Роджер Желязны

редактировать
США Писатель-фантаст и фантаст и поэт
Роджер Желязны
Роджер Желязны в Париже, 1988 Роджер Желязны в Париже, 1988
РодилсяРоджер Жозеф Желязны. (1937-05-13) 13 мая 1937. Евклид, Огайо, США
Умер14 июня 1995 (1995-06-14) (58 лет). Санта-Фе, Нью-Мексико, США
ПсевдонимХаррисон Дания
Род занятийПисатель
НациональностьАмериканец
Alma materWestern Reserve University (BA ). Колумбийский университет (MA )
ЖанрФэнтези, научная фантастика
Литературное движениеНовая волна (хотя он сам осуждал этот термин)
Известные произведенияПовелитель света, Хроники Амбера, Остров мертвых, Двери его лица, Лампы его рта и другие истории, Дверные проемы в песках, Глаз кошки, Варианты единорога, Ночь в одиноком октябре

Роджер Джозеф Желязны (13 мая 1937 - 14 июня 1995) был американским поэтом и писателем. из фэнтези и научной фантастики рассказов и романов, наиболее известных по Хроникам Амбера. Он выигрывал Премию Небула три раза (из 14 номинаций) и Премию Хьюго шесть раз (также из 14 номинаций), в том числе два Гюго для романов: сериализованный роман ... И Зови меня Конрад (1965), впоследствии опубликованный под названием Этот бессмертный (1966), а затем роман Повелитель света (1967).

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Личная жизнь
  • 3 Характерные темы
  • 4 Наследие
  • 5 Награды
  • 6 Дани
  • 7 Библиография
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
    • 9.1 Биографии и литературные обзоры
    • 9.2 Библиографии
  • 10 Внешние ссылки
Биография

Роджер Джозеф Желязны родился в Евклиде, штат Огайо, единственный ребенок поляков. иммигрант Джозеф Франк Желязны и американка ирландского происхождения Джозефин Флора Суит. В старшей школе он стал редактором школьной газеты и вступил в Клуб творческого письма. Осенью 1955 года он начал посещать Западный резервный университет и окончил его со степенью бакалавра искусств. в 1959 г. он был принят в Колумбийский университет в Нью-Йорке и специализировался на елизаветинской и якобинской драме, получив степень магистра в 1962 году. Его магистерская диссертация была озаглавлена ​​«Две традиции» и Сирил Турнер : исследование морали и юмора комедийных конвенций в Трагедия Мстителя.

С 1962 по 1969 год он работал в Администрации социального обеспечения США в Кливленде, штат Огайо, а затем в Балтиморе, штат Мэриленд проводил вечера за написанием научной фантастики. Он сознательно перешел от короткометражных фильмов к новеллам, новеллам и, наконец, к 1965 году - к романам. 1 мая 1969 года он ушел, чтобы стать писателем на полную ставку, а затем сосредоточился на написании романов, чтобы сохранить свой доход. В этот период он был активным и активным членом Балтиморского научно-фантастического общества, в состав которого входили писатели Джек Чалкер и Джо и Джек Холдеман.

Его первое появление в журнале для фанатов было первой частью рассказа «Условное пособие» (Thurban 1 # 3, 1953), а его первой профессиональной публикацией и продажей был рассказ в жанре фэнтези «Восстание мистера Фуллера» (Literary Calvalcade, 1954). Его дебютными работами как профессионального писателя стали одновременное издание «Страстной игры» («Удивительно», август 1962 г.) и «Всадника!». (Фантастика, август 1962 г.). «Passion Play» была написана и продана первой. Его первая история, привлекшая большое внимание, была «Роза для Экклезиаста », опубликованная в The Magazine of Fantasy and Science Fiction, с обложкой Ханнеса Бока.

Роджера. Желязны также был членом Гильдии фехтовальщиков и волшебников Америки (SAGA), сплоченной группы авторов героического фэнтези, основанной в 1960-х годах, некоторые из работ которой были включены в антологию. в антологиях Лин Картер Мигающие мечи!.

Желязны умер в 1995 году в возрасте 58 лет от почечной недостаточности, вызванной колоректальным раком.

Личная жизнь

Желязны был женат дважды, сначала на Шэрон Стеберл в 1964 году (развелся, без детей), а затем с Джудит Ален Каллахан в 1966 году. До этого он был помолвлен с фолк-певицей Хеди Уэст в течение шести месяцев с 1961 по 1962 год. У Роджера и Джудит было два сына, Девин и Трент (автор криминальной литературы ) и дочь Шеннон. На момент его смерти Роджер и Джудит были разлучены, и он жил с писателем Джейн Линдсколд.

Воспитанный католичкой своими родителями, Желязны позже объявил себя отпавшим католиком и остался им. путь на всю оставшуюся жизнь. «У меня действительно было сильное католическое прошлое, но я не католик. Когда-то в прошлом, мне кажется, однажды я ответил утвердительно по странным и сложным причинам. Но я не принадлежу ни к какой организованной религии».

Характерные темы

В своих рассказах Роджер Желязны часто изображал персонажей из мифа, изображенных в современном мире или мире будущего. Желязный включил в свои работы множество анахронизмов, таких как курение сигарет и отсылки к современной драме. На его четкие, минималистичные диалоги, похоже, также повлиял стиль остроумия закоренелых криминальных авторов, таких как Рэймонд Чендлер или Дашиелл Хэммет. Напряжение между древним и современным, сюрреалистическим, и знакомым - вот что движет большей частью его работ.

Очень частый мотив в творчестве Желязного - бессмертие или люди, ставшие богами (а также боги, которые превратились в люди). Мифологические традиции, из которых он заимствовал, включают:

Кроме того, элементы из норвежского, Японская и ирландская мифология, легенда о короле Артуре, а также несколько ссылок на реальную историю появляются в Хрониках Амбера.

Помимо работы с мифологическими темами, наиболее часто повторяющимся мотивом Желязного является «отсутствующий отец» (или фигура отца). Опять же, это особенно заметно в романах Эмбер : в первой серии Эмбер главный герой Корвин ищет своего потерянного богоподобного отца Оберон ; в то время как в второй серии, которая фокусируется на сыне Корвина Мерлине (не путать с артурианцем Мерлином ), странным образом пропал сам Корвин. Эта отчасти фрейдистская тема в той или иной степени проходит почти в каждом романе Желязного. Дорожные знаки, Дверные проемы в песках, Подмена, Безумный палочник, Темное странствие ; рассказы «Мрачный свет», «Крестник», «Ключи к декабрю»; и в сериале Alien Speedway представлены главные герои, которые либо ищут, либо потеряли своих отцов. Отец Желязного, Иосиф, неожиданно умер в 1962 году и так и не узнал об успехах своего сына как писателя; это событие могло вызвать бессознательное и частое использование Желязным мотива отсутствия отца.

Двумя другими личными характеристиками, которые повлияли на его художественную литературу, были его опыт боевых искусств и его пристрастие к табаку. Желязны стал экспертом в шпаге в колледже и, таким образом, начал всю жизнь изучать несколько различных боевых искусств, в том числе дзюдо, айкидо (которое он позже также преподавал, получив черный пояс), тай чи, и па куа. В свою очередь, многие из его персонажей умело и со знанием дела используют аналогичные навыки, уничтожая своих противников. Желязный также был страстным курильщиком сигарет и трубок (пока он не бросил курить в начале 80-х), настолько, что он сделал многих своих главных героев заядлыми курильщиками. Однако он ушел, чтобы улучшить свою сердечно-сосудистую систему и заняться боевыми искусствами; после того, как он бросил курить, персонажи его более поздних романов и рассказов тоже бросили курить.

Еще одна особенность творчества Желязного - то, что многие из его главных героев достаточно хорошо знали другие языки, чтобы цитировать французский, немецкий, итальянский или латинские афоризмы, когда случай казался подходящим (или даже неуместным), хотя сам Желязный не говорил ни на одном из этих языков.

Он также часто экспериментировал с формой в своих рассказах. В романе Дверные проемы в песках используется техника ретроспективного кадра, в которой большинство глав открывается сценой, обычно связанной с опасностью, не подразумеваемой в конце предыдущей главы. После того, как сцена установлена, рассказчик возвращается к событиям, ведущим к ней, затем переходит к концу главы, после чего следующая глава переходит к другому драматическому не-продолжению.

В романе Дорожные знаки о системе дорог, которая связывает все возможные времена, места и истории, главы, в которых изображен главный герой, названы «Один». В других главах, названных «Два», представлены второстепенные персонажи, в том числе оригинальные персонажи, целые герои и реальные исторические персонажи. Сюжетная линия «One» довольно линейна, тогда как сюжетная линия «Two» прыгает во времени и последовательности. Закончив рукопись, Желязный случайным образом перемешал главы «Две» между главами «Одна», чтобы подчеркнуть их нелинейный характер по отношению к сюжетной линии.

Существа Света и Тьмы, с персонажами в персонажах. египетских богов, использует повествовательный голос полностью в настоящем времени ; последняя глава построена как пьеса, а несколько глав имеют форму длинных стихотворений.

Желязны также стремился написать короткий отрывок, не предназначенный для публикации, как своего рода предысторию главного героя, как способ дать этому персонажу жизнь, независимую от конкретного романа, над которым он работает. Был опубликован по крайней мере один "фрагмент", рассказ "Мрачный свет", изначально предыстория Фрэнсиса Сандоу на Острове мертвых. Сам Сандов мало фигурирует в «Мрачном свете», главным героем является его сын, который откладывает побег из нестабильной звездной системы, чтобы заставить своего далекого отца прийти и спросить его лично. В то время как в «Острове мертвых» Сандов живет в безответственной роскоши, спасаясь от своих личных демонов, «Мрачный свет» закрепляет его характер как человека, который, хотя и неохотно, справится со своими обязанностями.

Другой распространенный стилистический подход в его романах - использование смешанных жанров, при этом элементы каждого из них свободно и взаимозаменяемо сочетаются. Джек Теней и Подмена, например, вращаются вокруг напряженности между двумя мирами магии и технологий. Повелитель света, возможно, одна из самых известных его работ, написана в классическом стиле мифического фэнтези, в то время как в начале книги установлено, что сама история происходит на колонизированной планете..

Во многих работах Желязны исследуются варианты идеи о том, что если существует бесконечное количество миров, то каждый мир, который можно вообразить, должен где-то существовать. Могущественные существа во многих его историях обладают способностью путешествовать в миры, которые обладают именно теми характеристиками, которые это существо желает испытать. (Персонажи Желязны с этой способностью включают Тота в Существа Света и Тьмы, который телепортируется в эти миры; те, у кого есть королевская кровь Амбера или Хаоса в Хрониках Амбера, которые «двигаться сквозь тени», чтобы достичь этих миров; семьи-хранители Темного Путешественника, которые перемещаются между реальностями с помощью высокотехнологичных устройств; и Красный Доракин в Дорожных знаках, который достигает этих миров проезжая по волшебной дороге.) Многие из этих персонажей задаются вопросом, создают ли они эти особые места заново или просто находят места, которые уже существуют (очень похоже на «проблема универсалий » в классическом метафизика ). Обычно каждый персонаж, задумывающийся над этим, в конце концов решает, что вопрос чисто академический и поэтому на него нет ответа.

Наследие

Истории Желязны вдохновили других авторов его поколения, включая Сэмюэля Р. Делани, чей роман Нова и многие из его рассказов были написаны «Отчасти в ответ на извержение Желязного в поле». В 1967 Альгис Будрис перечислил Желязны, Делани, Дж. Дж. Баллард и Брайан У. Олдисс как «потрясающие новые типы» писателей и лидеры Новой волны. Нил Гейман сказал Желязный был автором, который оказал на него наибольшее влияние, причем это влияние особенно заметно в литературном стиле Геймана и темах, о которых он пишет.

Антология Повелитель фантастики : Истории в честь Роджера Желязный, отредактированный Мартином Х. Гринбергом, был выпущен в 1998 году и содержал очерки и рассказы в честь Желязного, написанные Уолтером Джоном Уильямсом, Джеком Уильямсоном, Джон Варли, Гейман, Грегори Бенфорд и многие другие авторы.

Вышла антология «Тени и размышления: дань Роджеру Желязны» под редакцией Трента Желязни и Уоррена Лапина. в 2017 году и состоял из двух эссе и пятнадцати рассказов о вселенных, созданных Желязным. Среди авторов: Джордж Р.Р. Мартин, Шеннон Желязны, Желязны, Стивен Браст, Келли Маккалоу, Джейн Линдсколд, Стив Перри, Джеральд Хаусман, Лоуренс Уотт-Эванс и другие.

Награды

Желязны получил не менее 16 наград за определенные художественные произведения : шесть Hugo Awards, три Nebula Awards, две Locus Awards, одна Prix Tour-Apollo Award, две Seiun Awards, и две Balrog Awards - очень часто работы Желязны соревновались друг с другом за одну и ту же награду.

Кроме того, Желязны был почетным гостем Worldcon на Discon II в Вашингтоне, округ Колумбия в 1974 г., и выиграл Награда Inkpot за пожизненные достижения на Comic-Con International в 1993 году. "Роза для Экклезиаста" была включена в Visions of Mars: First Library on Mars, DVD, снятый на борту Phoenix Mars Lander в 2008.

Дани

ostracod Sclerocypris zelaznyi был назван в его честь.

Библиография
Ссылки
Дополнительная литература
  • Йок, Карл (1979). Роджер Желязны: Руководство для читателей Стармонт 2. Западный Линн, Орегон: Стармонт Хаус.
    • Переиздано как Yoke, Carl B. (2007). Роджер Желязны. Borgo Press. ISBN 978-0916732134.

Биографии и литературная критика

  • Ковач, Кристофер С. (февраль 2009 г.). «... И зови меня Роджером»: ранняя литературная жизнь Роджера Желязны ». Нью-Йоркское обозрение научной фантастики № 246. 21 (6): 1, 8–19. Отрывок из полной биографии объемом до эссе, опубликованный в Сборнике историй (следующая запись).
  • Ковач, Кристофер С. (2009). «... И зови меня Роджером»: Литературная жизнь Роджера Желязны ». Собрание рассказов Роджера Желязны. 1–6 . Бостон: NESFA Press.
  • Крулик, Теодор (1986). Роджер Желязны. Нью-Йорк: Ungar Publishing.
  • Линдсколд, Джейн М. (1993). Роджер Желязны. Серия авторов США Туэйна. Нью-Йорк: Twayne Publishers. ISBN 978-0805739534.
  • Як, Карл (1979). Роджер Желязны и Андре Нортон: сторонники индивидуализма. Огайо Авторы. Колумбус, Огайо: Государственный университет Огайо.

Библиографии

  • Ковач, Кристофер С. (2010). Сентябрьские иды: иллюстрированная библиография Роджера Желязны. Собрание рассказов Роджера Желязны. Бостон: NESFA Press. ISBN 978-1886778924.
  • Ковач, Кристофер С. (2015). Сентябрьские иды: иллюстрированная библиография Роджера Желязны. Собрание рассказов Роджера Желязны (2-е исправленное изд.). Бостон: NESFA Press. ISBN 978-1-61037-309-8.
  • Левак, Дэниел Дж. Х. (1983). Янтарные мечты: Библиография Роджера Желязны. Сан-Франциско: Гринвуд. ISBN 0313276781.
  • Сандерс, Джозеф (1980). Роджер Желязны: основная и дополнительная библиография. Бостон: Дж. К. Холл и Ко. ISBN 0816180814.
  • Стивенс, Кристофер П. (1991). Контрольный список Роджера Желязны. Нью-Йорк: Ultramarine Press. ISBN 0893662208.
  • Стивенсен-Пейн, Фил (1993). Роджер Желязны, Мастер янтаря: рабочая библиография. Галактические центральные библиографии, серия № 38. Borgo Press. ISBN 0809547368.
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Роджер Желязны
Библиография
Другое
Последняя правка сделана 2021-06-04 08:25:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте