Четыре комнаты Рафаэля (итал : Stanze di Raffaello) образуют анфиладу приемных в Апостольском дворце, ныне являющемся частью Музеи Ватикана, в Ватикан. Они известны своими фресками, написанными Рафаэлем и его мастерской. Вместе с фресками Микеланджело потолка Сикстинской капеллы они представляют собой грандиозные последовательности фресок, которые отмечают Высокое Возрождение в Риме.
Станцы, как их обычно называют, изначально предназначались как апартаменты для Папы Юлия II. Он поручил Рафаэлю, тогда еще относительно молодому художнику из Урбино, и его мастерскую в 1508 или 1509 годах полностью обновить существующие интерьеры комнат. Возможно, Юлий намеревался затмить апартаменты своего предшественника (и соперника) Папы Александра VI, поскольку Станцы находятся прямо над квартирой Борджиа Александра. Они находятся на третьем этаже, выходят окнами на южную сторону двора Бельведер.
Бегут с востока на запад, как посетитель мог бы войти в квартиру, но не в той последовательности, в которой были расписаны фрески Станце, комнаты Sala di Costantino («Зал Константина»), Stanza di Eliodoro («Комната Гелиодора»), Stanza della Segnatura («Комната сигнатуры ») и Станца дель Инчендио дель Борго (« Комната огня в Борго »).
После смерти Юлия в 1513 году с двумя комнатами, расписанными фресками, Папа Лев X продолжил программу. После смерти Рафаэля в 1520 году его помощники Джанфранческо Пенни, Джулио Романо и Рафаэллино дель Колле завершили проект фресками в Зале Костантино.
Схема работ следующая:
Общий вид (I) | Общий вид (II) | Восточная стена | Южная стена | Западная стена | Северная стена | Потолок |
---|---|---|---|---|---|---|
Зал Сигнатуры | ||||||
Афинская школа | Карточка Богословские добродетели | Спор о Святом Таинстве | Парнас | |||
Зал Гелиодора | ||||||
Изгнание Гелиодора из храма | Месса в Больсене | Встреча Льва Великого и Аттила | Освобождение Святого Петра | |||
Комната огня в Борго | ||||||
Битва при Остии | Огонь в Борго | Коронация Карла Великого | Клятва Льва III | |||
Зал Константина | ||||||
Видение Креста | Битва у Мильвийского моста | Крещение Константина | Дар Константина |
Самый большой из Двенадцать комнат - это Sala di Costantino («Зал Константина»). Его роспись не была начата до тех пор, пока не умер Папа Юлий, да и сам Рафаэль. Зал посвящен победе христианства над язычеством. Его фрески представляют эту борьбу из жизни римского императора Константина и являются работой Джулио Романо, Джанфранческо Пенни и Рафаэллино дель Колле. Так как они созданы не самим мастером, фрески менее известны, чем работы в соседних помещениях. Продолжая давнюю традицию лести, помощники Рафаэля на своих картинах передали черты нынешнего понтифика Климента VII Папе Сильвестру.
Фреска «Видение Креста» изображает легендарную историю о большом кресте, явившемся Константину, когда он шел на встречу его соперник Максентиус. Видение в небе нарисовано словами на греческом «Εν τούτω νίκα» («Этим побеждай», более известное как латинское In hoc signo vinces ), написанными рядом с ним.
Битва у Мильвийского моста показывает битву, которая произошла 28 октября 312 года после Видение Константина.
Третья картина в последовательности, Крещение Константина, скорее всего, была написана Джанфранческо Пенни, и показывает, что император крестился Папой Сильвестром I в Латеранском баптистерии в Риме, после описания крещения Константина, данного в и Liber Pontificalis (а не другая версия смертного одра, описанная в Евсевии Жизнь Константина ).
Последняя картина в последовательности, «Дар Константина», описывает событие, которое предположительно произошло вскоре после крещения Константина и было Вдохновленный знаменитыми поддельными документами, включенными в Decretum Грациана, даровавшим папству суверенитет над территориальными владениями Рима.
Следующая комната, идущая с востока на запад, - это Станца ди Элиодоро («Комната Гелиодора»). Написанный между 1511 и 1514 годами, он получил свое название от одной из картин. Темой этой частной комнаты - вероятно, зала для аудиенций - была небесная защита, которую Христос даровал Церкви. Это четыре картины: «Изгнание Гелиодора из храма», «Месса в Больсене», «Встреча Папы Льва I и Аттилы» и «Освобождение святого Петра из тюрьмы». В первых двух из этих фресок Рафаэль лестно включает своего покровителя, Папу Юлия II, как участника или наблюдателя; третий, написанный после смерти Юлиуса, включает портрет его преемника Льва X.
Стиль Рафаэля здесь изменился по сравнению с Stanza della Segnatura. Вместо статичных изображений библиотеки Папы у него были драматические повествования, которые нужно было изобразить, и его подход заключался в том, чтобы максимизировать выразительные эффекты фресок. Он представлял меньшее количество фигур большего размера, чтобы их действия и эмоции оказывали более непосредственное влияние на зрителей, и он использовал театральные световые эффекты, чтобы выделить определенные фигуры и усилить напряжение.
В «Изгнании Гелиодора из храма» Рафаэль иллюстрировал библейский эпизод из II Маккавеев (3: 21–28) о Гелиодоре, который был послан за сокровищами, хранившимися в Храме в Иерусалиме, но был остановлен, когда молитва священника Храму ответили ангелы, которые высекли незваного гостя, и ангельский всадник, который гнался за ним из храма. Композиция значительно более драматична, чем ранние фрески Рафаэля в Stanza della Segnatura. Хотя в центре внимания неподвижная фигура жреца во время молитвы, Гелиодор и ангелы устремляются вперед в космос, угрожая вырваться из картины. Слева Юлий II, которого швейцарская гвардия несет на стуле, становится свидетелем происходящего. Его включение здесь относится к его битвам за то, чтобы не дать светским лидерам узурпировать папские территории.
Месса в Больсене изображает историю одного богемца. священник, который в 1263 году перестал сомневаться в доктрине пресуществления, когда увидел, что хлеб начал кровоточить во время его освящения на мессе. Ткань, испачканная кровью, хранилась как реликвия в соседнем городе Орвието ; Юлий II посетил Орвието и помолился над реликвией в 1506 году. Папа изображен как участник мессы и свидетель чуда; он становится на колени справа от алтаря, за его спиной стоят члены курии (тоже портреты). Рафаэль отличает «настоящих» свидетелей XIII века от современников папы по степени их вовлеченности в это событие; последние спокойно сосредотачиваются на Юлиусе, преклонившем колени в своих молитвах, вместо того, чтобы реагировать на чудо.
Встреча Льва Великого и Аттилы изображает легендарные переговоры между Папой и гунн-завоеватель, и включает легендарные изображения святого Петра и святого Павла в небе с мечами. Полностью разработанный рисунок Рафаэля указывает на то, что он планировал поместить папу, изображенного с чертами Юлия, на заднем плане; когда Лев X стал Папой - и случайно выбрал имя Лев - он, должно быть, призвал художника поставить папу на передний план и в центре и использовать свой собственный портрет.
Освобождение Святого Петра показывает в трех эпизодах, как Святой Петр был освобожден из тюрьмы ангелом, как описано в Деяниях 12. Он символизирует способность Наместника Христа избежать человеческих ограничений. Титульной церковью Юлия II как кардинала до того, как он стал папой, был собор Сан-Пьетро-ин-Винколи (Святой Петр в цепях), поэтому картина одновременно является общей ссылкой на папство и конкретной ссылкой на Юлия. Фреска представляет собой этюд в свете: естественный лунный свет, искусственный свет факелов и дарованный Богом свет ангелов. Последнее, конечно же, затмевает другие.
Станца della segnatura («Комната сигнатуры») была первой, которую украшали фрески Рафаэля. Это был кабинет, в котором находилась библиотека Юлия II, в котором первоначально находился трибунал Signatura of Grace. Концепция художника гармонично сочетает духи античности и христианства и отражает содержимое папской библиотеки с темами теологии, философии, юриспруденции и поэтического искусства, представленных в тонди над люнетами стен. Тема этой комнаты - мирская и духовная мудрость и гармония, которую ренессанс гуманисты воспринимали между христианским учением и греческой философией. Тема мудрости уместна, поскольку эта комната была комнатой совета Апостольской сигнатуры, где были подписаны и запечатаны большинство важных папских документов.
Первым произведением Рафаэля, выполненным между 1509 и 1510 годами, было Диспут в Святом Таинстве, традиционное название чего на самом деле Поклонение Таинства. На картине Рафаэль создал образ церкви, охватывающей небо и землю.
Рафаэль завершил вторую композицию между 1509 и 1511 годами. Она представляет Парнас, жилище бога Аполлона согласно классическому мифу, музы и дом поэзии. На фреске Аполлон и музы окружены поэтами античности и времен Рафаэля.
Между 1509 и 1511 годами Рафаэль также завершил еще одну работу на стене напротив Диспуты. Эта третья картина, озаглавленная «Афинская школа», представляет степени познания или истины, полученной с помощью разума. Положение фрески, а также поход философов в направлении Святого Причастия на противоположной стене предполагали интерпретацию всего помещения как движение от классической философии к истинной религии и от дохристианского мира к христианству. Он был предназначен для размещения над философским отделом библиотеки Папы Юлия II. Это, пожалуй, самая известная фреска Рафаэля.
Две сцены на четвертой стене, выполненные мастерской, и люнет над ней, содержащий основные добродетели, были написаны в 1511 году.. Кардинальные добродетели аллегорически представляют добродетели стойкости, благоразумия и воздержания наряду с милосердием, верой и надежда.
Станца dell'incendio del Borgo была названа в честь Огня на фреске Борго, на которой Папа Лев IV делает знак крест для тушения бушующего пожара в районе Борго в Риме рядом с Ватиканом. Эта комната была подготовлена как музыкальная для преемника Юлия, Льва X. На фресках изображены события из жизни Пап Льва III и Льва IV. Другие картины в зале - «Клятва Льва III», «Коронация Карла Великого» Львом III и «Битва при Остии». Хотя «Огонь в Борго» был основан на зрелых проектах Рафаэля, он был выполнен его помощниками, которые нарисовали остальные три картины без его руководства.
23 декабря 800 нашей эры Папа Лев III принес клятву очищения от обвинений против него племянники его предшественника Папы Адриана I. Это событие показано в «Клятве Льва III».
Коронация Карла Великого показывает, как Карл Великий был коронован Imperator Romanorum на Рождество, 800.
Огонь в Борго показывает событие, которое задокументировано в Liber Pontificalis : пожар, вспыхнувший в Борго в Риме в 847 году. Согласно Католической церкви, Папа Лев IV сдержал огонь своим благословением.
Битва при Остии была вдохновлена морской победой Льва IV над сарацинами в Остия в 849.
На Викискладе есть материалы, связанные с Raphael Rooms. |