Шараку

редактировать
Отани Ониджи III в роли слуги Эдобея, нисики-э цветная печать, 1794

Тошусай Шараку (яп. : 東 洲 斎 写 楽; действовал в 1794–1795) был японским дизайнером печати укиё-э, известным своими портретами актеров кабуки. Ни его настоящее имя, ни даты его рождения или смерти не известны. Его активная карьера художника по дереву длилась десять месяцев; его плодотворная работа встретила неодобрение, и его работа подошла к концу так же внезапно и таинственно, как и началась. Его работы считаются одними из величайших в жанре укиё-э.

Шараку в основном якуша-э портреты актеров кабуки. Его композиции подчеркивают позы динамизма и энергии и демонстрируют реализм, необычный для гравюр того времени: современники, такие как Утамаро, представляли своих предметов с идеализированной красотой, в то время как Шараку не стеснялся показывать нелестные детали. Это было не по вкусу публики, и работа загадочного художника прекратилась в первом месяце 1795 года. Его мастерство в области медиума без видимого ученичества вызвало много спекуляций, и исследователи долгое время пытались раскрыть его истинную личность - среди людей. десятки предложений, одни предполагают, что он был малоизвестным поэтом, другие - актером Но или даже мастером укиё-э Хокусай.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Работы
    • 2.1 Первый период
    • 2.2 Второй период
    • 2.3 Третий период
    • 2.4 Четвертый период
  • 3 Стиль и анализ
  • 4 Идентичность
  • 5 Восприятие и наследие
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Процитированные произведения
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Предпосылки

Искусство укиё-э процветало в Японии в период Эдо с 17 по 19 век. В качестве основных сюжетов этой формы искусства использовались куртизанки, актеры кабуки и другие люди, связанные с укиё образом жизни «плавающего мира» в районах развлечений. Наряду с живописью, массовое производство гравюры на дереве было основной формой жанра. Искусство укиё-э было нацелено на торговцев, находящихся внизу социальной шкалы, особенно в административной столице Эдо (современный Токио). Его аудитория, тематика, эстетика и массовый характер не позволяли рассматривать его как серьезное искусство.

Итикава Монносукэ II в роли Сога-но Горо (1789) Сюнко, пионера в Окуби якуша-э портреты актеров

После середины 18 века широко распространились полноцветные гравюры нисики-э, напечатанные с использованием большого количества ксилографии, по одной для каждого цвета. Критики стали рассматривать конец 18 века как период пика общего качества работы. Сюнсё из школы Кацукава представил Окуби-э " картина с большой головой »в 1760-х гг. Он и другие члены школы Кацукавы популяризировали актерские принты Окуби якуша-э и нанесение слюды на фон для создания роскошного сияющего эффекта. В отличие от более ранних репродукций актеров, в которых использовались стереотипные черты лица и позы анонимных актеров, эти kubi yakusha-e были нацелены на узнаваемое сходство.

Работы Тошусая Шараку появились в середине эпохи Кансэй (1789–1801), когда нация столкнулась с тяжелыми экономическими периодами, на которые военное правительство отреагировало реакционной политикой, такой как реформы Кансей, направленные на укрепление феодальной сёгунской системы. Некоторые из этих правил ограничивали экстравагантную моду, и театры Кабуки столкнулись со строгим контролем над своими кажущимися излишествами и ограничениями доходов актеров. Тем не менее искусство эпохи позднего Эдо процветало, и новые работы и популярные актеры продолжали быстро появляться в театре кабуки, где в моду вошли реалистические представления. Якуша-э стал отдавать предпочтение большему акценту на индивидуальности актеров, и покупатели стали ожидать изображений с подобиями актеров, а не стереотипными изображениями прошлого, такими как изображения некогда доминирующей школы тории..

Работы

Свыше 140 гравюр были созданы Шараку; большинство из них - портреты актеров или сцены из театра кабуки, а большая часть остальных - это борцы сумо или воины. Отпечатки были выполнены в общих размерах печати айбан, хособан и ōбан. Они разделены на четыре периода. Отпечатки первых двух периодов подписаны «Тошусай Шараку», последние два - только «Шараку». Размеры отпечатков становились все меньше, и акцент сместился с бюстов на портреты в полный рост. Изображения становятся менее выразительными и более условными. Два календаря с картинками, датируемые 1789 годом, и три украшенных веера 1803 года были приписаны Шараку, но до сих пор не признаны его подлинными произведениями. Репутация Шараку во многом основана на более ранних гравюрах; отпечатки с одиннадцатого месяца 1794 года и позже считаются худшими в художественном отношении.

Первый период

28 ōбанских гравюр составляют первый период с пятого месяца кансэй 6 ( в 1794 г.). На них изображены актеры из спектаклей кабуки, представленных в трех театрах: Хана-аяме Бунроку Сога в Мияко-дза ; и дзёрури в Кири-дза ; и Ёсицунэ Сенбон Закура в Каварадзаки-дза. Эти отпечатки представляют собой окуби якуша-э на фоне черной слюды, выполненные с точными, тонкими линиями и простой цветовой схемой. Существуют печатные варианты этих ранних гравюр, что позволяет предположить, что они прошли несколько тиражей и поэтому продавались относительно хорошо.

Второй период

8 отпечатков обана и 30 хособан составляют второй период с седьмого и восьмого месяцев месяца Кансей 6 ( 1794). 16 отпечатков взяты из Мияко-дза седьмого месяца; 10 из и дзёрури в Каварадзаки-дза в седьмой месяц; 11 от jidai-kyōgen и jruri в Кири-дза в восьмом месяце; и один портрет Шинозуки Ураймона как диктора в Мияко-дза.

Из 8 гравюр Обана 7 - портреты пар актеров в полный рост; другой - диктора в Мияко-дза - единственного якуша-э в полный рост отдельного субъекта в œuvre Шараку. Единственный из этих ban-принтов с использованием черной слюды - это Итикава Комадзо III в роли Камеи Чубей и Накаяма Томисабуро в роли Умегавы из Tsuki no Mayu Koi no Monaka. Все гравюры хособан - это портреты одного актера в полный рост на желтоватом фоне, за исключением портретов Отани Ониджи II в роли Кавасимы Джибугоро и Итикавы Омедзо I в роли Томиты Хётаро, которые находятся на сером фоне.

Третий период

47 гравюр хособан, 13 айбанов и 4 абана составляют третий период (1794–1795). Начиная с одиннадцатого месяца Кансей 6, 18 отпечатков происходят из Мияко-дза; 21 из и дзёрури в Кири-дза; 15 из и дзёрури в Каварадзаки-дза; 4 - борцы сумо, один из которых - триптих ; и два - памятник [ja ]. С вставочного 11-го месяца 3 отпечатка взяты из Мияко-за. К этому периоду артистизм в работах Шараку заметно ухудшился, и в них меньше проявляется индивидуальность Шараку.

Большинство гравюр хособан выделяются в œuvre Шараку тем, что на их фоне деревья или другие сценические декорации, хотя некоторые из них пустые. желтоватые. Шараку, как и раньше, фокусируется на переходных позах, но более загруженный дизайн ослабляет эффект, отвлекая внимание от выражений актеров на другие элементы композиции. Большинство гравюр айбана более типичны для шараку, поскольку они сосредоточены на верхней части тела и выражениях лица на пустом фоне, на этот раз желтоватом.

Четвертый период

Сделано 10 хособанов и 5 отпечатков айбана. до четвертого периода с первого месяца Кансей 7 (1795 г.). 3 отпечатка взяты из Кири-за; 7 из и у Мияко-дза; 1 - принт сумо; 2 - муша-э принты воинов; и 1 - бог удачи Эбису.

Стиль и анализ

Энергия и динамизм - основные черты портретов Шараку, а не идеализированная красота, типичная для укиё-э. Шараку подчеркивает нелестные черты лица, такие как большие носы или морщины стареющих актеров..

В своих актерских гравюрах Шараку обычно изображает одну фигуру с акцентом на выражение лица. К [джа ] Шараку смог «изобразить в одном отпечатке два или три уровня персонажа, раскрытых в один момент действия, образуя кульминацию сцены или представления». В отличие от статичных актерских репродукций современного художника, такого как Кацукава Сюнъэй, который подчеркивал повествовательный момент своих персонажей в изображенных пьесах, Шараку сосредоточился на психологии актера и персонажа, создавая «почти По словам историка искусства Дэвида Белла, карикатурное преувеличение, обостренное чувство театрального жеста ». Иногда появляются две фигуры, показывая контраст типов, например, с разными формами лица, или красивое лицо, контрастирующее с еще одним простым.

Большинство художников укиё-э приобрели опыт ученичества и связи, работая в художественной школе, такие как тории или школа Утагава. Шараку этого не сделал, что, вероятно, способствовало тому, что ему не удалось найти достаточную аудиторию для успеха. Шараку демонстрирует мастерство мастера, несмотря на скудные доказательства того, что у него был предыдущий опыт создания гравюр. Тем не менее, с первых дней работы Шараку появились среди технического авангарда, с необычайно реалистичными изображениями их предметов и с использованием экстравагантных техник, таких как посыпка слюды на заднем плане. Однако с таких начинаний качество его работы быстро падает.

Для Джека Рональда Хиллиера есть случайные признаки того, что Шараку борется со своим медиумом. Хиллиер сравнивает Шараку с французским художником Полем Сезанном, который, по его мнению, «вынужден бороться за самовыражение, которому мешают и возмущают ограничения его рисования».

Личность

Художники укиё-э имели низкий социальный статус, и какие личные данные остаются в записях, как правило, редко; Тем не менее Шараку представляет собой исключительный случай при полном отсутствии этих деталей. Биографы долго искали, но так и не смогли пролить свет на личность Шараку. Популярность принтов подогревает интерес к тайне, что, в свою очередь, способствует еще большему интересу к гравюрам. Из более чем пятидесяти предложенных теорий лишь немногие были приняты всерьез, и ни одна не нашла широкого признания.

A Но маска Итикава Эбизо, Хокусай, 1791 Шараку был предположительно был актером Но, поэтом из Западной Японии или даже Хокусай.

Книга по теории и эстетике хайку 1776 года включает в себя два стихотворения, приписываемых Шараку, и ссылки на Нара поэт с тем же именем фигурирует в рукописи 1776 года и сборнике стихов 1794 года. Никакие доказательства, кроме близости во времени, не установили связи с художником Шараку. В синтоистском документе 1790 года записано имя Катаяма Шараку как мужа ученика секты в Осаке. Никакой дополнительной информации ни об ученице, ни о ее муже не известно. Сходство кинетических портретов кабуки Шараку с портретами современников из Осаки Рюукосай и еще больше подогревает идею происхождения Осаки.

Редкие календарные гравюры 1789 и 1790 годов, на которых есть всплыл псевдоним «Шаракусай»; То, что они, возможно, были от Шараку, не было отклонено, но они имеют мало очевидного стилистического сходства с идентифицированными работами Шараку.

Хотя это оспаривается, гравюры Шараку, как утверждается, напоминают маски Но театр; Связи были выведены из многочисленных документов, которые предполагают, что некоторые исследователи предположили, что Шараку был актером Но, служившим под началом лорда провинции Ава в современной префектуре Токусима. Среди этих документов есть те, которые предполагают, что Шараку умер между 1804 и 1807 годами, в том числе рукопись эпохи Мэйдзи, в которой указывается семнадцатый день пятого месяца 1806 года, и что его могила была отмечена в храме Кайдзендзи в <93 году.>Асакуса в Эдо. Другие подобные теории, некоторые из которых были опровергнуты, включают те, что Шараку был актером Но Сайто Джуробей, Харуто Дзидзаэмон или Харуто Матазаэмоном.

В 1968 году Тецудзи Юра предположил, что Шараку был Хокусаем. Это заявление также можно найти в Укиё-э Руико («Различные мысли об Укиё-э»), а гравюры Шараку были получены в период предполагаемого снижения производительности труда Хокусая. Хотя Хокусай был известен прежде всего своими пейзажами XIX века до приезда Шараку, Хокусай создал более сотни портретов актеров - работа прекратилась в 1794 году. Хокусай менял свое художественное имя десятки раз за свою долгую карьеру - правительственная цензура при Реформы Кансей могли побудить его выбрать имя, чтобы отделить портреты актеров от других его работ. Поскольку художники укиё-э обычно не вырезают свои собственные ксилографии, смена резчика может объяснить различия в качестве линий.

Другие предложенные личности включают издателя Шараку Цутая или тесть Цутая; художники Утамаро, [джа ], Утагава Тоёкуни или Маруяма Окё ; художник-поэт Тани Банчō ; писатель [ja ]; неназванный голландский художник; или на самом деле три человека. Еще одна предполагаемая личность - автор Санто Кюден; Тани Минедзо отмечает, что короткая карьера Шараку совпала с временным перерывом Кёдена в написании гэсаку из-за горя из-за внезапной смерти его жены Кикудзоно около 1793 года.

Прием и наследство

Общественность Эдо плохо отреагировала на Шараку. портреты. Остается больше копий более крупных произведений первого периода, что позволяет предположить, что они пользовались большей популярностью, чем более поздние работы; большинство из них, от которых сохранилась лишь единственная копия, относится к более поздним периодам.

Современники, такие как Утамаро, которые также работали в относительно реалистичном стиле, представляли своих предметов в позитивном, красивом виде. Шараку не избегал изображать менее лестные аспекты своих подданных - он был «главным поставщиком пошлостей» историку искусства 19 века Эрнесту Феноллоса. Надпись на портрете Утамаро 1803 года, кажется, подвергает критике подход Шараку; Появление через восемь лет после предполагаемого исчезновения Шараку предполагает, что присутствие Шараку все еще как-то ощущалось, несмотря на его неприятие.

Итикава Эбизо IV Шараку появляется на воздушном змее на странице Джиппенша Икку Shotzan Tenarai Hōjō (1796)

Субъект Эйсосай Чоки портрет Такашимая О-Хиса держит веер, украшенный Косиро Мацумото IV Шараку как Саканая Гороби. На украшенном воздушном змее, изображенном в книге Джиппенша Икку «Шотодзан Тэнарай Ходзё» (1796 г.), Шараку изображает актера кабуки Итикава Эбизо IV ; сопроводительный текст наполнен каламбурами, жаргоном и двусмысленностью, которые предложили интерпретацию в качестве комментария к упадку более поздних работ Шараку и событий, связанных с его уходом из мира укиё-э, включая предположения о том, что он был арестован и заключен в тюрьму. Икку издавался издателем Шараку Цутая с конца 1794 года, и эта книга является самой ранней, в которой упоминается Шараку. Укиё-э Руйко, старейшая из сохранившихся работ по укиё-э, содержит самый старый прямой комментарий к работе Шараку:

«Шараку создал образы актеров кабуки, но из-за того, что он изобразил их слишком правдиво, его гравюры не соответствуют принятым идей, и его карьера была короткой и закончилась примерно через год ».

« Укиё-э Руйко »была не опубликованной книгой, а рукописью, которая копировалась вручную из поколения в поколение, с большими вариациями содержания, некоторые из которых подогревали предположения относительно личности Шараку. включая версию, которая называет Шараку «Хокусай II». Шикитей Санба написал в 1802 году художников укиё-э и включил в качестве карты иллюстрацию активных и неактивных художников и их школ; Шараку появляется как бездействующий художник, изображенный как уединенный остров без последователей. Эссеист [ja ] писал в начале 19 века, что Шараку «следует похвалить за его элегантность и силу линий».

Работа Шараку была популярна среди европейских коллекционеров, но редко упоминалась в печатать, пока в 1910 году не вышла книга немецкого коллекционера Юлиуса Курта «Шараку». Курт ставил портреты Шараку в один ряд с портретами Рембрандта и Веласкеса и утверждал, что Шараку был актером Но Сайто Джуробей. Книга вызвала международный интерес к художнику, что привело к переоценке, которая поместила Шараку в число величайших мастеров укиё-э. В своих «Беседах о японской гравюре» 1915 года Артур Дэвисон Фике заявил: «Шараку стоит на высшем уровне гения, в величии уникальном, возвышенном и ужасающем». Первой глубокой работой по Шараку была Гарольд Гулд Хендерсон и Луи Вернон Леду «Сохранившиеся произведения Шараку» в 1939 году. Некоторые портреты, такие как Отани Ониджи III, особенно известны.

Араши Рюзо I в роли Ишибе Кинкичи (1794 г.) установил рекордную цену на гравюру укиё-э, проданную на аукционе.

Известно чуть более 600 копий гравюр Шараку; только около 100 остаются в Японии. Поскольку они находятся в коллекциях, разбросанных по всему миру, общие исследования работ Шараку в Японии шли по разным направлениям, и на Западе оказалось, что на это уходит много времени. Японские исследователи лучше осведомлены о документах и ​​литературе, связанных со временем и условиями Шараку, и имеют доступ к ним. С другой стороны, работы Шараку, как правило, находятся в западных коллекциях, включая гравюры, для которых известен только один экземпляр, а их около трех десятков. Отпечатки Обана Шараку со слюдяным фоном, скорее всего, стоят больше, чем в среднем, хотя о ценах можно только догадываться из-за отсутствия записей. Стоимость отпечатков сегодня варьируется в зависимости от размера, состояния и субъективного качества. Цены на них на аукционах неуклонно росли на рубеже XIX и XX веков: цены на гравюры со слюдяным фоном, продаваемые в Японии, подскочили с типичных 15 иен (примерно треть начальной месячной зарплаты банкира) в 1895 году до 300. иен в 1915 году. Картина Шараку «Араши Рюзо I, именуемая Ишибе Кинкичи» была продана на Sotheby's за 25000 долларов США в 1975 году, на Christie's за £ 22000 фунтов стерлингов в 1989 году и 389000 евро в [fr ] в Париже в 2009 году, установив рекордную аукционную цену за гравюру Шараку.

Определение периода, в который попадает работа Шараку, вызвало трудности, которые с тех пор стали очевидными. На гравюрах нет даты. Курт первым предположил, что они охватывают девять лет с 1787 по 1795 год. Дальнейшие исследования привели (ja ) к сокращению диапазона дат до 17 месяцев с 1794 по 1795 год, который Хендерсон и Леду дополнительно сузили до 10 месяцев в те годы. Такие даты были определены на основе сравнительного исследования театральных программ и хронологии.

Советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн считал, что объективный реализм - не единственное действенное средство выражения. Он обнаружил, что Шараку «отказался от нормальности» и отошел от строгого реализма и анатомических пропорций для достижения выразительных, эмоциональных эффектов.

В 1983 году появились романы «Призрак Шараку» [джа ] - роман чей главный герой - Цутая - и Дело об убийствах Шараку Кацухико Такахаши. В 1995 Масахиро Шинода снял художественный фильм о карьере Шараку, Шараку.

Примечания
Ссылки

Процитированные работы

Дополнительная литература
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Тошусай Шараку.
Последняя правка сделана 2021-06-08 03:42:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте