Rail 2000 (немецкий : Bahn 2000; французский : Rail 2000, итальянский : Ferrovia 2000) - крупномасштабный проект Швейцарских федеральных железных дорог (SFR), созданных в 1987 году для улучшить качество швейцарской железнодорожной сети. Он включает меры по ускорению ряда существующих подключений и модернизации подвижного состава. Решение федерального правительства о поддержке проекта в 1986 году было одобрено на референдуме в 1987 году. В 2004 году была завершена первая фаза, включающая около 130 проектов с бюджетом около швейцарских франков 5,9 миллиардов..
После нескольких лет значительных инвестиций в дороги в послевоенные годы доля железных дорог в общем пассажирском рынке Швейцарии к концу года значительно сократилась. 1960-х годов. В это время SFR решила, что изменения необходимы для увеличения патронажа железных дорог. Было запущено больше поездов, чтобы увеличить частоту; это привело к увеличению числа пассажиров на 75% в период с 1971 по 1983 год на маршруте Берн – Цюрих. В 1970-х годах правительство Швейцарии и SFR решили продолжить совершенствование железнодорожных перевозок. В 1972 году SFR ввел расписание регулярных интервалов (нем.: Taktfahrplan). Согласно этому расписанию поезда прибывают и отправляются с каждой станции в одну и ту же минуту каждого часа. Службы в Zürich HB были реорганизованы таким образом, что поезда прибывали на каждую линию раньше часа или получаса и уходили через час или полчаса, что упростило переход на поезда на других линиях. Это потребовало предоставления дополнительных платформ, чтобы каждый поезд мог прибыть на станцию одновременно. Проект Rail 2000 был нацелен на расширение расписания регулярных интервалов.
В конце 1960-х годов SFR разработала предложение по новой магистрали восток-запад (нем. Haupttransversale, NHT). Это было рассмотрено Швейцарской транспортной комиссией (нем. Schweizerischen Gesamtverkehrskommission, GVK). В 1977 году, после почти шести лет работы, ГВК представило отчет на 400 страницах, в котором рекомендовалось строительство новой железной дороги между Женевой и Боденским озером и между Базелем и Олтеном. На этих маршрутах в общей сложности 120 километров новой линии позволят поездам работать со скоростью до 200 километров в час, аналогично французским TGV.
Комитет федерального правительства поддержал предложение SFR, но посчитал, что инвестиции должны быть первоначально сосредоточены на участках маршрута между Базелем, Олтеном и Берном. Напротив, кантон Золотурн жаловался, что новая линия принесет пользу только крупным центрам и что сельские районы окажутся в невыгодном положении. Был создан комитет действий, чтобы выступить против этого на референдуме. Однако в этом не было необходимости, поскольку Федеральный совет счел проект «слишком узким» и слишком сфокусированным на поперечной линии Восток-Запад и ее фидерных линиях, и слишком мало сделано для улучшения швейцарской железнодорожной системы. в целом. В середине 1984 года Генеральное управление СФР создало группу экспертов под названием «Rail 2000» с миссией разработать новую концепцию, которая не только улучшила бы главные оси, но и разработала бы всю швейцарскую железнодорожную сеть в среднесрочной и долгосрочной перспективе. срок.
27 марта 1985 года SFR представила транспортному департаменту проект нового проекта. Это вызвало положительную реакцию со стороны политических партий и ассоциаций; Neue Zürcher Zeitung назвал эту концепцию привлекательной, гибкой и эволюционной. Цель концепции заключалась в том, чтобы соединить основные узловые станции менее чем за час (в частности, Цюрих, Берн и Лозанна), чтобы поезда могли прибывать до часа или получаса и снова отправляться вскоре после этого. Таким образом, поезда должны были ехать настолько быстро, насколько это необходимо для достижения этой цели, а не настолько быстро, насколько это возможно.
Федеральный парламент проголосовал за утверждение Rail 2000 в мае 1986 года. Он выделил 5,4 миллиарда швейцарских франков на Mattstetten. –Ротристская новая линия между Ольтеном и Берном и для соединения около Херцогенбухзее с Золотурном. Оппозиция формировалась в регионах, где будет построена новая линия. Оппозиция была направлена не против проекта железной дороги, а против маршрута новой линии и потери пашни. Тем не менее, все основные партии поддержали проект на референдуме в 1987 году, и он получил большинство в 57,0%.
К 1991 году стало ясно, что затраты были сильно недооценены. Полная реализация проекта, запланированная в 1985 году, теперь оценивалась в 16 миллиардов швейцарских франков (в ценах 1991 года). В 1992 году Федеральный совет постановил внести в проект изменения и постановку, при этом стоимость первого этапа установлена на уровне не более 7,4 миллиарда швейцарских франков. Этот пересмотр имел следующие последствия:
Дальнейшей модификацией проекта стало решение построить новую двухколейную линию в туннеле от Цюриха до Тальвиля (Базовый туннель Циммерберга Этап 1) instea d расширения существующей линии с двух до четырех линий, что позволит увеличить пропускную способность городской железной дороги Цюрих и поездов дальнего следования, соединяющих Люцерн и Готард..
Этот проект был переименован в Rail 2000, этап 1 и был завершен 12 декабря 2004 года. Его окончательная стоимость составила 5,9 миллиарда швейцарских франков (цены 1994 года), что меньше оценки 1992 года для измененного проекта.
В ходе реализации Rail 2000 подпроекты вводились в эксплуатацию каждые 2 года, начиная с 1997 года. Однако самым большим улучшением, вводом в эксплуатацию новой линии, не было. завершено до 12 декабря 2004 г. Дополнительные улучшения включали:
В связи с задержкой внедрения новой системы управления поездом ETCS, Новые и модернизированные участки линии изначально имели обычную сигнализацию с максимальной скоростью всего 160 км / ч. Таким образом, поездка на центральном участке между Цюрихом и Берном была сокращена всего на 11 минут вместо запланированных 13 минут. С марта 2007 года вся новая линия работала с ETCS, что позволило увеличить максимальную скорость до 200 км / ч с декабря 2007 года. В результате сокращение времени в пути позволило стабилизировать регулярный интервальный график, поскольку теперь он может справляться с некоторыми задержки.
В рамках Rail 2000, чтобы ввести языковой нейтралитет, бывшие региональные местные поезда (нем. Regionalzüge) были переименованы в Regio (сокр. R), а региональные скоростные поезда (нем.: Schnellzüge; Французский : train direct; итальянский : treno diretto) были переименованы в RegioExpress (сокр. RE) или InterRegio (сокр. IR).
Rail 2000 включали следующие подпроекты:
Ядром Rail 2000 была новая линия длиной 37 км от Маттштеттена до Ротриста между Берном и Олтеном, которая была открыта в декабре 2004 г. Это позволило сократить время в пути:
Другие проекты включали:
Параллельно с проектами Rail 2000, проект NRLA модернизирует две магистрали. для железнодорожных линий через Швейцарские Альпы : Готардская железная дорога (включая новый Готардский базовый туннель и Базовый туннель Ченери ) и Линия Лёчберга (включая новый Базовый туннель Лёчберг ). Обновление Готарда сократит путь между немецкоязычной Швейцарией и Тичино на час. Базовый туннель Lötschberg был открыт в 2007 году, по нему можно было добраться из Цюриха в кантон Вале менее чем за два часа; он сократил путь между Берном и Бригом и Италией примерно на четверть часа.
Федеральное управление транспорта (FOT) в настоящее время рассматривает различные потребности кантонов и железных дорог для второго этапа Rail 2000. Это рассматривается вместе с общим анализом федерального правительства финансирования текущих проектов общественного транспорта, включая AlpTransit, высокоскоростное сообщение с Францией и Германией и линия между городами Женевы. 2-й этап Rail 2000 также называется «Дальнейшее развитие железнодорожных проектов» (нем. Zukünftige Entwicklung der Bahnprojekte, ZEB). Предполагается, что этот этап будет завершен к 2030 году.
Швейцарские федеральные железные дороги изложили свои идеи в отношении 2-го этапа на пресс-конференции в апреле 2006 года с FOT. В принципе, он предпочитал небольшие расширения большим туннельным проектам. В нем подчеркивается ускорение движения восток-запад и включение Лозанны, Биля, Интерлакена и Св. Галлен в качестве узлов для регулярного расписания в дополнение к Цюриху и Берну. Планируются следующие расширения:
В рамках этапа 2 время в пути из Цюриха в Санкт-Галлен и Биль будет сокращено до менее часа, как и время в пути из Берна в Лозанну. Эти проекты, согласно SFR, обойдутся примерно в 1,5 миллиарда швейцарских франков. Рассматриваются варианты продления.
SFR выступала за то, чтобы не строить несколько проектов, которые изначально предлагались для первой фазы Rail 2000, но были отложены после сокращения:
Согласно SFR, BLS также определила свое желание es. Он предусматривает: