Таис ткань - это форма традиционного ткачества создано женщинами Восточного Тимора. Являясь неотъемлемой частью национального культурного наследия, ткачество таис используется для церемониального украшения, в знак уважения и признательности по отношению к гостям, друзьям, родственникам, в домашнем убранстве и личной одежде. Католическая церковь Восточного Тимора также приняла использование таис во время своих церемоний. Из-за оккупации Восточного Тимора индонезийцами подробное изучение истории и важности таисов началось только после 2000 года.
Таис использовался в Восточном Тиморе в качестве единицы обмена, часто для домашнего скота или других ценностей. В церемониях таис обычно носят вместе с перьями, кораллами, золотом и / или серебром. Однако продажа таи стала обычным явлением только в последние тридцать лет. Хотя мелкая торговля тайом является важным источником дохода для женщин, однако экспорт затруднен, и почти все продажи осуществляются с иностранцами. В последние годы на общественном текстильном рынке столицы Дили наблюдается приток ткацких изделий иностранного производства, которые часто выглядят как таи и продаются (и производятся) дешевле.
Ткачество Таис исполняется исключительно женщинами, с техникой, передаваемой из поколения в поколение в устной традиции . Это мероприятие часто служит не только производительной работой, но и коллективным собранием, а также редкой формой самовыражения в жесткой среде 25-летней индонезийской оккупации.
Тиа Вероника Перейра ткет специальный таис в память о жертвах 1991 года. Резня в Санта-Крус.Тиа Вероника Перейра создала черный таис с вплетенными в него красными именами 271 жертвы, чтобы почтить память жертв 1991 года. Резня в Санта-Крус. Влияние тканей на жизнь женщин отражается в восточнотиморском выражении «принести нитку и бобину» применительно к новорожденному ребенку.
Во время оккупации индонезийские солдаты были значительным рынком сбыта для ткачей таис. В 1970-х годах на таисах впервые появились надписи, обычно написанные на индонезийском. В эпоху независимости тайские мастера начали специализироваться на ткачестве по индивидуальному заказу, а также на таких изделиях, как таис, таких как сумки и шарфы.
С 1999 года работники НПО и ООН покупали таис, чтобы забрать домой в качестве подарков и сувениры и новые сообщения попали в таи на английском и португальском языках, а также на тетуне. Довольно примечательный факт, учитывая, что большинство ткачей проживают в сельской местности, где у них не было возможности научиться читать или писать.
Многие люди, желающие помочь восточнотиморским женщинам в развитии источников дохода, импортировали таи на продажу и помогали ткачам и швейным группам производить такие предметы, как кошельки, сумки, наволочки и корзины, которые продаются в Австралии и других странах. Продажа таис быстро перемещается за границу, так как многие люди, выступающие с этими инициативами, принадлежат к группам дружбы с местными властями в Австралии.
Восточнотиморский мужчина в традиционной одежде, включая таис-манеТрадиционная тиморская культура поддерживается выращивание, резка, завязывание, вязание, плетение, крашение и обшивка различных волокон, трав и листьев для церемониальных и практических целей. Плетение таис играет неотъемлемую роль в жизни тиморцев, особенно женщин, формируя самобытность и отношение к ним. До введения валюты и после этого таис использовалась как ценный объект обмена в подарках и церемониях. Текстиль - это искусство в регионе Юго-Восточной Азии, и часто самые красивые таи используются для обертывания тел близких во время погребения. Некоторые авторы приписывают его роль в организации свадеб и связанных с ними семейных узах, что он способствует сохранению и укреплению тиморской идентичности, несмотря на сотни лет колониальной оккупации. Недавно в Мельбурне прошел Форум с целью стимулирования и расширения дебатов и диалога о влиянии превращения таис в товар, потому что это ремесло, основанное на культуре и священной жизни.
Образы и узоры таи сильно различаются от региона к региону, но они часто включают сообщения о местности и значимых событиях. Изображения часто включают в себя животных, таких как крокодил, на которых основана легенда создания острова. Геометрические узоры, известные как кайф, также используются в большинстве таисов.
Стили таисов, которые носят на теле, различаются по полу: мужчины традиционно носят гриву таис (или «мужскую ткань»), одну большую обертку вокруг тела. талия обычно заканчивалась кисточками. Женщины носят таис фето («женская ткань»), форма платья без бретелек , сотканного в форме трубки. Третий вид, известный как селенданг, тонкая ткань, которую носят на шее, стал популярным в последние годы.
Используя в основном хлопковые нити, ткань создается в засушливый сезон на острове почти полностью вручную. Использование хлопка - это наследие португальской колониальной эпохи, когда Тимор был важным портом для торговли материалом. Синтетические волокна, такие как вискоза, акрил и полиэстер, становятся все более распространенными, поскольку они дешевле импортируются в Восточный Тимор. На создание одного тайса может уйти от нескольких дней до года, в зависимости от сложности дизайна и разнообразия используемых цветов.
Красители используются для создания ярких цветов в тай; они смешаны с такими растениями, как таун, кинур и тека. Другие красители получают из кожицы манго, листьев картофеля, цветов кактуса и куркумы. Людей, умеющих смешивать красители, иногда сравнивают с алхимиками, использующими традиционные рецепты для создания желаемых цветов. Хотя цвета имеют разные ассоциации от деревни к деревне, красный часто используется преимущественно, так как он связан с долгой жизнью и отвагой, а также является основой флага Восточного Тимора. Когда Организация Объединенных Наций стала управляющей державой в Восточном Тиморе в 1999–2002 годах, таисские рынки увеличили производство синих тканей, чтобы соответствовать флагу этой организации..
Коллекция таисов со всего Восточного Тимора, 2003Одним из наиболее распространенных инструментов для ткачества таисов является ткацкий станок с обратной лентой, который позволяет натягивать ткань, одновременно управляя основой. Давление ремешка и время, необходимое для создания замысловатых узоров на многих тайцах, причиняют многим женщинам значительную боль. Во время волны насилия 1999 года, известной в Восточном Тиморе как «Черный сентябрь», у многих ткачей-таисов были украдены или уничтожены их инструменты и оборудование. В последние годы также наблюдается снижение числа молодых женщин, обучающихся традиционным методам плетения таис.
Дизайн, цвета и стили изготовления таис сильно различаются в каждом регионе Восточного Тимора. тринадцать районов. В анклаве Окуси-Амбено наиболее очевидно влияние Португалии с преобладанием цветочных и религиозных образов наряду с приглушенными оттенками черного, оранжевого и желтого. В столице Дили, напротив, яркие цвета и сплошные панели отражают ориентацию на тайскую торговлю.
В районе Эрмера черно-белые рисунки наиболее распространены, отражая королевскую власть традиционных лидеров, которые часто жили в этом районе. Деревня Мануфахи производит таи с некоторыми общими животными темами, в частности ящерица и свинья.