Эрнест Франсиско Феноллоса (18 февраля 1853 г. - 21 сентября 1908 г.) был американцем искусствовед японского искусства, профессор философии и политической экономии в Императорском университете Токио. Важный педагог во время модернизации Японии в эпоху Мэйдзи, Феноллоса был энтузиастом ориенталистом, который много сделал для сохранения традиционного японского искусства.
Феноллоса родился в 1853 году в семье Мануэля Франсиско Сириако Феноллосы, испанского пианиста, родившегося в Малаге в 1818 году, и Мэри Силсби. Он посещал государственные школы в своем родном городе Салем, Массачусетс, прежде чем изучать философию и социологию в Гарвардском колледже, который он окончил в 1874 году.
Он проучился год в художественной школе при Бостонском музее изящных искусств, за это время женился на Элизабет Гудхью Миллет. В 1878 г. его пригласил в Японию американский зоолог и востоковед Эдвард С. Морс. Феноллоса преподавал политическую экономию и философию в Императорском университете Токио. Там он также изучал древние храмы, святыни и сокровища искусства со своим помощником Окакура Какудзо.
. Во время своего пребывания в Японии Феноллоса помогал создавать нихонга (японский) стиль живописи с японскими художниками Кано Хогай (1828–1888) и Хашимото Гахо (1835–1908). В мае 1882 года он прочитал лекцию «Объяснение истины искусства», которая была широко распространена и цитировалась.
После восьми лет в университете Феноллоса помог основать Токийскую школу изящных искусств. и Императорский музей Токио. Он служил директором последнего в 1888 году. В этот период он помог разработать текст закона о сохранении храмов и святынь и их сокровищ искусства.
Находясь под сильным влиянием жизни в Японии, Феноллоса обратился в веру. буддизм ; ему дали имя Тейшин. Ему также было присвоено имя Кано Эйтан Масанобу, что сделало его принадлежащим к линии школы Кано, которые служили художниками сёгунам Токугава. Живя в Японии, Феноллоса провел первую инвентаризацию национальных сокровищ Японии. Это привело к открытию древних китайских свитков, которые много веков назад были привезены в Японию странствующими монахами. Ему удалось спасти многие буддийские артефакты, которые в противном случае были бы уничтожены движением Хайбуцу кисаку. За эти достижения император Японии Мэйдзи наградил Феноллосу Орденом восходящего солнца и Орденом Священных сокровищ.
Феноллоса собрал большую личную коллекцию Японское искусство во время пребывания в Японии. В 1886 году он продал свою коллекцию произведений искусства бостонскому врачу Чарльзу Годдарду Уэлду (1857–1911) при условии, что она перейдет в Музей изящных искусств в Бостоне. В 1890 году он вернулся в Бостон, чтобы работать куратором отдела восточного искусства. Там Феноллоса попросили выбрать японское искусство для показа на Всемирной Колумбийской выставке 1893 в Чикаго. Он также организовал первую в Бостоне выставку китайской живописи в 1894 году. В 1896 году он опубликовал «Мастера укиёэ», исторический отчет о японской живописи и гравюрах укиё-э, выставленных в Нью-Йоркской художественной галерее. Дом искусств.
Но он развелся с женой. Его немедленный повторный брак в 1895 году с писательницей Мэри Макнил Скотт (1865–1954) возмутил бостонское общество. Феноллоса был уволен из музея в 1896 году.
Он вернулся в Японию в 1897 году, чтобы занять должность профессора английской литературы в Токийской высшей нормальной школе в Токио.. Лафкадио Хирн считал Феноллосу другом; и Хирн почти считал, что он слишком часто бывал в доме профессора.
В 1900 году Феноллоса вернулся в Соединенные Штаты, чтобы писать и читать лекции по Азии. Его работа 1912 года в двух томах сосредоточена на искусстве до 1800 года. Он предлагает гравюры Хокусая как окно красоты после того, как японское искусство стало слишком современным для его собственного вкуса: «Хокусай - великий дизайнер, поскольку Киплинг и Уитмен - великие поэты. Его называли Диккенсом Японии ". Артур Уэсли Доу сказал о Феноллозе, что «он был одарен блестящим умом с большой аналитической силой, что с редкой оценкой дало ему понимание природы изобразительного искусства, которого мало кто когда-либо достигнет».
После его смерти в Лондоне в 1908 году вдова Феноллосы доверила его неопубликованные заметки по китайской поэзии и японской драме Но известному американскому поэту Эзре Паунду, Вместе с Уильямом Батлером Йейтсом Паунд использовал их, чтобы стимулировать растущий интерес к дальневосточной литературе среди писателей-модернистов. Впоследствии Паунд закончил работу Феноллосы с помощью Артура Уэйли, известного британского синолога.
, тело Феноллозы было кремировано в Лондоне. По его просьбе его прах был возвращен для захоронения в часовню Хомё-ин Мий-дера (где он был пострижен) высоко над озером Бива. Его надгробие было оплачено Токийской школой изящных искусств.
На лекции в Гарварде в 2011 году Бенджамин Эльман обращается к эпохам Китая и Японии. Искусство (1912), где Феноллоса сравнивает «вырождение» позднего имперского китайского искусства с тем, что постигло высокое античное искусство Европы в Византии («беднейшая из византийских мозаик»; «единственная надежда для безнадежных - это осознать себя. быть безнадежным "). Согласно Эльману, на восприятие Феноллосы повлияли политические и военные поражения империи Цин.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Эрнестом Феноллосой. |