Геноцид в Бангладеш 1971 - 1971 Bangladesh genocide

редактировать

Депортация 1971 года, этнические чистки, массовые убийства и геноцидное изнасилование бенгальцев в Восточном Пакистане

Геноцид в Бангладеш 1971 года
Часть Освободительной войны Бангладеш
Трупы бенгальских интеллектуалов, 14 декабря 1971.jpg Поле убийств Райербазар, сфотографированное сразу после начала войны, на котором видны тела бенгальских националистических интеллектуалов (Изображение любезно предоставлено: Рашид Талукдар, 1971)
МестоположениеВосточный Пакистан
Дата21 марта - 16 декабря 1971 г.. (8 месяцев, 2 недели и 3 дня)
Цельбенгальцы
Тип атакиДепортация, этнические чистки, массовые убийства, изнасилования с целью геноцида
СмертиПримерно от 300 000 до 3 000 000
Виновные
МотивАнтибенгальские настроения

геноцид в Бангладеш начался 26 марта 1971 г. с запуском Operation Searchlight, as Западный Пакистан (ныне Пакистан) начал военное подавление восточного крыла (ныне Бангладеш) нации, чтобы подавить бенгальские призывы к самоопределению. Во время девятимесячной войны за освобождение Бангладеш, члены пакистанских вооруженных сил и поддерживающие исламистские ополчения из Джамаат-э-Ислами убили от 300 000 до 3 000 000 человек и изнасиловали от 200 000 до 400 000 бенгальских женщин, согласно бангладешским и индийским источникам, в ходе систематической кампании изнасилования с целью геноцида. Действия против женщин были поддержаны религиозными лидерами Джамаат-и-Ислами, которые объявили бенгальских женщин gonimoter maal (бенгальский язык означает «общественная собственность»). В результате конфликта еще от восьми до десяти миллионов человек, в основном индусы, покинули страну в поисках убежища в соседней Индии. По оценкам, до 30 миллионов гражданских лиц были перемещены внутри страны из 70 миллионов. Во время войны было также этническое насилие между бенгальцами и говорящими на урду бихарцами. Бихари подверглись репрессиям со стороны бенгальских банд и ополченцев, от 1000 до 150 000 были убиты. Другие источники утверждают, что это было до 500 000 человек.

Существует академический консенсус в отношении того, что события, произошедшие во время Освободительной войны Бангладеш, особенно против индусов, представляли собой геноцид, и требуют судебного решения. подотчетность. Однако некоторые ученые отрицают, что это был геноцид.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Операция «Прожектор»
  • 3 Предполагаемые убитые
  • 4 Исламистские ополченцы
  • 5 Убийства интеллектуалов
  • 6 Насилие против женщины
  • 7 Насилие против индуистов
  • 8 Преследование бихарцев
  • 9 Международная реакция
    • 9.1 Соучастие США
  • 10 Судебные разбирательства по делу о военных преступлениях
    • 10,1 1972–1975
    • 10,2 1991–2006
    • 10.3 2007 – настоящее время
  • 11 просмотров в Пакистане
  • 12 Документальные фильмы и фильмы
  • 13 См. Также
  • 14 Ссылки
  • 15 Библиография
  • 16 Дополнительная литература
  • 17 Внешние ссылки

История вопроса

Студентки университета Дакка маршируют в День языкового движения, 21 февраля 1953 года.

После раздела Индии новый штат Пакистан представлял собой географическую аномалию с двумя крыльями, разделенными территорией Индии на 1600 километров (1000 миль). Крылья были разделены не только географически, но и культурно. Власти Запада считали бенгальских мусульман на Востоке «слишком бенгальскими», а их применение ислама - «низшими и нечистыми», полагая, что это сделало бенгальцев ненадежными «единоверцами». В этой степени политики в Западном Пакистане начали стратегию насильственной ассимиляции бенгальцев в культурном отношении.

Бенгальцы составляли демографическое большинство в Пакистане, составляя примерно 75 миллионов в Восточном Пакистане, для сравнения с 55 миллионами человек, преимущественно говорящих на пенджаби, Западном Пакистане. Большинство на Востоке были мусульманами, с большим меньшинством индусов, буддистов и христиан. Запад считал жителей Востока гражданами второго сорта, и Амир Абдулла Хан Ниази, который в 1971 году возглавлял пакистанские вооруженные силы в Восточном Пакистане, называл этот регион «малообеспеченным». лежащая земля низменных людей ».

В 1948 году, через несколько месяцев после создания Пакистана, генерал-губернатор Мохаммад Али Джинна объявил урду в качестве национального языка новообразованного государства, хотя в то время урду говорили только четыре процента населения Пакистана. Он заклеймил тех, кто поддерживал использование бенгальского, коммунистами, предателями и врагами государства. Отказ сменявших друг друга правительств признать бенгали вторым национальным языком привел к возникновению движения бенгальского языка и укреплению поддержки недавно сформированной лиги авами, которая была основана на Востоке в качестве альтернативы. к правящей Мусульманской лиге. Протест 1952 года в Дакке, столице Восточного Пакистана, был насильственно разогнан, в результате чего несколько протестующих погибли. Бенгальские националисты считали погибших мучениками за их дело, и насилие привело к призывам к отделению. Индо-пакистанская война 1965 года вызвала дальнейшее недовольство, поскольку военные не выделили дополнительных подразделений для защиты Востока. Это вызывало беспокойство бенгальцев, которые видели, что их нация незащищена в случае нападения Индии во время конфликта 1965 года, и что Аюб Хан, диктатор-правитель Пакистана, был готов потерять Восток, если это означало обретение Кашмира.

Медленная реакция на циклон Бхола, обрушившийся 12 ноября 1970 года, широко рассматривается как фактор, способствовавший проведению всеобщих выборов в декабре 1970 года. Базирующаяся в Восточном Пакистане Авами Лига, возглавляемая шейхом Муджибуром Рахманом, выиграла национальное большинство на первых демократических выборах с момента создания Пакистана, охватив Восточный Пакистан. Но западный пакистанский истеблишмент помешал им сформировать правительство. Президент Яхья Хан, вдохновленный Зульфикаром Али Бхутто, запретил Авами Лигу и объявил военное положение. Пакистанская армия разрушила Рамна Кали Мандир (храм) и убила 85 индусов. Сообщается, что 22 февраля 1971 года генерал Яхья Хан сказал: «Убейте три миллиона из них, а остальные съедят из наших рук».

Некоторые бенгальцы поддержали объединенный Пакистан и выступили против отделения от него. По словам индийского академика Сармилы Бозе, эти пропакистанские бенгальцы составляли значительное меньшинство, включая исламские партии. Более того, многие избиратели Авами Лиги, которые надеялись получить автономию провинции, возможно, не желали отделения. Кроме того, некоторые бенгальские офицеры и солдаты остались верными пакистанской армии и были взяты в плен Индией вместе с другими солдатами Западного Пакистана. Так, по словам Сармилы Бозе, было много поддерживающих режим бенгальцев, которые убивали и преследовали борцов за освобождение. Сидней Шанберг сообщил о формировании вооруженных гражданских отрядов пакистанской армией в июне 1971 года. Лишь меньшинство. из новобранцев были бенгальцы, в то время как большинство из них говорили на бихарском и урду. Подразделения, знающие местные условия, сыграли важную роль в осуществлении геноцида пакистанской армии. Американский писатель Гэри Дж. Басс считает, что распад Пакистана не был неизбежен, определяя 25 марта 1971 года как точку, где идея единого Пакистана закончилась для бенгальцев с началом военных операций. По словам Джона Х. Гилла, поскольку во время войны была широко распространена поляризация между пропакистанскими бенгальцами и выступающими за освобождение бенгальцами, эти внутренние битвы все еще разыгрываются во внутренней политике современной Бангладеш.

Операция Searchlight

Операция Searchlight была спланированной военной операцией, проведенной пакистанской армией с целью обуздания элементов сепаратистского бенгальского националистического движения в Восточном Пакистане в марте 1971 года. Пакистанское государство оправдало начало операции Searchlight на основе антибихарских настроений. насилие со стороны бенгальцев в начале марта. По заказу правительства Западного Пакистана эта операция рассматривалась как продолжение операции «Блиц», начатой ​​в ноябре 1970 года. 1 марта 1971 года губернатор Восточного Пакистана адмирал Сайед Мохаммед Ахсан был заменен после несогласия с военными действиями в Восточный Пакистан. Его преемник Сахибзада Якуб Хан ушел в отставку после отказа использовать солдат для подавления мятежа и несогласия с военными действиями в Восточном Пакистане.

По словам индийского академика Сармилы Бозе, перенос заседаний Национального собрания на 1 марта привело к повсеместному беззаконию, распространенному бенгальскими протестующими в период с 1 по 25 марта, когда пакистанское правительство потеряло контроль над большей частью провинции. Бозе утверждает, что в течение этого 25-дневного периода беззакония нападения бенгальцев на небенгальцев были обычным явлением, как и нападения бенгальцев на пакистанских военнослужащих, которые, по словам Боса и Энтони Маскаренхаса, проявляли большую сдержанность до 25 марта, когда операция «Прожектор» начал. Бозе также описала в своей книге зверства, совершенные пакистанской армией. По словам Энтони Маскаренхаса, действия пакистанской армии по сравнению с насилием со стороны бенгальцев были «в целом хуже и масштабнее».

В ночь на 25 марта 1971 года пакистанская армия начала операцию «Прожектор». Журнал Time назвал Генерала Тикка Хана, «Бенгальским мясником» за его роль в операции Searchlight. В число целей операции входили Джаганнатх Холл, который был общежитием для немусульманских студентов Университета Дакки, Полицейский участок Раджарбага, Пилхана, который является штабом Восточно-Пакистанских стрелков. Около 34 студентов были убиты в общежитиях Университета Дакки. Также были атакованы районы старой Дакки, в которой большинство населения составляли индуисты. Роберт Пейн, американский журналист, оценил, что в ту ночь было убито 7000 человек и 3000 арестовано. Учителя Университета Дакки были убиты в ходе операции пакистанской армии. Шейх Муджиб был арестован пакистанской армией 25 марта. Рамна Кали Мандир был разрушен пакистанской армией в марте 1971 года.

Первоначальный план предусматривал захват основных городов 26 марта. 1971 г., а затем устранение всей оппозиции, политической или военной, в течение одного месяца. Пакистанские планировщики не ожидали длительного сопротивления бенгальцев. Основной этап операции «Прожектор» завершился падением последнего крупного города в бенгальских руках в середине мая. Споры в сельской местности по-прежнему оставались почти равными.

Первый доклад о геноциде в Бангладеш был опубликован западно-пакистанским журналистом Энтони Маскаренхасом в лондонской The Sunday Times 13 июня 1971 года под заголовком «Геноцид». Он писал: «Я видел индусов, на которых охотились из деревни в деревню и от двери к двери, стрелявшими не из рук после того, как беглый« осмотр с короткими руками »показал, что они были необрезаны. Я слышал крики людей, забитых до смерти на территории поселка Circuit House (гражданская административная штаб-квартира) в Комилле. Я видел грузовики с другими человеческими целями и тех, кто имел человечность, чтобы попытаться помочь им, уезжали «для утилизации» под покровом темноты и комендантского часа ». Эта статья помогла настроить мировое общественное мнение против Пакистана и решительно побудила правительство Индии вмешаться. 2 августа 1971 года корреспондент журнала Time отправил депешу с подробным описанием разрушений в Восточном Пакистане. Там писали, что в городах есть целые участки, поврежденные от обстрелов и бомбардировок с воздуха. В депеши писалось: «В Дакке, где солдаты подожгли районы Старого города из огнеметов, а затем расстреляли тысячи людей, пытаясь уйти от огневого кордона, бульдозерами были снесены почти 25 кварталов, в результате чего открытые участки оказались нелепыми среди заторов. набитые трущобами ". Он процитировал высокопоставленного американского чиновника, который сказал: «Это самая невероятная и расчетливая вещь со времен нацистов в Польше».

Арчер К. Блад, американский дипломат написал в Blood Telegram: «при поддержке пакистанские военные, небенгальские мусульмане, систематически нападают на кварталы бедняков и убивают бенгальцев и индусов ".

Предполагается, что убито

Человеческие останки и военное снаряжение от геноцида 1971 года в Музее освободительной войны

Власти Бангладеш утверждают, что было убито около 3 миллионов человек, хотя Комиссия Хамудура Рахмана, официальное расследование пакистанского правительства, утверждала, что эта цифра составляла всего 26 000 жертв среди гражданского населения. Цифра в 3 миллиона вошла в бангладешскую культуру и литературу. Сайид А. Карим, первый министр иностранных дел Бангладеш утверждает, что источником этой цифры была Правда, информационное агентство Коммунистической партии Советского Союза. По оценкам независимых исследователей, число погибших составляет от 300 000 до 500 000 человек, в то время как другие оценивают число погибших в 3 миллиона человек. По оценкам разведки США, ЦРУ и Государственного департамента в ходе геноцида было убито 200000 человек.

Согласно Сармила Бозе <177 Спорная книга>Счет мертвых: Воспоминания о войне в Бангладеш 1971 года, число находится где-то между 50 000 и 100 000. Однако ее книга стала предметом резкой критики со стороны журналистов; писатель и художник Наим Мохаемен ; Наяника Мукерджи, антрополог из Даремского университета ; и др.

В 1976 году Международный центр исследований диарейных заболеваний, Бангладеш провел всестороннее обследование населения в Матлаб, Ноакхали, где в общей сложности было зарегистрировано 868 дополнительных смертей во время войны. записано; это привело к предполагаемому общему количеству смертей во всей Бангладеш почти 500 000 человек. Основываясь на этом исследовании, British Medical Journal в 2008 году провел исследование Зиада Обермейера, Кристофера Дж. Л. Мюррея и Эммануэлы Гакиду, согласно которому в результате конфликта погибло 125 000–505 000 мирных жителей; авторы отмечают, что это намного выше, чем предыдущая оценка Уппсальского университета и Института исследования проблем мира в Осло в 58 000 человек. Эта цифра подтверждается заявлениями бангладешского автора Ахмеда Шарифа в 1996 году, который добавил, что «они скрывали правду для получения политических преимуществ». Американские политологи Ричард Сиссон и Лео Э. Роуз дают низкую оценку 300 000 убитых, убитых всеми сторонами, и отрицают факт геноцида, в то время как американский политолог Р. Дж. Раммель подсчитал, что в Бангладеш погибло около 1,5 миллиона человек. Индийский журналист Нирмал Сен утверждает, что общее число убитых составило около 250 000, из них около 100 000 были бенгальцами, а остальные были бихарцами.

Многие из убитых были жертвами радикальных религиозных военизированных формирований. сформирован армией Западного Пакистана, включая силы Разакарс, Аль-Шамс и Аль-Бадр. В Бангладеш много массовых захоронений, и постоянно обнаруживаются новые (например, одно в старом колодце возле мечети в Дакке, расположенное в районе Мирпура города, которое было обнаружено в августе 1999 года). В первую ночь войны с бенгальцами, которая зафиксирована в телеграммах из американского консульства в Дакке в Государственный департамент США, были убиты неизбирательные убийства студентов Университета Дакки и других гражданских лиц.

16 декабря 2002 г. Архив национальной безопасности Университета Джорджа Вашингтона опубликовал сборник рассекреченных документов, состоящий в основном из сообщений между сотрудниками посольства США и центрами USIS в Дакке и Индии, а также официальные лица в Вашингтоне, округ Колумбия. Эти документы показывают, что официальные лица США, работающие в дипломатических учреждениях в Бангладеш, использовали термины «избирательный геноцид» и «геноцид» (см. телеграмма «Кровь» ) для описания событий, о которых им было известно в то время. Полную хронологию событий, сообщенную администрации Никсона, можно найти на веб-сайте Государственного департамента.

Исламистские ополчения

Джамаат-и-Ислами, как и другие исламисты, выступили против борьбы за независимость Бангладеш и встали на сторону пакистанского государства и вооруженных сил из-за исламской солидарности. По словам политолога Питера Томсена, пакистанская секретная служба вместе с политической партией Джамаат-и-Ислами сформировала ополчения, такие как Аль-Бадр (" Луна ») и Аль-Шамс (« Солнце ») для проведения операций против националистического движения. Эти ополченцы предназначались для мирных жителей и совершали изнасилования, а также другие преступления. Местные коллаборационисты, известные как Разакары, также принимали участие в зверствах. С тех пор этот термин стал уничижительным, похожим на западный термин «Иуда ".

Члены Мусульманской лиги, Низам-и-Ислам, Джамаат-и-Ислами и Джамят Улема Пакистан, проигравшие выборы, сотрудничали с военными и действовали для них в качестве разведывательной организации. Члены Джамаат-и-Ислами и некоторые из ее лидеров сотрудничали с пакистанскими силами в изнасилованиях и целенаправленных убийствах. Зверства Аль-Бадра и Аль-Шамса привлекли внимание информационных агентств всего мира; сообщения о массовых убийствах и изнасилованиях широко освещались.

Убийства интеллектуалов

Во время войны пакистанская армия и его местные сотрудники, в основном Джамаат и Ислами, проводили систематические казни ведущих бенгальских интеллектуалов. Ряд профессоров из Даккинского университета были убиты в течение первых нескольких дней войны. Однако в самых крайних случаях из целенаправленных убийств интеллектуалов произошло в последние дни войны.. Профессора, журналисты, врачи, художники, инженеры и писатели были арестованы пакистанской армией и ополчением Разакар в Дакке, с завязанными глазами и доставлены в камеры пыток в Мирпуре, Мохаммадпур, Нахалпара, Раджарбаг и другие места в разных частях города будут казнены массово, в первую очередь в Райербазаре и Мирпуре. Утверждается, что пакистанская армия и ее военизированное подразделение, силы Аль-Бадра и Аль-Шамса составили список врачей, учителей, поэтов и ученых.

В течение девяти месяцев войны пакистанцы Армия с помощью местных сотрудников систематически казнила примерно 991 учителя, 13 журналистов, 49 врачей, 42 юриста и 16 писателей, художников и инженеров. Даже после официального окончания войны 16 декабря поступали сообщения об убийствах, совершаемых либо вооруженными пакистанскими солдатами, либо их пособниками. В одном из таких инцидентов известный кинорежиссер Джахир Райхан был убит 30 января 1972 года в Мирпуре, предположительно вооруженным Бехари. В память о людях, которые были убиты, 14 декабря отмечается в Бангладеш как Шахид Буддхиджиби Дибош («День замученных интеллектуалов»).

Известные интеллектуалы, которые были убиты в период с 25 марта по 16 декабря. 1971 г. в разных частях страны: профессора Университета Дакки доктор Говинда Чандра Дев (философия), доктор Мунье Чоудхури (бенгальская литература), доктор Муфаззал Хайдер Чаудхури (бенгальская литература), д-р Анвар Паша (бенгальская литература) д-р М. Абул Хаир (история), д-р Джйотирмой Гухатакурта (английская литература), Хумаюн Кабир (английская литература), Рашидул Хасан (английская литература), Гьясуддин Ахмед, Сираджул Хак Хан, Файзул Махи, доктор Сантош Чандра Бхаттачарья и Саидул Хассан (физика), профессора Университета Раджшахи доктор Хобибур Рахман (математика), профессор Сукхранджан Сомаддар (санскрит), профессор Мир Абдул Куайюм (психология), а также доктор Мохаммед Фазле Рабби (кардиолог), доктор AFM Алим Чоудхури (офтальмолог) Шахидулла Кайзер (журналист), Низамуддин Ахмед (журналист), Селина Парвин (журналист), Алтаф Махмуд (автор текстов и музыкант), Дхирендранат Датта (политик), Джахир Райхан (писатель, журналист, кинорежиссер) и Ранадапрасад Саха (филантроп).

Насилие в отношении женщин

Общепринятая цифра для массовых изнасилований во время девятимесячного конфликта между 200000 и 400000. Во время войны в Пакистане была принята фетва, согласно которой бенгальские борцы за свободу были индуистами и что их женщин можно было считать «добычей войны». Имамы и мусульманские религиозные лидеры публично заявили, что бенгальские женщины были «gonimoter maal» (военная добыча), и, таким образом, они открыто поддержали изнасилование бенгальских женщин пакистанской армией. Многие женщины были замучены, изнасилованы и убиты во время войны. Источники в Бангладеш приводят цифру из 200 000 изнасилованных женщин, в результате которых родились тысячи детей войны. Солдаты пакистанской армии и разакаров также держали бенгальских женщин в качестве секс-рабынь в лагерях пакистанской армии, и многие из них забеременели. Среди преступников также были Мукти Бахини и индийская армия, которые преследовали мирных жителей и совершали изнасилования, а также другие преступления.

Среди других источников Сьюзан Браунмиллер ссылается на предполагаемое число более 400 000 человек.. Пакистанские источники утверждают, что это число намного меньше, хотя они не полностью отрицают случаи изнасилования. Браунмиллер цитирует:

Хадига, тринадцатилетняя, давала интервью фотожурналисту из Дакки. Она шла в школу с четырьмя другими девочками, когда их похитила банда пакистанских солдат. Все пятеро были помещены в военный бордель в Мохаммадпуре и содержались в плену шесть месяцев до конца войны.

В отчете New York Times под названием «Ужасы Восточного Пакистана, превращающие надежду в отчаяние», Малкольм В. Браун писал:

Одна история, которая широко распространена и, по-видимому, исходит из множества разных источников, заключается в том, что 563 женщины, взятые армией в марте и апреле и содержащиеся в военных публичных домах, не освобождаются, потому что они беременны после того, как аборт возможно.

Распущенная позиция солдат, хотя в целом поддержанная их начальством, встревожила региональное высшее командование пакистанской армии. 15 апреля 1971 года в секретном меморандуме для командиров дивизий Ниязи жаловался:

С момента моего прибытия я слышал многочисленные сообщения о войсках, занимавшихся грабежами и поджогами, убивая людей наугад и без всякой причины в районах, очищенных от антипротиводействия. государственные элементы; в последнее время стали поступать сообщения об изнасилованиях, и даже западных пакистанцев не щадят; 12 апреля две западно-пакистанские женщины были изнасилованы, а на двух других было совершено покушение.

Энтони Маскаренхас опубликовал газетную статью под названием «Геноцид в июне 1971 года», в которой он также написал о насилии, совершенном бенгальцами против бихарцев.

Сначала это была резня небенгальцев в дикой вспышке бенгальской ненависти. Теперь это была резня, умышленно устроенная армией Западного Пакистана... Солдаты Западного Пакистана, конечно, не единственные, кто убивал в Восточной Бенгалии. В ночь на 25 марта… бенгальские войска и полувоенные формирования, дислоцированные в Восточном Пакистане, подняли мятеж и с зверской жестокостью напали на небенгальцев. Тысячи семей несчастных мусульман, многие из которых были беженцами из Бихара, которые выбрали Пакистан во время беспорядков по разделу в 1947 году, были безжалостно истреблены. Женщин насиловали или вырывали им груди специальными ножами. Дети не избежали ужаса; счастливчики были убиты вместе со своими родителями...

пакистанский генерал-майор Хадим Хуссейн Раджа написал в своей книге, что Ниязи в присутствии бенгальских офицеров сказал бы: «Main is haramzadi qom ki nasal badal doonga (Я буду изменить расу бенгальцев) '. Свидетельское заявление комиссии гласило: «Военнослужащие говорили, что, когда командующий (генерал-лейтенант Ниязи) сам был изнасилованием (sic), как их можно было остановить?»

Еще одна работа, которая включала прямое опыт изнасилованных женщин - это Ами Бирангона Болчи («Я, героиня, говорю») Нилимы Ибрагим. В названии произведения использовано слово Birangona (Героиня), данное шейхом Муджибуром Рахманом после войны изнасилованным и замученным женщинам во время войны. Это было сознательное усилие по смягчению любой социальной стигмы, с которой женщины могут столкнуться в обществе.

Есть сообщения очевидцев о «лагерях для изнасилований», созданных пакистанской армией. Основанный в США проект Women Under Siege Project из Women's Media Center сообщил, что девочки в возрасте 8 лет и женщины в возрасте 75 лет содержались в пакистанских военных казармах и там стали жертвами. массовых изнасилований, которые иногда заканчивались массовыми убийствами. Отчет основан на интервью с выжившими. Австралийский доктор Джеффри Дэвис был доставлен в Бангладеш Организацией Объединенных Наций и Международной федерацией планирования семьи для проведения абортов на поздних сроках у жертв изнасилования. По его мнению, количество жертв изнасилования от 200 000 до 400 000 было заниженным. О действиях пакистанской армии он сказал: «Они будут сдерживать пехоту и направить вперед артиллерию, и они будут обстреливать больницы и школы. И это вызвало абсолютный хаос в городе. А затем пехота войдет и начнет изолировать людей. женщины. За исключением маленьких детей, все половозрелые будут изолированы.. А затем женщин поместят в лагерь под охраной и предоставят в распоряжение войск... Некоторые из рассказанных ими историй были ужасающими. Их снова изнасиловали. и снова и снова. Многие из них умерли в тех [изнасилованных] лагерях. Во всем этом царило недоверие. Никто не мог поверить, что это действительно произошло! »

В октябре 2005 года, Сармила Бозе опубликовала статью, в которой говорилось о том, что утверждения о жертвах и изнасилованиях во время войны были сильно преувеличены в политических целях. Несмотря на то, что она получила похвалу со всех сторон, ряд исследователей показали неточности в работе Бозе, включая ошибочную методологию статистического анализа, искажение источников, на которые ссылаются, и непропорциональный вес показаний пакистанской армии.

Фильм 2014 года под названием Дети войны сосредоточились на ужасающих условиях в «лагерях для изнасилований», созданных антисепаратистами.

Историк Кристиан Герлах утверждает, что «систематический сбор статистических данных был прерван, возможно, потому что предварительные данные не подтверждали утверждение о том, что три миллиона умерли и по меньшей мере 200000 женщин были изнасилованы ».

Насилие против индуистов

Статья в Time в журнале от 2 августа 1971 г. говорится: «Индусы, составляющие три четверти беженцев и большинство погибших, несли на себе основную тяжесть военной ненависти мусульман». В телеграммах правительства США отмечалось, что меньшинства Бангладеш, особенно индусы, были конкретными целями пакистанской армии. Были широко распространены убийства мужчин-индуистов и изнасилования женщин. Задокументированные инциденты, в ходе которых индусы были убиты в больших количествах, включают резню в Джатибханге, резню в Чукнагаре и резню в Шанхарипара.

сенатор Эдвард Кеннеди в отчете Комитета Сената США по международным отношениям от 1 ноября 1971 г. писали: «Больше всего пострадали члены индуистской общины, у которых были отняты земли и магазины, систематически убиты, а в некоторых местах окрашены желтыми пятнами с надписью «H». Все это было официально санкционировано, приказано и введено в действие в рамках военного положения от Исламабада ». Более 60% бенгальских беженцев, бежавших в Индию, были индуистами. Утверждалось, что это широко распространенное насилие против индуистов было мотивировано политикой по очищению Восточного Пакистана от того, что считалось индуистским и индийским влиянием. буддийские храмы и буддийские монахи также подвергались нападениям в течение года. Подполковник Азиз Ахмед Хан сообщил, что в мае 1971 года был составлен письменный приказ об убийстве индусов и что генерал Ниязи спросит войска, сколько индусов они убили.

По словам Р. Дж. Раммеля, профессора политологии. в Гавайском университете,

Геноцид и гендероцидные злодеяния также совершались офицерами более низкого ранга и рядовыми солдатами. Эти «добровольные палачи» подпитывались стойким антибенгальским расизмом, особенно в отношении индуистского меньшинства. «Бенгальцев часто сравнивали с обезьянами и курами, - сказал генерал Ниази:« Это была низменная земля с низменными людьми ». Индусы среди бенгальцев были для нацистов евреями: отбросы и паразиты, которых [должно] лучше всего быть истреблено. Что касается бенгальцев-мусульман, они должны были жить только за счет терпения солдат: любое нарушение, любое подозрение, брошенное на них, любая необходимость репрессий могла означать их смерть. И солдаты могли убивать по своему желанию. Журналист Дэн Коггин процитировал одного пакистанского капитана, который сказал ему: «Мы можем убить кого угодно за что угодно. Мы не несем ответственности ни перед кем ». Это высокомерие Власти.

Лауреат Пулитцеровской премии - журналист Сидней Шанберг освещал начало войны и много писал о страданиях восточных бенгальцев, включая индусов, как во время, так и после конфликта. В синдицированной колонке «Пакистанская резня, которую проигнорировал Никсон» он написал о своем возвращении в освобожденную Бангладеш в 1972 году. «Другими напоминаниями были желтые буквы« H » Пакистанцы рисовали дома индусов, являющиеся особыми целями мусульманской армии »(« мусульманской армией », имея в виду пакистанскую армию, которая также преследовала бенгальских мусульман).

Преследования Бихари

В 1947 году, во время раздела и создания государства Пакистан, мусульмане Бихари, многие из которых спасались от насилия, имевшего место во время раздела, мигрировали из Индии в новый независимый Восточный Пакистан.. Эти люди, говорящие на урду, были против движения бенгальского языка и последующих Националистические движения, потому что они сохраняли преданность правителям Западного Пакистана, вызывая антибихарские настроения среди местных националистических бенгальцев. После того, как 1 марта 1971 года Яхья Хан отложил созыв Национального собрания, диссиденты в Восточном Пакистане начали преследовать этническую общину бихари, которая поддерживала Западный Пакистан.

В начале марта 1971 года 300 бихарцев были убиты в беспорядки бенгальской толпы только в Читтагонге. Правительство Пакистана использовало «резню в Бихари» для оправдания развертывания своих вооруженных сил в Восточном Пакистане 25 марта, когда оно начало свою печально известную операцию «Прожектор». Когда в 1971 году разразилась война, бихарцы встали на сторону пакистанской армии. Некоторые из них присоединились к группам ополченцев Разакар и Аш-Шамс и участвовали в преследовании и геноциде своих бенгальских соотечественников в отместку за зверства, совершенные против них бенгальцами, включая широкомасштабное разграбление бенгальской собственности и подстрекательство к другой преступной деятельности. Когда война закончилась, Бихари столкнулись с суровым возмездием, что привело к контргеноциду и перемещению более миллиона небенгальцев.

Согласно проекту «Меньшинства в опасности», число убитых бихари составляет около 1000 человек. Международные оценки варьируются от 20 000 до 200 000 человек. В июне 1971 года представители бихари заявили, что 500 000 бихарцев были убиты бенгальцами. Р.Дж. Раммель дает разумную оценку в 150 000 убитых.

После войны правительство Бангладеш конфисковало собственность населения Бихари. Есть много сообщений о массовых убийствах бихарцев и предполагаемых пособников, имевших место в период после капитуляции пакистанской армии 16 декабря 1971 года. Во время инцидента 18 декабря 1971 года, запечатленного на камеру и присутствовавшего при участии представителей иностранной прессы, Абдул Кадер Сиддики и Кадерия Бахини под его командованием, названные в его честь, закололи штыком и застрелили группу военнопленных, обвиненных в принадлежности к военизированным формированиям Разакара.

Международная реакция

Time сообщила, что высокопоставленный американский чиновник сказал: «Это самая невероятная и расчетливая вещь со времен нацистов в Польше». Геноцид - это термин, который используется для описания события почти во всех крупных публикациях и газетах Бангладеш и определяется как «преднамеренное и систематическое уничтожение, полностью или частично, этнической, расовой, религиозной или национальной группы»

Отчет 1972 года Международной комиссии юристов (МС) отметил, что обе стороны конфликта обвиняли друг друга в геноциде. В отчете отмечалось, что может быть трудно обосновать утверждения о том, что «все военные действия и репрессивные меры, предпринятые пакистанской армией и ее вспомогательными силами, представляют собой геноцид», который был направлен на полное или частичное уничтожение бенгальского народа, и что «предотвращение достижения нацией политической автономии не является геноцидом: целью должно быть полное или частичное уничтожение людей как таковых». Было сочтено, что трудность доказательства умысла еще больше усложняется тем фактом, что жертвами убийств, совершенных пакистанской армией и их пособниками стали три определенные группы бенгальского народа: члены лиги Авами, студенты и Граждане Восточного Пакистана, исповедующие индуистскую религию. В докладе, однако, отмечается, что имеются убедительные доказательства того, что конкретные акты геноцида были совершены, особенно ближе к концу войны, когда бенгальцы подвергались неизбирательным нападениям. Точно так же считалось, что имеются убедительные доказательства, что преступления геноцида были совершены против индуистского населения Восточного Пакистана.

Что касается массовых убийств небенгальцев бенгальцами во время и после Освободительной войны, в отчете МКЮ утверждается, что маловероятно, чтобы «спонтанное и неистовое насилие толпы против определенной части общества, от которой толпа ощущает опасность и враждебность, следует рассматривать как обладающее необходимым элементом сознательного намерения, чтобы составить преступление геноцида», но что, если dolus specialis будет доказано в конкретных случаях, они составили бы акты геноцида против небенгальцев.

После того, как минимум 20 стран стали участниками Конвенция о геноциде, она вступила в силу как международное право 12 января 1951 года. Однако в то время только двое из пяти постоянных членов Службы безопасности ООН Совет были участниками договора, и только после того, как последний из пяти постоянных членов ратифицировал договор в 1988 г., и началась холодная война. o конец, чтобы начал применяться международный закон о преступлении геноцида. Таким образом, утверждение о том, что геноцид имел место во время Освободительной войны Бангладеш 1971 года, никогда не расследовалось международным трибуналом, созданным под эгидой Организации Объединенных Наций.

Рудольф Раммел писал: «В 1971 году сам - назначенный президент Пакистана и главнокомандующий армией генерал Ага Мохаммед Яхья Хан и его высшие генералы подготовили тщательную и систематическую военную, экономическую и политическую операцию против Восточного Пакистана (ныне Бангладеш). Они планировали убить бенгальцев в этой стране интеллектуальная, культурная и политическая элита. Они планировали без разбора убить сотни тысяч индусов и изгнать остальных в Индию. И они планировали разрушить ее экономическую базу, чтобы гарантировать, что он будет подчиняться Западному Пакистану хотя бы на одно поколение. Приходите. Этот подлый и беспощадный план был прямым геноцидом ».

Геноцид также упоминается в некоторых публикациях за пределами субконтинента; например, Книга рекордов Гиннесса перечисляет эти зверства как один из пяти крупнейших геноцидов в двадцатом веке.

США. соучастие

Президент Пакистана Яхья Хан с президентом США Ричардом Никсоном, 1970.

Президент Ричард Никсон рассматривал Пакистан как союзника холодной войны и поэтому отказался осуждать его действия. Из записей Белого дома: «Президент, похоже, следит за тем, чтобы недоверяемый Государственный департамент сам по себе не осудил Яхья за убийство бенгальцев. " Никсон и Китай пытались подавить сообщения о геноциде из Восточного Пакистана. Никсон также полагался на безразличие Америки к тому, что происходило в Пакистане, он сказал: «Биафра взбудоражила некоторых католиков. Но вы знаете, я думаю, что Биафра взволновала людей больше, чем Пакистан, потому что Пакистан - это просто кучка чертовых черных мусульман ».

Правительство США тайно поощряло поставку оружия из Ирана, Турции и Иордании в Пакистан, и возместили их этим странам, несмотря на возражения Конгресса.

Коллекция рассекреченных правительственных документов США, в основном состоящая из сообщений между официальными лицами США в Вашингтоне, округ Колумбия, а также в посольствах и центрах USIS в Дакка и Индия, показывают, что официальные лица США знали об этих массовых убийствах в то время и фактически использовали термины «геноцид» и «избирательный геноцид», например, в «Blood Telegram. " Они также показывают, что президент Никсон по совету Генри Киссинджера решил преуменьшить значение этого секретного внутреннего совета, поскольку он хотел защитить интересы Пакистана, опасаясь дружбы Индии с СССР, и он стремился к более тесным отношениям с Китаем, который поддерживает Пакистан.

В своей книге Суд над Генри Киссинджером, Кристофер Хитченс подробно описывает то, что он видел как попытки Киссинджера подорвать стремление к независимости со стороны бенгальцев. Хитченс не только утверждает, что термин «геноцид» уместен для описания результатов борьбы, но также указывает на усилия Генри Киссинджера по подрыву других, которые осуждали продолжающиеся в то время зверства как геноцид. Он также написал: «Киссинджер несет ответственность за убийство тысяч людей, в том числе шейха Муджибура Рахмана ".

Некоторые американские политики высказались. Сенатор Тед Кеннеди обвинил Пакистан в совершил геноцид и призвал к полному прекращению американской военной и экономической помощи Пакистану.

Судебные разбирательства по делу о военных преступлениях

Еще 22 декабря 1971 г. индийская армия проводил расследования в отношении старших офицеров пакистанской армии, связанных с массовыми убийствами интеллектуалов в Дакке, с целью сбора достаточных доказательств, чтобы их судили как военных преступников. Они составили список офицеров, которые в то время занимали командные должности, или были связаны с Комитетом по отбору межведомственных служб.

1972–1975

24 декабря 1971 года министр внутренних дел Бангладеш АХМ Камаруззаман сказал: «Военным преступникам не выжить из-за руки закона. Пакистанские военнослужащие, причастные к убийствам и изнасилованиям, должны предстать перед судом ". В совместном заявлении после встречи между шейхом Муджибом и Индирой Ганди правительство Индии заверило, что окажет всю необходимую помощь для развязывания войны преступников к правосудию. В феврале 1972 года правительство Бангладеш объявило о планах предать суду 100 высокопоставленных пакистанских офицеров и официальных лиц за преступления геноцида. В список вошли генерал А.К. Ниази и четыре других генерала.

После войны в индийской армии находилось 92 000 пакистанских военнопленных, из которых 195 подозревались в совершении военных преступлений. Все 195 из них были освобождены в апреле 1974 года в соответствии с трехсторонним Делийским соглашением между Бангладеш, Пакистан и Индию, и репатриировались в Пакистан в обмен на признание Пакистаном Бангладеш. Пакистан выразил заинтересованность в проведении судебного процесса над этими 195 должностными лицами и, кроме того, опасаясь за судьбу 400 000 бенгальских граждан. находится в ловушке в Пакистане, Бангладеш согласился передать их пакистанским властям.

Был издан приказ Бангладешских коллаборационистов (специальные трибуналы) 1972 года, призванный привлечь к суду тех бангладешцев, которые сотрудничали и помогали пакистанским вооруженным силам во время Освобождения. Война 1971 года. Существуют противоречивые сведения о количестве лиц, привлеченных к суду в соответствии с Приказом о сотрудниках 1972 года: от 10 000 до 40 000 человек. В то время местные и внешние наблюдатели сочли судебные процессы проблематичными, поскольку они, по всей видимости, использовались для проведения политической вендетты. Р. МакЛеннан, британский депутат, который был наблюдателем на судебных процессах, заявил, что «на скамье подсудимых едва ли более жалко, чем череда сбитых с толку свидетелей обвинения, которых 88-летний защитник заставил признать, что они тоже служили пакистанскому правительству, но теперь готовы слепо поклясться, что на самом деле они верны правительству Бангладеш в изгнании ». В мае 1973 года правительство Пакистана задержало бенгальских государственных служащих, застрявших в Пакистане, и членов их семей в ответ на попытку Бангладеш судить военнопленных за геноцид. Пакистан пять раз безуспешно просил Международный Суд оспорить применение Бангладеш термина «геноцид».

Правительство Бангладеш объявило общую амнистию 30 ноября 1973 года, применив ее ко всем лицам, кроме тех, кто был наказаны или обвинены в изнасиловании, убийстве, покушении на убийство или поджоге. Приказ о сотрудниках 1972 года был отменен в 1975 году.

Закон 1973 года о международных преступлениях (трибуналах) был обнародован для преследования любых лиц, независимо от национальности, которые были обвинены в совершении преступлений против мира, преступлений против человечности, войны преступления, «нарушения любых гуманитарных норм, применимых в вооруженных конфликтах, изложенных в Женевских конвенциях 1949 года» и «любые другие преступления по международному праву». Задержанные, содержащиеся в соответствии с приказом сотрудников 1972 года, но не освобожденные по общей амнистии 1973 года, должны были предстать перед судом в соответствии с этим законом. Однако судебные процессы не проводились, и вся деятельность, связанная с этим законом, прекратилась после убийства шейха Муджибура Рахмана в 1975 году.

Нет известных случаев уголовных расследований или судебных процессов за пределами Бангладеш. предполагаемые исполнители военных преступлений во время войны 1971 года. Первоначальные шаги были предприняты столичной полицией для расследования лиц, проживающих в Соединенном Королевстве, которые предположительно совершили военные преступления, согласно документальному фильму Channel 4, показанному в 1995 году. против этих лиц не было предъявлено никаких обвинений.

1991–2006

29 декабря 1991 года Гулам Азам, обвинявшийся в сотрудничестве с Пакистаном в 1971 году, стал председатель или Амир политической партии Джамаат-э-Ислами Бангладеш, что вызвало разногласия. Это побудило к созданию «Национального комитета сопротивления убийцам и пособникам 1971 года» по стопам предложения писателя и политического активиста Джаханара Имама. Был сформирован фиктивный народный суд, который 26 марта 1992 года признал Гулама Азама виновным в процессе, который подвергся широкой критике, и приговорил его к смертной казни.

20 сентября 2006 года в Федеральный суд Австралии было подано дело по предполагаемые преступления геноцида, военные преступления и преступления против человечности в 1971 году, совершенные вооруженными силами Пакистана и их пособниками. Компания Raymond Solaiman Associates, действующая от имени истца г-на Солаймана, опубликовала заявление для прессы, в котором, среди прочего, говорится:

Мы рады сообщить, что сегодня в Федеральный магистратский суд Австралии подано дело в соответствии с Законом о конвенциях о геноциде. 1949 г. и Закон о военных преступлениях. Это первый случай в истории, когда кто-то присутствует в суде по поводу [предполагаемых] преступлений геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности в 1971 году, совершенных вооруженными силами Пакистана и их пособниками. Номер судебного заседания - SYG 2672 от 2006 года. 25 октября 2006 года в Федеральном магистратском суде Австралии, Сидней, в реестре федерального магистрата Его Чести Николса, состоится слушание по указанию.

21 мая 2007 года по запросу Заявителю был предоставлен отпуск для прекращения рассмотрения его заявления, поданного 20 сентября 2006 года.

2007 – настоящее время

30 июля 2009 года министр юстиции и по делам парламента Бангладеш заявил, что ни один пакистанец не будет привлечен к суду в соответствии с Законом о международных преступлениях (трибуналы) от 1973 года. Это решение вызвало критику со стороны международных юристов, поскольку оно фактически дает неприкосновенность командующим пакистанской армией, которые, как правило, считаются ответственными за большинство преступления, которые были совершены в 1971 году.

Международный трибунал по преступлениям (ICT) - это трибунал по военным преступлениям в Бангладеш, созданный в 2009 году для расследования и преследования подозреваемых в геноциде, совершенном в 1971 году пакистанская армия и их местные сообщники, Разакарс, Аль-Бадр и Аль-Шамс во время Освободительной войны Бангладеш. Во время всеобщих выборов 2008 года Лига Авами (AL) пообещала судить военных преступников.

Правительство создало трибунал после того, как Лига Авами выиграла всеобщие выборы. в декабре 2008 г. с большинством более двух третей в парламенте. Комитет по установлению фактов о военных преступлениях, которому было поручено расследовать и найти доказательства, завершил свой отчет в 2008 году, идентифицировав 1600 подозреваемых. До создания ИКТ Программа развития ООН предлагала в 2009 году помощь в формировании трибунала. В 2009 году парламент внес поправки в закон 1973 года, который уполномочил такой трибунал обновлять его.

На протяжении многих лет десятки тысяч демонстрантов, в основном молодых, включая женщин, призывали к смертной казни для лиц, осужденных за военные преступления.. Ненасильственные протесты в поддержку этой позиции произошли и в других городах, поскольку страна внимательно следит за судебными процессами. Первые обвинительные заключения были предъявлены в 2010 году.

К 2012 году девять лидеров Джамаат-и-Ислами, крупнейшей исламистской партии в стране, и двое из Национальной партии Бангладеш были обвиняется как подозреваемый в военных преступлениях. Первыми предстали перед судом трое лидеров джамаата; каждый был осужден по нескольким обвинениям в военных преступлениях. Первым осужденным был Абул Калам Азад, заочно, так как он покинул страну; он был приговорен к смертной казни в январе 2013 года.

Протест Шахбага 2013 года с требованием смертной казни для военных преступников войны 1971 года.

Хотя правозащитные группы и различные политические образования первоначально поддерживали создание трибунала, с тех пор они критиковали его по вопросам справедливости и прозрачности, а также сообщали о преследовании адвокатов и свидетелей, представляющих обвиняемых. Сторонники «Джамаат-и-Ислами» и их студенческое крыло Ислами Чхатра Шибир объявили 4 декабря 2012 года всеобщую забастовку в знак протеста против трибунала, разразившегося по всей стране. Они потребовали окончательно упразднить трибунал и немедленно освободить их лидеров.

Одним из самых громких приговоров был приговор Абдулу Куадеру Молле, помощнику генерального секретаря Джамаата, который был осужден в В феврале 2013 г. приговорен к пожизненному заключению, кульминацией которого стали массовые протесты Шахбаг. Правительство, хотя поначалу сопротивлялось, в конце концов обжаловало приговор в Верховном суде, который вынес смертный приговор. Абдул Куадер Молла был впоследствии казнен в четверг, 12 декабря 2013 года, на фоне разногласий по поводу легитимности слушаний военного трибунала, вызвавшего широкую критику со стороны таких стран, как США, Великобритания и Турция, а также ООН. Последовал период волнений. Однако было установлено, что большинство населения поддерживает казнь.

Салахуддин Куадер Чоудхури и Али Ахсан Мохаммад Муджахид, осужденные за геноцид и изнасилование, были повешены в Центральная тюрьма Дакки, 22 ноября 2015 г., около 12:45.

В последнее время завершена работа над проектом Закона о цифровой безопасности 2016 г., который передан на утверждение кабинета министров. В законе предлагается объявить любую пропаганду против Освободительной войны доступной для понимания и недопустимой.

Взгляды в Пакистане

Комиссия Хамудура Рахмана, созданная правительством Пакистана после войны отмечены различные зверства, совершенные пакистанскими вооруженными силами, в том числе широкомасштабные поджоги и убийства в сельской местности, убийства интеллектуалов и профессионалов, убийства бенгальских военных офицеров и солдат под предлогом мятежа, убийства бенгальских гражданских чиновников, бизнесменов и промышленников, изнасилования многочисленные бенгальские женщины как преднамеренный акт мести, возмездия и пыток, умышленное убийство представителей бенгальского индуистского меньшинства и создание массовых захоронений. Комиссия Хамудура Рахмана писала, что «неизбирательные убийства и грабежи могут послужить только делу врагов Пакистана. В результате жестокости мы потеряли поддержку молчаливого большинства населения Восточного Пакистана.... Кантонмент Комилла Резня (27/28 марта 1971 г.) по приказу командующего 53-го полевого полка генерал-лейтенанта Якуба Малика, в которой 17 бенгальских офицеров и 915 человек были убиты одним движением пальца офицера. Например". Отчет и выводы комиссии скрывались пакистанским правительством более 30 лет, но в 2000 году просочились в индийские и пакистанские СМИ. Однако скромное число погибших, составившее 26 000, было раскритиковано как попытка обелить войну.

Несколько бывших офицеров западно-пакистанской армии, которые служили в Бангладеш во время войны 1971 года, признали, что их войска совершили широкомасштабные зверства.

Правительство Пакистана продолжает отрицать, что геноцид в Бангладеш 1971 года имел место при Пакистанское правление Бангладеш (Восточный Пакистан ) во время Освободительной войны Бангладеш в 1971 году. Обычно они обвиняют пакистанских репортеров (таких как Энтони Маскареньяс ), которые сообщили о геноциде "вражеских агентов". По словам Дональда В. Бичлера, профессора политологии в колледже Итака :

, правительство Пакистана прямо отрицало факт геноцида. Отказавшись охарактеризовать массовые убийства как геноцид или осудить и ограничить пакистанское правительство, правительства США и Китая дали понять, что не считают это так.

Точно так же после протестов 2013 года в Шахбаге. против военных преступников, которые были замешаны в геноциде, - писал английский журналист Филип Хеншер.

О геноциде на Западе все еще мало известно. Более того, это является предметом шокирующей степени отрицания среди сторонников полемики и манипулятивных историков.

В Делийском соглашении 1974 года Бангладеш призвал Пакистан привлечь к ответственности 195 военных за военные преступления, преступления против человечности и геноцид согласно соответствующим положениям международного права. Пакистан ответил, что «глубоко сожалеет о любых преступлениях, которые могли быть совершены». Он не смог привлечь виновных к ответственности на своей территории, как того требует Бангладеш. Позицию Пакистана подтвердил Зульфикар Али Бхутто в 1974 году, когда он просто выразил «сожаление» за 1971 год, и бывший президент Пакистана Первез Мушарраф в 2002 году, когда он выразил сожаление по поводу «эксцессы», совершенные в 1971 году. К 2015 году многие из этих 195 офицеров скончались.

Международный трибунал по преступлениям, созданный Бангладеш в 2009 году для судебного преследования выживших пособников пропакистанских Ополченцы в 1971 году были предметом резкой критики в политических и военных кругах Пакистана. 30 ноября 2015 года правительство премьер-министра Наваза Шарифа отошло от прежних позиций и заявило, что оно отрицает какую-либо роль Пакистана в зверствах в Бангладеш. В заявлении министерства иностранных дел Пакистана после вызова исполняющего обязанности Верховного комиссара Бангладеш говорится, что «Пакистан также отверг инсинуацию соучастия в совершении преступлений или военных злодеяний. Ничто не может быть дальше от истины». Это заявление обозначило растущую тенденцию отрицания геноцида в Пакистане, которая набрала обороты после того, как скандальный индийский ученый Сармила Бос обвинила мукти Бахини в военных преступлениях. Бозе заявил, что в Бангладеш все шире отрицаются военные преступления, совершенные бенгальцами против бихарцев.

Многие в гражданском обществе Пакистана призывают к безоговорочным извинениям перед Бангладеш и признанию геноцид, в том числе известный журналист Хамид Мир, правозащитница Асма Джахангир, бывший начальник ВВС Пакистана Асгар Хан, культурный активист Салима Хашми, и оборонный аналитик Мухаммед Али Эхсан. Асма Джахангир призвала провести независимое расследование Организации Объединенных Наций для расследования злодеяний. Джахангир также описал нежелание Пакистана признать геноцид в результате доминирующего влияния пакистанской армии на внешнюю политику. Она говорила о необходимости положить конец геноциду 1971 года. Пакистанский историк Якуб Хан Бангаш описал действия пакистанской армии во время Освободительной войны Бангладеш как «буйство».

Документальные фильмы и фильмы

См. Также

Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-07-16 05:57:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте