Битва у Мильвийского моста

редактировать

Битва у Мильвийского моста
Часть Гражданских войн Тетрархии
Битва у Мильвийского моста, Жерар Одран после Шарля Ле Бруна, урожай 1666 года.jpg . Битва у Мильвии Мост, Одран после Ле Брюн
Дата28 октября 312 г.
МестоПонте Мильвио, Рим
РезультатРешительная победа Константиниана
Воюющие стороны
Константиновские войскаМаксентианские силы
Командиры и лидеры
Константин I Максентиус
Сила
20,000–25,00025000
Жертвы и потери
НеизвестноНеизвестно

Битва за Мильвийский мост произошла между римскими императорами Константин I и Максентиус 28 октября 312 года. Он получил свое название от Мильвийского моста, важного маршрута через Тибр. Константин выиграл битву и встал на путь, который привел его к концу Тетрархии и он стал единоличным правителем Римской Империи. Максентиус утонул в Тибре во время битвы; позже его тело было извлечено из реки и обезглавлено, а его голова была выставлена ​​напоказ по улицам Рима на следующий день после битвы, прежде чем его доставили в Африку.

Согласно таким летописцам, как Евсевий Кесарийский. и Лактанций, битва положила начало обращению Константина в христианство. Евсевий Кесарийский рассказывает, что Константину и его солдатам было видение, посланное христианским Богом. Это было истолковано как обещание победы, если знак Чи Ро, первые две буквы имени Христа на греческом языке, был нарисован на щитах солдат. Арка Константина, воздвигнутая в честь победы, несомненно, приписывает успех Константина божественному вмешательству; однако памятник не имеет откровенно христианской символики.

Содержание

  • 1 Историческая справка
  • 2 Видение Константина
  • 3 События битвы
  • 4 Последствия
  • 5 Значение
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Далее чтение
  • 9 Внешние ссылки

Историческая справка

Основными причинами битвы было соперничество, присущее Диоклетиана Тетрархии. После того, как 1 мая 305 года Диоклетиан ушел в отставку, его преемники почти сразу же начали борьбу за контроль над Римской империей. Хотя Константин был сыном западного императора Констанция, тетрархическая идеология не обязательно предусматривала наследственную преемственность. Когда Констанций умер 25 июля 306 года, войска его отца провозгласили Константина Августом в Эборакуме (Йорк ). В Риме фаворитом был Максентиус, сын имперского соратника Констанция Максимиана, который получил титул императора 28 октября 306 года. Но в то время как требование Константина было признано Галерием, правителем из восточных провинций и старший император Империи Максентиус считался узурпатором. Галерий, однако, признал Константина носителем только меньшего императорского звания Цезаря. Галерий приказал своему товарищу Августу, Северу, уничтожить Максенция в начале 307 года. Однако, когда Северус прибыл в Италию, его армия перешла на сторону Максенция. Северус был схвачен, заключен в тюрьму и казнен. Сам Галерий осенью двинулся на Рим, но взять город не смог. Константин избегал конфликтов как с Максенцием, так и с восточными императорами на протяжении большей части этого периода.

Однако к 312 году Константин и Максентиус были вовлечены в открытую вражду друг с другом, хотя они были зятьями через брак Константина. Фаусте, сестре Максенция. Весной 312 года Константин собрал армию в 40 000 солдат и решил изгнать самого Максенция. Он легко захватил северную Италию, выиграв две крупные битвы: первую возле Турина, вторую в Вероне, где преторианский префект Рюриций Помпейан, Старший генерал Максенция, был убит.

Видение Константина

Миссориум с изображением сына Константина Констанция II в сопровождении гвардейца с монограммой Чи Ро, изображенной на его щите

Обычно считается, что вечером 27 октября, когда армии готовились к битве, Константину было видение, которое привело его к сражению под защитой христианского Бога. Однако некоторые детали этого видения различаются между источниками, сообщающими о нем.

Лактанций утверждает, что в ночь перед битвой Константину было велено во сне «начертить небесный знак на щитах своих воинов» (О смерти преследователей 44.5). Он следовал приказам своего сна и пометил щиты знаком «обозначающий Христа». Лактанций описывает этот знак как «стаурограмму», или латинский крест, верхний конец которого закруглен в виде буквы P. Нет никаких достоверных доказательств того, что Константин когда-либо использовал этот знак, в отличие от более известного Chi-Rho знака, описанного Евсевием.

Монета, отчеканенная в 313 году, изображающая Константина как спутника солнечного божества

От Евсевия сохранились два рассказа о битве. Первый, более короткий, из Церковной истории продвигает веру в то, что христианский Бог помог Константину, но не упоминает ни одного видения. В своей более поздней «Жизни Константина» Евсевий подробно описывает видение и подчеркивает, что слышал эту историю от самого императора. Согласно этой версии, Константин со своим войском шел (Евсевий не указывает фактическое место события, но оно явно не в лагере в Риме), когда он взглянул на солнце и увидел над ним световой крест., а вместе с ним и греческие слова «Ἐν Τούτῳ Νίκα», En toutō níka, обычно переводимые на латынь как «in hoc signo vinces ». Буквальное значение фразы на греческом языке - «в этом (знаке) побеждай», в то время как на латыни это «в этом знаке, ты победишь»; более свободный перевод был бы «Через это знамение [вы] победите». Сначала он не был уверен в значении явления, но следующей ночью ему приснился сон, в котором Христос объяснил ему, что он должен использовать знак против своих врагов. Затем Евсевий продолжает описывать labarum, военный штандарт, используемый Константином в его более поздних войнах против Лициния, показывая знак Хи-Ро.

два современных автора, хотя и не совсем последовательные, были объединены в популярное представление о Константине, увидевшем знак Чи-Ро вечером перед битвой. Оба автора согласны с тем, что этот знак не был широко понятным для обозначения Христа (хотя среди христиан он уже использовался в катакомбах вместе с другими специальными символами для обозначения и / или украшения христианских гробниц). Его первое имперское появление находится на серебряной монете Константина ок. 317, что доказывает, что Константин действительно использовал этот знак в то время, хотя и не очень заметно. Позже, во время конфликта с Лицинием, он более широко использовал Чи-Ро и Лабарум.

Описание от 28 октября 312 г. «Крест с центром на Солнце» согласуется с современными фотографиями солнечных собак.

Некоторые рассматривают видение в солнечном контексте (например, как солнечный ореол явление, названное солнечной собакой ), которое, возможно, предшествовало христианским верованиям, позже выраженным Константином. Монеты Константина, изображающие его спутником солнечного божества, были отчеканены в 313 году, на следующий год после битвы. Солнечное божество Sol Invictus часто изображается с нимбом или нимбом. Различные императоры изображали Sol Invictus на своих официальных монетах с широким кругом легенд, лишь некоторые из которых включали эпитет invictus, например, легенда SOLI INVICTO COMITI, утверждающая, что Непокоренное Солнце является спутником Солнца. император, особенно часто используется Константином. Официальные монеты Константина продолжают содержать изображения Солнца до 325/6. На солиде Константина, а также на золотом медальоне его правления изображен бюст Императора в профиль югате с Солом Инвиктусом, с легендой INVICTUS CONSTANTINUS. Официальные культы Sol Invictus и Sol Invictus Митра были популярны среди солдат римской армии. Статуэтки Sol Invictus, которые несут знаменосцы, появляются в трех местах на рельефах Арки Константина. Триумфальная арка Константина была тщательно расположена так, чтобы выровняться с колоссальной статуей Сола у Колизея, так что Сол формировал доминирующий фон, если смотреть со стороны основного подхода к арке.

События битвы

Современное изображение битвы с Арки Константина в Риме. На фризе у подножия изображения конница Константина загоняет войска Максенция в воды Тибра.

Константин достиг Рима в конце октября 312 г., двигаясь по Виа Фламиния. Он расположился лагерем в районе Мальборгетто около Прима Порта, где до сих пор сохранились остатки памятника Константину, Арка Мальборгетто.

Ожидалось, что Максентиус останется в Риме и выдержит осаду; он успешно использовал эту стратегию дважды прежде, во время вторжений Северуса и Галерия. Действительно, Максентиус организовал накопление большого количества еды в городе в рамках подготовки к такому событию. Удивительно, но он решил иначе, решив встретиться с Константином в открытом бою. Древние источники, комментирующие эти события, приписывают это решение либо божественному вмешательству (например, Лактанций, Евсевий), либо суевериям (например, Зосиму). Они также отмечают, что день битвы совпал с днем ​​его вступления на престол (28 октября), что обычно считалось хорошим предзнаменованием. Кроме того, Максентиус, как сообщается, консультировался с пророчеством Сивиллинские книги, в котором говорилось, что «28 октября враг римлян погибнет». Максентиус истолковал это пророчество как благоприятное для себя. Лактанций также сообщает, что народ поддержал Константина во время цирковых игр.

