Сэссю Тёё

редактировать
Сэссю Тёё
Портрет f Sesshu.jpg Копия 16-го века автопортрета Сэссю 1491 года
Название
Личный
Родился1420. Битчу, Япония
Умер26 Август 1506
РелигияБуддизм
ШколаРиндзай
Старшая должность
УчительТеншо Шубун

Сэссю Тойо (Японский : 雪 舟等 楊; Ода Тёё с 1431 года, также известный как Тёё, Ункоку или Бикейсай; 1420-26 августа 1506) был самым выдающимся японским мастером тушью и росписью с середины Период Муромати. Он родился в семье самураев Ода (小 田家), затем вырос и получил образование, чтобы стать священником Риндзай дзен-буддизмом. Однако в раннем детстве он проявил талант к изобразительному искусству и, в конце концов, стал одним из величайших японских художников своего времени, широко уважаемым по всей Японии.

Сэссю учился у Тэнсё Шубуна и был под влиянием китайской династии Сун пейзажная живопись. В 1468–69 он предпринял путешествие в Мин Китай, где тоже был признан выдающимся художником. Вернувшись в Японию, Сессу построил себе студию и основал большое количество последователей, художников, которых теперь называют школой Ункоку-рин или «школой Сессу». Хотя многие картины сохранились с подписью или печатью Сесшу, только некоторые из них могут быть надежно отнесены к нему. Его самая известная работа - так называемый «Длинный свиток пейзажа» (山水 長 巻, Sansui chōkan).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Картины
  • 3 Список избранных работ
    • 3.1 Пейзажи
    • 3.2 Другое
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Сесшу родился в Акахама, поселении в провинции Битчу, которая сейчас является частью западной префектуры Окаяма. Его фамилия была Ода, но его настоящее имя неизвестно. Он получил имя Тойо в 1431 году, когда был зачислен в Хофуку-дзи, храм дзэн в Соджа. История японской живописи Кано Эйно (Хончогаси), источник 17-го века, содержит хорошо известный анекдот о молодом Сессу: очевидно, будущий художник не изучал дзен с достаточной самоотдачей, предпочитая вместо этого проводить время за рисованием. Однажды его наказали за непослушание и привязали к столбу в зале храма. Через некоторое время к нему подошел священник и от удивления вскочил - очень близко к ноге Сесшу была мышь. Однако на самом деле это была картина, которую Сесшу нарисовал своими слезами. Хотя история известна, ее подлинность сомнительна. Во всяком случае, во время своего раннего обучения Сесшу получил бы обучение не только религии, но также каллиграфии и живописи.

Сёкоку-дзи, храм Дзэн, где Сэссю учился живописи под руководством Сёбуна

Примерно в 1440 году Сэссю покинул Битчу в Киото, большом городе, который тогда был столицей Японии. Он жил как монах в Сёкоку-дзи, известном храме Дзэн. Там Сэссю изучал дзен у Шунрин Суто (春林 周 藤), известного мастера дзэн, и живопись у Теншо Шубуна, самого уважаемого японского художника того времени. Стиль Шубуна, как и стиль большинства японских художников дзэн, был вдохновлен китайскими художниками династии Сун, такими как Ма Юань, Ся Гуй, Го Си и другие. Не сохранились работы Сесшу того периода, но даже его поздние работы показывают похожие влияния. Сэссю провел около 20 лет в Киото, а затем уехал в префектуру Ямагути, чтобы стать главным священником храма Ункоку. Примерно в это же время он начал называть себя Sesshū («снежная лодка»).

Ямагути был местом, откуда начинались многие японские экспедиции в Китай, и, возможно, выбор города Сессу был продиктован желанием посетить эту страну. Он получил приглашение от клана Оучи, лордов Ямагути и одной из самых могущественных семей в Японии, и присоединился к торговой поездке; в 1468 году он высадился в Южном Китае. В его обязанности входило покупать китайские произведения искусства для богатых японских покровителей, а также посещать китайские дзэнские храмы и учиться в них. Хотя сам художник был разочарован тем, что искусство династии Мин сильно отличалось от искусства Сун, его очень увлекала китайская природа и храмы. Он был быстро признан важным художником, и современный источник указывает, что он, возможно, получил заказ от Императорского дворца в Пекине. Так ли это, неизвестно; Лучшими из сохранившихся произведений того периода являются четыре свитка пейзажей, которые в настоящее время находятся в коллекции Токийского национального музея.

Пейзаж с брызгами чернил (破 墨 山水, Хабоку сансуи ), 1495

Сесшу останавливался в Китай до 1469 года. Из-за Онинской войны он не мог оставаться в Ямагути и вместо этого поселился в префектуре Оита в Кюсю, где он построил студию, Tenkai Zuga-r. Он занимался рисованием и преподаванием и часто совершал поездки в различные районы Японии. В одно из таких путешествий, в 1478 году, Сесшу отправился в Масуда, Симанэ по приглашению Канетаки Масуда, правителя провинции Ивами. Художник вошел в Сукан-дзи (崇 観 寺), построил там два дзен-сада и написал портрет Масуды Канетаки и «Птицы и цветы четырех времен года».

В 1486 году Сэссю вернулся в Ямагути. Многие из его сохранившихся работ относятся к последним годам его жизни, в том числе «Длинный свиток пейзажа» (Sansui Chōkan, 1486), «Пейзаж с брызгами» (破 墨 山水 Haboku sansui ) (1495) и другие. Одна из таких работ, «Вид Ама-но-Хашидатэ» (ок. 1501–05), представляет собой вид с высоты птичьего полета на знаменитую песчаную косу в провинции Танго. Чтобы написать его, художник, которому уже было за восемьдесят, должен был взобраться на высокую гору, так что, очевидно, он был еще здоров. В 1506 году он умер в возрасте 87 лет. Один автопортрет Сесшу известен по более поздней копии, сделанной его последователем.

Картины

Вид Ама-но-Хашидатэ (ок. 1502–1505), Киотский национальный музей

Хотя многие работы того периода подписаны Сесшу, имя или печать, лишь немногие могут быть надежно отнесены к нему. Многие из них являются копиями или работами учеников художника; и несколько художников, в том числе Хасэгава Тохаку, даже использовали имя Сэссю в художественных целях. Художники, на которых больше всего повлиял подход Сессу к живописи, относятся к «Школе Сессу» (школа Ункоку-рин).

Возможно, самая важная сохранившаяся работа мастера - это так называемый Длинный свиток Пейзажи (Сансуи Чокан): свиток высотой 50 футов (15 метров), изображающий четыре сезона в последовательности весна-лето-осень-зима. Как обычно для того периода и работы учителя Сэссю Тэнсё Шубун, стиль и техника находятся под сильным влиянием китайской живописи династии Сун, в частности, работ Ся Гуй. Однако Сэссю изменяет китайскую модель, вводя более выраженный контраст между светом и тенью, более толстые и тяжелые линии и более плоский эффект пространства. Есть два других больших свитка с пейзажами, приписываемые Сесшу. Свиток меньшего размера «Времена года» (Краткий свиток пейзажей) демонстрирует качества, аналогичные характеристикам Сансуи Чокан, только с несколько более свободной техникой. Картина Ама-но-Хашидатэ, написанная незадолго до смерти художника, является радикальным отходом от китайской традиции: картина представляет собой реалистичный вид определенного пейзажа с высоты птичьего полета.

Среди других известных работ Сесшу - буддийская картина «Хуике, предлагающая руку Бодхидхарме», написанная в 1496 году и обозначенная как Национальное достояние Японии в 2004 году, а также пара декоративных ширм с изображением цветов и птицы.

Список избранных работ

Хуйке, предлагающий руку Бодхидхарме (1496 г.)

Пейзажи

  • Пейзаж четырех сезонов, четыре свитка пейзажей (до 1469 г.; Токийский национальный музей)
  • Пейзажи осени и зимы, два свитка (ок. 1470–1490; Токийский национальный музей)
  • Краткий свиток пейзажей (ок. 1474–90; Киотский национальный музей)
  • Длинный Свиток пейзажей (Sansui Chokan) (ок. 1486; Коллекция Мори, Ямагути, Япония)
  • Хабоку Сансуи, свиток с использованием техники "брызганных чернил" (1495; Токийский национальный музей)
  • Вид на Ама-но-Хашидатэ (ок. 1502–05; Национальный музей Киото)
  • Пейзаж Сесю

Другое

  • Портрет Масуды Канетаки (1479; Коллекция Масуда, Токио)
  • Подношение Хуйке Arm to Bodhidharma (Daruma and Hui K'o) (1496; Sainen-ji, Aichi, Japan)
  • Цветы и птицы, пара шестикратных ширм (без даты; Коллекция Косака, Токио)

См. Также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Сэссю Тойо.
Последняя правка сделана 2021-06-08 01:31:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте