Психология реабилитации - это специальная область психологии, направленная на максимизацию независимости, функционального статуса, здоровья и социального участия людей с инвалидностью и хроническими заболеваниями в целом и в частности с получением и продвижением по службе. Оценка и лечение могут включать следующие области: психосоциальный, когнитивный, поведенческий и функциональный статус, самооценка, навыки совладания и качество жизни. Поскольку условия, в которых находятся пациенты, сильно различаются, психологи-реабилитологи предлагают индивидуальные подходы к лечению. Дисциплина использует целостный подход, рассматривая людей в их более широком социальном контексте и оценивая экологические и демографические факторы, которые могут способствовать или препятствовать прогрессу.
Помимо клинической практики, психологи-реабилитологи проводят консультации, разработка программ, обучение, тренинг, государственная политика и защита интересов. Аспекты реабилитационной психологии пересекаются со специальностями клиническая нейропсихология, консультативная психология и психология здоровья ; однако, Психология реабилитации отличается тем, что нацелена на работу с людьми со всеми видами инвалидности и хроническими заболеваниями, которые сохраняются / улучшаются и продвигаются по профессии; в контексте междисциплинарных медицинских бригад; и как проводники социальных изменений для улучшения отношения общества к людям с ограниченными возможностями и хроническими заболеваниями. Психологи-реабилитологи работают как адвокаты с людьми с ограниченными возможностями, чтобы устранить установочные, политические и физические барьеры, а также сделать упор на трудоустройство, доступ к окружающей среде, социальную роль и интеграцию в сообщество.
Психологи-реабилитологи предоставляют клинические услуги в различных медицинских учреждениях, включая больницы неотложной помощи, стационарные и амбулаторные реабилитационные центры, центры ухода за престарелыми, учреждения длительного ухода, специализированные клиники и общественные учреждения. Обычно они работают в междисциплинарных командах, часто в состав которых входят физиотерапевт, физиотерапевт, эрготерапевт, и логопед. Медсестра, социальный работник, протезист, капеллан и куратор также могут быть включены в зависимости от индивидуальных потребностей. Члены команды работают вместе, чтобы создать план лечения, поставить цели, обучить пациента и его сеть поддержки, а также облегчить планирование выписки.
В Соединенных Штатах специальность реабилитационной психологии курируется Реабилитационным отделением. Совет специалистов по психологии (RPSC), [1], в который входят пять профессиональных организаций, представляющих основные группы специалистов по реабилитационной психологии: Отдел 22 [2] Американской психологической ассоциации, Американский совет реабилитационной психологии (ABRP) [3], Фонд реабилитационной психологии (FRP) [4], Совет программ постдокторантуры по реабилитационной психологии (CRPPTP) [5] и Академия реабилитационной психологии (ARP). RPSC представляет специальность Совету специалистов по профессиональной психологии (CoS) [6]. Психология реабилитации - его официальный журнал. Реабилитационная психология сертифицирована Американским советом профессиональной психологии (ABPP) как одна из 14 специальностей.
Специализация реабилитационной психологии была установлена задолго до того, как психологи стали регулярно посещать медицинские учреждения. В 1940-х и 1950-х годах психологи все активнее участвовали в уходе за инвалидами, часто в результате боевых травм. Достижения технологий привели к увеличению числа людей, переживших травмы и болезни, которые были бы смертельными для предыдущих поколений. Людям с ограниченными возможностями и хроническими заболеваниями требовалась помощь в адаптации, и появилась реабилитационная психология для удовлетворения этих потребностей с использованием психологических знаний, чтобы помочь максимизировать независимость, здоровье и благополучие. В 1954 году был принят Закон о профессиональной реабилитации, предусматривающий грантовое финансирование исследований и разработки программ. В результате этого закона многие университеты открыли программы профессионального консультирования по реабилитации в своих аспирантурах.
В 1958 году Психология реабилитации была основана как 22-й отдел Американской психологической ассоциации, как организация психологов, занимающихся психологическими и социальными последствиями инвалидности и разработкой способов предотвращать и решать проблемы, связанные с инвалидностью. К 1960-м годам реабилитационная психология считалась зрелой специальностью и широко использовалась во всех Соединенных Штатах. Однако только в 1997 году Американский совет профессиональной психологии одобрил создание Американского совета реабилитационной психологии.
Теоретические модели важен в реабилитационной психологии для понимания и объяснения нарушений, помощи в планировании лечения и облегчения прогнозирования результатов. Модели помогают организовывать, понимать, объяснять и предсказывать явления. Используемые модели объединяют информацию из ряда дисциплин, таких как биология, психология и социология. Необходим широкий спектр моделей из-за разнообразных проблем и проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями и хроническими заболеваниями. Часто для правильного понимания состояния человека необходимо применять более одной модели.
Биопсихосоциальная модель: биопсихосоциальная модель исследует взаимодействие медицинских условий, психологических факторов стресса, окружающей среды и личных факторов. чтобы понять адаптацию человека к инвалидности. Эта междисциплинарная модель является признанием того, что инвалидность может быть понята только в более широком контексте, и отражает давнюю веру психологов-реабилитологов в то, что культурные установки и экологические барьеры влияют на адаптацию человека и подчеркивают инвалидность. Примечательно, что принципы этой модели отражены в Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья (ICF) Всемирной организации здравоохранения . Структура носит целостный характер, и для ее применения поставщики услуг должны знать о домашней жизни инвалида и более широком социальном контексте.
Психоаналитическая модель: в контексте реабилитационной психологии концепция Фрейда кастрационной тревожности может быть применена к тяжелым потерям, таким как потеря конечности. Эта концепция отражена в сценической теории адаптации Джерома Силлера, разработанной для улучшения понимания принятия и адаптации после внезапной инвалидности.
Социальная психология: пионеры реабилитационной психологии были разнородной группой, но многие пришли из области социальная психология. Курт Левин - один из примеров. Как еврей, живший в Германии в первые годы нацистского режима, опыт Левина сформировал его психологическую работу. Это отражено в его концептуальном понимании различия между инсайдерами и аутсайдерами, а также в его понимании стигмы. Левин известен своей концептуализацией B = f (p, e), где поведение (B) является функцией как человека (p), так и его окружения (e).
Тамара Дембо и Беатрис Райт, двое учеников Левина, признаны первопроходцами в истории реабилитационной психологии. Райт является автором двух основополагающих текстов в данной области, «Физическая инвалидность: психологический подход» и тщательно переработанного второго издания «Физическая инвалидность: психосоциальный подход». Она также предложила соматопсихологическую модель, которая выступает за интерпретацию инвалидности в ее социальном контексте. Соматопсихологическая модель происходит от теории поля Левина и утверждает, что окружающая среда может либо способствовать адаптации человека, либо мешать ему. Понимание Райта и ее формулировка убеждений и принципов, лежащих в основе практики реабилитационной психологии, стали известны как «основополагающие принципы реабилитационной психологии», и ее работа продолжает использоваться в современных исследованиях, теории и практике реабилитационной психологии.
Когнитивно-поведенческая теория. Подходы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), такие как решение проблем, показали себя многообещающими в содействии адаптации, благополучию и общему здоровью среди людей с ограниченными возможностями и хроническими заболеваниями. Эта модель утверждает, что мысли и стратегии совладания напрямую влияют на чувства и поведение. Подчеркивая, идентифицируя и изменяя дезадаптивные мысли, КПТ работает, чтобы изменить субъективный опыт человека и его результирующее поведение. Разнообразные эмпирические исследования продемонстрировали эффективность КПТ в случаях черепно-мозговой травмы, травмы спинного мозга и множества других состояний, характерных для людей, живущих с инвалидностью и хроническими заболеваниями.
В клинических условиях психологи-реабилитологи применяют психологические знания и навыки для улучшения результатов для людей с ограниченными возможностями или хроническими заболеваниями. Обычно проходят лечение люди с:
При лечении этих хронических заболеваний и инвалидности психологи-реабилитологи предлагают различные услуги с целью улучшения функционирования и качества жизни человека. Конкретные услуги могут включать:
Чтобы улучшить процесс реабилитации, нужно не только определить препятствия на пути к выздоровлению, но также личные сильные стороны и факторы устойчивости, которые способствуют продолжению выздоровления и социальной реинтеграции. Ориентация реабилитационной психологии на личные сильные стороны и жизнестойкость оказала большое влияние на позитивную психологию.
Психологи-реабилитологи принимают во внимание медицинский диагноз, направление к специалисту, анамнез, предморбидное функционирование (независимость от основной и инструментальной деятельности повседневная жизнь), текущее функционирование (физическое, когнитивное, психологическое), личностные характеристики и цели (карьера, учеба, личные). В зависимости от вопроса направления и индивидуальных целей пациента, структурированная и целенаправленная оценка может включать любую комбинацию следующих компонентов: когнитивная функция (способность принимать решения, психический статус, нейрокогнитивная функция); физическая функция (утомляемость, здоровое поведение, боль, сон); психологическая функция (эмоциональная адаптация, межличностное / социальное функционирование, личность, состояние психического здоровья). Также оцениваются аспекты окружающей среды человека, включая культурную, общественную, домашнюю, реабилитационную, школьную, профессиональную и социальную среду. Помимо клинической оценки и собеседования, стандартизованные меры могут быть полезны для более подробного понимания каждой из этих составляющих областей.
Когнитивная реабилитация относится к широкому спектру научно-обоснованных вмешательств, направленных на улучшение когнитивных функций, нарушенных в результате изменений в головном мозге из-за травмы или болезни. Из-за своей специальной подготовки по нюансам нарушения когнитивных способностей в контексте личностных и эмоциональных факторов психологи-реабилитологи обладают уникальной квалификацией для оказания помощи при когнитивных и психосоциальных проблемах после травмы головного мозга.
Когнитивная реабилитация проводилась. используется для людей, перенесших черепно-мозговую травму, инсульт, опухоль головного мозга, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, легкие когнитивные нарушения, СДВГ и множество других заболеваний, влияющих на когнитивные функции. Целевые когнитивные функции могут включать скорость обработки данных, внимание, память, язык, навыки зрительного восприятия и исполнительные функции, такие как решение проблем и эмоциональная саморегуляция.. Когнитивная реабилитация может включать в себя компьютерные задачи, но такие задачи наиболее эффективны, когда они выполняются под руководством квалифицированного клинициста в индивидуальной обстановке.
Современные подходы реабилитационной психологии к когнитивной реабилитации включают субъективный опыт пациента, в то время как нацеливание на мета-познание или саморегуляцию. Конечная цель всех мероприятий по когнитивной реабилитации - улучшить повседневное функционирование людей в условиях, в которых они живут или работают.
Психологи-реабилитологи придерживаются тех же общих принципов и этические кодексы поведения всех психологов в соответствии с руководящими принципами, установленными Американской психологической ассоциацией (http://www.apa.org/ethics/code/). Психологи-реабилитологи также должны соблюдать федеральные законы, касающиеся людей с ограниченными возможностями. Психологи-реабилитологи часто сталкиваются с этическими и юридическими соображениями при оказании помощи пациентам с такими проблемами, как принятие решений в конце жизни, способность вернуться к вождению (например, после приобретенной черепно-мозговой травмы, инсульта или других заболеваний, которые могут ухудшить способность управлять автомобилем) и роль веры / религии в принятии решения о медицинском обслуживании.
Соответствующее федеральное законодательство включает:
В Соединенных Штатах психологи-реабилитологи имеют докторские степени (например, PhD или PsyD ) в таких областях, как клиническая психология, психология консультирования, нейропсихология или школьная психология, а также до- докторская и постдокторская клиническая подготовка в медицинских учреждениях. Психологи-реабилитологи должны иметь лицензию, чтобы предоставлять услуги в соответствии с их практическим положением и получать компенсацию от плательщиков медицинского страхования. В большинстве штатов для получения лицензии требуется докторская степень по утвержденной программе, минимальное количество часов контролируемого клинического опыта и проходной балл по Экзамену для профессиональной практики в области психологии (EPPP), стандартизованному стандарту. экзамен, основанный на знаниях. В большинстве штатов также требуется установленное количество кредитов непрерывного образования в год для продления лицензии.
К 1960-м годам необходимость стандартизированных руководств для постдокторской подготовки по реабилитационной психологии была признана на национальных конференциях по специальностям. Отделение реабилитационной психологии APA (отдел 22) и Американский конгресс реабилитационной медицины потратили четыре года на разработку руководящих принципов, предшествовавших конференции по постдокторантуре по профессиональной психологии в Анн-Арборе в 1992 году. Паттерсон и Хэнсон обрисовали в общих чертах требования к поступающим, продолжительность обучения, требования к учебной программе, супервизию и оценку:
В 1997 году Американский совет профессиональной психологии одобрил создание Американского совета реабилитационной психологии. Впоследствии правление разработало руководящие принципы от 1995 г., потребовав сертификата правления, который оценивает человека по ожидаемым компетенциям . Ожидаемыми компетенциями были способность оценивать и лечить приспособление к инвалидности, когнитивное функционирование, функционирование личности, функционирование семьи., социальная среда, социальное функционирование, образовательное функционирование, профессиональное функционирование, рекреационное функционирование, сексуальное функционирование, злоупотребление психоактивными веществами и боль. Ожидается, что психологи-реабилитологи не только демонстрируют эти компетенции, но и будут сотрудничать и консультироваться с другими специалистами по реабилитации в рамках междисциплинарной команды на протяжении всего процесса лечения.
Процесс сертификации совета ABRP признает, удостоверяет и способствует повышению компетентности в данной специальности. Американский совет по профессиональной психологии определяет, что для соответствия стандартам специальности человек должен пройти признанную программу стажировки, иметь трехлетний опыт работы в этой области и иметь опыт руководящего звена по специальности.
.