Холокост в Латвии | |
---|---|
Экспонат, представленный на Ванзейской конференции (планирование Холокоста) в январе 20, 1942 год, что в Латвии осталось только 3500 евреев из примерно 60 000, проживавших в стране во время нацистского захвата. | |
Также известно как | Churbns Lettlands |
Местоположение | Латвия |
Дата | 22 июня 1941 г. - конец 1944 г. |
Типента | Тюремное заключение, массовые расстрелы, концентрационные лагеря, гетто, принудительный труд, голод, массовые похищения, |
Преступники | Рудольф Ланге, Фридрих Йекеккельн, Франц Вальтер Шталекер, Викторс Арайс и другие |
Организации | Einsatzgruppen, Ordnungspolizei, Вермахт, Арайс Коммандо, Вспомогательная полиция Латвии, Кригсмарине и другие. |
Жертвы | Около 66 000 латвийских евреев, 19 000 немецких, австрийских и чешских евреев, неизвестное количество литовских и венгерских евреев; неизвестное, но значительное количество цыган, коммунистов и душевнобольных; неизвестное количество латышей-неевреев, расстрелянных или заключенных в результате репрессалий и так называемой «антипартизанской» деятельности |
Мемориалы | В разных точках страны, в том числе в нескольких местах в Риге область |
Холокост в Латвии относится к военным преступлениям, совершенным нацистской Германией и коллаборационистам, преследующим евреев во время оккупация Латвии.
Немецкая армия пересекла советская границу рано утром в воскресенье, 22 июня 1941 г., широким фронтом от Балтийского моря до Венгрии. Немцы продвинулись через Литву к Даугавпилсу и другим стратегическим пунктам в Латвии. В нацистское полицейское государство входила организация под названием Служба безопасности (нем. Sicherheitsdienst ), обычно называемая СД, ее штаб-квартира в Берлине была известна как Национальная (или Рейхская) Главное управление безопасности ( Reichssicherheitshauptamt ), известное под инициалами RSHA.
Перед вторжением СД организовала четыре «Отряда особого назначения» ", которые стали известны под своим немецким названием Einsatzgruppen. Название этих подразделений было эвфемизмом, поскольку их истинная цель заключалась в том, чтобы убить большое количество людей, нацисты считали «нежелательными». Среди них были коммунисты, цыгане, психически больные и особенно евреи. Вермахтом.
Они носили нашивку SD на левом рукаве, желтоватую рубашку и символ «Голова смерти» (Totenkopf ) на кепках. 60>нацистской СС надевали редко; Звания СД были идентичны СС. Не носило символ руны молнии СС на своих ушках правого воротника, а заменило его либо Totenkopf, либо буквами «SD».
SD сначала установила свою власть в Латвии через айнзатцгруппу A, которая была разделена в подразделения, называемые айнзатцкоманды 1а, 1б, 2 и 3. По мере того, как линия фронта продвигалась дальше на восток, ай нзатцгрупп а покинула Латвию, оставаясь в стране всего несколько недель, после чего ее функции были переданы «резидентная» СД, находящаяся в ведении Kommandant der Sicherheitspolizei un SD, обычно именуемая немецкими инициалами KdS. KdS приказы от RSHA в Берлине, так и от другого чиновника по имени Befehlshaber (командир) der Sicherheitspolizei und des SD, или BdS. И KdS, и BdS подчинялись другому чиновнику, названному Рангом (или Высшим) SS и Командующим полиции (Höherer SS-und Polizeiführer) или HPSSF. Линииада и неоднозначны. Восточная часть Латвии, включая Даугавпилс и Латгальский регион, была отнесена к айнзацкомандам 1b (EK 1b) и 3 (EK 3). В EK 1b было от 50 до 60 мужчин и им командовал Эрих Эрлингер.
В Латвии, Холокост начался в ночь с 23 на 24 июня 1941 года, когда в Гробиня На кладбище отряд СД убил шестерых местных евреев, в том В том числе городская химика. В последующие дни 35 евреев были истреблены в Дурбе, Приекуле и. 29 июня немецко-фашистские захватчики начали формирование первого латвийского вспомогательного подразделения СД в Елгаве., член организации Pērkonkrusts был избран ее руководителем. Летом 1941 года 300 человек приняли участие в уничтожении около 2000 евреев в Елгаве и других местах Земгале. За убийством наблюдали офицеры немецкой СД Рудольф Бац, которые вовлекли в бой СС людей айнзатцгруппы. Главная Елгавская синагога была сожжена их совместными усилиями. После вторжения в Ригу, Вальтер Шталекер при помощи членов Pērkonkrusts и местных коллаборационистов организовал погром евреев в столице Латвии. Виктор Арайс, в то время 31 год, возможный бывший член Pērkonkrusts и член студенческого братства, был назначен непосредственным исполнителем акции. Он был праздным вечным студентом, которого содержала его жена, богатая владелица магазина, которая была на десять лет старше его. Арайс проработал в течение определенного периода времени. Он выделялся своим властолюбием и крайним мышлением. Этот человек был хорошо накормлен, хорошо одет, и «его студенческая шляпа гордо поднята на одно ухо».
2 июля Виктор Арайс начал формировать свое вооруженное подразделение, состоящее из людей, которые откликнулись на призыв Перконкрустса оружие и очистить Латвию от Евреи и коммунисты. Вначале в основном входили члены разных студенческих братств. Всего в 1941 г. подали заявки около 300 человек. Среди ближайших помощников Виктора Арайса и Гербертса Цукурса. В ночь на 3 июля Арайс Коммандо начал арестовать, избивать и грабить рижских евреев. 4 июля была сожжена хоральная синагога на улице Гоголя, а затем синагоги на улицах Маскавас и Стабу. В те дни было убито много евреев, в том числе беженцы из Литвы. На повозках и синих автобусах люди Арайс Коммандо разошлись по разным местам Курляндии, Земгале и Видземе, убив там тысячи евреев.
«Два мира»: антикоммунистическая и антисемитская пропагандистская доска, Латвия, лето 1941.Эти убийства были примером для других антисемитских сторонников нацистских захватчиков. Отдельные отряды латышских Selbstschutz также участвовали в истреблении евреев. В районе Илуксте, например, евреи были убиты отрядом смерти командира Selbstschutz, который состоял из 20 хладнокровных убийц. За всеми убийствами наблюдали офицеры немецких СС и СД. В июле 1941 г. произошло массовое убийство рижских евреев в с. Там погибло около 4000 человек. Казни возглавили штурмбаннфюреры (майоры) и вновь назначенный начальник Рижской СД Рудольф Ланге.
Члены вспомогательной полиции Латвии собирают группу евреев, Лиепая, июль 1941 года.Как заявил латвийский историк Андриевс Эзергайлис, это было начало «величайшего преступного деяния в истории». Латвии ». С июля 1941 года евреи Латвии также были унижены различными способами и лишены прав, были пользовались другие граждане Латвии. Евреям строго запрещалось покидать свои дома вечером, ночью и утром. Им выделили более низкий рацион, они могли делать покупки только в некоторых специальных магазинах, и они должны были носить знак признания - желтую Звезду Давида на своей одежде. Им было запрещено посещать места, где проходили массовые мероприятия, в том числе кинотеатры, спортивные площадки и парки. Им не разрешалось пользоваться поездами и трамваями, ходить в бани, пользоваться тротуарами, посещать библиотеки и музеи или пойти в школы, и им пришлось передать велосипеды и радиоприемники. Еврейским врачам разрешалось только консультировать и лечить евреев, и им было запрещено иметь аптеки. Максимальные нормы на мебель, одежду и белье вскоре были введены и для евреев. Все предметы сверх нормы подлежали конфискации для нужд рейха. Все ювелирные изделия, ценные бумаги, золото и серебро монеты должны быть сданы по требованию. Антисемитизм таким образом стал получением обогащения нацистских чиновников и их местных пособников, конфисковавших еврейскую собственность. Истребление евреев соответствовало целям этих нацистов, поскольку не осталось бы в живых, чтобы потребовать возврат украденных вещей.
В Лиепае произошло первое массовое убийство евреев. произошел 3 и 4 июля, когда было расстреляно около 400 человек, и 8 июля, когда было убито 300 евреев. Немецкая группа СД и полицейских стреляла, члены латвийского Selbstschutz конвоировали жертв к месту убийства. 13 июля началось разрушение большой хоральной синагоги Лиепаи. Свитки Священного Писания были расстелены на площади Угунсдзесею, и евреев заставляли маршировать по своему святыням, наблюдатели весело смеялись над этой забавной сценой. Вышеуказанные операции проходили под непосредственным руководством Эрхарда Грауэля, командира айнзатцгруппы зондеркоманды.
После этого Грауэл отправился в Вентспилс. Убийства были совершены совместно немецкими Ordnungspolizei и людьми местного Selbstschutz. 16-18 июля в с. В июле - августе оставшиеся 700 евреев города были расстреляны, а евреи региона были убиты осенью. Стрельбу великие немецкие, латвийские и эстонские СД, прибывшие на корабле. Вскоре на шоссе Кулдига - Вентспилс появился плакат, на котором говорилось, что Вентспилс Judenfrei (свободный от евреев).
В Даугавпилсе уничтожение евреев групп руководил Эрих Эрлингер, начальник. К 11 июля они убили около 1150 человек. Работу Эрлингера продолжил Иоахим Хаманн, виновный в убийстве 9012 евреев в городе и на юге Латгалии. Начальник местной вспомогательной полиции оказал активную помощь, обеспечив перемещение евреев в гетто Грива и их транспортировку к местам убийства.
В Резекне убийства были совершены немецкой группой SD, которая помогли людям Зельбстшуца и Арайс Коммандо. Было уничтожено около 2500 человек. К октябрю 1941 г. было убито около 35 000 латвийских евреев.
Известны два случая спасения евреев в Резекне - старообрядца Улита Варушкина, которая по просьбе родителей забрала своего двухлетнего сына Мордехая Тагера, которого позже удочерила., и польская семья Матусевичей, три года укрывавшая Хаима Исраелита и его племянника Якова. И Варушкина, и семья Матусевичей были удостоены звания Праведник народов мира за свои действия.
Варакляны, относительно небольшой город, в котором проживало около 540 евреев. когда немцы взяли под свой контроль. Их расстреляли в могилы, которые они были вынуждены выкопать 4 августа 1941 года. Судьба этого городка похожа на многие другие города, о чем свидетельствуют JewishGen и другие.
Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к статье: Полный отчет этой айнзатцгруппы A до 15 октября 1941 г. |
27 июля 1941 г., государственный комиссар (рейхскомиссар ) Хинрих Лозе (ранее гауляйтер из Шлезвиг-Гольштейн ), правительство Прибалтики земель и Беларуси или Остланд, как территория была названа оккупантами - обнародовал свои рекомендации по еврейскому вопросу. По его мнению, евреев нужно было использовать как дешевую рабочую силу, выпустить имальную заработную плату или предоставить минимальный продовольственный паек - все, что может остаться после снабжения арийцев. население. Чтобы управлять евреями, их нужно было переселить в специальные районы, где будут организованы гетто, и им будет запрещено покидать этот район. Вальтер Шталекер протестовал против идей Хинриха Лозе и потребовал продолжения истребления евреев. Берлин, однако, передал власть гражданской администрации оккупационных сил, и она действовала по-своему. Район предместья Латгалии в Риге был выбран для Рижского гетто. В основном его населяли бедняки: евреи, русские и белорусы. Гетто граничило с улицами Маскавас, Витебск, Эбрей (еврейский), Ликснас, Лаувас, Лаздонас, Лиела Калну, Католю, Екабпилс и Лачплеша. Около 7000 неевреев были переселены оттуда в другие квартиры Риги. Более 23 тысяч рижских евреев получили приказ переселиться на территорию гетто. Сейчас в гетто находилось более 29 000 узников, включая тех, кто уже проживал там ранее. В гетто был создан Еврейский совет, которому было поручено регулировать общественную жизнь. Там сформирована еврейская полиция для поддержания порядка. Он состоял из 80 человек, вооруженными дубинками и резиновыми дубинками. Гетто было огорожено забором из колючей проволоки. На главных улицах у входа были поставлены деревянные заграждения (бревна), и там стояла охрана латвийской полиции. Евреям разрешалось покидать гетто только в рабочих колоннах и в сопровождении охранников. Отдельные еврейские специалисты могли приходить и уходить при предъявлении специального желтого удостоверения личности. Самостоятельный выезд строго карался.
В гетто евреев было очень эффективно: на человека выделялось по 3-4 квадратных метра. Также была высокая бедность, поскольку продовольственные пайки выдавались только работающим, то есть примерно половина сокамерников гетто. Им пришлось содержать 5 652 детей и 8 300 пожилых людей и инвалидов. В гетто было всего 16 продуктовых магазинов, аптека и прачечная, а также устроена больница, которая действуетл профессор, хирург. Совет гетто располагался в здании бывшей еврейской школы на улице Лачплеша, 141.к Маргерс Вестерманис пишет: «Члены Еврейского Совета, включая юристов, и их добровольные помощники сделали все возможные, чтобы хоть как-то облегчить общие страдания». Еврейские полицейские тоже пытались как-то защитить своих собратьев. Заключенные стремились сохранить себя, и была даже иллюзия выживания. Была сформирована группа сопротивления, закупившая оружие.
Даугавпилсское гетто было создано в Гриве в конце июля 1941 года, когда все выжившие евреи в город были перенесены туда. Туда привозили евреев из других городов и сел Латгалии и даже Видземе. Всего в гетто было около 15 тысяч заключенных. Инженер руководил советом гетто. Его предыдущий планл Даугавпилс в 1918 году, в предыдущий период немецкой оккупации.
Меньше известно о Холокосте цыганского (называемый «цыганским» на английском и зигуэнским на немецком), чем для других. Большая часть доступной информации о преследованиях цыган в оккупированной нацистами Восточной Европы поступает из Латвии. Согласно переписи населения Латвии 1935 года, в стране проживало 3 839 цыган, что является самым большим населением среди всех стран Балтии. Многие из них не путешествовали по стране, а жили оседлой или «оседлой» жизнью.
4 декабря 1941 года Генрих Лозе издал указатель, в котором говорилось:
цыгане Бродящие по местности представьте двойную опасность.
1. Как переносчики инфекционных заболеваний, особенно тифа; 2. Как ненадежные элементы, которые не подчиняются постановлениям немецких властей и не желают выполнять полезную работу.
Существует обоснованное подозрение, что они используют разведывательные данные противнику и тем самым наносят ущерб делу Германии. Поэтому я приказываю, чтобы с ними обращались как с евреями.
Хотя имя Лозе было в приказе, на самом деле оно было выдано по указанию вождя Ordnungspolizei в странах Балтии. Едике, в свою очередь, подчинялся Фридриху Йекельну, старшему эсэсовцу в странах Балтии и Беларуси.
Цыганам также было запрещено жить на побережье. Историк Леви считает, что это ограничение могло стать причиной первого крупного убийства цыган в Латвии. 5 декабря 1941 года латвийская полиция в Лиепае арестовала 103 цыгана (24 мужчины, 31 женщина и 48 детей). Из этих людей латвийская полиция передала более 100 человек полиции полиции Германии Фрицу Дитриху «для работы» (zu weiteren Veranlassung), нацистского эвфемизма убийства. 5 декабря 1941 года все 100 человек были убиты недалеко от Фрауэнбурга.
12 января 1942 года Джедике распространил приказ Лозе от 4 декабря 1941 года, приказав своим подчиненным, что они во всех случаях должны убедиться в том, что необходимо осуществить «последующие меры». К 18 мая 1942 года немецкая полиция и командующий СС в Лиепае указали в журнале регистрации, что за предыдущий неустановленный период 174 цыгана были убиты выстрелами. Политика Германии в отношении цыган была разнообразной. В целом, казалось, что бродячие или «странствующие» цыгане (vagabundierende Zigeuner) были мишенью, в отличие от неблуждающего или «оседлого» населения. Так, 21 мая 1942 года командир СС в Лиепайской полиции и командир зафиксировали казнь 16 странствующих цыган из района Хазенпут. Документация, однако, не всегда различает разные группы цыган, поэтому 24 апреля 1942 года EK A сообщила об убийстве 1272 человек, в том числе 71 цыгана, без дальнейшего описания. Кроме того, нацистская политика менялась в зависимости от того, как обращаться с цыганами, и обращение с каким-либо конкретным цыганом не обязательно отражало то, что могло показаться официальной политикой того времени.
Как и евреи, убийства цыган происходили через малые города Латвии и с помощью латышей. Сообщается, что Арайс Коммандо убил много цыган в период с июля по сентябрь 1941 года. В апреле 1942 года 50 цыган, в основном женщины и маленькие дети, были собраны в тюрьме в Валмиере, затем вынули и расстреляли. Сообщалось о других массовых убийствах в Бауске и Тукумсе.
. Неизвестно, сколько латвийских цыган было убито нацистами и их латышскими пособниками. Профессор Эзергайлис подсчитал, что половина цыганского населения была убита, но, вероятно, никогда не будет более точного числа.
Некоторые из убийц Румбулы были схвачены постфактум.
Во время Второй мировой войны Советские Союз снова оккупировал Латвию, на этот раз с 1944 года по 1991 год, Советским целям не подходило увековечивать памятник Румбуле или признавать, что жертвы были евреями. 1962 году Советы организовали официально санкционированную пом инальная служба в Бикерних (другое место убийства), которое не упоминает евреи, говорит о «жертвах нацизма». В 1963 году молодые евреев из Риги приезжают в Румбулу и убирают это место, используя лопаты, тачки и ручные инструменты. На многих лет это место было заключено рядом импровизированных мемориалов. Во время советского господства в Латвии Советы отказывают в разрешении каких-либо мемориалов, на которых жертвы идентифицированы как евреи.
Советский Союз подавлял исследования и мемориалы Холокоста в Латвии до 1991 года, когда закончилась советская власть над Латвией. В одном случае памятник в Румбуле, который просто одобряли, утащили посреди ночи без каких-либо объяснений. Время от времени в советской литературе упоминался Холокост. Фольклорная фигура по имени «žīdu šāvējs» (еврейский стрелок) время от времени появлялась в рассказах. По Оярс Вациетис часто упоминается Холокост в своих произведениях, в частности, в известной поэме «Румбула», написанной в начале 1960-х годов. Одним из известных переживших Холокост в Латвии был Михаил Генчик, который бежал из Латвии и вступил в ряды Красной Армии, где прослужил 30 лет. Его семья была убита в Румбуле. Много лет спустя он вспоминал:
В последующие годы официальные лица устраивали поминальные службы ежегодно в ноябре или декабре. Были выступления, напоминающие о зверствах нацистов. Но говорить кадиш было запрещено. Однажды после официальной части митинга евреи попытались сказать кадиш и немного рассказать о гетто, но полиция не разрешила это сделать. До 1972 года, когда я уволился из армии, я изо всех сил старался содержать это место в порядке.
В изучении Холокоста можно было возобновить только после того, как закончилась советская власть. Большая часть работы после 1991 г. была посвящена идентификации жертв. Это произошло с течением времени и потерей некоторых записей и сокрытием других НКВД и его преемниками советской тайной полиции.
29 ноября 2002 г. Спустя шестьдесят один год после представителей высших лиц Латвийской Республики вместе с представителем латвийской еврейской общины, иностранными послами и другими присутствующими на церемонии открытия мемориала на месте Румбулы. Президент и премьер-министр республики прошли в лес, откуда было Рижское гетто. Когда прибыли, президент Вайра Вике-Фрейберга обратилась к собравшим:
Холокост во многих его проявлениях болезненно ударил по Латвии. Здесь, в Румбуле, где покоятся земные останки латвийских евреев, мы пришли почтить и вспомнить их. Поэтому я хочу особо поприветствовать представителей еврейской общины Латвии, для которых этот день особый траур, тем более что здесь покоятся их близкие, родственники и верующие. * * * Это зверский акт насилия, зверская резня. И наш долг, долг тех из нас, кто выжил, передать память об этих невинных жертвахим поколениям, помнить их с состраданием, печалью и почтением. Наш долг - научить этим наших детей и детей, наш долг - искать выживших и записывать их воспоминания, но, прежде всего, наш долг - заботиться за тем, чтобы это никогда не повторилось.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Холокостом в Латвии. |