Рахиль, жена рабби Акивы

редактировать
Рахиль, жена рабби Акивы
רחל אשת רבי עקיבא
Racel-akiva005.jpg Гробница Рахили в Тверии
МогильникТверия, Израиль
Эра1 век н.э.
Супруг (и)Рабби Акива
Дети3
Родитель (и)
  • Бен Калба Савуа (отец)

Рахель, жена рабби Акивы (иврит : רחל אשת רבי עקיבא), еврейская жительница конца I века н.э. <152 г.>Иудея, которая упоминается в Талмуде и Аггаде как образец еврейской жены, которая поощряет своего мужа к изучению Торы и готова приносить личные жертвы для достижения этой цели. Она была женой Танны раввина Акивы, который стал одним из величайших знатоков Торы в еврейской истории. Рэйчел сыграла значительную роль в поощрении Акивы к изучению Торы, поскольку он был необразованным, когда они поженились. Ее отец, богатый бен Кальба Савуа, отрекся от нее из-за ее выбора мужа, и пара жила в ужасной бедности. С благословения Рэйчел Акива уехал учиться в академию Торы на 24 года. Он вернулся домой известным ученым в сопровождении 24 000 учеников. Когда Рахиль вышла в рваной одежде, чтобы поприветствовать его, его ученики попытались оттолкнуть ее. Акива сказал им: «Оставьте ее. Что мое, а что ваше, то и принадлежит ей». Увидев стипендию своего зятя о Торе, бен Калба Савуа примирился с ним и отдал ему половину своего состояния. Позже Акива изготовил для Рахили особую золотую диадему, изображающую город Иерусалим. Могила Рахили в Тверии - это место паломничества мужчин и женщин.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Источники
  • 3 Имя
  • 4 Ранняя жизнь и брак
    • 4.1 Мидраш ХаГадол
  • 5 Двадцать четыре года разлуки
  • 6 Дети
  • 7 Могила Рахили
  • 8 В популярной культуре
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Источники
  • 10 Внешние ссылки
Предпосылки

В раввинской литературе женщины освобождены от изучения Торы. Талмуд утверждает, что женщины получают заслуги в изучении Торы, поощряя своих мужей и сыновей идти учиться:

Рав сказал рабби Хийе: Как женщины получают эту заслугу [изучения Торы]? Заставляя своих сыновей ходить в синагогу учиться, а своих мужей - в бейт-мидраш, чтобы изучать учения раввинов, и ожидая их мужей, пока они не вернутся из бейт-мидраша (Берахот 17а).

Рэйчел считается ярким примером жены, которая побуждает своего мужа заниматься изучением Торы и готова пойти на личные жертвы для достижения этой цели.

Источники

История брака Рэйчел с Акивой и их последующей жизни встречается в трех классических источниках. Это:

Имя

Имя Рахили не встречается в Талмуде, где она упоминается как дочь бена (сына) Калбы Савуа. Ее имя можно найти в агадическом труде Авот рабби Натана. Илан постулирует, что последний труд, возможно, получил свое имя из двух талмудических пословиц, напечатанных в конце истории Рэйчел и Акивы в Кетубот 63а. После этой истории Талмуд утверждает: «Дочь Акивы поступила так же с Беном Аззаем». Это относится к дочери Акивы и Рахили, которая была замужем за Танной Бен Аззаи. Затем Талмуд записывает эти пословицы:

רחילא בתר רחילא אזלא - Овца следует за овцой.
כעובדי אמה כך ובדי ברתא - Дочь любила свою мать.

Арамейское слово «овца» - это Рахель, что может намекать на имена матери и дочери.

Боярин предположил, что Рэйчел - это логичное имя для жены Акивы, как она сказала перед тем, как вышла, чтобы поприветствовать его. после его 24-летнего отсутствия «Праведник знает душу своего животного». Акива был «пастырем», а Рахиль - его «овцой».

Ранние годы и брак

Рахиль была дочерью бен Кальбы Савуа, одного из трех самых богатых людей, живущих в Иерусалиме. до разрушения Второго Храма. калба савуа буквально означает «пресыщенная собака»; это была дань его щедрости для любого, кто подходил к его порогу голодным, как собака, оставшаяся с полным животом. Его единственный ребенок, Рэйчел, была скромной, образованной молодой женщиной, которую мог бы выбрать любой молодой богатый знаток Торы. Однако она обратила внимание на Акиву, одного из пастырей ее отца, который был необразованным. Заметив его скромность и прекрасные черты характера, она спросила его, согласится ли он заниматься изучением Торы, если она выйдет за него замуж. Он согласился, и они были тайно обручены. Согласно рассказу в Недарим 50а, они поженились тайно.

Согласно Авот рабби Натана, Рахиль была второй женой Акивы. Его первая жена умерла, оставив сына, который сопровождал его, когда он только начал учиться читать.

Когда отец Рэйчел узнал, что она помолвлена ​​с необразованным мужчиной, он пришел в ярость. Он выгнал ее из своего дома и поклялся, что она ничего от него не получит.

Рэйчел и Акива поженились зимой и жили в ужасной бедности. Они поселились в сарае и спали на соломе; Акива выдернул соломинку из волос жены. Акива пообещал своей жене: «Если бы у меня были средства, я бы сделал для вас« Золотой Иерусалим »[золотое украшение для волос, изображающее город Иерусалим]». Далее Талмуд заявляет, что Илия пророк явился к их дверям в виде нищего и попросил у них соломинку, чтобы его жена чувствовала себя комфортно после родов. Когда Акива и его жена увидели, что есть люди даже беднее их, Рахиль сказала ему: «Иди и стань ученым».

Мидраш ха-Гадол

Мидраш ха-Гадол рассказывает историю, показывающую, как Рахиль набралась храбрости своего мужа, чтобы изучать Тору, поскольку он был все еще неграмотным в возрасте 40 лет и над ним смеялись маленькие дети в хедере, когда он прибыл, чтобы начать изучение алеф-бет. Рэйчел пошла на необычный шаг: намазала землю (или горшочки с землей) на спину их осла, засеяла и поливала каждый день. Когда семена проросли и выросли в растения, она попросила Акиву отвести осла на рынок, чтобы он мог вернуть немного муки. На рыночной площади все указывали на нелепый сад, растущий на спине осла, смеялись и насмехались над Акивой. Акива вернулся домой совершенно униженный. На следующий день Рэйчел попросила его отвести осла на рынок, чтобы купить чечевицу, и сцена повторилась. Каждый день Рэйчел приходила новая просьба сделать покупки на рынке, и каждый день Акива был объектом смеха и насмешек, хотя со временем оскорбления уменьшались. Когда наступила зима, люди так привыкли видеть Акиву и его осла, что даже не думали о них. Акива понял намек и вернулся в хедер. «Это хорошо», - сказала Рэйчел. «Если ты смущен, ты никогда не научишься».

Двадцать четыре года разлуки

Получив базовое образование, Акива покинул свой дом, чтобы изучать Тору в академии под Раввин Элиэзер и раввин Иегошуа. Рэйчел переехала к матери Акивы и работала, чтобы прокормить себя и своего мужа; она послала половину своей зарплаты Акиве. Когда она узнала, что он не может позволить себе масло для лампы для изучения ночью, она продала свои волосы на рынке. Двенадцать лет спустя Акива вернулся из академии в сопровождении 12000 учеников. Войдя в их город, он услышал, как старик упрекает свою жену: «Как долго ты будешь как вдова (ожидая его)?» и ее ответ: «Если бы он послушал меня, он бы провел [в изучении Торы] еще двенадцать лет». Акива воспринял это как ее согласие на продолжение обучения и, не приветствуя жену, вернулся в академию еще на 12 лет.

Двадцать четыре года спустя Акива вернулся домой в сопровождении 24 000 учеников. Соседи посоветовали ей надеть красивую одежду, чтобы поприветствовать его, но она вышла в своей рваной одежде и упала к его ногам. Ученики Акивы были потрясены и хотели оттолкнуть ее, но Акива сказал: «Оставь ее. Что мое, а что твое, то принадлежит ей». Значение: «Моя Тора и твоя Тора пришли к нам только благодаря ее заслугам».

Услышав, что в город приехал великий человек, Бен Калба Саву'а также вышел ему навстречу, надеясь, что он поможет ему. аннулировать клятву отречься от дочери и ее мужа. Акива спросил его: «Ты бы дал клятву, если бы знал, что он станет великим ученым?» Бен Калба Саву'а ответил: «Если бы я знал, что он выучит хотя бы одну главу или одну единственную галаху, [я бы не дал клятву]». Акива сказал ему: «Я тот человек». Бен Калба Савуа упал к ногам Акивы и отдал ему половину своего состояния.

Талмуд утверждает, что Акива стал невероятно богатым благодаря своему тестю и пяти другим источникам. Он выполнил обещание, данное Рахиль, когда они были бедны, и сделал для нее особую диадему, названную «Золотой Иерусалим», на которой был изображен город Иерусалим. Согласно Иерусалимскому Талмуду, жена раббана Гамлиэля завидовала диадеме Рахили и жаловалась своему мужу. Он ответил: «Сделали бы вы для меня то, что сделала для него жена рабби Акивы? Жена рабби Акивы продала косы своих волос, чтобы он мог изучать Тору, и она заработала это украшение».

Дети

У Рахили и Акивы было две дочери и один сын. Одна из их дочерей была замужем за Беном Аззаи, 2-м веком Танна.

Могила Рахили
Охель над могилой Рахили, жены рабби Акивы, в Тверия

Дата смерти Рахили неизвестна. Ее Йом Хиллула (ежегодное поминовение смерти) было произвольно назначено на третий день Пасхи.

Гробница Рахили находится в Тверии, недалеко от гробница раввина Меира Баал Ханеса, одного из учеников Акивы. Могила Акивы находится в том же городе в другом месте. Гробница прямоугольной формы долгие годы находилась в заброшенном состоянии, пока рабби Рафаэль Коэн, инспектор кашрута Тибераса , не «заново открыл» ее в 1993 году на заброшенном мусульманском кладбище и не убедил лондонского донора отремонтировать ее. Мусульманские религиозные лидеры утверждали, что изначально это место было святыней леди Сакины (ум. 745 в Медине ), родственницы Мухаммеда. Однако расположение двенадцати окон в охеле (сооружении над гробницей) - типично еврейском архитектурном элементе, символизирующем двенадцать колен - указывает на то, что оно было первоначально построено евреями, а затем использовалось Мусульмане. Мусульманские власти подняли вопрос о присвоении гробницы в Кнессете, но не возбудили судебное дело, так что «смена личности теперь является фактом». В рамках ремонта вокруг могилы Рахили были созданы отдельные пространства для мужчин и женщин, которые приходят помолиться и зажечь свечи. Вода в бутылках из «колодца Рахили», амулеты и сувениры продаются на этом месте.

Гробница Рахили стала святыней для паломников как мужчин, так и женщин. Левин отмечает, что Рахиль является «символом святой женственности для традиционного иудаизма», поскольку ее «мученичество заключалось в том, что он ждал его в бедности и целомудрии в течение двадцати четырех лет, пока он учился в ешиве». Смит предполагает, что темы «самопожертвования» и «молчаливого страдания» в жизни Рэйчел приносят «утешение» женщинам-паломницам, которые могут лучше общаться со святыми женщинами, чем со святыми мужчинами.

В популярном мире культура

В 2008 году в Израиле была выпущена почтовая марка «Золотой Иерусалим» , на которой Рахиль носит диадему и перепечатывает слова Акивы из Талмуда, обещая купить ее для нее.

Ссылки

Источники

Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, относящиеся к Гробнице Рахили в Тверии.
Последняя правка сделана 2021-06-03 05:34:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте