A религиозное изображение, иногда так называемое вотивное изображение, произведение визуального искусства, которое является репрезентативным и имеет религиозную цель, предмет или связь. Все основные исторические религии в той или иной степени использовали религиозные образы, хотя их использование строго контролируется и часто вызывает споры во многих религиях, особенно авраамических. Общие термины, связанные с религиозными изображениями, включают культовое изображение, термин для изображений, особенно в скульптуре, которые являются или были заявлены как объект религиозного поклонения в их собственное право, и icon строго термин для восточно-православных религиозных изображений, но часто используется более широко, как внутри, так и за пределами области религии.
Изображения процветали в христианском мире, но к VI веку определенные фракции возникли в Восточной церкви, чтобы оспорить использование икон, а в 726 году -30 они завоевали имперскую поддержку. Иконоборцы активно уничтожали иконы в большинстве общественных мест, заменяя их единственным разрешенным религиозным изображением, крестом. Иконоделы (сторонники почитания изображений), с другой стороны, утверждали, что иконы всегда использовались христианами и должны оставаться разрешенными. Они также утверждали, что использование икон не только должно быть разрешено, но и необходимо для христианской веры как свидетельство догмы о Воплощении Христа. Святой Иоанн Дамаскин утверждал:
«Древнего Бога бестелесного и необъяснимого вообще не было изображено. Но теперь, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, я создаю образ Бога, Который можно увидеть. Я не поклоняюсь материи, но я поклоняюсь Создателю материи, который ради меня стал материальным и соизволил обитать в материи, который через материю осуществил мое спасение. "
Наконец, после долгих споров на Второй Никейский собор, состоявшийся в 787 году, иконостасы, поддержанные императрицей, поддержали использование икон как неотъемлемую часть христианской традиции и Западной церкви, которая была почти совершенно не затронутый спором, подтвердил это. Согласно определению Собора, иконы Иисуса не предназначены для изображения его божественности, а предназначены только для изображения Воплощенного Слова. Святые изображены потому, что они отражают благодать Божию, как изображено их нимбом.
Восточная Православная Церковь полностью придерживается учений Седьмого Вселенского Собора и празднует восстановление использования икон после периода иконоборчества в Первое воскресенье Великого поста. Иконы настолько важны в православном богословии, что церемония их восстановления известна как Торжество Православия.
. В традициях восточного христианства, используются только плоские изображения или барельефы изображения (не более 3/4 рельеф ). Поскольку Восточная Церковь учит, что иконы должны представлять духовную реальность, а не физическую реальность, был разработан традиционный стиль православной иконографии, в котором фигуры стилизованы таким образом, чтобы подчеркнуть их святость.
Традиционные иконы отличаются от западного искусства тем, что они не романтичны или эмоциональны, а призывают зрителя к «трезвости» (). Способ изображения лица, и особенно глаз, призван вызвать у зрителя чувство спокойствия, преданности и стремление к аскетизму. Иконки также отличаются от западного искусства тем, что в них используется обратная перспектива (создается впечатление, что сама иконка является источником света), и по этой причине очень мало используются тени или блики. Фон икон обычно покрывается сусальным золотом, чтобы напомнить зрителю, что изображенный объект не земной, а потусторонний (золото - ближайшая земная среда, в которой символизирует небесную славу).
Рисунки, сделанные с икон фресок в Бетании Монастырь, Грузия, на примере классической православной иконографии.Иисус и Апостолы изображены в одеждах философов. Точная манера изображения лица Иисуса и многих святых также зафиксирована традицией. Даже цвета, используемые при изображении одежды Иисуса, Девы Марии и других святых, определены традицией, и каждому цвету придается символическое значение. На иконах Иисуса изображен нимб с тремя перекладинами креста и греческими буквами, обозначающими Я ЕСМЬ (Божественное Имя, которое Бог открыл Моисею при Сожжении Буш ). Ореолы святых, даже Богородица (Богородица) обычно представляют собой простые круги, заполненные сусальным золотом. На протяжении веков для сохранения традиций и приемов православной иконописи разрабатывались руководства для художников, одним из самых известных является руководство Строгановской школы иконописи в России. Несмотря на эти строгие правила, православный иконографический стиль не является высокопарным, и отдельному художнику всегда разрешается привносить свой собственный стиль и духовное понимание в свои работы, пока он остается верным Священному Преданию и многим другим. иконки отображают замечательное движение и глубину.
Продуманное использование символики позволяет в простой форме представить сложное учение, давая возможность обучать даже неграмотных в богословии. Интерьеры православных церквей часто полностью покрыты иконами Христа, Марии и святых. Большинство из них - портретные фигуры в различных условных позах, но также изображены многие сюжетные сцены. На повествовательных иконах нет ничего необычного в том, что один и тот же человек изображается более одного раза.
Священное Предание определяет не только стиль изображения, но и традиционное размещение икон в православном храме (Грузинская православная церковь Святого Георгия в Гах, АзербайджанПравославные христиане не молятся «иконам»; они молятся «перед ними». Икона - это средство общения, а не средство искусства. Взгляд на икону призван помочь увлечь верующего в Царство Небесное..Как и все православное богословие, целью является теоз (мистическое единение с Богом).
Иконы почитаются верующими кланяясь и целовать их. Традиционно верующие целовали не лицо изображенного на иконе, а правую руку или ногу, изображенную на иконе. С учетом этого почитания планируется композиция иконы, а иконописец обычно изображает его объект так, чтобы правая рука была поднята в благословении, или, если это изображается полная фигура святого, правая нога видно.
Иконы также почитаются ладаном и сжиганием лампад (масляных ламп) перед ними. Иконы несут процессиями, и епископ или священник может благословить людей, держа икону вертикально и делая знак креста с ним над ними.
До 13 века иконы следовали в целом схожему образцу на Западе и Востоке, хотя очень немногие такие ранние образцы сохранились от обеих традиций. Западные иконы, которые обычно так не называют, в основном были созданы по образцу византийских работ и одинаково традиционны по композиции и изображению. С этого момента западная традиция постепенно пришла, чтобы дать художнику большую гибкость и более реалистичный подход к фигурам.
В 15 веке использование икон на Западе значительно расширилось с появлением гравюр на бумаге, в основном гравюр на дереве, которые были производится в огромных количествах. В Реформации, после первоначальной неуверенности среди ранних лютеран, протестанты решительно выступили против иконоподобных портретов, особенно больших, даже с изображением Христа. Многие протестанты считали этих идолопоклонниками. Католики сохранили и даже усилили традиционное использование икон, как печатных, так и бумажных, используя различные стили Ренессанса и Барокко. Популярные католические образы в определенной степени остались привязанными к стилю барокко примерно 1650 года, особенно в Италии и Испании.
. В англиканской церкви, Королевский герб Соединенного Королевства использовался в качестве иконы из-за отсутствия портретов людей, как изображение монарха как главы церкви. Он был вырезан из дерева и камня, а также нарисован на холсте и бумаге.
В изображениях индуистских богов и богинь используется богатый символизм. Некоторые фигуры имеют синюю кожу (цвет неба ) или имеют несколько рук, содержащих различные символы, изображающие аспекты бога.
Мусульмане рассматривают освященные иконы как идолов, строго запрещают им поклонение и не молятся перед одним из них. Однако различные разделы ислама занимают разные позиции в отношении роли визуального изображения живых (или некогда существовавших) существ, включая людей. С одной стороны, такие секты, как ваххабиты, полностью запрещают рисование и фотографию. Некоторые ветви ислама запрещают только первое, но разрешают второе. Большинство суннитов мусульман допускают и то, и другое. Некоторые шииты допускают даже изображение Мухаммада и двенадцати имамов, что совершенно неприемлемо для большинства суннитов.
Принято считать, что евреи категорически запрещают «изваяния »; это, однако, не совсем так. В Священных Писаниях есть множество примеров, описывающих создание и использование изображений в религиозных целях (ангелы на Ковчеге Завета, бронзовая змея Моисей установлен на опоре и т. д.). Важно отметить, что никому из них не поклоняются как Богу. Поскольку Бог бестелесен и не имеет формы, Его нельзя изобразить. Очевидно, что в поздний античный период еврейской истории ограничения на представительство были значительно ослаблены; например, в синагоге Dura Europas были большие фигуративные настенные росписи. Также очевидно, что существовала традиция расписывать свитки, из которых Свиток Джошуа и Утрехтская Псалтирь являются средневековыми христианскими копиями, ни один из оригиналов не сохранился.. Есть также много средневековых иллюминированных манускриптов, особенно Песахской Агады (Пасхи ).
Уникальная еврейская традиция иконографии животных была развита в Восточной Европе, которая включала символические изображения атрибутов и сил Бога в виде различных изображений животных и растительных орнаментов в деревянных синагогах в Речь Посполитая, а также некоторые мистические изображения на надгробиях. Часть того же изображения также встречается на ашкеназском Шивиси - медитативных изображениях, используемых для созерцания имени Бога, в отличие от восточных мандал.
. Некоторые настенные росписи синагог содержат более 80 различных животных, включая львов, единорогов, драконов, львиных русалок, трех зайцев, трех переплетенных рыб, уроборос, слоны, олени, леопарды, медведи, лисы, волки, белки, индюки, страусы и многие другие.
Самого Бога обычно изображали в виде двуглавого беркут в центре Солнца, изображенного на потолке синагоги и окруженного Зодиакальным кругом. Эта система была основана на каббалистической символической традиции; К сожалению, трудно восстановить значение некоторых забытых символов.
Томас Губка проследил стиль декоративной росписи деревянных синагог до средневековых еврейских иллюминированных рукописей ашкеназских евреев, а его значение - в еврейской мистической литературе, такой как Зохар и труды раввина Элазара Рокича.