Совет стражей | |
---|---|
Тип | |
Тип | |
руководство | |
Секретарь | Ахмад Джаннати. с 17 июля 1992 г. |
Структура | |
Места | 12 |
Политические группы | Доминируют Принциплисты : |
Место встречи | |
Тегеран, Иран | |
Веб-сайт | |
Официальный веб-сайт |
Совет Хранителей (Персидский : شورای نگهبان, латинизированный : Шура-йе Negahbān) - назначаемый и уполномоченный конституцией совет из 12 членов, который обладает значительной властью и влиянием в Исламской Республике Иран.
Конституция Ирана призывает к тому, чтобы совет состоял из шести исламских факихов (эксперты в области исламского права), «осознавая существующие потребности и иски дня "будут избраны Верховным лидером Ирана и шестью юристами", специализирующимися в различных областях права, которые будут избраны Меджлисом (Парламентом Ирана) из числа мусульманских юристов, назначенных главой судебной власти "(который, в свою очередь, также назначается Верховным лидером).
Совет стражей уполномочен толковать Конституция Ирана, надзор за выборами и утверждение кандидатов в Ассамблею экспертов, Президент и Меджлис, а также «обеспечение... совместимости законодательства, принятого Исламской консультативной ассамблеей [т.е. Меджлис]... с критериями ислама и Конституции ".
Совет сыграл центральную роль в контроле за толкованием исламских ценностей в иранском законодательстве следующими способами:
Когда были объявлены президентские выборы 2009 г., популярный бывший президент Мохаммад Хатами не стал обсуждать свои планы по баллотированию против Махмуда Ахмадинежада, поскольку Совет мог дисквалифицировать Хатами, как и других реформистов. кандидатуры на том основании, что они не были посвящены eno тьфу, исламским ценностям.
Были случаи, когда нынешний верховный лидер Али Хаменеи публично критиковал членов Ассамблеи экспертов, что привело к их аресту и увольнению. Например, Хаменеи публично назвал тогдашнего члена Ассамблеи экспертов Ахмада Азари Коми предателем, в результате чего Коми был арестован и в конечном итоге уволен из Ассамблеи экспертов. Также были случаи, когда Совет стражей отменял свой запрет в отношении определенных людей после того, как Хаменеи приказал сделать это.
Меджлис не имеет правового статуса без Попечительского совета. Любой законопроект, принятый меджлисом, должен быть рассмотрен и одобрен Советом стражей, чтобы стать законом.
Согласно статье 96 Конституции, Совет стражей имеет право вето на все законы, одобренные Меджлисом. Он может аннулировать закон на основании двух причин: противоречащего законам ислама или противоречащего конституции. В то время как все члены голосуют за совместимость законов с конституцией, только шесть священнослужителей голосуют за их совместимость с исламом.
Если какой-либо закон отклоняется, он возвращается в Меджлис для исправления. Если Меджлис и Совет стражей не могут прийти к согласию по делу, решение передается в Совет по целесообразности.
Совет стражей принимает уникальное участие в законодательном процессе, при этом равный надзор в отношении экономического права и социальной политики, включая такие спорные темы, как аборты. В главе 6 Конституции объясняется его взаимодействие с Исламской консультативной ассамблеей. Статьи 91-97 все подпадают под законодательную главу 6.
Совет попечителей также функционирует аналогично конституционному суду. Право толковать конституцию принадлежит Совету. Решения о толковании требуют большинства в три четверти. Совет не проводит судебных слушаний, на которых спорят противоположные стороны.
С 1991 года все кандидаты на парламентских или президентских выборах, а также кандидаты в Экспертную ассамблею должны быть квалифицированы Советом стражей для участия в выборах.. На крупных выборах он обычно дисквалифицирует большинство кандидатов, например, на выборах 2009 года 476 мужчин и женщин обратились в Совет стражей с просьбой стать президентом, и четыре были одобрены.
Совету предоставлено «наблюдение за выборами».. Совет стражей толкует термин «надзор» в статье 99 как «одобрительный надзор» (перс. : نظارت استصوابی, naẓārat-e istiṣwābī), который подразумевает право принимать или отклонять законность выборов и компетентность кандидатов.. Эта интерпретация контрастирует с идеей «уведомительного надзора» (персидский : نظارت استطلاعی, naẓārat-e istitlā‘ī), которая не подразумевает упомянутого права утверждения. «Доказательный надзор» (перс. : نظارت استنادی, naẓārat-e istinādī), который требует доказательств для принятия или отклонения законности выборов и правомочности кандидатов, является еще одной интерпретацией упомянутой статьи.
В понедельник, 29 июня 2009 г., Совет стражей подтвердил результаты спорных выборов, на которых был избран президент Махмуд Ахмадинежад. Совет завершил пересчет 10 процентов от общего числа голосов, чтобы успокоить граждан Ирана. В качестве «последней инстанции на выборах» Совет объявил выборы закрытыми. Подтверждение результатов вызвало волну протестов, несмотря на запрет иранского правительства на уличные марши. Глава иранской разведки заявил, что западные и «сионистские» силы несут ответственность за разжигание протестов.
Совет отдает предпочтение военным кандидатам за счет кандидатов на реформу. Это гарантирует, что идеологический Корпус стражей исламской революции (отдельный от иранской армии) будет иметь решающее влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ирана.
Хади Хаменеи, брат верховного лидера Али Хаменеи и советник в администрации бывшего президента-реформатора Мохаммада Хатами, заявил, что проверка кандидатов Советом стражей угрожает иранской демократии. Он считает, что некоторых кандидатов-реформистов по ошибке не дают баллотироваться. В 1998 году Совет стражей отклонил кандидатуру Хади Хаменеи на место в Собрании экспертов за «недостаточную теологическую квалификацию».
После того, как консервативные кандидаты плохо выступили на парламентских выборах 2000 года, Совет дисквалифицировали более 3600 реформистских и независимых кандидатов на выборах 2004 года.
В преддверии выборов иранской ассамблеи экспертов 2006 года все кандидаты-женщины были дисквалифицированы.
Совет дисквалифицировал многих кандидатов на парламентских выборах 2008 года. Треть из них были членами уходящего парламента, который он ранее одобрил. Министерство внутренних дел Ирана указало туманные, произвольные причины для дисквалификации большинства кандидатов, включая наркозависимость или участие в контрабанде наркотиков, связи с дореволюционным правительством шаха, неверие или недостаточное исповедание ислама, а также " против "Исламской Республики или наличия связей с иностранными разведывательными службами.
Этот неизбранный Совет часто накладывает вето на законопроекты, принятые всенародно избранным законодательным органом. Он неоднократно налагает вето на законопроекты в пользу прав женщин, избирательной реформы, запрещения пыток и ратификации международных договоров о правах человека.
Совет состоит из исламских священнослужители и юристы. Членство рассчитано на поэтапный шестилетний срок: половина членства меняется каждые три года.
Верховный лидер (глава государства Ирана) напрямую назначает шесть священнослужителей и может уволить их по своему желанию. Глава судебной системы Ирана предлагает шесть адвокатов для утверждения Меджлисом.
|
|
Имя | Период | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1980–86 | 1986–92 | 1992–98 | 1998–04 | 2004–10 | 2010–16 | 2016–00 | ||
Клерики | Ахмад Джаннати | Да | ||||||
Мохаммад Момен | Н / Д | Да | ||||||
Мохаммад Эмами Кашани | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Голамреза Резвани | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Аболгасем Хазали | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Махмуд Хашеми Шахруди | Н / Д | Да | ||||||
Абдолрахим Раббани Ширази | Да | Н / A | ||||||
Лотфолла Сафи Голпайгани | Да | Н / Д | ||||||
Юсеф Саней | Да | Н / Д | ||||||
Мохаммад Реза Махдави Кани | Да | Н / Д | ||||||
Мохаммад Мохаммади Гилани | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Реза Остади | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Хасан Тахери Хоррамабади | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Мохаммад Язди | Н / Д | Да | ||||||
Мохаммад Реза Модарреси-Язди | Н / Д | Да | ||||||
Мохаммад Мехди Раббани-Амлаши | Да | Н / Д | ||||||
Садег Лариджани | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Мехди Шабзендар Джахроми | Н / Д | Да | ||||||
Юристы | Мохсен Хадави | Да | Н / Д | |||||
Мехди Хадави | Да | Н / Д | ||||||
Мохаммад Салехи | Да | Н / Д | ||||||
Али Арад | Да | Н / Д | Да | Н / Д | ||||
Хоссейн Мехрпур | Да | Н / Д | ||||||
Гоударз Эфтехар Джахроми | Да | Н / Д | ||||||
Джалал Мадани | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Хосро Биджани | Да | Н / Д | ||||||
Хасан Факери | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Мохаммад Реза Ализаде | н / д | да | н / д | |||||
Хасан Хабиби | н / д | да | Н / Д | |||||
Ахмад Ализаде | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Мохаммад Реза Аббасифард | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Реза Завареи | Н / Д | Да | Н / П | |||||
Эбрагим Азизи | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Аббас-Али Кадходай | Н / Д | Да | ||||||
Голамхоссейн Эльхам | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Аббас Кааби | Н / Д | Да | Н / Д A | |||||
Мохсен Эсмаили | Н / Д | Да | ||||||
Мохаммад Салими | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Сиамак Рахпейк | Н / Д | Да | ||||||
Хоссейн-Али Амири | Н / Д | Да | Н / Д | |||||
Сэм S avadkouhi | Н / Д | Да | ||||||
Неджатолла Эбрагимиан | Н / Д | Да | ||||||
Фазлолла Мусави | Н / Д | Да | ||||||
Примечание: каждый период представляет собой шестилетний срок с июля по июнь, и количество членов в определенный период может превышать максимальную квоту в двенадцать членов из-за случайной ротации, предписанной законом. |
Координаты : 35 ° 41′16.36 ″ N 51 ° 24′4.35 ″ E / 35.6878778 ° N 51.4012083 ° E / 35.6878778; 51.4012083