Хокусай

редактировать
Японский художник

Хокусай
北斎
Хокусай Кацусика, Автопортрет в возрасте восьмидесяти трех лет (урожай).png Автопортрет в возрасте восьмидесяти трех лет
РодилсяТокитаро. 時 太郎. предположительно (1760-10-31) 31 октября 1760 г.. Эдо (современный Токио ), Япония
Умер10 мая 1849 г. (1849-05-10) (88 лет). Эдо (современный Токио), Япония
НациональностьЯпонец
Известен какукиё -e живопись, манга и гравюра на дереве
Известные работыБольшая волна у Канагавы

Кацусика Хокусай (葛 飾 北 斎, ок. 31 октября 1760 г. - 10 мая 1849 г.), известный просто как Хокусай, был японским художником, укиё-э живописцем и гравером периода Эдо. Родившийся в Эдо (ныне Токио), Хокусай наиболее известен как автор гравюры на дереве серии Тридцать шесть видов на гору Фудзи, в которую входит всемирно известный гравюра., Большая волна у Канагавы.

Хокусай создал монументальные «Тридцать шесть видов» как ответ на бум путешествий по стране и как часть личной одержимости горой Фудзи. Именно эта серия, а именно гравюра «Великая волна» и Прекрасный ветер, ясное утро, обеспечила Хокусая известность как в Японии, так и за рубежом. Хотя работы Хокусая до этой серии, безусловно, важны, только в этой серии он получил широкое признание.

Его работы преобразовали искусство укиё-э из стиля портретной живописи, в основном ориентированного на куртизанок и актеров, в гораздо более широкий стиль искусства, ориентированный на пейзажи, растения и животных. Хокусай работал в различных областях, помимо гравюры на дереве, например, рисовал и создавал проекты для книжных иллюстраций, в том числе свою собственную образовательную Хокусай Манга, которая состоит из тысяч изображений на все мыслимые темы в пятнадцати томах. Начиная с раннего детства, он продолжал работать и улучшать свой стиль до своей смерти, в возрасте 88 лет. За долгую и успешную карьеру он создал более 30 000 картин, эскизов, гравюр на дереве и изображений для альбомов с картинками. Новаторский в своих композициях и исключительная техника рисования, Хокусай считается одним из величайших мастеров в истории искусства.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Средний период
  • 3 Поздняя жизнь
    • 3.1 Избранные произведения
    • 3.2 Влияние на искусство и культуру
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
    • 6.1 Общая биография
    • 6.2 Конкретные произведения искусства
    • 6.3 Художественные монографии
  • 7 Внешние ссылки
    • 7.1 Отпечатки
    • 7.2 Биографии
Ранние годы
Спящая куртизанка, a bijin-ga суримоно гравюра, c. конец 18 - начало 19 века Фейерверк в прохладе вечера на мосту Рёгоку в Эдо, печать, ок. 1788–89

Дата рождения Хокусая неясна, но часто указывается как 23-й день 9-го месяца 10-го года эры Хорекипо старому календарю, или 31 октября 1760 г.) семье ремесленников из района Кацусика Эдо, Япония. Его детское имя было Токитаро. Считается, что его отцом был Накадзима Исэ, создатель зеркал для сёгуна. Его отец никогда не делал Хокусая наследником, поэтому вполне возможно, что его мать была наложницей. Хокусай начал рисовать примерно в шесть лет, возможно, обучаясь у своего отца, чьи работы включали рисование узоров вокруг зеркал.

Хокусай при жизни был известен как минимум под тридцатью именами. Хотя использование нескольких имен было обычной практикой для японских художников того времени, количество его псевдонимов превышает количество псевдонимов любого другого крупного японского художника. Его имя меняется так часто и так часто связано с изменениями в его художественном творчестве и стиле, что они используются для разделения его жизни на периоды.

