Ойран

редактировать
Категория куртизанок с высоким статусом в истории Японии

«Ойран» (花魁 ) было термином для определенной категории высоких - выдающиеся куртизанки в японской истории. Разделенные на несколько рангов в этой категории, ойран считались - как в социальном плане, так и в плане развлечений - выше обычных проституток, известных как юдзё (遊 女) (букв., «Женщина удовольствие ").

Хотя ойран по определению также занимался проституцией, они отличались своими навыками в традиционных искусствах, причем ойран высшего ранга имел определенную степень выбора клиентов, которых они выбирали. Термин возник в Ёсивара, районе красных фонарей в Эдо в 1750-х годах, и применяется ко всем разрядам куртизанок высокого уровня в исторической Японии.

Многие ойран стали знаменитостями как внутри, так и за пределами квартала удовольствий, и ойран часто развлекал высшие классы общества, получая прозвище «кэйсэй» (букв. «Разрушающий замок») за то, что им казалось репутация человека, способного сравниться с остроумием и украсть сердца мужчин из высшего общества. Этот архетип стал широко представлен в театре кабуки, как в севамоно («современник» [для периода Эдо ]), и в дзидаймоно ("период") играет.

Несмотря на то, что эта репутация считалась законодательницей мод на пике своей профессии, эта репутация была позже узурпирована в конце 18-19 веков гейшей, которая стала популярной благодаря их более свободное и модное выражение современной женственности. Профессия продолжала неуклонно снижаться на протяжении всего XIX века, пока проституция не была объявлена ​​вне закона в Японии в 1957 году.

Культурные аспекты исполнительских традиций ойран, которые в некоторых случаях значительно отличались от гейш., сохраняются и по сей день, хранятся реконструкторами, которые не занимаются проституцией в рамках своей роли в инсценировке.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Возвышение к известности
    • 2.2 Статус, звание и условия
    • 2.3 Внешний вид
    • 2.4 Упадок
    • 2.5 Конкуренция с гейшами
    • 2.6 Поздние годы (1850-1957)
  • 3 Современные ойраны
    • 3.1 Парад куртизанок
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Этимология

Слово «ойран» происходит от японской фразы oira no tokoro no nēsan (お い ら の 所 の 姉 さ ん), что свободно переводится как «девушка в нашем (моем) доме». Написанное на кандзи, слово состоит из двух символов: означает «цветок», и означает «лидер» или «первый». Технически, только самые высокопоставленные проститутки Ёсивары были известны как ойран, хотя этот термин широко применяется ко всем.

История

Изображение ойрана в 1917 году

Повышение известности

Куртизанская культура возникла в начале периода Эдо (1600–1868 гг.); законы, ограничивающие бордели в ограниченных кварталах развлечений, известных как юкаку (遊 廓 / 遊 郭, букв., «игровая площадка») - в некоторых случаях буквально обнесенные стеной районы - были приняты примерно в 1600 году. Эти кварталы часто располагались на некотором расстоянии от центра присоединенный город или город, а также правовой статус и расположение этих районов несколько раз менялись на протяжении последующих столетий; иногда некоторые из них закрывались, а их жителей отправляли жить или работать в другое место, иногда в другой, более крупный квартал красных фонарей. Исторически наиболее известны три района: Симабара в Киото (в котором также жили гейши до 1970-х годов), Синмачи в Осаке и Ёсивара в Эдо (современный Токио ).

Со временем эти районы быстро превратились в большие и автономные районы, содержащие множество различных форм развлечений, помимо проституции, включая выступления и фестивали. Гейши также иногда работали в этих районах, но им периодически запрещали работать за их пределами.

Статус, звание и условия

По сравнению с юдзё, чьим главным увлечением были сексуальные услуги, куртизанки были прежде всего артистами. Чтобы стать ойраном, женщина должна была обучиться ряду навыков с относительно юного возраста, включая чадо (японская чайная церемония ), икебана (композиция цветов) и каллиграфия. Ойран также научился играть на кото, сякухати, цузуми (ручной барабан), сямисэн и кокю. Клиенты ожидали, что ойран будет начитана, способна разговаривать и писать с остроумием и элегантностью, а также сможет соответствовать им по интеллекту в разговоре.

В кругах удовольствий престиж куртизанки основывался на ее красоте и характере, образование и художественные способности, что нашло отражение в количестве рангов, попадающих в категорию «ойран». Ойран мог быть повышен или понижен в должности, а также мог унаследовать имя поколения (myōseki (名 upon)) при смене ранга, что несло престиж тех, кто ранее занимал его. Эти myseki были исключительно собственностью владельца публичного дома и были написаны на кандзи, тогда как куртизанки, не считавшиеся высокопоставленными или достаточно квалифицированными, чтобы держать myseki, просто использовали профессиональное имя, которое считалось достаточно элегантным, чтобы быть именем куртизанки. Имена камуро и синдзо (воспитательниц и учениц куртизанок соответственно) были написаны хираганой, и куртизанки с мёсэки редко видели, как они передавались либо их камуро, либо шиндзо, которых они тренировали. или их ученики, известные как шинзо. Имена, используемые другими проститутками более низкого ранга, как правило, были псевдонимами, взятыми либо для защиты своей личности, либо для продвижения имиджа публичного дома, и, вероятно, были немного более сложными, чем имя средней женщины, хотя они не были написаны кандзи.

Самым высоким званием куртизанок была таю (太 夫), за которой следовали коши (格子). В отличие от обычной проститутки, у тайю было достаточно престижа, чтобы отказывать клиентам. Высокий статус также делал таю чрезвычайно дорогим - гонорар таю за один вечер составлял от одного рё до одного рё, три бу, что значительно превышало месячную заработную плату рабочего и сопоставимо с годовой зарплатой продавца.

Хотя многие куртизанки могли быть зарегистрированы в одном районе, очень немногие достигли статуса таю; в путеводителе, опубликованном в 1688 году, указано современное количество высокопоставленных куртизанок по сравнению со всеми куртизанками, перечисленными в одном районе:

  • 13 тайю были зарегистрированы в Симабаре из 329 зарегистрированных куртизанок
  • 7 тайю были зарегистрированы в Синмачи из 983 зарегистрированных куртизанок
  • 3 тайю были зарегистрированы в Осаке и Ёсиваре из 2790 зарегистрированных куртизанок.

В путеводителе Ёсивара, опубликованном в 1792 году, перечислено шесть существующих рангов ойран, включая тайю и коси, которые имели: к моменту публикации путеводителя в течение 30 лет бездействовал, без куртизанок в этих ролях в Ёсиваре:

  1. Таю
  2. Коши
  3. Ёбидаси Цукемавараси
  4. Санча
  5. Цукемавараси
  6. Дзасикимочи

В 1761 году последний тайю Ёсивара ушел на пенсию, что ознаменовало конец рангов тайю и коси в этом квартале удовольствий, хотя и таю, и коси продолжали работать в Киото и Осака. Таким образом, слово «ойран» появилось в Ёсиваре как вежливое обращение к любой оставшейся женщине куртизанского ранга.

Внешний вид

Внешний вид ойран заметно отличался от внешности гейши и средняя женщина; на пике своей профессии в начале периода Эдо ойран носил более восьми больших канзаши (заколок), часто сделанных из панциря черепахи, серебра, золота и драгоценных камней, и носил их в большом количестве сложных и сильно -вощеные прически, известные как дата-хёго, хотя использовалось несколько разных причесок с разными названиями, каждая из которых представляла разные ранги, времена года и случаи жизни.

Одежда ойрана состояла из ряда многослойных кимоно, сделанных из богато декорированных, часто атласных шелковых или шелковых тканей парчи, которые затем подпоясывались оби завязаны спереди. В период Эдо этот оби стал шире и жестче, добавляя веса и дискомфорта. Поверх этого наряда ойран носил еще более тяжелое учикаке - официальное, сильно украшенное пальто с длинным шлейфом и подолом с мягкой подкладкой, надетое поверх него без ремня.

Во время парада или иного хождения ойран носил кома гета - трехзубые деревянные башмаки из павлонии высотой 20 см. Хотя они легкие для своего размера, они не позволят ойрану делать что-либо, кроме небольших медленных шагов при ходьбе; Таким образом, ойран ходил в кома гета скользящим шагом в форме восьмерки («сури-аши») с двумя слугами (известными как «вакаимоно»), помогающими ей. Ойран обычно не носила таби носков, а босая ступня считалась элементом эротики в ее одежде. В общей сложности формальный парадный костюм, который носил ойран, мог весить более 20 кг, часто до 30 кг, и для его надевания требовалась большая помощь.

Упадок

Из-за своей изоляции и неспособности покинуть районы развлечений, ойран постепенно становился более традиционным, устаревшим и ритуализированным, все дальше и дальше удаляясь от общества и подчиняясь строгим правилам этикета., поведение и речь. Это, в сочетании с их относительной финансовой недоступностью, создало вакуум развлечений для растущего торгового класса, чье относительно высокое богатство и относительно низкий социальный статус не позволяли им нанимать ойрана, что привело к решению покровительствовать более доступным и бесконечно доступным. дешевле гейши вместо этого.

Со временем ойран также потеряла свой статус знаменитостей и отчасти перестала восприниматься как высококультурные куртизанки, отражающие формальные, высококлассные стандарты речи и внешнего вида, и больше как женщины в клетке, неспособные покинуть районы удовольствий и прикованные к долгам своего публичного дома. Сохранение внешнего вида ойран также не отразило изменений в моде - по мере того, как профессия гейши развивалась и становилась все более популярной, власти стремились подавить разветвленные и богатые вкусы торговых классов, что привело к ряду указов об одежде, которые изменили популярную эстетику и привели к появлению сдержанной и культивируемой эстетики, такой как iki, которую ойран категорически не отражал и не напоминал.

Точно так же развлечения, которые предлагал Ойран, в основном остались неизменными по сравнению с предыдущими поколениями куртизанок. Хотя ойран играл сямисэн, они не играли популярные и современные мелодии, сочиненные для него, а вместо этого придерживались более длинных баллад, таких как nagauta, которые имели изысканное, но сдержанное лирическое содержание. Это контрастировало с (букв. «Короткие песни») любимыми и любимыми гейшами песнями, чье лирическое содержание часто было искренним и честным.

Конкуренция с гейшами

В те годы, когда ойран приходил в упадок профессия гейши зародилась и становилась все более сильной, частично, если не большей частью, способствовав этому упадку.

Официально гейши считались развлечением относительно низшего сословия и, как таковые, не пользовались покровительством высших классов, которые официально должны были покровительствовать ойрану; однако в период Эдо гейши стали олицетворять вкусы купеческого сословия, чей низкий социальный статус и высокая финансовая свобода освобождали их от социальных обязательств по поддержанию статуса самурайской семьи, которому обычно были обязаны мужчины из высших слоев общества..

По мере того, как на протяжении всего периода Эдо классы торговцев росли в богатстве и расточительности, они стали основным источником дохода для гейш, которые представляли социальную и финансовую доступность в отличие от ойрана. Гейши были дешевы в покровительстве, с ними можно было неформально разговаривать, требовалось несколько представлений, прежде чем развлекать клиента, и они оба играли и пели самые популярные песни того времени. Посредством различных указов о одежде, направленных на контроль над торговыми классами и, таким образом, на сохранение внешнего вида и социального статуса высших классов, экстравагантные или очевидные проявления богатства были объявлены вне закона и загнаны в подполье, что привело к популярности такой эстетики, как iki. которую гейши пришли представлять и защищать.

Хотя гейши также работали в увеселительных кварталах, которые занимала ойран - временами им запрещалось работать вне их - по мере развития профессии, законы о разделении двух профессий были приняты. Со временем это, по иронии судьбы, привело к преувеличению и обострению различий между гейшами и ойранами, что повысило популярность первых и привело к окончательному разрушению вторых. Гейшам запрещалось одеваться изысканно, как ойран, и не разрешалось спать со своими клиентами. Гейши были зарегистрированы в отдельном ЗАГСе, и если ойран обвинит гейшу в краже покупателя, она будет полностью расследована, и в случае признания ее виновной может быть запрещено работать.

Хотя гейша и ойран были признаны виновными. Гейши, вероятно, хотя бы частично были закреплены за своим домом, не считались физическим имуществом, которое ойран считали их работодателями. Хотя ойран не могла покинуть свои помещения для увеселений и могла быть, если не на высшем уровне, вынуждена развлекать тех клиентов, которых требовал от нее глава ее публичного дома, гейше было разрешено как покинуть свои дома, так и выбрать, каких посетителей она желает развлечь., что привело к появлению пословиц, сравнивающих лояльность ойрана с квадратными яйцами, причем суть в том, что ни того, ни другого не существовало. Хотя многие гейши влезли в долги или имели хоть какие-то долги с их окейей, немногие оказались в той же ситуации финансового господства и владения, с которой были почти полностью связаны ойран.

Спустя годы (1850-1957)

К концу периода Эдо популярность ойран продолжала падать по мере того, как гейши становились все более популярными. К началу периода Мэйдзи официальное отношение к легализованной проституции в Японии изменилось из-за растущего международного присутствия страны. К концу XIX века гейши заменили ойрана в качестве развлекателя и любимого спутника самых богатых в японском обществе, при этом центральная привлекательность ойрана все больше отдалялась от повседневной жизни.

Ойран продолжал встречаться с клиентами в старых кварталах развлечений, но уже не был в авангарде моды, и в годы Второй мировой войны, когда любое проявление роскоши было сильно После подавления культура, окружающая ойран, пострадала еще больше: последний удар был нанесен в 1957 году Законом о предотвращении проституции, после которого со временем профессия куртизанки, как она была раньше, секс-услуги и все такое, стала незаконной.

Современный ойран

ойран на параде в отличительной обуви на высокой платформе

Таю продолжает развлекаться так же, как гейши, но больше не предоставляет секс как часть этого развлечения. В современном Киото осталось меньше пяти тайю - по сравнению с триста гейш. Последний сохранившийся дом тайю находится в Симабаре, который в конце 20 века утратил свой официальный статус ханамати. Тем не менее, некоторые до сих пор считают Симабару «цветочным городом», где количество и активность таю медленно растут. Немногочисленные оставшиеся женщины, все еще практикующие искусство тайю, без сексуального аспекта, делают это скорее для сохранения культурного наследия, чем как профессию или образ жизни.

Парад куртизанок

Бунсуи Сакура Мацури Ойран Дочу - это ежегодное мероприятие, которое проводится каждый апрель в Бунсуи, префектуре Ниигата (ныне часть города Цубаме ). Парад, который проводится весной, исторически воспроизводит прогулку, которую лучшие куртизанки совершают по своему району в честь своих гостей. В современном параде представлены три ойрана в традиционных одеждах и около 70 сопровождающих их слуг. Ойран, которых зовут Синано, Сакура и Бунсуи, идут медленной походкой, носящей кома гета. Из-за популярности мероприятия в Японии организаторы часто завалены заявками на участие в параде в качестве одного из трех ойранов или в качестве слуги. Дочу - это сокращенная форма ойран-дочу, она также известна как Парад снов Этиго (Echigo no yume-dochu).

Фестиваль уличных артистов Осу - это мероприятие, проводимое вокруг храма Осу Каннон в Нагое ежегодно примерно в начале октября. Изюминкой этого двухдневного фестиваля является медленное шествие ойрана по торговой галерее Ōsu Kannon. Тысячи зрителей заполняют торговые улицы в эти дни, чтобы подойти достаточно близко, чтобы сфотографировать ойрана и его свиту из мужчин-телохранителей и свиту учеников (молодые женщины в характерном красном кимоно, с белой краской на лице и распущенными длинными черными волосами, напоминающими Синто жрицы ).

Каждый сентябрь в районе Минамисинагава возле Аомоно-Йокочо, Синагава проводится парад Ойран Дочу.

См. Также

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Искать 花魁 или oiran в Викисловаре, бесплатном словаре.
Викискладе есть материалы, связанные с Oiran.
Последняя правка сделана 2021-06-01 09:16:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте