Изнасилование во время Освободительной войны Бангладеш

редактировать

Во время войны Бангладеш за независимость 1971 года, члены пакистанской армии и Разакар изнасиловали от 200 000 до 400 000 бангладешских женщин и девочек в рамках систематической кампании изнасилования с целью геноцида. Большинство жертв изнасилования пакистанской армией и ее союзниками были индуистскими женщинами. Имамы и мусульманские религиозные лидеры объявили женщин «военной добычей» и поддержали изнасилования. Активисты и лидеры исламских партий также были причастны к изнасилованиям и похищениям женщин. Во время войны некоторые писатели считают, что в Бангладеш была провозглашена фетва, согласно которой борцы за свободу Бенгалии были «индуистами» и что их женщины могли быть взяты как «военная добыча». Якобы имамы и мусульманские религиозные лидеры публично заявили, что бенгальские женщины были gonimoter maal (военная добыча), и, таким образом, они открыто поддержали изнасилование бенгальских женщин разакарами.

Активистов и лидеров исламских партий также обвиняют в том, что они причастен к изнасилованиям и похищениям женщин. Ученые предположили, что изнасилование использовалось для террора как бенгальского мусульманского большинства, так и бенгальского индуистского меньшинства Бангладеш. Эти изнасилования, очевидно, стали причиной тысяч беременностей, рождения младенцев войны, абортов, детоубийства, самоубийств и остракизма Жертв. Эти зверства, признанные одним из самых серьезных военных преступлений в мире, прекратились после того, как пакистанские военные и поддержали ополченцев Разакера . Первоначально Индия заявила о своей поддержке Мукти Бахини, а позднее вмешательство было вызвано гуманитарными соображениями, но после того, как ООН отвергла этот аргумент, Индия заявила, что вмешательство было необходимо для защиты своей собственной безопасности, и теперь оно широко рассматривается как гуманитарный ход.

Во время войны бенгальские националисты также совершили массовые изнасилования этнических мусульманок-бихари, поскольку мусульманская община Бихари поддерживала Пакистан. Ученый Ясмин Сайкия также назвал индийских солдат и бенгальских милиционеров виновными в изнасиловании.

В 2009 году, почти через 40 лет после событий 1971 года, Комитет по установлению фактов о военных преступлениях опубликовал отчет. Бангладеш обвинил 1597 человек в военных преступлениях, в том числе в изнасиловании. С 2010 года Международный трибунал по преступлениям (ICT) предъявил обвинения, судил и приговорил нескольких человек к пожизненному заключению или смертной казни за их действия во время конфликта. Истории жертв изнасилования рассказываются в фильмах и литературе, а также изображаются в искусстве.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Действия пакистанской армии
    • 2.1 Ополченцы
  • 3 Жертвы индуистов
  • 4 Последствия
    • 4.1 Реакция правительства Пакистана
    • 4.2 Преследование военных преступлений
  • 5 В литературе и СМИ
  • 6 Сноски
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки
История вопроса
Студентки университета Дакка маршируют в День языкового движения, 21 год Февраль 1953 г.

После раздела Индии и создания Пакистана Восточное и Западное крылья были разделены не только географически, но и культурно. Власти Запада считали бенгальского мусульманина на Востоке «слишком бенгальским », а их применение ислама - «низшим и нечистым», и это делало их ненадежными. В этом смысле Запад начал стратегию насильственной культурной ассимиляции бенгальцев. бенгальцы Восточного Пакистана были в основном мусульманами, но их численность была перемежена значительным индуистским меньшинством. Очень немногие говорили на урду, который в 1948 году был объявлен национальным языком Пакистана. Чтобы выразить свое несогласие, активисты в Восточном Пакистане в феврале 1952 года основали движение на бенгальском языке. Ранее, в 1949 году, другие активисты основали Лигу авами в качестве альтернативы правящей Мусульманская лига в Западном Пакистане. В следующие полтора десятилетия бенгальцы постепенно разочаровались в балансе сил в Пакистане, который большую часть этого времени находился под военным правлением; в конце концов некоторые стали призывать к отделению. К концу 1960-х годов сложилось мнение, что жители Восточного Пакистана были гражданами второго сорта. Не помогло то, что генерал А. А. К. Ниази, глава пакистанских вооруженных сил в Восточном Пакистане, назвал Восточный Пакистан «низменной землей низко лежащих людей».

В Западном Пакистане также было сопротивление военному правлению. В конце концов военные уступили, и в декабре 1970 года были проведены первые в истории выборы. К удивлению многих, восточно-пакистанская лига Авами, возглавляемая шейхом Муджибуром Рахманом, получила явное большинство. Западно-пакистанский истеблишмент был недоволен результатами. В Дакке после выборов один генерал сказал: «Не волнуйтесь, мы не позволим этим черным ублюдкам править нами». Вскоре президент Яхья Хан запретил Авами-лигу и объявил военное положение в Восточном Пакистане.

С целью подавления бенгальского национализма пакистанская армия начала Операция Searchlight 25 марта 1971 года. По словам Эрика Хайнце, пакистанские силы нацелились как на бенгальских мусульман, так и на индуистов. В ходе последовавшего геноцида в Бангладеш в 1971 году армия унесла жизни до 3 миллиона человек, создавших до 10 миллионов беженцев, бежавших в Индию, и еще 30 миллионов перемещенных лиц в Восточном Пакистане.

Рунак Джахан заявляет об элементах расизма в пакистанской армии, которую, по его словам, считал бенгальцами "в расовом отношении" низший - не воинственная и физически слабая раса », и обвинил армию в использовании организованных изнасилований в качестве оружия войны. По мнению политолога Р. Дж. Раммель, пакистанская армия считала бенгальцев «недочеловеками» и считала индусов «евреями для нацистов, отбросами и паразитами, которых лучше всего истребить». Затем этот расизм выразился в том, что бенгальцы, будучи неполноценными, должны «закрепить» свой генофонд посредством насильственного оплодотворения. Белен Мартин Лукас охарактеризовал изнасилования как «этнически мотивированные».

Действия пакистанской армии

Нападениями руководил генерал Тикка Хан, который был архитектором операции Searchlight За свои действия бенгальцы прозвали его «бенгальским мясником». Хан сказал - когда 27 марта 1971 г. ему напомнили, что он отвечает за провинцию большинства, - «Я уменьшу это большинство до меньшинства». Бина Д'Коста считает, что рассказ, использованный Ханом, имеет большое значение, поскольку он доказывает, что массовые изнасилования были преднамеренной стратегией. В Джессор, говоря с группой журналистов, Хан, как сообщается, сказал: «Pehle inko Mussalman karo» (Во-первых, сделайте их мусульманами). Д'Коста утверждает, что это показывает, что в высших эшелонах вооруженных сил бенгальцев воспринимали как нелояльных мусульман и непатриотичных пакистанцев.

Преступники проводили ночные рейды, нападая на женщин в своих деревнях, часто на глазах у их семьи в рамках террористической кампании. Жертвы в возрасте от 8 до 75 лет также были похищены и помещены в специальные лагеря, где они неоднократно подвергались нападениям. Многие из задержанных в лагерях были убиты или покончили жизнь самоубийством, некоторые покончили с собой, повесившись за волосы; солдаты отреагировали на эти самоубийства, отрезав женщинам волосы. Журнал Time сообщил о 563 девушках, которые были похищены и удерживались военными; все они были на сроке от трех до пятого месяца беременности, когда военные начали их освобождать. Некоторых женщин насильно использовали в качестве проституток. В то время как правительство Пакистана оценивает количество изнасилований в сотнях, другие оценки колеблются от 200 000 до 400 000. Правительство Пакистана пыталось подвергнуть цензуре сообщения, поступающие из региона, но сообщения СМИ о злодеяниях действительно достигли широкой публики во всем мире и вызвали широкую международную общественную поддержку освободительного движения.

В том, что было описано Дженнеке Аренс как преднамеренная попытка уничтожить этническую группу, многие из нападавших были изнасилованы, убиты, а затем заколоты штыками в гениталии. Адам Джонс, политолог, назвал одну из причин массовые изнасилования должны были подорвать бенгальское общество за счет "бесчестия" бенгальских женщин, и некоторые женщины подвергались изнасилованию до смерти или были убиты в результате неоднократных нападений. Международная комиссия юристов пришла к выводу, что зверства, совершенные пакистанскими вооруженными силами, «были частью преднамеренной политики дисциплинированных сил». Писатель Мулк Радж Ананд сказал о действиях пакистанской армии: «Изнасилования были настолько систематическими и повсеместными, что они должны были быть сознательной политикой армии», запланированной западными пакистанцами в преднамеренных усилиях по созданию новой расы. «или разбавить бенгальский национализм». Амита Малик, репортаж из Бангладеш о капитуляции пакистанских вооруженных сил, написала, что один солдат из Западного Пакистана сказал: «Мы идем. Но мы оставляем свое семя позади». 7>

Не все пакистанские военнослужащие поддержали насилие: генерал Сахабзада Якуб Хан, который советовал президенту воздержаться от военных действий, и майор Икрам Сегал оба подали в отставку в знак протеста, как и маршал авиации Асгар Хан. Гаус Бахш Бизенджо, политический деятель-белуджи, и Хан Абдул Вали Хан, лидер Национальной партии Авами, выразили протест против действий вооруженных сил. Среди заключенных за несовпадающие взгляды на насилие были Сабихуддин Гауси и И.А. Рахман, которые оба были журналистами, лидер синдхи Г. М. Сайед, поэт Ахмад Салим, Анвар Пирзадо, служивший в военно-воздушных силах, профессор М. Р. Хассан, Тахера Мажар и Имтиаз Ахмед. Малик Гулам Джилани, который также был арестован, открыто выступал против вооруженных действий на Востоке; письмо, которое он написал Яхья-хану, получило широкую огласку. Альтаф Хуссейн Гаухар, редактор газеты Dawn, также был заключен в тюрьму. В 2013 году Джилани и поэт Фаиз Ахмад Фаиз были отмечены правительством Бангладеш за свои действия.

Ополченцы

По словам Питера Томсена, политолог, пакистанская секретная служба Управление межведомственной разведки вместе с политической партией Джамаат-и-Ислами сформировали ополчения, такие как Аль-Бадр («луна») и Аш-Шамс («солнце») для проведения операций против националистического движения. Эти ополченцы предназначались для некомбатантов и совершали изнасилования, а также другие преступления. Местные коллаборационисты, известные как Разакары, также принимали участие в зверствах. С тех пор этот термин стал уничижительным, похожим на западный термин «Иуда ".

Члены Мусульманской лиги, например Низам-и-Ислам, Джамаат-и-Ислами и Джамиат Улема Пакистан, проигравшие выборы, сотрудничали с военными и действовали для них в качестве разведывательной организации. Члены Джамаат-и-Ислами и некоторые из ее лидеров сотрудничали с пакистанскими силами в изнасилованиях и целенаправленные убийства. Зверства Аль-Бадра и Аль-Шамса привлекли внимание информационных агентств всего мира; сообщения о массовых убийствах и изнасилованиях широко освещались.

Жертвы индуистов

Пакистанская армия и ее Союзники в основном насиловали индуистских женщин. Пакистанская элита считала, что за восстанием стоят индуисты и что, как только будет найдено решение "индуистской проблемы", конфликт разрешится. Для пакистанцев насилие в отношении индуистов было стратегической политикой. Неофициальные данные предполагает, что имамы и муллы поддерживали изнасилования пакистанской армией и издали фетвы объявление женщин военными трофеями. В фетве Западного Пакистана во время войны утверждалось, что женщины, взятые у бенгальских индусов, могут считаться военными трофеями.

Солдаты, в основном пенджаби, ненавидели все, что связано с индуизмом. Крайнюю ненависть пакистанцев к индуистам можно увидеть в их особенно жестоком насилии над индуистами, когда пакистанская армия и ее местные союзники насиловали и убивали индуистских женщин. Связь с «индуистской» идентичностью для бенгальских женщин подразумевала изнасилование со стороны армии. Женщин схватили и отправили в лагеря, созданные по всей стране. В этих военных лагерях и пунктах сбора пакистанские солдаты держали пленных девушек как своих сексуальных рабынь.

Пленные индуистки были изнасилованы в лагерях пакистанской армии. Пакистанская армия совершила массовые изнасилования индуистских женщин, потому что они были индуистами, и армия намеревалась разрушить их веру, социальное положение и чувство собственного достоинства. Политика изнасилования индуистских пленников имела целью изменить родословную сообщества. Совокупный эффект массового сексуального насилия в отношении индуистских женщин продемонстрировал существование причин геноцида. В деле Акайесу Бангладешский трибунал подчеркнул, что насилие в отношении индуистских женщин было совершено не только против них лично, но из-за их принадлежности к их общине.

Последствия
В музее Освободительной войны в Дакке хранятся артефакты и записи. насилия, смерти и изнасилований в 1971 году.

Сразу после войны одной из насущных проблем стало очень большое количество нежелательных беременностей у жертв изнасилования. По оценкам, число беременностей, приведших к родам, колеблется от 25 000 до цифры, установленной правительством Бангладеш в 70 000, в то время как одна публикация Центра репродуктивного права и политики дала в общей сложности 250 000. При поддержке Всемирной организации здравоохранения и Международной федерации планирования семьи была создана государственная программа помощи жертвам, среди целей которых была организация абортов учреждения, помогающие жертвам изнасилования прервать нежелательную беременность. Врач реабилитационного центра в Дакке сообщил о 170 000 абортов, вызванных изнасилованиями, и о рождении 30 000 детей войны в течение первых трех месяцев 1972 года. Др. Джеффри Дэвис, австралийский врач и специалист по абортам, работавший в программе, подсчитал, что было около 5000 случаев самопроизвольных абортов. Он также сообщил, что во время своей работы слышал о многочисленных детоубийствах и самоубийствах жертв. По его оценкам, общее число жертв изнасилования составило 400 000, что вдвое превышает официальную оценку в 200 000, которую приводит правительство Бангладеш. Большинство жертв также заразились половыми инфекциями. Многие страдали от чувства сильного стыда и унижения, а некоторые подверглись остракизму со стороны своих семей и общин или покончили жизнь самоубийством.

Писатель-феминистка Синтия Энло написала, что некоторые беременности были предназначены для солдаты и, возможно, их офицеры. В отчете Международной комиссии юристов говорилось: "Какими бы ни были точные цифры, команды американских и британских хирургов, выполняющих аборты, и широкомасштабные попытки правительства убедить людей принять этих девушек в общество свидетельствуют о том, что масштаб, в котором произошло изнасилование ". Комиссия также заявила, что пакистанские офицеры не только позволяли своим мужчинам насиловать, но и сами порабощали женщин.

После конфликта жертвы изнасилования рассматривались как символ «социального загрязнения» и стыда. Из-за этого немногие смогли вернуться в семьи или старые дома. Шейх Муджибур Рахман называл жертв бирангона («героиня»), но это служило напоминанием о том, что эти женщины теперь считаются социально неприемлемыми, поскольку их «опозорили», и этот термин стал ассоциируется с барангоном («проституткой»). Официальная стратегия выдавать женщин замуж и поощрять их к тому, чтобы их считали героинями войны, провалилась, так как мало кто выступал, а те, кто это делал, ожидали от государства большого приданого. С теми женщинами, которые все же вышли замуж, обычно плохо обращались, и большинство мужчин, однажды получив приданое, бросили своих жен.

18 февраля 1972 года штат сформировал Совет по реабилитации женщин Бангладеш, которому было поручено помогать жертвам изнасилования и помощи в программе усыновления. Несколько международных агентств приняли участие в программе усыновления, например, Матери Терезы Сестры Милосердия. Большинство младенцев войны были усыновлены в Нидерландах и Канаде, поскольку государство хотело убрать напоминания о Пакистане из новообразованной нации. Однако не все женщины хотели, чтобы у них забрали ребенка, и некоторые были насильно вывезены и отправлены на усыновление, практика, которую поощрял Рахман, который сказал: «Я не хочу, чтобы эта загрязненная кровь в этой стране». В то время как многие женщины были рады программе абортов, поскольку им не нужно было рожать ребенка, зачатого в результате изнасилования, другим пришлось дожить до полного срока, полные ненависти к ребенку, которого они вынашивали. Другие, чьи дети усыновили своих детей, чтобы вернуться к «основной жизни», не смотрели на своего новорожденного, которого забрали у них. В 1990-х годах многие из этих детей вернулись в Бангладеш в поисках своей биологической матери. В 2008 году Д'Коста попытался найти тех, кто был усыновлен, однако очень немногие ответили, один из них сказал: «Я ненавидел быть ребенком, и я злюсь на Бангладеш за то, что они не заботятся обо мне, когда я больше всего в этом нуждался. Я у меня нет корней, и это заставляет меня плакать. Вот почему я пытаюсь узнать больше о том, где я родился ».

Спустя сорок лет после войны две сестры, которые были изнасилованы, были опрошены Немецкая волна. Алея заявила, что ее забрала пакистанская армия, когда ей было тринадцать, и в течение семи месяцев ее неоднократно насиловали. Она заявляет, что ее пытали и она была на пятом месяце беременности, когда вернулась в свой дом. Ее сестра Лайли говорит, что она была беременна, когда ее забрали вооруженные силы, и потеряла ребенка. Позже она сражалась вместе с Мукти Бахини. Оба говорят, что государство провалило бирангону, и что все, что они получили, это «унижение, оскорбления, ненависть и остракизм».

Реакция пакистанского правительства

После конфликта правительство Пакистана решило о политике молчания в отношении изнасилований. Они создали Комиссию Хамудура Рахмана, судебную комиссию для подготовки отчета об обстоятельствах, связанных с зверствами войны 1971 года и капитуляцией Пакистана. Комиссия резко критиковала армию. Начальники штабов армии и ВВС Пакистана были сняты со своих должностей за попытку помешать работе комиссии. Комиссия основывала свои отчеты на интервью с политиками, офицерами и старшим командованием. Окончательные отчеты были представлены в июле 1972 года, но впоследствии все они были уничтожены, за исключением одного, принадлежащего Зульфикару Али Бхутто, президенту Пакистана. Результаты так и не были преданы огласке.

В 1974 году комиссия была вновь открыта и выпустила дополнительный отчет, который оставался засекреченным в течение 25 лет, пока не был опубликован в журнале India Today. В отчете говорится, что 26000 человек были убиты, количество изнасилований исчислялось сотнями, и что повстанцы Мукти Бахини участвовали в массовых изнасилованиях и других нарушениях прав человека. Сумит Гангули, политолог, считает, что пакистанский истеблишмент совершил еще не смирились с совершенными зверствами, заявив, что во время визита в Бангладеш в 2002 году Первез Мушарраф выразил сожаление по поводу злодеяний, вместо того, чтобы взять на себя ответственность.

Судебное преследование за военные преступления

Бангладешцы в Манчестере, Соединенное Королевство, выражая солидарность с Шахбагским протестом 2013 года, который требует более строгого наказания для лиц, осужденных за военные преступления в 1971 году.

В 2008 году, после В ходе 17-летнего расследования Комитет по установлению фактов о военных преступлениях опубликовал документацию, устанавливающую личность 1597 человек, принимавших участие в зверствах. В список вошли члены Джамаат-и-Ислами и Националистической партии Бангладеш, политической группы, основанной в 1978 году. В 2010 году правительство Бангладеш учредило Международное преступление. Трибунал (ICT) по расследованию злодеяний той эпохи. Хьюман Райтс Вотч поддерживала трибунал, но также критиковала сообщения о преследовании адвокатов, представляющих обвиняемых. Брэд Адамс, директор азиатского отделения Хьюман Райтс Вотч, сказал, что обвиняемым должна быть предоставлена ​​полная защита закона, чтобы избежать риска того, что судебные процессы не будут восприняты всерьез, и Ирэн Хан, правозащитник, выразил сомнение в том, что массовые изнасилования и убийства женщин будут решены. Хан сказала о реакции своего правительства:

Консервативное мусульманское общество предпочло бросить завесу халатности и отрицания этого вопроса, позволило процветать тем, кто совершил или вступил в сговор с гендерным насилием, и предоставило жертвам женщин бороться анонимно. и позор, и без особой государственной или общественной поддержки.

Заместитель лидера Джамаат-и-Ислами, Делвар Хоссейн Сайеди, первый человек, которому предъявлены обвинения, связанные с конфликтом, был обвинен ICT в двадцать пунктов обвинения в военных преступлениях, в том числе убийства, изнасилования и поджоги. Он отрицал все обвинения. 28 февраля 2013 года Сайеди был признан виновным в геноциде, изнасиловании и религиозных преследованиях и приговорен к смертной казни через повешение. Четверо других членов Джамаат-и-Ислами Бангладеш, включая Мотия Рахмана Низами, также были обвинены в военных преступлениях. Абул Калам Азад, член Разакаров, был первым человеком быть осужденным за преступления во время войны. Он был заочно признан виновным в убийстве и изнасиловании и приговорен к смертной казни. Мухаммад Камаруззаман, старший помощник генерального секретаря Бангладеш Джамаат-и-Ислами, был обвинен в семи военных преступлениях., в том числе планирование и консультирование по поводу изнасилования женщины в деревне Шохагпур 25 июля 1971 года. 9 мая 2013 года ICT приговорила его к смертной казни через повешение. В июле 2013 года Гулам Азам получил девяносто лет приговор за изнасилование и массовое убийство во время конфликта. Абдул Кадер Молла, член ополчения Разакар во время войны, был обвинен в пособничестве пакистанской армии и активном участии в Зверства в Бангладеш в 1971 году : изнасилование (включая изнасилование несовершеннолетних ) и массовое убийство бангладешцев в Мирпур районе Дакки во время Освободительной войны Бангладеш. После того, как правительство внесло поправки в закон о военных преступлениях, чтобы разрешить обжалование приговора на основании снисходительности наказания, прокуроры обратились в Верховный суд Бангладеш с просьбой заменить приговор Молле с пожизненного заключения до смертной казни.. 17 сентября 2013 года Верховный суд удовлетворил апелляцию и приговорил Молла к смертной казни. Наконец, его повесили в Центральной тюрьме Дакки 12 декабря 2013 года в 22:01.

В литературе и СМИ

Фотография, сделанная во время конфликта с женщиной, у которой подвергся нападению, показанный на выставке в Лондоне. Этот снимок, названный «Стыдливая женщина», но также называемый «Храбрая женщина», сделал бангладешский фотограф Наиб Уддин Ахмед. Изображение, по мнению Джона Таллоха, является «классической позой, как любая Мадонна с младенцем ». Одна из самых эмоциональных фотографий на выставке, женщина со сжатыми руками, лицо полностью прикрыто волосами. Таллох описывает изображение как имеющее «Способность открывать или предлагать то, что невозможно выразить».

Orunodoyer Ognishakhi (Клятва новой зари), первый фильм о войне, был показан в 1972 году на первом Празднование Дня независимости Бангладеш. Он основан на опыте актера по имени Альтаф. Пытаясь добраться до убежища в Калькутте, он встречает женщин, которые были изнасилованы. Образы этих бирангонов, лишенных травмы и пустых глаз, используются как свидетельство нападения. Другие жертвы, которых встречает Альтаф, совершили самоубийство или потеряли рассудок.

В 1995 году Гита Сахгал сняла документальный фильм о военных преступлениях, который был показан на канале 4. В 2011 году фильм Мехерджаан был показан на Международном кинофестивале в Гувахати. Война исследуется с двух точек зрения: женщины, любившей пакистанского солдата, и женщины, рожденной в результате изнасилования.

В 1994 году книга Ами Бирангана Болчи (Голоса War Heroines) Нилима Ибрагим был освобожден. Это собрание свидетельских показаний семи жертв изнасилования, которые Ибрагим задокументировал во время работы в реабилитационных центрах. Повествования выживших в этой работе подвергают резкой критике неспособности послевоенного бангладешского общества поддержать жертв изнасилования.

Опубликованная в 2012 году книга «Восстание из пепла: женские рассказы 1971 года» включает устные свидетельства женщины, пострадавшие от Освободительной войны. Помимо рассказа Тарамон Биби, который сражался и был награжден за свои действия Бир Протик (Символ доблести), есть девять интервью с женщинами, которые были изнасилованы. Издание книги на английском языке к сороковой годовщине войны было отмечено в New York Times как «важная устная история».

Фильм 2014 года Дети войны пытается запечатлеть этот ужас. Фильм Мритьюнджая Девврата с участием Фарука Шейха, Виктора Банерджи, Раймы Сен и других призван «вызвать дрожь по спине у зрителей. Мы хотим, чтобы сделать его настолько отталкивающим, что никто даже не подумает о помиловании насильников, не говоря уже о совершении преступления. Стрельба сказалась на всех нас ".

Сноски
Ссылки
Библиография
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-03 08:28:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте