять свои места в Хулване. Публичная демонстрация христианских символов была запрещена, и христианский источник сообщает, что Абд аль-Азиз уничтожил все кресты в Египте.

Смерть и наследие

Марван назвал Абд аль-Азиза своим второй наследник после Абд аль-Малика. Последний, однако, хотел своего сына аль-Валида I (r. 705–715), чтобы унаследовать его, и Абд аль-Азиза убедили не возражать против этого изменения. В результате Абд аль-Азиз умер 13 Джумада I 86/12 мая 705 г. н.э., за четыре месяца до Абд аль-Малика. Абд аль-Азиза сменил на посту губернатора сын Абд аль-Малика Абдаллах, цель которого состояла в том, чтобы восстановить контроль халифа над провинцией и, по словам историка Хью Н. Кеннеди, «удалите все следы правления Абд аль-Азиза».

На основании его основных архитектурных работ в Фустате и Хулване, примерно совпадающих с периодом ранних этапов монументальной исламской архитектуры при халифах Абд аль-Малике и аль-Валид I. Кубьяк называет Абд аль-Азиза, возможно, «истинным отцом исламской архитектуры». Его покровительственная деятельность положила начало тенденции, продолженной более поздними правителями и халифами. Несмотря на то, что за время своего правления он тратил большие суммы, личный образ жизни Абд аль-Азиза был суровым. После своей смерти он оставил относительно небольшое состояние в 7000 золотых динаров, по словам его казначея, и изодранную одежду. В знак своего благочестия он заявил на смертном одре, что хочет быть простым погонщиком, бродящим по Хиджазу (западная Аравия), человеком незначительным или скоплением пыли.

Семья и потомки

Согласно историку Ибн Сааду (ум. 845), Абд аль-Азиз имел детей от трех жен и двух рабынь. Он женился на Умм Асим Лейле бинт Асим, внучке халифа Умара (r. 634–644), в то время как они оба проживали в Дамаске в ок.684–685. Абд аль-Азиз высоко оценил эту супружескую связь с семьей бывшего халифа и потратил на свадьбу 400 золотых динаров. В то время как Ибн Саад насчитывает четырех сыновей от Умм Асим - Асима Умара II, Абу Бакра и Мухаммада - аль-Баладхури и Ибн Абд аль-Хакама насчитывает два: Абу Бакр Асим и Умар II. Через двенадцать лет после смерти Абд аль-Азиза Умар II был назначен халифом и правил до 720. От другой жены, Умм Абд Аллах бинт Абд Аллаха, внучки Амра ибн аль-Аса, у Абд аль-Азиза были его сыновья Сухайль и Сахл и дочери. Сахла и Умм аль-Хакам. От третьей жены, Лейлы бинт Сухайль, у него родилась дочь Умм аль-Банин. Абд аль-Азиз также был женат на Хафсе, дочери Асмы бинт Абд аль-Рахмана ибн аль-Хариса из известного курайшитского клана Бану Махзум.

Пятеро его детей, включая его старшего сына аль-Асбага, несли рабыни. Согласно египетскому историку аль-Кинди (ум. 961), Абд аль-Азиз назначил аль-Асбаха временным губернатором Александрии и во время своего визита в Сирию в 695 г. Египта. Абд аль-Азиз намеревался, чтобы аль-Асбаг - на которого он также питал надежды в халифальной преемственности - унаследовал бы его на посту губернатора Египта, превратив провинцию в наследственный придаток его семьи, но аль-Асбаг умер за несколько месяцев до Абд. аль-Азиз. Среди других сыновей Абд аль-Азиза от его рабынь были Заббан и Джузай (ум. 757). Последний был одним из первых Омейядов, перебравшихся в аль-Андалус (Пиренейский полуостров, где в 756 г. был основан эмират Омейядов ) после революции Аббасидов. в 750 году, двигаясь вскоре после падения последнего халифа Омейядов Марвана II (r. 744–750). Ибн Абд аль-Хакам отмечает третью рабыню греческого или коптского происхождения по имени Мария, от которой у Абд аль-Азиза был сын по имени Мухаммад. В честь Марии Абд аль-Азиз построил дворец в Фустате, названный Каср Мария (Дворец Марии).

Потомки Абд аль-Азиза оставались влиятельными в египетских делах до начала периода Аббасидов. Внуки Абд аль-Азиза, Мухаммад и Амр, оба сыновья Сахля, несколько раз упоминаются в традиционных исламских источниках, и Амр был причислен к сторонникам Алида повстанца Абдаллаха ибн Муавия когда последний бежал Мерв в Египет в 747 году. Сразу после Аббасидской революции внук Абд аль-Азиза Умар ибн Сухайль и правнук Иса ибн аль-Валид ибн Умар были депортированы в Калансува из Египта и казнен, в то время как его внуки Марван ибн аль-Асбаг, Абд аль-Малик ибн Аби Бакр и аль-Асбаг ибн Заббан были убиты в резне семьи Омейядов в Нахр Аби Футрус. Его внуки Асим и Умар (оба сыновья Абу Бакра) и сыновья Асима Маслама, Абан и Абд аль-Малик нашли безопасность у коптских жителей Верхнего Египта, но были помилованы губернатором Аббасидов Салихом ибн Али и вернулся в Фустат. Правнук Абд аль-Азиза, аль-Асбах ибн Суфьян ибн Асим, поддержал халифа Аббасидов аль-Мансура (r. 754–775) в Египте, а другой правнук, Дихья ибн Мусаб ибн аль-Асбаг, возглавил в стране восстание против халифа аль-Хади (r. 785–786).

Ссылки
Библиография

Первичные источники

Вторичные источники

Дополнительная литература
Предыдущий. Абд аль -Рахман ибн Утба аль-Фихри правитель Египта . 685–705Преемник. Абдаллах ибн Абд аль-Малик
Последняя правка сделана 2021-06-08 18:11:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте