Сайид Мохаммад Хатами | |
---|---|
محمد خاتمی | |
![]() | |
5-й президент Ирана | |
В офисе 3 августа 1997 г. - 3 августа 2005 г. | |
Верховный лидер | Али Хаменеи |
Первый вице-президент | Хасан Хабиби Мохаммад Реза Ареф |
Предшествует | Акбар Хашеми Рафсанджани |
Преемник | Махмуд Ахмадинежад |
Министр культуры и исламской ориентации | |
Занимал должность 9 ноября 1982 г. - 24 мая 1992 г. | |
Президент | Али Хаменеи Акбар Хашеми Рафсанджани |
премьер-министр | Мир-Хоссейн Мусави |
Предшествует | Мир-Хоссейн Мусави (исполняющий обязанности) |
Преемник | Али Лариджани |
Член парламента Ирана | |
В офисе 28 мая 1980 г. - 24 августа 1982 г. | |
Предшествует | Манучехр Язди |
Преемник | Мохаммад Хоссейнинеджад |
Округ | Язд, Ардаканский район |
Большинство | 40 112 (82,1%) |
Личная информация | |
Родился | Сейед Мохаммад Хатами ( 1943-10-14)14 октября 1943 г. (78 лет) Ардакан, провинция Йезд, Императорское государство Иран |
Национальность | Иранский |
Политическая партия | Ассоциация боевых клериков |
Супруг (а) | Зохре Садеги (м. 1974) |
Дети | 3, включая Эмада |
Родители | Рухолла Хатами (отец) Сакине Зиаи (мать) |
Родственники | Мохаммад-Реза Хатами (брат) Али Хатами (брат) Мохаммад Реза Табеш (племянник) |
Альма-матер | Университет Исфахана Тегеранский университет |
Подпись | ![]() |
Веб-сайт | Официальный веб-сайт |
Военная служба | |
Верность | Иран |
Филиал / служба | Иранская Императорская Армия |
Годы службы | 1969–1971 |
Классифицировать | Младший лейтенант ; Финансовый специалист |
Ед. изм | Тегеранский регион 3 |
Сайид Мохаммад Хатами ( персидский : سید محمد خاتمی, произносится [sejˈjed mohæmˈmæde xɒːtæˈmiː] ( слушайте ) ; родился 14 октября 1943 года) - иранский политик, который занимал пост пятого президента Ирана с 3 августа 1997 года по 3 августа 2005 года. в качестве министра культуры Ирана с 1982 по 1992 год. Позже он критиковал правительство будущего президента Махмуда Ахмадинежада.
Малоизвестный на международном уровне до того, как стать президентом, Хатами привлек внимание во время своих первых выборов на пост президента, когда он получил почти 70% голосов. Хатами стоял на платформе либерализации и реформ. Во время своей кампании Хатами предложил идею диалога между цивилизациями как ответ на теорию Сэмюэля П. Хантингтона 1992 года о столкновении цивилизаций. Позже Организация Объединенных Наций провозгласила 2001 год Годом диалога между цивилизациями Организации Объединенных Наций по предложению Хатами. В течение двух президентских сроков Хатами выступал за свободу слова, терпимость и гражданское общество, конструктивные дипломатические отношения с другими государствами, в том числе в Азии и Европейском Союзе, а также за экономическую политику, поддерживающую свободный рынок и иностранные инвестиции.
8 февраля 2009 года Хатами объявил, что он будет баллотироваться на президентских выборах 2009 года, но 16 марта отказался от своей кандидатуры в пользу своего давнего друга и советника, бывшего премьер-министра Ирана Мир-Хосейна Мусави. По приказу прокурора Тегерана иранским СМИ запрещено публиковать фотографии Хатами или цитировать его слова из-за его поддержки побежденных кандидатов-реформистов на спорном переизбрании Махмуда Ахмадинежада в 2009 году.
Хатами родился 14 октября 1943 года в небольшом городке Ардакана, в провинции Йезд. Хатами носит титул Сайид, что означает, что он утверждает, что он имеет прямое отцовское происхождение от исламского пророка Мухаммеда. Он женился на Зохре Садеги, дочери профессора религиозного права и племяннице Мусы ас-Садра, в 1974 году (в возрасте 31 года). У пары есть две дочери и один сын: Лейла (1975 г.р.), Наргес (1980 г.р.) и Эмад (1988 г.р.).
Отец Хатами, аятолла Рухолла Хатами, был высокопоставленным священнослужителем и Хатибом (тем, кто произносил проповедь на пятничной молитве) в городе Йезд в первые годы иранской революции.
Брат Хатами, Мохаммад-Реза Хатами, был избран первым членом парламента Тегерана на шестой срок парламента, в течение которого он занимал пост заместителя спикера парламента. Он также несколько лет занимал пост генерального секретаря Исламского фронта участия Ирана (крупнейшей реформистской партии Ирана). Мохаммад Реза женат на Захре Эшраги, внучке Рухоллы Хомейни (основателя Исламской Республики Иран ), которая является феминисткой-правозащитницей.
Другой брат Хатами, Али Хатами, бизнесмен со степенью магистра в области промышленной инженерии из Политехнического университета в Бруклине, служил начальником президента штаба во время второго президентского срока Хатами в офисе, где он держал необычно низкий профиль.
Старшая сестра Хатами, Фатемех Хатами, была избрана первым представителем народа Ардакана (родного города Хатами) на выборах 1999 года в городской совет.
Мохаммад Хатами не связан с Ахмадом Хатами, жестким священнослужителем и временным лидером пятничной молитвы Тегерана.
Мохаммад Хатами получил степень бакалавра в западной философии в Исфахане университете, но покинул академию во время учебы для получения степени магистра в области педагогических наук в Тегеранском университете и отправился в Кум, чтобы завершить свои предыдущие исследования в исламских науках. Он проучился там семь лет и закончил курсы высшего уровня, иджтихад. После этого он ненадолго поселился в Германии, где с 1978 по 1980 год возглавлял Исламский центр в Гамбурге.
До того, как стать президентом, Хатами был представителем в парламенте с 1980 по 1982 год, руководителем Института Кайхана, министром культуры и исламской ориентации (1982–1986), а затем на второй срок с 1989 по 24 мая 1992 года (когда он ушел в отставку), глава Национальной библиотеки Ирана с 1992 по 1997 год и член Высшего совета культурной революции. Он является членом и председателем Центрального совета Ассоциации боевых священнослужителей. Помимо своего родного языка персидского, Хатами говорит на арабском, английском и немецком языках.
Следуя программе реформ, Хатами был избран президентом 23 мая 1997 года, что многие назвали выдающимися выборами. Явка избирателей составила почти 80%. Несмотря на ограниченное телевизионное эфирное время, большая часть которого досталась консервативному спикеру парламента и поддерживающему кандидата Али Акбар Натек-Нури, Хатами получил 70 процентов голосов. «Даже в Куме, центре богословской подготовки в Иране и оплоте консерваторов, 70% избирателей проголосовали за Хатами». Он был переизбран 8 июня 2001 г. на второй срок и ушел в отставку 3 августа 2005 г., отбыв максимум два срока подряд в соответствии с конституцией Исламской Республики.
Сторонников Хатами называют «коалицией странных соратников, включая традиционных левых... бизнес-лидеров, которые хотели, чтобы государство открыло экономику и допустило больше иностранных инвестиций», и «женщин и молодых избирателей».
День его избрания, 2 хордада 1376 года по иранскому календарю, считается датой начала «реформ» в Иране. Поэтому его последователи обычно известны как « 2-е участники движения Хордад ».
Хатами считается первым президентом-реформистом Ирана, поскольку в центре его кампании стояли верховенство закона, демократия и включение всех иранцев в процесс принятия политических решений. Однако его политика реформ привела к неоднократным столкновениям с жесткими и консервативными исламистами в иранском правительстве, которые контролируют могущественные правительственные организации, такие как Совет стражей, члены которого назначаются Верховным лидером. Хатами проиграл большинство этих столкновений, и к концу его президентства многие из его последователей разочаровались в нем.
В соответствии с политической системой Ирана Хатами на посту президента уступал верховному руководителю. Таким образом, Хатами не имел юридической власти над ключевыми государственными учреждениями, такими как вооруженные силы, полиция, армия, революционная гвардия, государственное радио и телевидение, а также тюрьмы. (См. Политика Ирана ).
Хатами представил в парламент так называемые «двойные законопроекты» во время своего пребывания у власти. Эти два законопроекта должны были внести небольшие, но ключевые изменения в национальные законы о выборах Ирана, а также дать четкое определение полномочий президента в отношении предотвращать нарушения конституции государственными учреждениями. Сам Хатами назвал «двойные законопроекты» ключом к прогрессу реформ в Иране. Законопроекты были одобрены парламентом, но в конечном итоге на них наложил вето Совет стражей.
Экономическая политика Хатами следовала за приверженностью предыдущего правительства к индустриализации. На макроэкономическом уровне Хатами продолжил либеральную политику, которую Рафсанджани начал в первом пятилетнем плане экономического развития штата (1990–1995). 10 апреля 2005 г. Хатами назвал в числе достижений своего правительства экономическое развитие, крупномасштабные операции частного сектора на экономической арене страны и 6-процентный экономический рост. Он выделил 5 миллиардов долларов частному сектору для развития экономики, добавив, что стоимость подписанных в этой связи контрактов достигла 10 миллиардов долларов.
Через год после своего первого срока на посту президента Ирана Хатами признал экономические проблемы Ирана, заявив, что экономика «хронически больна... и так будет и дальше, если не будет фундаментальной реструктуризации».
На протяжении большей части своего первого срока Хатами наблюдал за реализацией второго пятилетнего плана развития Ирана. 15 сентября 1999 г. Хатами представил Меджлису новый пятилетний план. План, рассчитанный на период с 2000 по 2004 год, призывал к экономической реконструкции в более широком контексте социального и политического развития. Конкретные экономические реформы включали «амбициозную программу приватизации нескольких основных отраслей... создание 750 000 новых рабочих мест в год, среднегодовой рост реального ВВП на шесть процентов за этот период, сокращение субсидий на основные товары... плюс широкий комплекс фискальных и структурных реформ ». Безработица оставалась серьезной проблемой, поскольку пятилетний план Хатами отставал в создании рабочих мест. Только 300 000 новых рабочих мест было создано в первый год действия плана, что намного меньше 750 000, предусмотренных планом. В отчете Всемирного банка по Ирану за 2004 год делается вывод о том, что «после 24 лет, отмеченных внутренними постреволюционными раздорами, международной изоляцией и глубокой экономической нестабильностью, Иран медленно выходит из длительного периода неопределенности и нестабильности».
На макроэкономическом уровне рост реального ВВП вырос с 2,4% в 1997 году до 5,9% в 2000 году. Безработица сократилась с 16,2% рабочей силы до менее 14%. Индекс потребительских цен упал до менее 13% с более чем 17%. Увеличились как государственные, так и частные инвестиции в энергетический сектор, строительную промышленность и другие секторы промышленной базы страны. Внешний долг страны был сокращен с 12,1 млрд долларов до 7,9 млрд долларов, что является самым низким уровнем с момента прекращения огня между Ираном и Ираком. После семилетнего перерыва Всемирный банк выделил 232 миллиона долларов на проекты в области здравоохранения и очистки сточных вод. Правительство впервые после массовой финансовой национализации 1979 года разрешило создание двух частных банков и одной частной страховой компании. ОЭСР снизила фактор риска для ведения бизнеса в Иране четырех из шести (по семибалльной шкале).
По собственным данным правительства, количество людей, живущих за чертой абсолютной бедности в 2001 году, составляло 15,5% от общей численности населения - по сравнению с 18% в 1997 году, а количество людей, живущих за чертой относительной бедности, составляло 25%, таким образом, около 40% населения были отнесены к категории бедных.. Частные оценки указывают на более высокие цифры.
Среди 155 стран в мировом обзоре 2001 г. Иран при Хатами занял 150-е место по степени открытости для мировой экономики. По шкале человеческого развития Организации Объединенных Наций Иран занял 90-е место из 162 стран, лишь немного лучше, чем его предыдущая позиция - 97 из 175 стран четырьмя годами ранее. Общий риск ведения бизнеса в Иране лишь незначительно улучшился с «D» до «C». Одна из его экономических стратегий была основана на поглощении иностранных и внутренних капитальных ресурсов для приватизации экономики. Поэтому в 2001 году организация приватизации создана. Кроме того, правительство поощряет людей покупать акции частных компаний, предоставляя стимулы. Также Ирану удалось убедить Всемирный банк одобрить ссуды стране на общую сумму 432 миллиарда долларов.
Во время президентства Хатами внешняя политика Ирана начала процесс перехода от конфронтации к примирению. В представлении Хатами о внешней политике не было « столкновения цивилизаций », он предпочитал « Диалог между цивилизациями ». Отношения с США оставались омраченными взаимными подозрениями и недоверием, но в течение двух сроков правления Хатами Тегеран все активнее прилагал усилия, чтобы играть большую роль в регионе Персидского залива и за его пределами.
В качестве президента Хатами встречался со многими влиятельными фигурами, включая Папу Иоанна Павла II, Коитиро Мацуура, Жака Ширака, Йоханнеса Рау, Владимира Путина, Абдулазиза Бутефлика, Махатхира Мохамада и Уго Чавеса. В 2003 году Хатами отказался встретиться с воинствующим иракским священнослужителем Муктадой ас-Садром. Однако Хатами присутствовал на похоронах Хафеза аль-Асада в 2000 году и сказал новому президенту Сирии Башару аль-Асаду, что «иранское правительство и народ поддержат его».
8 августа 1998 года талибы уничтожили 4000 шиитов в городе Мазари-Шариф, Афганистан. Он также напал и убил 11 иранских дипломатов, среди которых был иранский журналист. Остальные дипломаты взяты в заложники. Аятолла Хаменеи приказал собрать войска возле границы с Ираном и Афганистаном, чтобы войти в Афганистан и сражаться с талибами. Свыше 70 тысяч иранских военнослужащих были размещены вдоль границ Афганистана. Хатами остановил вторжение и обратился за помощью к ООН. Вскоре он был переведен на переговоры. Позже Иран вступил в переговоры с талибами, дипломатов отпустили. Хатами и его советники сумели помешать Ирану вступить в войну с талибами.
После землетрясения 2003 года в Баме иранское правительство отклонило предложение Израиля о помощи. С 8 апреля 2005 года Хатами сидел у иранского происхождения президента Израиля Моше Кацава во время похорон в Папы Иоанна Павла II из - алфавитном порядке. Позже Кацав пожал руку и поговорил с Хатами. Сам Кацав по происхождению иранский еврей, из части Ирана, расположенной недалеко от дома Хатами; он заявил, что они говорили о своей родной провинции. Это сделало бы этот инцидент первым официальным политическим контактом между Ираном и Израилем после разрыва дипломатических отношений в 1979 году.
Однако после того, как он вернулся в Иран, Хатами подвергся резкой критике со стороны консерваторов за то, что он «признал» Израиль в разговоре с его президентом. Впоследствии государственные СМИ страны сообщили, что Хатами категорически отрицал рукопожатие и беседу с Кацавом. В 2003 году Иран обратился к Соединенным Штатам с предложениями по переговорам по всем нерешенным вопросам, включая ядерную проблему и урегулирование двух государств для Израиля и палестинцев.
С 1995 по 2005 год администрация Хатами успешно снизила скорость падения иранского риала, улучшив даже рекорд Мусави. Тем не менее, курс валюты продолжал падать с 2 046 до 9 005 за доллар США во время его президентского срока.
В феврале 2004 года выборы парламента, то Совет стражей запретил тысячи кандидатов, в том числе большинство реформистских членов парламента и всех кандидатов от исламского Ирана Участие фронта партии от бега. Это привело к тому, что консерваторы получили не менее 70% мест. В выборах приняли участие около 60% имеющего право голоса населения.
Хатами напомнил, что он категорически против проведения выборов, которые его правительство считало несправедливыми и несвободными. Он также рассказал историю своего визита к верховному лидеру Хаменеи вместе с пресс-секретарем парламента (считающимся главой законодательного органа) и список условий, которые они передали ему перед проведением выборов. Список, по его словам, затем был передан Совету стражей, юридическому надзору и главному препятствию для проведения свободных и конкурентных выборов в последние годы. Члены Совета стражей назначаются непосредственно Верховным лидером и считаются исполняющими его волю. «Но, - сказал Хатами, - Совет стражей не сдержал ни слова Верховного лидера, ни своего слова [...], и мы столкнулись с ситуацией, когда нам пришлось выбирать между проведением выборов или риском огромных беспорядков [...] ] и таким образом нанести ущерб режиму ». В этот момент протестующие студенты неоднократно скандировали лозунг «Джаннати - враг нации», имея в виду председателя Совета стражей. Хатами ответил: «Если вы представитель нации, то мы враг нации». Однако после разъяснения студентов, заявивших, что «Джаннати, а не Хатами», он воспользовался возможностью заявить о высокой степени свободы в Иране.
Когда 30 января Совет стражей объявил окончательный список кандидатов, 125 членов парламента-реформистов заявили, что они бойкотируют выборы и уйдут со своих мест, а министр внутренних дел-реформистов заявил, что выборы не состоятся в назначенную дату, 20 февраля.. Однако затем Хатами объявил, что выборы будут проведены вовремя, и отклонил отставку министров своего кабинета и губернаторов провинций. Эти действия проложили путь к проведению выборов и сигнализировали о расколе между радикальным и умеренным крылом реформистского движения.
Следуя более ранним работам философа Дариуша Шайегана, в начале 1997 года во время своей президентской кампании Хатами представил теорию диалога между цивилизациями как ответ на теорию Сэмюэля П. Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Он представил эту концепцию в Организации Объединенных Наций в 1998 году.
Вследствие этого 4 ноября 1998 года ООН приняла резолюцию, провозгласившую 2001 год Годом диалога между цивилизациями Организации Объединенных Наций, согласно предложению Хатами. Призывая к морализации политики, Хатами утверждал, что «политический перевод диалога между цивилизациями будет заключаться в утверждении, что культура, мораль и искусство должны преобладать над политикой». Призыв президента Хатами к диалогу между цивилизациями вызвал опубликованный ответ американского автора Энтони Дж. Денниса, который был автором, автором и редактором исторической и беспрецедентной коллекции писем, затрагивающих все аспекты западного ислама и США. Иранские отношения под названием « Письма к Хатами: ответ на призыв президента Ирана к диалогу между цивилизациями», который был опубликован в США издательством Wyndham Hall Press в июле 2001 года. На сегодняшний день эта книга является единственным опубликованным ответом, который Хатами когда-либо получал с Запада..
Хатами считает, что современный мир, в котором мы живем, таков, что иранская молодежь сталкивается с новыми идеями и восприимчива к иностранным привычкам. Он также считает, что ограничение молодежи ведет к ее отделению от режима и призывает их в сатанинские культуры. Он предсказал, что, что еще хуже, молодежь узнает и примет культуру MTV. Этот факт приводит к секуляризации.
Что касается исламских ценностей, Мохаммад Хатами призвал кинематографистов расширить такие понятия, как самопожертвование, мученичество и революционное терпение. Мы могли видеть такое понятие в фильмах, в которых объяснялось большинство этих выражений. Когда Хатами был министром культуры, он считал, что кино не ограничивается мечетью и необходимо уделять внимание развлекательным аспектам кино, а не ограничивать его религиозным аспектом.
Основное направление исследований Хатами - политическая философия. Одним из академических наставников Хатами был Джавад Табатабаи, иранский политический философ. Позже Хатами стал преподавателем в университете Тарбиат Модаррес, где преподавал политическую философию. Хатами также опубликовал книгу по политической философии в 1999 году. Тема, которую он охватывает, такая же, как и у Джавада Табатабаи: платонизирующая адаптация греческой политической философии Фараби (умер в 950 г.), ее синтез «вечной мудрости» персидского государственного управления. Абу'л-Хасан Амири (умер в 991 г.) и Мушкуя Рази (умер в 1030 г.), юридические теории аль-Маварди и Газали и трактат Низама аль-Мулька о государственном управлении. Он завершает обсуждение возрождения политической философии в Исфахане Сефевидов во второй половине 17 века.
Далее, Хатами разделяет с Табатабаи идею «упадка» мусульманской политической мысли, начавшегося с самого начала, после Фараби.
Как и Табатабаи, Хатами привносит резко контрастирующий аристотелевский взгляд на политику, чтобы подчеркнуть недостатки мусульманской политической мысли. Хатами также читал лекции об упадке мусульманской политической мысли с точки зрения перехода от политической философии к королевской политике (siyasat-i shahi) и его приписывания преобладанию «насильственного господства» ( taghallub) в истории ислама.
В своем «Письме на завтра» он писал:
Это правительство с гордостью заявляет, что оно возвестило эру, когда неприкосновенность власти была превращена в законность критики и критики этой власти, которая находится в доверие людей, которым была делегирована власть действовать в качестве представителей через франшизу.. Таким образом, такая сила, когда-то считавшаяся Божественной Милостью, теперь низведена до земной силы, которую могут критиковать и оценивать земные существа. Примеры показывают, что, хотя из-за некоторых следов деспотического образа жизни мы даже не подвергали справедливой критике власть имущих, тем не менее, считается, что общество, и элита, и интеллектуалы в частности, не остаются равнодушными к ситуации. рассвет демократии и позволить украсть свободу.
После своего президентства Хатами основал две неправительственные организации, которые в настоящее время возглавляет:
Известные события в карьере Хатами после его президентства включают:
22 декабря 2005 года, через несколько месяцев после окончания президентства Хатами, ежемесячный журнал Chelcheragh вместе с группой молодых иранских художников и активистов организовал церемонию в честь Хатами. Церемония состоялась Yalda ночь в Тегеране Бахман Farhangsara Hall. Церемония, названная организаторами « Ночь с мужчиной в шоколадном халате », собрала большое количество подростков и молодежи. Одной из ведущих и организаторов церемонии была популярная молодая иранская актриса Пегах Ахангарани. Мероприятие не получило особой огласки, но впоследствии привлекло к себе огромное внимание. В дополнение к официальным сообщениям о мероприятии BBC, IRNA и других крупных информационных агентств, поиск в Google слова «مردی با عبای شکلاتی» («Человек в шоколадном халате» на персидском языке) показывает тысячи результатов, в основном молодых иранцев. блоги, в которых упоминается событие. Возможно, впервые в истории Ирана мероприятие подобного рода проводилось в честь главы правительства. Некоторые сообщения в блогах о вечере описывали общую атмосферу мероприятия как «похожую на концерт!», А некоторые сообщали, что «Хатами обращались как с поп-звездой» среди молодежи и подростков, присутствовавших на церемонии. Многие блогеры также обвиняли его в невыполнении своих обещаний о более безопасном и демократическом Иране.
В октябре 2008 года Хатами организовал международную конференцию о положении религии в современном мире. Бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, бывший премьер-министр Норвегии Хьель Магне Бондевик, бывший премьер-министр Италии Романо Проди, бывший премьер-министр Франции Лионель Жоспен, бывший президент Швейцарии Джозеф Дайсс, бывший президент Португалии Хорхе Сампайо, бывший президент Ирландии Мэри Робинсон, бывший Шри Президент Ланки Чандрика Кумаратунга и бывший генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, а также несколько других ученых были среди приглашенных спикеров конференции.
За мероприятием последовало празднование исторического города Йезд, одного из самых известных городов в истории Персии и места рождения Хатами. Хатами также объявил, что собирается запустить телепрограмму для продвижения межкультурного диалога.
Хатами подумывал участвовать в президентских выборах Ирана 2009 года. В декабре 2008 года 194 выпускника Технологического университета Шарифа написали ему письмо с просьбой выступить против Ахмадинежада «ради спасения нации». 8 февраля 2009 года он выдвинул свою кандидатуру на собрании политиков, выступающих за реформы.
16 марта 2009 года Хатами официально объявил, что выйдет из президентской гонки, чтобы поддержать другого кандидата - реформиста Мир-Хосейна Мусави, который, по утверждению Хатами, имеет больше шансов против консервативного истеблишмента Ирана, предлагая истинные изменения и реформы.
В декабре 2010 года, после подавления послевыборного протеста, Хатами был охарактеризован как политический «инсайдер», составляющий «список предварительных условий» для представления правительству «для участия реформистов в предстоящих парламентских выборах»., это было бы рассмотрено иранской общественностью как разумное, но недопустимое для правительства. Некоторые ( Ата'олла Мохаджерани ) сочли это «проницательным» и доказывающим, что «система не могла предпринять даже элементарных шагов, необходимых для того, чтобы соответствовать собственным демократическим консерваторам» ( Азаде Моавени ). В ответ на эти условия газета « Кайхан » осудила Хатами как «шпиона и предателя» и призвала к его казни.
За несколько месяцев до президентских выборов, которые состоялись в июне 2013 года, несколько реформистских групп Ирана пригласили Хатами принять участие в конкурсе. В декабре 2012 года реформисты также направили письмо верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи по поводу участия Хатами в предстоящих президентских выборах. Член традиционно-консервативной Исламской коалиционной партии Асадулла Бадамчян сообщил, что в своем письме реформисты просили верховного лидера контролировать допущение Хатами к участию в предстоящих выборах. Бывший мэр Тегерана, Голамхоссейн Карбаши заявил: « Рафсанджани может поддержать Хатами на президентских выборах».
Сам Хатами сказал, что по-прежнему ждет позитивных изменений в стране, и свое решение раскроет, когда придет время. 11 июня 2013 года Хатами вместе с советом реформистов поддержал умеренного Хасана Рухани на президентских выборах Ирана, когда Мохаммад Реза Ареф покинул гонку, когда Хатами посоветовал ему, что «было бы неразумно», чтобы он оставался в гонке на июнь 2013 года. выборы.
Два срока Хатами на посту президента были расценены некоторыми людьми как неудачные или не совсем успешные в достижении своих целей по тому, чтобы сделать Иран более свободным и демократичным, и он подвергался критике со стороны консерваторов, реформаторов и оппозиционных групп за различную политику и взгляды.
В 47-страничном « Письме на завтра » Хатами сказал, что его правительство отстаивало благородные принципы, но допустило ошибки и столкнулось с препятствиями со стороны жестких элементов в клерикальном истеблишменте.
Год | Выборы | Голоса | % | Классифицировать | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1980 г. | Парламент | 32 942 | 82,1 | 1-й | Победил |
1992 г. | Парламент | N / A | Дисквалифицирован | ||
1997 г. | Президент | 20 078 187 | 69,6 | 1-й | Победил |
2001 г. | Президент | ![]() | ![]() | 1-й | Победил |
Хатами написал ряд книг на персидском, арабском и английском языках:
Книги на персидском языке
Книги на английском языке
Книги на арабском языке
Полный список его публикаций доступен на его официальном персональном сайте (см. Ниже).