Битва за Мильвийский мост (1520–24), автор Джулио Романо

Максентиус решил встать перед Мильвианский мост, каменный мост, который ведет по дороге Via Flaminia через реку Тибр в Рим (мост стоит сегодня на том же месте, несколько реконструированный, названный в итальянском Ponte Milvio или иногда Понте Молле, «мягкий мост»). Удержание его имело решающее значение, если Максентиус должен был удержать своего соперника подальше от Рима, где Сенат наверняка поддержит того, кто владеет городом. Поскольку Максентиус, вероятно, частично разрушил мост во время подготовки к осаде, он построил деревянный или понтонный мост, чтобы переправить свою армию через реку. Источники различаются в зависимости от характера моста, связанного с событиями битвы. Зосим неопределенно упоминает, что он состоял из двух частей, соединенных железными креплениями, в то время как другие указывают, что это был понтонный мост; источники также неясны относительно того, был ли мост преднамеренно построен как разборная ловушка для сил Константина или нет.

Мильвийский мост, как это видно в 2005 году Битва при Константине и Максентиус (деталь-фреска-в-Ватикане-Станце) c1650 года Лаззаро Бальди после Джулио Романо в Эдинбургском университете

Следующий Днем две армии столкнулись, и Константин одержал решающую победу. Диспозиция Максенция, возможно, была ошибочной, поскольку его войска, похоже, были выстроены у реки Тибр слишком близко к их тылу, что давало им мало места для перегруппировки в случае, если их формирования будут вынуждены уступить позиции. Уже известный как искусный полководец, Константин первым бросил свою конницу на конницу Максенция и разбил ее. Затем наступила пехота Константина; большая часть войск Максенция сражалась хорошо, но их начало оттеснять к Тибру. Тогда Максентиус решил отдать приказ об отступлении, намереваясь сделать еще один удар в самом Риме. Однако был только один выход через мост. Люди Константина нанесли отступающей армии тяжелые потери. Наконец, временный мост, установленный рядом с Мильвианским мостом, по которому бежали многие максентианские войска, рухнул, а те, кто застрял на северном берегу Тибра, были взяты в плен или убиты. Maxentius преторианской гвардии, который был первоначально провозглашен его императором, кажется, сделали упорную стенд на северном берегу реки; «в отчаянии извинения они накрыли своими телами место, которое выбрали для боя».

Максентиус был среди мертвецов, утонув в реке при попытке переплыть ее в попытке спастись или, в качестве альтернативы он описан как брошенный лошадью в реку. Лактанций описывает смерть Максенция следующим образом: «Мост в его тылу был разрушен. При виде этого битва стала более горячей. Рука Господа победила, и силы Максенция были разбиты. Он бежал к разрушенным. мост; но толпа давила на него, и он с головой ушел в Тибр ».

Последствия

Константин вошел в Рим 29 октября. Он устроил грандиозную церемонию прибытия в город (adventus ) и был встречен народным ликованием. Тело Максенция было выловлено из Тибра и обезглавлено. Его голову выставили напоказ по улицам на всеобщее обозрение. После церемоний голова Максенция была отправлена ​​в Карфаген как доказательство его падения, Африка не оказала дальнейшего сопротивления. Битва дала Константину бесспорный контроль над западной половиной Римской империи. В описаниях въезда Константина в Рим не упоминается, что он завершил свою процессию в храме Капитолийского Юпитера, где обычно приносились жертвы. Хотя это молчание часто используется для демонстрации христианской чувствительности Константина, оно не может служить доказательством того, что Константин был христианином в тот момент. Он решил удостоить сенаторскую курию визитом, где пообещал восстановить ее наследственные привилегии и дать ей безопасную роль в его реформированном правительстве: не будет мести Максенцию. сторонники. Максентиус был приговорен к damnatio memoriae, все его законы были признаны недействительными, и Константин узурпировал все значительные строительные проекты Максенция в Риме, включая храм Ромула и базилику Максенция.. Сильнейшие сторонники Максенция в армии были нейтрализованы, когда преторианская гвардия и Имперская конная гвардия (equites singulares) были распущены. Считается, что Константин заменил бывшую имперскую гвардию рядом кавалерийских отрядов, получивших название Scholae Palatinae.

Значение

. Пол К. Дэвис пишет: «Победа Константина дала ему полный контроль над Западной Римской империей. Империя прокладывает путь к тому, чтобы христианство стало доминирующей религией для Римской Империи и, в конечном итоге, для Европы ». В следующем году, 313 г., Константин и Лициний издали Миланский эдикт, который сделал христианство официально признанной и терпимой религией в Римской империи.

Примечания

Ссылки

  • Berrens, Stephan (2004), Sonnenkult und Kaisertum von den Severern bis zu Constantin I. (193–337 n. Chr.), Geschichte (Franz Steiner Verlag); Historia (Висбаден, Германия) (на немецком языке), F. Steiner, ISBN 978-3-515-08575-5, OCLC 57010712
  • Коуэн, Росс (2016). Мильвийский мост 312 г. н.э.: битва Константина за Империю и Веру. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-1381-7.
  • Гербердинг Р. и Дж. Х. Моран Круз. Средневековые миры. Нью-Йорк: Houghton Mifflin Company, 2004. ISBN 0-395-56087-X
  • Lactantius. О смерти преследователей. Переведено в Intratext CT.
  • Лиу, Сэмюэл Н.С. и Доминик Монтсеррат, ред. От Константина до Юлиана. Лондон: Рутледж, 1996. ISBN 0-415-09336-8
  • Nixon, C.E.V. и Барбара Сэйлор Роджерс. Похвала позднеримских императоров: The Panegyrici Latini, с латинским текстом R.A.B. Майнорс. Berkeley: University of California Press, 1994. ISBN 0-520-08326-1
  • Odahl, Charles Matson. Константин и христианская империя. Лондон: Routledge, 2004. ISBN 0-415-17485-6
  • Pohlsander, HA (1996), The Emperor Constantine, Routledge, ISBN 0-415-13178-2
  • Смит, Джон Холланд. Константин Великий. Лондон: Хэмиш Гамильтон, 1971. ISBN 0-684-12391-6
  • Speidel, Michael. Древние германские воины: стили воинов от колонки Траяна до исландских саг, Рутледж, 2004, ISBN 0-415-31199-3
  • Стивенсон, Пол. Константин Непокоренный Император, Христиан Виктор. Лондон: Quercus, 2009. ISBN 978-1-84916-002-5
  • Zosimus. Historia Nova. Перевод Р.Т. Ридли. Канберра: Byzantina Australiensia, 1982.

Наиболее важные древние источники о битве: Lactantius, De mortibus perissionum 44; Евсевий Кесарийский, Церковная история IX, 9 и Жизнь Константина I, 28–31 (видение) и I, 38 (фактическое сражение); Зосим II, 15–16; и Панегиричи Латини 313 г. (анонимно) и 321 г. (автор Назарий ).

Дополнительная литература

  • G. Коста, 'La battaglia di Costantino a Ponte Milvio', Bilychnis 2 (1913), 197–208
  • R. Коуэн, Милвианский мост 312 г. н.э.: Битва Константина за Империю и Веру (Оксфорд, 2016) и онлайн-приложение
  • F. Гросси-Гонди, "La battaglia di Costantino Magno a" Saxa Rubra "", Civiltà Cattolica 63.4 (1912), 385–403
  • W. Кухофф, «Ein Mythos in der römischen Geschichte: Der Sieg Konstantins des Großen über Maxentius vor den Toren Roms am 28. Oktober 312 n. Chr. ’, Chiron 21 (1991), 127–174
  • W. Кухофф, «Die Schlacht an der Milvische Brücke - Ein Ereignis von weltgeschichtlicher Tragweite» в K. Ehling G. Weber (ред.), Константин дер Гроссе: Zwischen Sol und Christus (Дармштадт 2011), 10–20
  • К. фон Ландманн, «Константин дер Гроссе альс Фельдхерр» в J. F. Dölger (ed.), Konstantin der Grosse und seine Zeit (Freiburg 1913), 143–154
  • J. Моро, «Pont Milvius ou Saxa Rubra?», Nouvelle Clio 4 (1952), 369–373 = J. Moreau, Scripta Minora (Heidelberg 1964), 72–75
  • M.P. Шпейдель, «Максентиус и его Equites Singulares в битве у Мильвийского моста», Classical Antiquity 5 (1986), 253–262 = Speidel, Roman Army Studies II (Stuttgart 1992), 272–289
  • M.P. Speidel, 'Les prétoriens de Maxence', Mélanges de l'École française de Rome, Antiquité 100 (1988), 183–188
  • M.P. Шпейдель, «Максентиус« Преторианцы »в исследованиях римской армии II (Штутгарт, 1992), 385–389 - переработанная английская версия Speidel 1988
  • F. Toebelmann, Der Bogen von Malborghetto (Heidelberg 1915)

Внешние ссылки

Координаты : 41 ° 56′08 ″ с.ш., 12 ° 28′01 ″ в.д. / 41,93556 ° с.ш., 12,46694 ° в.д. / 41,93556; 12.46694

Последняя правка сделана 2021-05-12 07:23:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте