Дар Константина (латинское : Donatio Constantini) является поддельный римский имперский указ (Диплом ), по которому император IV века Константин Великий якобы передал власть над Римом и западная часть Римской империи Папе. Созданный, вероятно, в 8 веке, он использовался, особенно в 13 веке, в поддержку претензий папства на политическую власть. Во многих существующих рукописях (рукописных копиях документа), в том числе в самой старой, документ носит заголовок Constitutum domini Constantini imperatoris. Дар Константина был включен в коллекцию IX века. Псевдоисидорейские декреталии.
Лоренцо Валла, итальянский католический священник и гуманист эпохи Возрождения, считается с первым разоблачением подделки вескими филологическими аргументами в 1439–1440 годах, хотя подлинность документа неоднократно оспаривалась с 1001 года.
Текст якобы является указом Римский император Константин I, датированный 30 марта - годом, ошибочно названным годом его четвертого консульства (315 г.) и консульства Галликана (317 г.). В нем «Константин» исповедует христианство (confessio) и дает Папе Сильвестру несколько имперских знаков отличия и привилегий (donatio), а также Латеранский дворец. Рим, остальная часть Италии и западные провинции империи переданы папству.
В тексте излагается повествование, основанное на житии 5-го века Легенде С. Сильвестри. Эта вымышленная история описывает спасение римлян святым папой Сильвестром от нападений местного дракона и чудесное исцеление понтификом от императора проказы с помощью таинства крещения. Рассказ репетировал Liber Pontificalis ; к концу VIII века убийца драконов Сильвестр и его апостольские преемники были награждены дарением Константина светскими полномочиями, которые фактически никогда не использовались историческими епископами Рима при Константин.
В своей благодарности «Константин» решил даровать престолу Петра «власть и достоинство славы, силы и императорской чести», а также «превосходство над четырьмя основными престолами: Александрия, Антиохия, Иерусалим и Константинополь, а также над всеми церквями Божьими на всей земле ». Для содержания церкви Святого Петра и Святого Павла он отдал земельные владения "в Иудее, Греции, Азии, Фракии, Африка, Италия и различные острова ". Сильвестру и его преемникам он также даровал имперские знаки отличия, тиару и «город Рим, а также все провинции, места и города Италии и западных областей».
Пожертвование стремилось уменьшить власть Константинополя; Если Константин возвысил Сильвестра до имперского ранга до инаугурации Константинополя 330 г., то патриарх Рима лидировал в борьбе за первенство среди патриархатов около пятнадцати лет. Неявно папство заявляло о своем превосходстве и прерогативе по передаче императорского престола; Папство согласилось на translatio imperii Византии Константином, и оно могло вернуть себе власть по своему желанию.
Было высказано предположение, что был составлен ранний черновик пожертвования Константина вскоре после середины VIII века, чтобы помочь Папе Стефану II в его переговорах с Пипином Коротким, который тогда занимал должность мэра дворца (т.е. управляющий двором франкского короля). В 754 году папа Стефан II пересек Альпы, чтобы помазать Пипина королем, тем самым дав возможность семье каролингов вытеснить старую королевскую линию Меровингов. В обмен на поддержку Стефана Пипин отдал папе земли в Италии, которые лангобарды отняли у Византийской (Восточной Римской) империи. Также возможно, что оно возникло в канцелярии непосредственного преемника Стефана Павла I. Эти земли станут Папской областью и станут основой светской власти папства на следующие одиннадцать веков.
Другая интерпретация утверждает, что Дарение не было официальной подделкой, направленной против Константинополя, а вместо этого было уловкой в римской церковной политике, направленной на укрепление статуса Латеранского, имеющего исторические связи с Константином, против растущего статуса Ватикан, и, возможно, он был составлен греческим монахом, работающим в римском монастыре. В одном исследовании была предпринята попытка датировать подделку IX веком и поместить ее композицию в аббатство Корби на севере Франции.
Немецкий средневековый деятель Йоханнес Фрид проводит различие между дарением Константина и более ранней, также поддельной версией, Constitutum Constantini, которая была включена в собрание поддельных документов Ложные декреталии, составленные во второй половине девятого века.. Фрид утверждает, что «Пожертвование» является более поздним расширением гораздо более короткой «Конституции». Кристофер Б. Коулман понимает, что упоминание в Конституции о пожертвовании «западных регионов» относится к регионам Ломбардия, Венето и Истрия.
Возможно, самое раннее известное упоминание о пожертвовании содержится в письме 778 г., в котором Папа Адриан I увещевает Карла Великого - чей отец, Пипин Младший сделал Пожертвование Пепина, предоставив папам суверенитет над Папской областью, чтобы последовать примеру Константина и поддержать Римско-католическую церковь. канцелярия Оттона III отрицает его подлинность.
Первым папой, прямо сославшимся на указ, был Папа Лев IX в письме, отправленном в 1054 году. Михаилу I Керуларию, Патриарху Константинопольскому. Он процитировал большую часть документа, считая его подлинным, поддерживая дебаты, которые в конечном итоге привели к расколу Востока и Запада. В XI и XII веках дарение часто упоминалось в конфликтах инвеститура между папством и светскими властями на Западе.
Содержание документа противоречило представлению византийцев о том, что перевод Константина imperii передал резиденцию имперской власти из Рима в основание Константинополя, названного «Новым Римом». Следовательно, Пожертвование фигурирует в споре между Востоком и Западом по поводу церковного первенства между патриархами престолами Рима и Нового Рима. Кардинал Гумберт из Сильвы Кандида также издал версия документа, подтверждающая претензии папства на верховенство восточных императоров и патриархов.
К XII веку текст существовал в греческом переводе, от которого сохранилась рукопись XIV века, и византийские писатели также использовали Пожертвование в своей полемике; Иоанн Киннамос, писавший во времена правления восточного императора Мануэля I Комненоса, критиковал западных Штауфер императоров как узурпаторов и отрицал право пап наделить императорской должностью. Теодор Вальсамон оправдал поведение Михаила Керулария в 1054 году, используя пожертвование в качестве основания для его увольнения с папской миссии и последующего взаимного отлучения.
В 1248 году, Часовня Святого Сильвестра в базилике Санти-Кватро-Коронати была украшена фреской, изображающей историю римского крещения и дарения Константина.
В его Божественной комедии, написанное в начале 14 века, поэт Данте Алигьери писал:
Ahi, Costantin, di quanto mal fu matre,. non la tua конверсия, ma quella dote. che da te prese il primo ricco patre!.. (Ах, Константин, сколько зла было рождено,. не из вашего обращения, а из того пожертвования., которое первый богатый Папа получил от вас!)
— Данте Алигьери, Инферно, песнь 19, строки 115–117.В Средневековье Пожертвование было широко признано подлинным, хотя Император Отто III, возможно, поднял Подозрения на документ «золотыми буквами» как на подделку при подарке Римской кафедре. Лишь в середине 15 века, с возрождением классической науки и критики текстов, гуманисты и, в конечном итоге, папская бюрократия начали понимать, что этот документ не может быть подлинным. Кардинал Николай Кузанский объявил его подделкой и назвал его апокрифом.
Позже католический священник Лоренцо Валла в своем филологическом исследовании текста утверждал, что язык, использованный в рукописи, не может быть датирован IV веком. Язык текста предполагает, что рукопись, скорее всего, может быть датирована 8 веком. Валла считал подделку настолько очевидной, что склонялся к тому, чтобы поверить в то, что Церковь знала, что документ не является подлинным. Валла далее утверждал, что папская узурпация светской власти развратила церковь, вызвала войны в Италии и укрепила «властное, варварское, тираническое священническое господство».
Это был первый пример современной науки дипломатия. Независимо от Кусы и Валлы, Реджинальд Пекок, епископ Чичестера (1450–1457), пришел к аналогичному выводу. Среди указаний на то, что Пожертвование должно быть подделкой, являются его язык и тот факт, что, хотя в тексте используются определенные формулы имперской эпохи, некоторые латыни в документе не могли быть написаны в 4 веке; использовались анахронические термины, такие как «феодальный ». Кроме того, предполагаемая дата документа несовместима с содержанием самого документа, поскольку он относится как к четвертому консульству Константина (315 г.), так и к консульству Галликана (317 г.).
Папа Пий II написал трактат в 1453 году, за пять лет до того, как стал папой, чтобы показать, что, хотя пожертвование было подделкой, папство обязано своими землями Карлу Великому и своим полномочиям ключи с на Питер ; однако он не опубликовал его.
Современные противники папской власти в Италии подчеркивали примат гражданского права и гражданской юрисдикции, что теперь твердо закреплено в Юстиниане Corpus Juris Civilis. Флорентийский летописец Джованни Кавальканти сообщил, что в самый год выхода трактата Валлы Филиппо Мария Висконти, герцог Миланский, сделал дипломатические шаги в отношении Козимо Медичи во Флоренции, предлагая союз против папы. В отношении пожертвования Висконти писал: «Так получилось, что даже если Константин передал Сильвестру столько и таких богатых подарков - что сомнительно, потому что нигде нельзя найти такую привилегию - он мог бы дать их только на всю жизнь: империя имеет приоритет над любым господством ».
Позже ученые дополнительно продемонстрировали, что другие элементы, такие как исцеление Сильвестром Константина, являются легендами, возникшими в более позднее время. Вольфрам Сетц, недавний редактор работы Валлы, подтвердил, что во время опровержения Валлы предполагаемое «пожертвование» Константина больше не имело актуального значения в политической теории и что это просто давало возможность упражняться в юридической риторике.
Быки Николая V и его преемников больше не упоминали о Дарении, даже при разделе Нового Света, хотя доктрина «все-островных» папских вотчин, образованных из расплывчатых ссылок на острова в пожертвовании со времен предоставления Сицилии Роберта Гискара Папой Николаем II, было введено после 1492 года в папских заявлениях на перекрывающиеся притязания Иберийских королевств в Северной и Южной Америке и Молуккских островах, включая Inter caetera, булл, который привел к Тордесильясскому договору и Сарагосский договор. Трактат Валлы был горячо воспринят писателями протестантской Реформации, такими как Ульрих фон Хуттен и Мартин Лютер, в результате чего трактат был помещен на указатель запрещенных книг середины 16 века. Дар продолжал молчаливо признаваться подлинным до тех пор, пока Цезарь Бароний в его Annales Ecclesiastici (опубликовано 1588–1607 гг.) Не признал, что это была подделка, после чего почти повсеместно было признано таковым.. Некоторые продолжали отстаивать его подлинность; Спустя почти столетие после Annales Ecclesiastici Кристиан Вольф все еще называл пожертвование как неоспоримый факт.
Wikisource содержит исходный текст, относящийся к этой статье: Пожертвование Константина |