A роль (также роль или социальная роль ) - это набор связанных поведения, прав, обязательств, убеждений, а также нормы в понимании людей в социальной ситуации. Это ожидаемое, свободное или постоянно меняющееся поведение, которое может иметь определенный индивидуальный социальный статус или социальное положение. Это жизненно важно как для функционалистского, так и интеракционистского понимания общества. Социальная роль предполагает следующее о социальном поведении:
Понятие роли может быть рассмотрено в социальные науки, более конкретно экономика, социология и теория организации.
Стэнли Вассерман и Кэтрин Фауст Стэнли предупредили, что «между социологами существуют значительные разногласия по поводу определений связанных понятий социального положения, социального статуса и т. Д. роль ". Они отмечают, что, хотя многие ученые различают эти термины, они могут определять эти термины таким образом, чтобы это противоречило определениям другого ученого; например, они заявляют, что «[Ральф] Линтон использует термин« статус »так, как мы используем термин« положение ».
Роли могут быть достигнуты или приписаны, или они могут быть случайными в различных ситуациях. Достигнутая роль - это позиция, которую человек занимает добровольно, что отражает личные навыки, способности и усилия. Приписываемая роль - это должность, назначаемая отдельным лицам или группам без учета заслуг, но из-за определенных черт, находящихся вне их контроля, и обычно навязывается человеку.
Роли могут быть полупостоянными ("доктор "," мать "," ребенок "), или они могут быть временными. Хорошо известным примером является роль больного, сформулированная Талкоттом Парсонсом в конце 1940-е годы. В переходной «роли больного» человек освобождается от своих обычных ролей, но ожидается, что он будет соответствовать временным стандартам поведения, таким как выполнение предписаний врачей и попытки выздоровления.
Для многих ролей люди должны соответствовать определенным условиям, биологическим или социологическим. Например, мальчик обычно не может играть биологическую роль матери. Другие роли требуют обучения или опыта. Например, во многих культурах врачи должны быть обучены и сертифицированы, прежде чем заниматься медициной.
На развитие роли может влиять ряд дополнительных факторов, в том числе социальная, генетическая предрасположенность, культурная или ситуативная.
Роли также часто взаимосвязаны в ролевом наборе, который дополняет о ролевых отношениях, в которые люди вовлечены в силу своего определенного социального статуса. Например, футболист средней школы выполняет роли ученика, спортсмена, одноклассника и т. Д. Другой пример роли - «человек в роли родителя должен заботиться о своем ребенке и защищать его от вреда».
Теория ролей - это социологическое исследование развития ролей, посвященное объяснению того, какие силы заставляют людей формировать ожидания в отношении их собственного поведения и поведения других. По словам социолога Брюса Биддла (1986), пять основных моделей ролевой теории включают:
функционалистский подход к ролевой теории, который в значительной степени заимствован из антропологии, рассматривает «роль» как набор ожиданий, которые общество возлагает на человека. По негласному согласию одни виды поведения считаются «уместными», а другие - «неуместными». Например, соответствующий врач одевается довольно консервативно, задает серию личных вопросов о здоровье, прикасается к нему способами, которые обычно были бы запрещены, выписывает рецепты и проявляет больше заботы о личное благополучие его или ее клиентов, чем ожидается, скажем, от электрика или продавца.
«Роль» - это то, что делает врач (или, по крайней мере, ожидается, что делать), а статус - это то, что доктор; другими словами, «статус» - это позиция, которую занимает актер, а «роль» - это ожидаемое поведение, связанное с этой позицией. Роли, конечно же, не ограничиваются профессиональным статусом, и тот факт, что кто-то играет роль «врача» в рабочее время, не мешает ему брать на себя другие роли в другое время: муж / жена, друг, отец / мать, и так далее.
В интеракционистской социальной теории решающее значение имеет концепция роли. Интеракционистское определение «роли» предшествует функционалистскому. Роль в этой концепции не является фиксированной или предписанной, а является чем-то, что постоянно обсуждается между людьми экспериментальным, творческим способом. Философ Джордж Герберт Мид исследовал роли в своей основополагающей работе 1934 года «Разум, я и общество». Основным интересом Мид был способ, которым дети учатся становиться частью общества, творчески играя роли, наблюдая и подражая другим. Это всегда происходит в интерактивном режиме: не имеет смысла думать о роли только одного человека, только этого человека как личности, которая одновременно сотрудничает и конкурирует с другими. Взрослые ведут себя аналогичным образом: берут роли у тех, кого они видят вокруг себя, творчески адаптируя их и (в процессе социального взаимодействия) тестируя их и либо подтверждая, либо изменяя. Это легче всего увидеть во встречах, где присутствует значительная двусмысленность, но, тем не менее, это что-то, что является частью всех социальных взаимодействий: каждый человек активно пытается «определить ситуацию» (понять свою роль в ней); выберите роль, которая выгодна или привлекательна; играть эту роль; и убедить других поддержать эту роль.
Теория социальных норм утверждает, что большая часть поведения людей зависит от их восприятия поведения других членов их социальной группы. Когда люди находятся в состоянии деиндивидуализации, они видят себя только с точки зрения групповой идентичности, и их поведение, вероятно, будет определяться только групповыми нормами. Но хотя групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение, они могут управлять поведением только тогда, когда активируются очевидными напоминаниями или тонкими сигналами. Люди придерживаются социальных норм через принуждение, интернализацию, совместное использование норм другими членами группы и частую активацию. Нормы могут быть соблюдены посредством наказания или вознаграждения. Людей вознаграждают за то, что они выполняли свои обязанности (например, студенты, получившие отметку «А» на экзамене), или наказывают за невыполнение своих обязанностей (например, продавца увольняют за недостаточную продажу продукта).
Теория социальных норм применялась в качестве экологического подхода с целью воздействия на людей путем манипулирования их социальной и культурной средой. Он широко применяется с использованием методов социального маркетинга. Нормативные сообщения предназначены для доставки с использованием различных средств массовой информации и рекламных стратегий для эффективного охвата целевой группы. Теория социальных норм также успешно применялась с помощью таких стратегий, как внедрение учебных программ, освещение в прессе, разработка политики и изобретения в малых группах.
Люди демонстрируют реактивное сопротивление путем борьбы с угрозами их свободе действий, когда они находят нормы неуместными. Установки и нормы обычно работают вместе, чтобы влиять на поведение (прямо или косвенно). теория запланированного поведения намерения являются функцией трех факторов: отношения к поведению, социальные нормы, относящиеся к поведению, и восприятие контроля над поведением. Когда установки и нормы расходятся, их влияние на поведение будет зависеть от их относительной доступности.
Как описано в работе Энглберга и Винна в книге «Работа в группах», теория командных ролей - это когда «члены принимают роли, совместимые с их личными характеристиками и навыками». Психолог, впервые изучил концепцию теории командных ролей в 1970-х годах, когда он и его исследовательская группа занимались наблюдением за командами и хотели выяснить, что заставляет команды работать, а что нет. По словам Белбина и его исследовательской группы, «исследование показало, что разница между успехом и неудачей для команды зависит не от таких факторов, как интеллект, а больше от поведения». Они начали выявлять отдельные группы поведения и обнаружили, что поведение оказывает большее влияние на команду, чем что-либо другое. Эти отдельные группы поведения известны как «командные роли». Девять «командных ролей» следующие: координатор / председатель, формирователь, новатор, исследователь ресурсов, наблюдатель / оценщик, исполнитель, командный работник, завершающий / завершающий и специалист.
Бывают ситуации, когда предписанные наборы поведения, характеризующие роли, могут привести к когнитивному диссонансу у людей. Ролевой конфликт - это особая форма социального конфликта, который имеет место, когда человек вынужден выполнять две разные и несовместимые роли одновременно. Примером ролевого конфликта является отец, который является тренером по бейсболу, который разрывается между своей ролью отца, желая позволить своему сыну быть питчером, и своей ролью тренера, который должен позволить играть более опытному питчеру.
Смешение ролей происходит в ситуации, когда человеку сложно определить, какую роль он или она должен играть, но роли не обязательно несовместимы. Например, если студент колледжа, посещающий общественное мероприятие, встречает своего учителя как другого гостя, ему придется решить, относиться ли к учителю как к студенту или как к сверстнику.
Повышение роли или обогащение роли относится к ситуации, в которой роли, которые выполняет человек, совместимы, и, кроме того, принятие одной роли имеет положительный побочный эффект на разыгрывание другой роли. Примером повышения роли является медсестра, которая помогает пациенту улучшить отношения, «разъясняя и дополняя определенные ролевые модели поведения». Некоторые данные указывают на то, что конфликт ролей и усиление ролей могут происходить одновременно, а дополнительные данные свидетельствуют о том, что психическое здоровье коррелирует с низким ролевым конфликтом и высоким ролевым повышением. Кроме того, определенные черты личности, в частности черты, связанные с восприятием и поиском более высокого уровня поддержки, связаны с меньшим межролевым конфликтом и увеличением межролевого обогащения.
Ролевой состав - это «несовместимость ролей, соответствующих одному статусу». Примером ролевого напряжения является «ученик, который разрывается между школьными обязанностями, своими родителями и своей работой». Это ролевое напряжение, потому что статус студента предполагает множество обязанностей, которые затрудняют выполнение всех одновременно.
Гендерные роли - это «наборы поведенческих норм, которые, как предполагается, сопровождают статус мужчины или женщины». Гендерные роли являются «одним из самых популярных направлений мысли, которые развиваются из ролевой теории», потому что их можно применить к статусу мужчины или женщины в повседневной жизни. Утверждалось, что гендер «представляет собой статус хозяина », потому что статус пола имеет власть в обществе. Пример гендерной роли: мальчики ассоциируются с голубым цветом, а девочки - с розовым. По мере взросления женщинам традиционно отводится роль сидящей дома мамы, а мужчинам - роль кормильца в семье.
Найдите роль в Викисловаре, бесплатном словаре. |
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Роль |