Конституция Исламской Республики Иран

редактировать
Национальный конституционный закон

Конституция. Исламской Республики Иран
герб Ирана.svg
ЮрисдикцияИсламская Республика Иран
Создан24 октября 1979 г.
Ратифицирован 3 декабря 1979 г.
Дата вступления в силу 3 декабря 1979 г.
Филиалы 3
Глава государства Верховный лидер
Палаты Исламская консультативная ассамблея
Исполнительная власть Президент во главе Правительство. Премьер-министр (несуществующий)
Судебная власть Совет стражей. Верховный суд Ирана
Первый законодательный орган 14 марта 1980 г.
Первый орган исполнительной власти5 февраля 1980 г.
Поправки 1
Последнее изменение28 июля 1989 г.
МестоположениеТегеран
Автор (ы)Ассамблея экспертов по Конституции
Подписавшие стороныКонституционный референдум гражданами Ирана
ЗаменяетКонституцию Персии 1906 г.

Конституция Исламской Республики Иран (персидский : قانون ا ساسی جمهوری اسلامی ایران) был принят референдумом 2 и 3 декабря 1979 года и вступил в силу вместо Конституции 1906 года. В нее были внесены поправки 28 июля 1989 года. называли «гибридом» «теократических и демократических элементов». В то время как первая и вторая статьи закрепляют суверенитет перед Богом, статья шестая «требует всеобщих выборов президента и меджлиса, или парламента». Однако основные демократические процедуры и права подчиняются Совету стражей и Верховному руководителю, полномочия которых изложены в восьмой главе (статьи 107-112).

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Поправки 1989 г.
  • 2 Преамбула
  • 3 Глава I [Статьи с 1 по 14]: Общие принципы
    • 3.1 Статья 1 (Форма правления)
    • 3.2 Статья 2 (Основные принципы)
    • 3.3 Статья 3 (Государственные цели)
      • 3.3.1 Комментарий
    • 3.4 Статья 4 (Исламские принципы)
    • 3.5 Статья 5 (Должность религиозного лидера)
  • 4 Глава II [Статья 15 - 18]: Официальный язык, шрифт, календарь и флаг страны
    • 4.1 Официальный язык
  • 5 Глава III [Статьи 19–42]: Права народа
  • 6 Глава IV [Статья 43 - 55]: Экономика и финансовые вопросы
  • 7 Глава V [Статьи 56–61]: Право национального суверенитета
  • 8 Глава VI [Статьи 62–99]: Законодательные полномочия
    • 8.1 Статья 81 [Иностранный бизнес ]
  • 9 Глава VII [статьи 100-106]: C Советы
  • 10 Глава VIII [Статьи 107–112]: Лидер или Совет руководства
    • 10.1 Статья 110 [Обязанности и полномочия руководства]
  • 11 Глава IX [Статьи 113–151]: Исполнительная власть
    • 11.1 Статья 146 [Запрещение иностранных военных баз]
  • 12 Глава X [Статьи 152–155]: Внешняя политика
  • 13 Глава XI [Статьи 156–174]: Судебная власть
    • 13.1 Исламские законы и фетвы
  • 14 Глава XII [Статья 175]: Радио и Телевидение
  • 15 Глава XIII [Статья 176]: Высший совет национальной безопасности
  • 16 Глава XIV [Статья 177]: Пересмотр Конституции
  • 17 См. Также
  • 18 Ссылки и примечания
  • 19 Внешние ссылки
История

Говорят, что мысль о написании конституционного закона в Иране существовала с тех пор, когда Рухолла Хомейни был изгнан в Париж до свержения династии Пехлеви в Иранской революции. Другими словами, мысль об иранской конституции существовала во второй половине 1979 года, и ее ранний проект был написан в Париже.

Его проект также был произведен там и после этого много раз рассматривался в Иране. Хомейни пообещал иранскому народу созвать собрание. Эта задача была передана временному правительству Мехди Базарганом.

. Проект конституции, опубликованный временным правительством Мехди Базаргана в июне 1979 года, был основан на конституции 1958 года Французской пятой федерации. Республика. Также временное правительство передало задачу создания учредителей собраний Верховному совету революции согласно исламским источникам. Затем, во время совместного саммита между членами временного правительства и Верховным советом революции с присутствием Хомейни в Куме, было предписано, что нет необходимости в учреждении учредителей собрания, и они отвергли это. Также после этого постановлено, что должна быть создана Ассамблея экспертов.

Должности президента и премьер-министра были сохранены для исполнительной ветви власти по французской модели. Согласно распоряжению Рухоллы Хомейни, необходимо было создать конгресс, чтобы окончательно оценить конституцию Ирана. Конгресс появился на свет к 1358 году. Для оценки конституции было отобрано почти семьдесят три члена Меджлиса, которые представляли различные религиозные меньшинства, ученые, спортсмены и религиозные деятели.

Меджлис окончательной оценки конституции начал свою карьеру в течение шестидесяти семи сессий и четырех туров. Первый раунд рассматривается с предварительной оценкой принципов. Второй тур рассмотрен с принципами работы в группах. Третий раунд касался апробации принципов, а четвертый раунд - исследования всей совокупности принципов. Согласно законопроекту Совета революции, эта конституция поставила на референдум голосование «да» или «нет», и в итоге за нее проголосовало 15578956 положительных голосов иранского народа.

Было сказано, что республика - это своего рода режим, при котором глава страны и вообще все ответственные лица должны прямо или косвенно избираться людьми. Фактически республиканская система противоречит аристократии, в которой право управления является иерархическим и находится в распоряжении определенных и второстепенных групп.

Поправки 1989 г.

24 апреля 1989 г. Аятолла Хомейни издал указ о созыве Собрания по пересмотру Конституции. Он внес несколько изменений в конституцию, в статьи 5, 107, 109, 111, устранив необходимость для Лидера быть маржей или быть избранным по всеобщему признанию. Он сделал постоянным Совет по определению целесообразности для разрешения разногласий между Парламентом и Советом стражей и упразднил пост премьер-министра. Поправки считались принятыми, потому что ни одна маржа не оказала решительной поддержки политике Хомейни - поправки были одобрены голосующим обществом 28 июля 1989 г. (на тех же выборах, что и Акбар Хашеми Рафсанджани был избран первым из два срока в качестве президента Ирана).

Преамбула

Конституция начинается с утверждения, что «антидеспотическое движение за конституционное правительство [1906-1911] и антидеспотическое движение -колониалистское движение за национализацию нефти "в 1950-е годы потерпело неудачу из-за отсутствия в нем религиозной окраски. Более того, «центральной осью» теократии должны быть Коран и хадис.

. Далее в преамбуле говорится: «Ассамблея экспертов по конституции... фрам [ ред] Конституцию... [после ввода] правительства... с надеждой, что в этом столетии будет установлено всеобщее священное правительство и падение всех остальных ". (См. Также: Махди и Мохаммед аль-Махди )

Глава I [статьи с 1 по 14]: Общие принципы

Статья 1 (Форма правления)

В статье 1 говорится, что форма правления в Иране - это Исламская Республика. Она объясняет, что эта форма обусловлена ​​референдумом, принятым 98% имеющих право голоса в Иране, и отдает должное Имам Хомейни за победившую революцию.

Статья 2 (Основные принципы)

Статья 2 определяет Исламскую Республику как систему, основанную на вере в:

  1. Единый Аллах (как сказано во фразе «Нет бога, кроме Аллаха »), Его исключительный суверенитет и право издавать законы, а также необходимость подчиняться Его приказам;
  2. божественное откровение и его фундаментальная роль в установлении законов;
  3. возвращение к Аллаху в будущей жизни и конструктивная роль этой веры в процессе восхождения человека к Аллаху;
  4. справедливость Аллаха в творении и законодательстве;
  5. постоянное лидерство и постоянное руководство и его фундаментальная роль в обеспечении непрерывного процесса революции ислама;
  6. возвышенное достоинство и ценность человека, его свобода в сочетании с ответственностью перед Богом; в котором равенство, справедливость, политическая, экономическая, социальная и культурная независимость и национальная солидарность обеспечиваются путем обращения к:
  • непрерывному руководству святых лиц, обладающих необходимой квалификацией, осуществляемых на основе Коран и Сунна, мир им всем;
  • науки и искусства и самые передовые результаты человеческого опыта вместе с усилиями по их продвижению далее;
  • отрицание всех форм угнетения, как причинения, так и подчинения, а также доминирования, как его навязывания, так и принятия.

Статья 3 (Цели государства)

В статье 3 говорится, что цель Исламской Республики - направить все свои ресурсы на ряд целей. Эти цели охватывают общие темы управления. Например:

  • Поддерживать хорошие моральные ценности, основанные на вере
  • Бороться со всеми формами порока и коррупции
  • Повышать осведомленность общественности с помощью надлежащего использования средств массовой информации и нажимать
  • Бесплатное образование
  • Бесплатное физическое воспитание
  • Укрепление передовых научных исследований
  • Ликвидация империализма и иностранного влияния
  • Ликвидация деспотизма, самодержавия и монополии
  • Обеспечить социальные и политические свободы в рамках закона
  • Конец всем формам нежелательной дискриминации

Эти цели были разработаны, чтобы подчеркнуть позитивную свободу.

Некоторые из целей поставлены в контексте требований ислама. Например:

  • Планирование справедливой экономической системы
  • Общественное сотрудничество всех людей
  • Создание внешней политики правительства

Комментарий

Принципы вера и благочестие - необходимые условия построения хорошего общества. Поэтому необходимы какие-то инициативные действия, например, очистка окружающей среды. Это действие направлено на такие политики, как кодификация правил социальной справедливости и устранение любого типа социального разрыва; создание административной системы; реформирование судебной системы в соответствии с исламскими правилами. Снижение явлений безграмотности; отрицание тирании и участие всех людей во всех делах и очищении душ.

Статья 4 (Исламский принцип)

Статья 4 неизменна, и Совет Хранителей гарантирует, что все статьи Конституции, а также другие законы основаны на исламских критериях.

Статья 5 (Должность религиозного лидера)

В этой статье объясняется, что лидеры Уммы должны выбрать лидера в соответствии со Статьей 107 для этой должности. Утверждается, что это связано с исчезновением Двенадцатого Имама, которого он просит Бога вернуть.

Глава II [Статьи 15–18]: Официальный язык, алфавит, календарь и флаг страны

Официальный язык

В статье 15 говорится, что «Официальный язык и письменность (Ирана)... персидский... [и]... использование региональных и племенных языков в прессе и средствах массовой информации, а также для преподавания их литературы в школ, разрешено в дополнение к персидскому ". Согласно статье 16, «Поскольку язык Корана и исламских текстов... арабский, его нужно преподавать... в школе с начальных классов до конца средней школы».

Глава III [Статьи 19–42]: Права народа

Статья 23 иранской конституции гласит, что «исследование убеждений отдельных лиц запрещено, и никто не может подвергаться приставаниям. или привлечены к ответственности просто за то, что придерживались определенных убеждений ".

Статья 24 «Публикации и пресса имеют право обсуждать вопросы, если это не считается вредным для принципов ислама или прав общества. Подробности этого исключения должны быть определены законом».

Статья 27 предусматривает свободу собраний, «при условии отсутствия оружия», и собрания «не наносят ущерба основополагающим принципам ислама».

Статья 37 предусматривает презумпцию невиновности, заявляя: «Невиновность должна презумпция, и никто не может быть признан виновным по обвинению, если его или ее вина не была установлена ​​компетентным судом».

Статья 29 [Социальные пособия] - это универсальное право всех на социальное страхование или другие формы обеспечения на случай выхода на пенсию, безработицы, инвалидности по старости, отсутствия опеки, путаницы, несчастного случая и необходимости медицинские и лечебные услуги и медицинское обслуживание. Правительство, в соответствии с законами и за счет национальных доходов, обязано обеспечивать такое страхование и экономическую защиту каждому гражданину страны.

Глава IV [статьи 43–55]: Экономика и финансы

Статья 44: Исламская Республика не является коммунистическим государством, поскольку исламские ученые яростно возражают против этого. Несмотря на это, в соответствии со статьей 44, "все крупные и головные отрасли промышленности, внешняя торговля, основные полезные ископаемые, банковское дело, страхование, производство электроэнергии, плотины и крупные ирригационные сети, радио и телевидение, почта, телеграф и телефонные услуги, авиация, судоходство, дороги, железные дороги и тому подобное "полностью принадлежат правительству. Согласно статье 44 Конституции Ирана экономика Ирана должна состоять из трех секторов: государственного, кооперативного и частного; и должен быть основан на систематическом и разумном планировании. В 2004 году в эту статью были внесены поправки, разрешающие приватизацию иранской экономики.

Статья 49: Правительство несет ответственность за конфискацию всего богатства, накопленного посредством ростовщичества, узурпации, взяточничества, растраты и т.д. кража, азартные игры, неправомерное использование пожертвований, неправомерное использование государственных контрактов и сделок, продажа невозделываемых земель и других ресурсов, находящихся в государственной собственности, деятельность центров коррупции и других незаконных средств и источников и возвращение их законному владельцу; и если такой владелец не может быть идентифицирован, он должен быть передан в государственную казну. Это правило должно выполняться правительством с должной осторожностью после расследования и предоставления необходимых доказательств в соответствии с законами ислама.

Статья 50: Эта статья связывает нынешнее и будущие поколения с окружающей средой и делает общественную обязанность защищать окружающую среду. Эта статья прямо запрещает экономическую деятельность, которая ухудшает или причиняет необратимый вред окружающей среде.

Глава V [статьи 56–61]: Право национального суверенитета

В соответствии со статьей 60 президент выполняет «исполнительные» функции », за исключением вопросов, непосредственно относящихся к юрисдикции [лидера] », как указано в статье 110. Статья 68 допускает приостановление выборов в военное время. Статья 57 гласит Разделение властей

Глава VI [Статьи 62-99]: Законодательные полномочия

Статья 81 [Иностранный бизнес]

Эта статья запрещает многонациональные корпорации от захвата определенных предприятий в Иране, заявив, что «уступки иностранцам или создание компаний» в Иране запрещены.

Глава VII [Статьи 100-106]: Советы

Статья 100 В целях ускорения социальных, экономических программ, программ развития, общественного здравоохранения, культурных и образовательных программ и содействия другим делам, связанным с общественным благосостоянием при сотрудничестве людей в соответствии с местными потребностями администрация каждой деревни, округа, города, муниципалитета и провинции будет контролироваться советом, который будет называться деревня, округа, город, муниципалитет или провинциальный совет. Члены каждого из этих советов будут избираться жителями данной местности. Требования к избирателям и кандидатам в эти советы, а также их функции и полномочия, режим выборов, юрисдикция этих советов, иерархия их полномочий будут определяться законом таким образом, чтобы сохранить национальное единство, территориальная целостность, система Исламской Республики и суверенитет центрального правительства.

Статья 101 В целях предотвращения дискриминации при подготовке программ развития и благосостояния провинций, обеспечения сотрудничества людей и организации контроля за скоординированным выполнением таких программ Верховный Будет сформирован Совет провинций, состоящий из представителей провинциальных советов. Закон будет определять порядок формирования этого совета и функции, которые он должен выполнять.

Статья 102 Верховный Совет провинций имеет право в рамках своей юрисдикции разрабатывать законопроекты и вносить их в Исламскую консультативную ассамблею либо напрямую, либо через правительство. Эти законопроекты должны быть рассмотрены Собранием.

Статья 103 Губернаторы провинций, губернаторы городов, губернаторы округов и другие должностные лица, назначаемые правительством, должны подчиняться всем решениям, принимаемым советами в пределах их компетенции.

Статья 104 Чтобы обеспечить исламское равенство и сотрудничество в разработке программ и обеспечить гармоничный прогресс всех производственных единиц, как промышленных, так и сельскохозяйственных, советы, состоящие из представителей рабочих и крестьян, другие сотрудники и менеджеры будут сформированы в образовательных и административных единицах, единицах сферы услуг и других подобных единицах, аналогичные советы будут сформированы из представителей членов этих единиц. Порядок формирования этих советов и объем их «функций и полномочий» должны быть определены законом.

Статья 105 Решения, принимаемые советами, не должны противоречить критериям ислама и законам страны.

Статья 106 Советы не могут быть распущены, если они не отклоняются от своих законных обязанностей. Орган, ответственный за определение такого отклонения, а также порядок роспуска советов и их повторного формирования, будут определены законом. Если у совета есть какие-либо возражения против его роспуска, он имеет право подать апелляцию в компетентный суд, и суд обязан рассмотреть его жалобу вне очереди.

Глава VIII [Статьи 107–112]: Лидер или Совет руководства

Статья 110 [Обязанности и полномочия руководства]

Конституция предоставляет множество полномочий Верховный лидер.

Некоторые говорят, что полномочия Верховного лидера выходят за рамки перечисленных в Конституции, поскольку он может использовать «исламские вопросы для оправдания».

Статья 112: Если предложенный законопроект Меджлиса противоречит принципам Шариата или Конституции, "тогда Совет стражей должен встретиться с Советом по целесообразности, чтобы разрешить законодательный тупик.

Глава IX [статьи 113–151]: Исполнительная власть

Статья 146 [Запрещение иностранных военных баз]

«... [F] или другие военные базы в Иране запрещено даже в мирных целях ".

Глава X [Статьи 152–155]: Внешняя политика

Статья 152: Внешняя политика Исламской Республики Иран основывается на отказе от всех форм господства, как проявления это и подчинение ей, сохранение независимости страны во всех отношениях и ее территориальной целостности, защита прав всех мусульман, неприсоединение по отношению к гегемонистским сверхдержавам и поддержание взаимно мирных отношений со всеми невоюющие государства.

Статья 153: Запрещается любая форма соглашения, ведущая к иностранному контролю над природными ресурсами, экономикой, армией или культурой страны, а также другими аспектами национальной жизни.

Статья 154: Исламская Республика Иран имеет своим идеалом человеческое благополучие во всем человеческом обществе и считает достижение независимости, свободы, верховенства справедливости и истины правом всех людей в мире. Соответственно, скрупулезно воздерживаясь от любых форм вмешательства во внутренние дела других стран, он поддерживает справедливую борьбу Мустадафуна (угнетенных) против Мустакбирунов (угнетателей) во всех уголках земного шара.

Статья 155: Правительство Исламской Республики Иран может предоставить политическое убежище тем, кто его ищет, если только они не считаются предателями и саботажниками в соответствии с законами Ирана.

Глава XI [статьи 156–174]: Судебная власть

исламские законы и фетвы

Статья 167 [Верховенство закона для судебной власти] предусматривает, что судьи должны использовать «исламские источники и... фетвы» в вопросах, которые регулируются иранским законодательством. молчат.

Глава XII [Статья 175]: Радио и Телевидение

Эта статья гарантирует свободу выражения и распространения мыслей на «Радио и Телевидении Исламской Республики Иран» при соблюдении Исламские критерии и интересы страны. Он дает Лидеру право назначать и увольнять глав «Радио и Телевидения Исламской Республики Иран» и учреждает совет с двумя представителями (всего шесть) от каждой ветви власти для надзора за этой организацией.

Глава XIII [Статья 176]: Высший совет национальной безопасности

Глава 8, в которой есть только одна статья, устанавливает Совет национальной безопасности Ирана.

Глава XIV [Статья 177]: Пересмотр Конституции

Эта статья регулирует процесс пересмотра Конституции и вводит мораторий на пересмотр отдельных аспектов Конституции. В отсутствие собственной отмены статья 177 требует указа Лидера для инициирования процесса внесения будущих поправок в Конституцию.

Сама по себе поправка к Конституции, статья 177 требует создания «Совета по пересмотру Конституции» для внесения будущих поправок в Конституцию. В состав этой комиссии входят исключительно государственные должностные лица, помимо рекомендаций трех университетских профессоров. Окончательные поправки выносятся на референдум в процессе, инициированном исполнительной властью, в отличие от референдума по статье 59, который должен быть одобрен подавляющим большинством Исламского консультативного собрания. В статье далее говорится, что отдельные аспекты Конституции неизменны: исламский характер правительства и законов, цели республики, демократический характер правительства, «абсолютный вилаят аль-Амр и руководство Уммы», управление страной посредством референдума и официальная религия ислам.

См. также
  • флаг Иранский портал
  • Правовой портал
  • значок Политический портал
Ссылки и примечания
Внешние ссылки
В Викицитаторе есть цитаты, относящиеся к: Конституции Исламской Республики Иран
Викиисточник имеет оригинал текст, относящийся к этой статье: Конституция Исламской Республики ublic of Iran
Последняя правка сделана 2021-05-15 10:34:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте