Shiben | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Титульная страница Shiben в Small Seal Script | |||||||||||||||||||||||||
Китайское имя | |||||||||||||||||||||||||
Китайское | 世本 | ||||||||||||||||||||||||
Буквальное значение | Происхождение поколения | ||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Корейское имя | |||||||||||||||||||||||||
Хангыль | 세본 | ||||||||||||||||||||||||
Ханджа | 世本 | ||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Японское имя | |||||||||||||||||||||||||
Кандзи | 世本 | ||||||||||||||||||||||||
Хирагана | せ ほ ん | ||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Шибен или Книга происхождения (Пиньинь : shìběn; Китайский ; 世 本; букв. : «Происхождение поколений») была самой ранней китайской энциклопедией, в которой записаны имперские генеалогии из мифических Три Государя и Пять Императоров до конца Периода Весны и Осени (771 -476 г. до н.э.), объяснения происхождения названий кланов и записи легендарных и исторических китайских изобретателей. Он был написан во 2 веке до нашей эры во времена династии Хань.
Заголовок объединяет общеупотребительные китайские слова shì 世 "поколение; эпоха; наследственность; мир" и běn 本 "корень; основа; происхождение. ; фундамент; деревянная табличка ».
Личное имя императора Тайцзуна Танского (годы правления 627-650) было Шимин 世 民, и из-за строгого табу на именование написания имени императора, название Shiben 世 本 было изменено на Xiben 系 本 или Daiben 代 本 (с почти синонимами ши xi 系 "система; серия; семья" и дай 代 "заменитель; поколение; династия").
Хотя это китайское название обычно транслитерируется Shiben, Shih-pen и т. Д., Английские переводы включают Book of Origins (Needham and Wang 1954: 51; Hume 1955: 279) и Generated Records (Теобальд 2010).
Истоки текста Шибен неясны. Самые ранние упоминания о нем относятся к династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). В разделе библиографии (111 г. н. Э.) Книги Хань (Ивэньчжи ) есть список текстов периода Воюющих царств (475-221 гг. До н.э.), включая Шибен в 15 г. тома (пианино). (V век) Книга позднего Хань говорит, что Сыма Цянь использовал этот текст в качестве источника для своих (109 г. до н.э.) Записок Великого историка (Нидхэм и Ван 1954: 52). Несколько ханьских ученых написали комментарии к Шибен, а именно: Лю Сян (77-6 г. до н.э.), Сун Цзюнь 宋均 (ум. 76 г. н.э.), Ин Шао (140-206), и Song Zhong 宋 衷 (fl. 192–210), который наиболее широко копировался в более поздних изданиях.
В разделах библиографии стандартного Двадцати четырех историй перечислены различные версии Шибен от Хань до династии Тан (618-907), но он был утерян. в начале династии Сун (960-1279). Во время династии Цин (1644-1911) ученые собрали фрагменты Шибена и составили восемь различных версий, которые были опубликованы вместе (Commercial Press 1957). Восемь составителей: Ван Мо, Сунь Фэнги 孫 馮 翼, Чен Цижун 陳其榮, Цинь Цзямо 秦嘉 謨, Чжан Пэн 張 澎, Лэй Сюэци 雷學淇. Мао Паньлинь 茆 泮 林 и Ван Цзыцай 王梓 材. За исключением версии Ван Цзицая, в которой текст был переставлен в хронологическом порядке, все остальные имеют три похожие главы (фортепьяно) на Шиксин 氏 姓 «Клановые названия», Цзю 居 «Резиденции [правителей]» и Цзо 作 «Изобретатели» ; но разные порядки благородных генеалогий.
Шибен была старейшей книгой в китайском литературном жанре книг, в которых записываются изобретения и открытия, называемых «технологическими словарями» (Needham and Wang 1954: 51), «словарями происхождения» или «энциклопедии происхождения» (Needham et al. 1986: 212-213). Эти китайские справочные материалы были важны для изучения естественной истории.
. Это был жанр лексических работ, полностью посвященных объяснению происхождения вещей, изобретений, обычаев и дел, что очень характерно для китайцев. литературы, но может озадачить любого западного человека, который все еще питает иллюзию, что эта цивилизация была «вневременной» и «статичной». Фактически, он был историческим по своей сути, осознавая также своего рода социальную эволюцию от первобытного существования и, следовательно, очень озабоченный происхождением. (Needham et al. 1986: 212)
Династия Суй математик Лю Сяосунь 劉孝 孫 (fl. 605-616) написал Shishi 事 始 «Начало всех дел», в котором содержится около 335 записей с именами различных материальных вещей и приспособлений. За ним последовало (ок. 960) Сусиши 續 事 始 «Продолжение начала всех дел» бывшего ученого династии Шу Ма Цзянь 馬 鑑, с 358 записями. Обе эти книги относятся к китайским легендарным изобретателям (Needham and Wang 1954: 52). Более поздние энциклопедии истоков этого жанра были намного больше. Двумя из династии Сун были (1085 г.) Шиву цзиюань 事物 紀 原 «Записи о происхождении дел и вещей», составленные Гао Чэном 高 承, и (1237 г.) Гудзинь юаньлиу чжилун 古今 源流 至 論 «Очерки о ходе Вещи от древности до наших дней », начатую Линь Дун 林 駧 и завершенную Хуанг Лювенг 黃 履 翁. Ученый династии Цин Чэнь Юаньлун 陳元龍 создал самую большую энциклопедию происхождения, (1735 г.) Гэчжи цзинъюань 格致 鏡 元 «Зеркало научного и технологического происхождения» (Needham et al. 1986: 213).
Современные исследователи продолжают использовать информацию из древнего Шибена. Например, китайские zupu "генеалогические книги " цитируют информацию из своих сложных генеалогий правящих домов и происхождения названий кланов.
Ранняя история науки и техники в Китае регулярно цитирует Шибенские записи об именах легендарных, полулегендарных и исторических изобретателей всех видов устройств, инструментов и машин. Текстовые записи для именования изобретателей в основном состоят из 4-значных строк gnomic, например (Needham and Wang 1954: 51), Bo Yi zuojing 伯益 作 井 "Bo Yi хорошо изобретен ( -копание) "[чтобы помочь контролировать Великий Потоп ]; Ху Цао цзуои 胡 曹 作 衣 «Ху Цао изобрел одежду»; и Ли Шоу цзошу 隸 首 作數 «Ли Шоу изобрел вычисления». Поскольку многие из этих изобретателей якобы были министрами легендарного Желтого Императора, значение Шибен не в реальной истории науки, а в систематизации, которую он привносит в организм. легендарных технологических знаний (Needham and Wang 1954: 51).
Китайский изобретатель из династии Чжоу Лу Бань или Гуншу Пань (507–440 до н.э.) и вращающийся ручной кверн являются хорошим примером. В нем говорилось, что Гуншу цзо шивэй 公 輸 作 石 磑 «Гуншу изобрел каменную (вращающуюся) мельницу», и Гудзинь Тушу Цзичэн, написанная в 1725 году, поясняет это с комментарием из энциклопедии Шиху чиюань.
Он сделал плетение из бамбука, которое он наполнил глиной (ni 泥), чтобы обработать зерно и произвести лущеный рис; это называлось вэй 磑 (на самом деле длинное 礱). Он также вырезал камни, которые клал один поверх другого, чтобы измельчить очищенный рис и пшеницу для получения муки; это называлось mo (磨).
Китайский Wikisource имеет оригинальный текст, относящийся к этой статье: 世本 |