В возрасте 12 лет отец отправил его на работу. в книжном магазине и библиотеке, популярном заведении в японских городах, где чтение книг, сделанных из деревянных блоков, было популярным развлечением для среднего и высшего классов. В 14 лет он работал подмастерьем у резчика по дереву, до 18 лет, когда он поступил в мастерскую Кацукава Сюнсё. Сюнсё был художником укиё-э, стиля гравюр и картин на дереве, которым овладел Хокусай, и руководителем так называемой школы Кацукава. Укиё-э, практикуемое такими художниками, как Шунсё, сосредоточено на изображениях куртизанок (бидзин-га ) и актеров кабуки (якуша-э ), которые были популярный в городах Японии в то время.

Через год имя Хокусая впервые изменилось, когда его хозяин назвал его Сюнро. Именно под этим именем он опубликовал свои первые гравюры, серию изображений актеров кабуки, опубликованную в 1779 году. В течение десятилетия, когда он работал в студии Сюнсё, Хокусай был женат на своей первой жене, о которой очень мало известно, кроме того, что она умерла. в начале 1790-х гг. Он снова женился в 1797 году, хотя вторая жена тоже умерла через короткое время. От этих двух жен он родил двух сыновей и трех дочерей, а его младшая дочь Эй, также известная как i, со временем стала художником и его помощницей. Фейерверк в прохладной вечерней прохладе на мосту Рёгоку в Эдо (ок. 1788–89) относится к этому периоду жизни Хокусая.

После смерти Сюнсё в 1793 году Хокусай начал исследовать другие стили искусства, в том числе европейские стили, с которыми он познакомился через французские и голландские гравюры на меди, которые он смог приобрести. Вскоре он был исключен из школы Кацукава Сюнко, главным учеником Сюнсё, возможно, из-за учебы в конкурирующей школе Кано. Это событие, по его собственным словам, было вдохновляющим: «Что действительно мотивировало развитие моего художественного стиля, так это смущение, которое я испытал от рук Сюнко».

Хокусай также изменил тематику своих работ, отойдя от изображения куртизанок и актеров, которые были традиционными предметами укиё-э. Вместо этого его работа была сосредоточена на пейзажах и изображениях повседневной жизни японцев из самых разных социальных слоев. Эта смена темы была прорывом в укиё-э и в карьере Хокусая.

Средний период
Изображение купальщиц из манги Хокусая Современная гравюра Хокусая, изображающего Великого Дарума в 1817 году Большая волна у Канагавы, самая известная гравюра Хокусая, первая в серии Тридцать шесть видов на гору Фудзи, c.1829–1832 Прекрасный ветер, Ясное утро {или Красная Фудзи),. из Тридцать шесть видов горы Фудзи

В следующий период Хокусай связался со школой Таварая и получил название «Таварая Сури». В это время он изготовил много частных гравюр для особых случаев (суримоно ) и иллюстраций к сборникам юмористических стихов (kyōka ehon). В 1798 году Хокусай передал свое имя ученику и выступил как независимый художник, впервые свободный от связей со школой, приняв имя Хокусай Томиса.

К 1800 году Хокусай продолжал развивать использование укиё-э для других целей, кроме портретной. Он также принял имя, под которым он будет наиболее широко известен, Кацусика Хокусай, первое имя относится к той части Эдо, где он родился, последнее означает «северная студия», в честь Полярной звезды, символ божества, важного в его религии буддизм Ничирэн. В том же году он опубликовал два сборника пейзажей: «Знаменитые достопримечательности Восточной столицы» и «Восемь видов Эдо» (современный Токио). Он также начал привлекать собственных учеников, обучая 50 учеников в течение своей жизни.

В течение следующего десятилетия он становился все более известным, как благодаря своим художественным работам, так и благодаря своему таланту к саморекламе. Во время фестиваля в Эдо в 1804 году он создал огромный портрет буддийского прелата Дарумы, площадью около 200 квадратных метров, используя веник и ведра с чернилами. Другая история помещает его во двор сёгуна Токугава Иенари, приглашенного туда, чтобы соревноваться с другим художником, который практиковал более традиционное рисование мазками. Хокусай нарисовал синюю кривую на бумаге, а затем погнался за цыпленком, чьи ноги были обмакнуты красной краской по изображению. Он описал эту картину сёгуну как пейзаж, изображающий реку Тацута с плавающими в ней красными кленовыми листьями, выигравшую конкурс.

В 1807 году Хокусай сотрудничал с популярным писателем Такидзавой Бакином над картиной серия иллюстрированных книг. Особенно популярен был фантастический роман «Чинсету Юмихаризуки» («Странные сказки полумесяца») с Минамото-но Таметомо в качестве главного героя, а Хокусай получил известность благодаря своим творческим и ярким иллюстрациям, но сотрудничество прекратилось после того, как семь работ были намечены разногласиям с Бакиным по поводу иллюстраций. Издатель, которому был предоставлен выбор между участием Хокусая или Бакина в проекте, предпочел оставить Хокусая, подчеркнув важность иллюстраций в печатных работах того периода. Хокусай также создал несколько альбомов эротического искусства (сюнга ). Его самый известный образ в этом жанре - Сон жены рыбака, изображающий молодую женщину, сексуально обвитую парой осьминогов, из трехтомной книги сюнга 1814 года.

Хокусай уделял большое внимание производству своих работ. В письмах во время работы с Toshisen Ehon, японским изданием антологии китайской поэзии, Хокусай писал издателю, что резчик блоков, с которым Хокусай ранее работал и которого он уважал, отклонился от стиля Хокусая в вырезании определенных голов.. Он также написал напрямую другому резчику, участвовавшему в проекте, Сугите Кинсуке, заявив, что ему не нравится стиль школы Утагава, в котором Кинсукэ вырезал глаза и носы фигуры, и что для окончательных отпечатков необходимо внести поправки. верный своему стилю. В своем письме Хокусай привел примеры как своего стиля изображения глаз и носов, так и стиля школы Утагава.

В 1811 году, в возрасте 51 года, Хокусай изменил свое имя на Тайто и вступил в период, когда он создал Хокусай Манга и различные этехон, или руководства по искусству. Эти руководства, начавшиеся в 1812 году с «Быстрых уроков упрощенного рисования», были задуманы как удобный способ заработать деньги и привлечь больше студентов. Первый том манги (то есть случайные рисунки) был опубликован в 1814 году и сразу имел успех. К 1820 году он выпустил двенадцать томов (еще три опубликованы посмертно), которые включают тысячи рисунков предметов, растений, животных, религиозных деятелей и обычных людей, часто с юмористическим подтекстом.

5 октября 1817 г. он нарисовал Великую Даруму за пределами Хонган-дзи Нагоя Бецуин в Нагое. Этот портрет, написанный тушью на бумаге, имел размеры 18 × 10,8 метра, и мероприятие собрало огромные толпы. Этот подвиг был описан в популярной песне, и он получил имя «Дарусен» или «Мастер Дарума». Хотя оригинал был уничтожен в 1945 году, рекламные листовки Хокусая того времени сохранились и хранятся в Городском музее Нагои.

В 1820 году Хокусай снова изменил свое имя, на этот раз на «Иицу», что ознаменовало начало периода, в котором он получил известность как художник по всей Японии. Его самая знаменитая работа Тридцать шесть видов горы Фудзи, в том числе знаменитая Большая волна у Канагавы и Красная Фудзи, была создана в начале 1830-х годов. Результаты перспективных исследований Хокусая в манге можно увидеть здесь, в книге «Великая волна», где он использует то, что можно было бы назвать западной перспективой, чтобы представить глубину и объем. Он оказался настолько популярным, что позже к серии добавились еще десять гравюр. Среди других популярных серий гравюр, которые он сделал в это время, - Путешествие по водопадам провинции, Океаны мудрости и Необычные виды знаменитых мостов в провинции. Он также начал создавать ряд подробных индивидуальных изображений цветов и птиц (kach-e ), включая чрезвычайно подробные Маки и Стая кур.

Более поздняя жизнь

В следующий период, начавшийся в 1834 году, Хокусай работал под именем «Гакё Родзин» (画 狂 老人; «Старик без ума от искусства»). Именно в это время он выпустил Сто видов горы Фудзи, еще одну значительную серию, которую обычно считают «шедевром среди его альбомов с пейзажами».

В приписке к этой работе, Хокусай пишет:

С шести лет у меня была страсть к копированию формы вещей и с пятидесяти лет я опубликовал много рисунков, но из всего, что я нарисовал к семидесяти годам, нет ничего, что стоило бы принимать во внимание. В семьдесят три года я частично понял структуру животных, птиц, насекомых и рыб, а также жизнь трав и растений. Итак, в восемьдесят шесть лет я продвинусь дальше; в девяносто я еще глубже проникну в их тайный смысл, а к сотне, возможно, действительно достигну уровня чудесного и божественного. Когда мне исполнится сто десять, каждая точка, каждая линия будет жить своей собственной жизнью.

В 1839 году пожар уничтожил мастерскую Хокусая и большую часть его работ. К этому времени его карьера начала угасать, поскольку более молодые художники, такие как Андо Хиросигэ, становились все более популярными. В возрасте 83 лет Хокусай отправился в Обусе в провинции Синано (ныне префектура Нагано ) по приглашению богатого фермера Такаи Кодзана, где он останавливался на несколько лет. Во время своего пребывания в Obuse он создал несколько шедевров, в том числе Masculine Wave и Feminine Wave. Хокусай продолжал работать почти до самого конца, написав «Дракона дыма, сбегающего с горы Фудзи и тигра в снегу» в начале 1849 года.

Постоянно стремясь создать лучшую работу, он, очевидно, воскликнул на смертном одре: «Если бы только рай. даст мне еще десять лет... Еще пять лет, и тогда я смогу стать настоящим художником ». Он умер 10 мая 1849 года и был похоронен в Токио (приход Тайто). хайку, составленное им незадолго до своей смерти, гласит: «Хотя, как призрак, я легко ступлю по летним полям».

Избранные произведения

Влияние на искусство и культуру

Обложка Дебюсси Ла Мер, 1905

Хокусай как художник имел достижения в различных сферах. Он занимался дизайном книжных иллюстраций и гравюр на дереве, эскизов и живописи более 70 лет. Хокусай был одним из первых экспериментаторов западной линейной перспективы среди японских художников. Сам Хокусай находился под влиянием Сэссю Тёё и других стилей китайской живописи. Его влияние распространилось по всему миру на его западных современников в Европе девятнадцатого века с японизма, который начался с увлечения коллекционированием японского искусства, особенно укиё-э, некоторые из первых образцов которого можно было увидеть. в Париже, когда примерно в 1856 году французский художник Феликс Бракемон впервые наткнулся на копию альбома для зарисовок Hokusai Manga в мастерской своего печатника. Он оказал влияние на ар-нуво, или югендстиль в Германии, и более крупное движение импрессионизм, с темами, перекликающимися с его работами, появившимися в работах Клода Моне и Пьер Огюст Ренуар. Согласно Brooklyn Rail, «многие художники собирали его гравюры на дереве: Дега, Гоген, Климт, Франц Марк, Август. Маке, Мане и Ван Гог. "Мотив хлыста Германа Обриста, или Peitschenhieb, который явился примером нового движения, явно под влиянием творчества Хокусая.

Даже после его смерти выставки его работ продолжают расти. В 2005 году в Токийском национальном музее прошла выставка Хокусай, на которую в этом году пришло самое большое количество посетителей из всех выставок. Несколько картин с токийской выставки также выставлялись в Великобритании. В Британском музее прошла первая выставка работ Хокусая последнего года, в том числе «Большая волна» в 2017 году.

Хокусай вдохновил на Премию Хьюго - рассказ писателя-фантаста Роджера, удостоенного награды Желязный, «24 вида на гору Фудзи, автор Хокусай », в которой главный герой совершает поездку по местности, окружающей гору Фудзи, останавливаясь в местах, нарисованных Хокусаем. Книга 2011 года по осознанности завершается стихотворением Роджера Киза «Говорит Хокусай», которому предшествует объяснение, что «[иногда] поэзия улавливает душу идеи лучше, чем что-либо другое».

В «Британской энциклопедии 1985 года» Ричард Лейн характеризует Хокусая как «с конца 19-го века, [производившего] впечатление на западных художников, критиков и любителей искусства, возможно, больше, чем на любого другого азиатского художника».

«Магазинная продажа картинок и укиё-э» Хокусая показывает, как укиё-э в то время действительно продавалось; на нем показано, как эти гравюры продавались в местных магазинах, и что обычные люди могли покупать укиё-э. Необычно на этом изображении Хокусай использовал раскрашенный вручную подход вместо использования нескольких отдельных деревянных блоков. [1]

Примечания
Ссылки
  • Кальца, Джан Карло (2003). Хокусай. Phaidon. ISBN 0714844578.
  • Лейн, Ричард (1978). Образы плавучего мира: японская гравюра. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-211447-1 ; OCLC 5246796.
  • Нагата, Сейджи (1995). Хокусай: гений японского укиё-э. Токио: Kodansha International.
  • Рэй, Дебора Коган (2001). Хокусай: Человек, нарисовавший гору. Нью-Йорк: Книги Фрэнсис Фостер. ISBN 0-374-33263-0.
  • Смит, Генри Д. II (1988). Хокусай: сто видов на гору. Fuji. Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, Инк., Издательство. ISBN 0-8076-1195-6.
  • Уэстон, Марк (1999). Гиганты Японии: жизни самых влиятельных мужчин и женщин Японии. Нью-Йорк: Kodansha International. ISBN 1-56836-286-2.
Дополнительная литература

Общая биография

  • Боуи, Теодор (1964). Рисунки Хокусая. Издательство Индианского университета, Блумингтон.
  • Форрер, Матти (1988). Хокусай Риццоли, Нью-Йорк. ISBN 0-8478-0989-7.
  • Форрер, Матти; ван Гулик, Виллем Р. и Кемпфер, Хайнц М. (1982). Хокусай и его школа: картины, рисунки и иллюстрированные книги. Музей Франса Халса, Харлем. ISBN 90-70216-02-7
  • Хиллиер, Джек (1955). Хокусай: Живопись, графика и ксилография. Phaidon, Лондон.
  • Хиллер, Джек (1980). Искусство Хокусая в книжной иллюстрации. Sotheby Publications, Лондон. ISBN 0-520-04137-2.
  • Лейн, Ричард (1989). Хокусай: Жизнь и работа. E.P. Даттон. ISBN 0-525-24455-7.
  • ван Раппард-Бун, Шарлотта (1982). Хокусай и его школа: японская гравюра ок. 1800–1840 гг. (Каталог собрания японской гравюры, Рейксмузеум, часть III). Рейксмузеум, Амстердам.

Особые произведения искусства

Для читателей, которым нужна дополнительная информация о конкретных произведениях искусства Хокусая, рекомендуются эти конкретные произведения.

  • Хиллер, Джек и Диккенс, Ф.В. (1960). Фугаку Хияку-кэй («Сто видов Фудзи» Хокусая). Фредерик, Нью-Йорк.
  • Кондо, Ичитаро (1966). Пер. Терри, Чарльз С. Тридцать шесть видов горы Фудзи Хокусая. Центр Восток-Запад, Гонолулу.
  • Миченер, Джеймс А. (1958). Альбомы-зарисовки Хокусая: выдержки из манги. Чарльз Э. Таттл, Ратленд.
  • Морс, Питер (1989). Хокусай: Сто поэтов. Джордж Бразиллер, Нью-Йорк. ISBN 0-8076-1213-8.
  • Наразаки, Мунешигэ (1968). Пер. Бестер, Джон. Шедевры Укиё-Э: Хокусай - Тридцать шесть видов на гору. Fuji. Коданша, Токио.

Художественные монографии

Монографии, посвященные произведениям искусства Хокусая:

  • Гонкур, Эдмон де (2014). Essential Hokusai. Борнмут, Паркстон Интернэшнл. ISBN 978-1-78310-128-3.
  • Гонкур, Эдмон де (2014). Hokusai Mega Square. Борнмут, Паркстон Интернэшнл. ISBN 978-1-78310-566-3.
Внешние ссылки
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Хокусай
На Викискладе есть медиа относится к Кацусика Хокусай.

Гравюры

Биографии

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:59:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте