«Мера за меру» - это пьеса Уильяма Шекспира, написанная, вероятно, в 1603 или 1604 годах и впервые исполненная в 1604 году, согласно имеющимся записям. Он был опубликован в Первом фолио 1623 года.
По сюжету пьесы главный герой, герцог Винченцио Венский, уходит из общественной жизни, чтобы наблюдать за делами города под руководством своего заместителя Анджело. Суровый и аскетический имидж Анджело в обществе сравнивают с его отвратительным личным поведением на посту, когда он использует свою силу, чтобы добиться сексуального расположения от Изабеллы, которую он считает загадочно красивой. Напряжение в пьесе в конечном итоге разрешается благодаря вмешательству герцога Винченцио, которое считается одним из первых примеров использования deus ex machina в английской литературе.
«Мера за меру» была напечатана как комедия в первом фолио и до сих пор считается таковой. Хотя в нем есть общие черты с другими шекспировскими комедиями, такие как игра слов и ирония, а также использование маскировки и подмены в качестве сюжетных приемов, в нем также есть трагические элементы, такие как казни и монологи, причем речь Клаудио, в частности, была выгодно по сравнению с речью Клаудио. трагические герои вроде принца Гамлета. Сегодня ее часто называют одной из проблемных пьес Шекспира из-за ее неоднозначного тона.
Винченцио, герцог Вены, должен покинуть город с дипломатической миссией. Он устанавливает строгого судью Анджело в качестве его заместителя до его возвращения.
Следующая сцена начинается с того, что Лючио и группа солдат шутят на темы религии, проституции и сексуальных заболеваний, пока они идут по венской улице, надеясь, что вскоре найдут работу, когда разразится война с Венгрией. Госпожа Овердон, хозяйка соседнего борделя, вмешивается, чтобы отругать их за легкомысленный разговор. Она сравнивает их плохое поведение с поведением относительно порядочного Клаудио, которого, по ее словам, скоро казнят за то, что он спал с внебрачной женщиной. Один из джентльменов, друг Клаудио, Лючио, «фантаст», удивлен этой новостью и бросается прочь. Помпей Бум, сотрудник Mistress Overdone, входит, когда он уходит, и приносит еще более тревожные новости: Анджело издал прокламацию, что все бордели в пригороде должны быть снесены.
Помпей Бум, как его изображал актер девятнадцатого века Джон ЛистонКлаудио проходит мимо Помпея и Сверхдон, когда они разговаривают, и объясняет Лючио, что с ним случилось. Клаудио был помолвлен со своей возлюбленной Джульеттой, но, поскольку они еще не закончили юридические формальности, они все еще считались неженатыми, когда Джульетта забеременела от него. Анджело, как временный правитель города, ввел в действие законы, которые Винченцио позволил себе оставить, в том числе устаревшую юридическую оговорку, в которой говорится, что блуд карается смертью. Услышав это, Лючио уезжает навестить сестру Клаудио, послушную монахиню Изабеллу, и просит ее заступиться перед Анджело за Клаудио.
«Мера за меру», Акт II, сцена 1, Исследование Пены и Клоуна Эскалом и Джастисом (из серии Бойделл), Роберт Смирк (nd)После откровения Лючио Изабелла быстро получает аудиенцию у Анджело и умоляет о пощаде от имени Клаудио. По мере того, как они обмениваются аргументами, Анджело все больше одолевает его желание Изабеллы, и в конце концов он предлагает ей сделку: Анджело пощадит жизнь Клаудио, если Изабелла уступит ему свою девственность. Изабелла отказывается и угрожает публично разоблачить его разврат, но он указывает, что никто не поверит ее словам относительно его репутации. Она уезжает навестить своего брата в тюрьме и советует ему приготовиться к смерти. Клаудио отчаянно умоляет Изабеллу спасти его жизнь, но Изабелла, хотя и разорванная, в конечном итоге повторяет свой отказ уступить Анджело, ссылаясь на убеждение, что для нее было бы неправильно пожертвовать своей собственной бессмертной душой (и душой Клаудио, если бы его мольбы были ответственна за потерю своей добродетели), чтобы спасти преходящую земную жизнь Клаудио.
Между тем герцог Винченцио на самом деле не покинул город. Вместо этого он переоделся монахом по имени Лодовик, желая тайно наблюдать за делами города и последствиями временного правления Анджело. Под видом монаха он дружит с Изабеллой и вместе с ней устраивает две уловки, чтобы помешать злым намерениям Анджело:
Мариана (1888) Валентайн Кэмерон ПринсепСюжет достигает кульминации с «возвращением» в Вену самого герцога. Изабелла и Мариана публично обращаются к нему с петицией, и он слышит их претензии к Анджело, которые Анджело плавно отрицает. По мере развития сцены, кажется, что брат Лодовик будет обвинен в обвинениях, выдвинутых против Анджело. Герцог оставляет Анджело судить дело против Лодовика, но возвращается в своей маскировке, когда спустя несколько секунд вызывается Лодовик. Когда Анджело пытается закрыть дело против Лодовика, герцог обнаруживает себя, тем самым разоблачая Анджело как лжеца и подтверждая обвинения, выдвинутые Изабеллой и Марианой. Он предлагает казнить Анджело, но сначала вынуждает его жениться на Мариане, чтобы его имущество могло перейти к Мариане в качестве компенсации за ее потерянное приданое. Мариана умоляет сохранить Анджело жизнь, даже заручившись помощью Изабеллы (которая еще не знает, что ее брат Клаудио все еще жив). Герцог делает вид, что не прислушивается к петиции женщин, пока не обнаруживает, что Клаудио на самом деле не казнен, и тут же уступает. Затем герцог предлагает Изабелле брак. Изабелла не отвечает, и ее реакция по-разному интерпретируется в разных постановках: ее молчаливое принятие - самый распространенный вариант, и для зрителей Шекспира это было бы истолковано как недвусмысленное «да», означающее, что дополнительный диалог не требовался. Это одно из «открытых молчаний» пьесы, получившее широкую интерпретацию в различных адаптациях.
Подсюжет касается друга Клаудио Лючио, который часто клевещет на герцога перед монахом, а в последнем акте клевещет на монаха герцогу, предоставляя возможности для комического ужаса со стороны Винченцио и причиняя Лючио неприятности, когда выясняется, что герцог и монах - одно и то же. Наказание Лючио - заставить жениться на Кейт Кипдаун, проститутке, от которой он забеременел и бросил ее.
Пьеса основана на двух различных источниках. Оригинал - «История Эпитии», рассказ из « Гли Гекатоммити» Синтио, впервые опубликованный в 1565 году. Шекспир был знаком с этой книгой, поскольку она содержит первоисточник шекспировского « Отелло». Чинтио также опубликовал ту же историю в версии пьесы с некоторыми небольшими отличиями, о которых Шекспир мог знать или не знать. Оригинальная история представляет собой явную трагедию в том, что двойник Изабеллы вынужден спать с двойником Анджело, а ее брат все еще убит.
Другой основной источник для пьесы - длинная двухсерийная драма Джорджа Ветстона « Промо и Кассандра», написанная Джорджем Ветстоном 1578 года и сама написанная на основе Чинтио. Уетстон адаптировал историю Чинтио, добавив комические элементы и трюки с кроватью и головой.
Название пьесы представляет собой строку диалога :
Анджело для Клаудио, смерть за смерть:
Спешка по-прежнему дает поспешность, а удовольствие отвечает удовольствию;
Вроде прекратилось, а мера по- прежнему за меру:
- Уильям Шекспир, Мера за меру, действие V, сцена iОбычно считается, что это библейская ссылка на Нагорную проповедь от Матфея 7: 2 :
Ибо, как вы судите других, вас будут судить, и той мерой, которой вы пользуетесь, она будет измеряться и для вас.
Питер Мейлаендер утверждал, что « Мера за меру» в значительной степени основывается на библейских отсылках, уделяя особое внимание темам греха, сдержанности, милосердия и возрождения.
Считается, что « Мера за меру» написана в 1603 или 1604 году. Впервые пьеса была опубликована в 1623 году в Первом фолио.
В своей книге Шекспир реконструированного, 1606-1623, Гэри Тейлор и Джон Jowett утверждают, что часть текста Меры, который выживает сегодня не в своем первоначальном виде, а скорее продукт пересмотра после смерти Шекспира по Томас Мидлтону. Они представляют стилистические доказательства того, что участки письма принадлежат Миддлтону, и утверждают, что Миддлтон изменил обстановку на Вену с оригинальной Италии. Браунмюллер и Ватсон резюмируют случай с Миддлтоном, предлагая рассматривать его как «интригующую гипотезу, а не полностью доказанное приписывание». Дэвид Бевингтон предлагает альтернативную теорию, согласно которой текст можно стилистически приписать профессиональному писателю Ральфу Крейну, которому обычно приписывают некоторые из лучших и неизменных текстов Фолио, таких как «Буря».
Принято считать, что искаженное предложение во время вступительной речи герцога (строки 8–9 в большинстве изданий) представляет собой место, где строка была потеряна, возможно, из-за ошибки принтера. Поскольку фолио является единственным источником, восстановить его невозможно.
Основные темы пьесы включают справедливость, «нравственность и милосердие в Вене» и дихотомию между порочностью и чистотой: «одни поднимаются грехом, а другие падают». Преобладают милосердие и добродетель, поскольку пьеса не заканчивается трагически, а в конце постановки проявляются такие добродетели, как сострадание и прощение. В то время как в пьесе основное внимание уделяется справедливости в целом, финальная сцена показывает, что Шекспир предназначал моральную справедливость для сдерживания строгого гражданского правосудия: ряд персонажей получают понимание и снисхождение вместо сурового наказания, которое они, согласно закону, могли бы понести. был приговорен.
Самое раннее записанное исполнение « Меры за меру» состоялось в ночь на святого Стефана 26 декабря 1604 года.
Во время реставрации, Мера была один из многих шекспировских пьес, приспособленных к вкусам новой аудитории. Сэр Уильям Давенант включил Бенедика и Беатрис из « Много шума из ничего» в свою адаптацию под названием «Закон против влюбленных». Сэмюэл Пепис увидел гибридную пьесу 18 февраля 1662 года; он описывает это в своем дневнике как «хорошую и хорошо исполненную пьесу» - его особенно впечатлило пение и танцы молодой актрисы, сыгравшей Виолу, сестру Беатрис (творение Давенанта). Давенант реабилитировал Анджело, который сейчас только проверяет целомудрие Изабеллы; спектакль заканчивается тройным браком. Эта одна из самых ранних адаптаций Реставрации, похоже, не имела успеха на сцене.
Чарльз Гилдон вернулся к тексту Шекспира в постановке 1699 года в Lincoln's Inn Fields. В адаптации Гилдона, озаглавленной « Красота - лучший защитник», удаляются все персонажи с низким уровнем комиксов. Более того, заключив в тайном браке Анджело и Мариану, Клаудио и Джульетту, он устраняет почти всю незаконную сексуальность, которая занимает центральное место в пьесе Шекспира. Кроме того, он интегрируется в игровые сцены из оперы Генри Перселла « Дидона и Эней», которую Анджело время от времени смотрит на протяжении всей пьесы. Гилдон также предлагает отчасти шутливый эпилог, сказанный призраком Шекспира, который жалуется на постоянные пересмотры его работ. Как и версия Давенанта, версия Гилдона не получила распространения и не была возрождена.
Джон Рич представил версию, более близкую к оригиналу Шекспира, в 1720 году.
В конце викторианской эпохи тема пьесы вызывала споры, и когда Аделаида Нилсон появилась в роли Изабеллы в 1870-х годах, возник протест. Драматическое общество Оксфордского университета обнаружили, что необходимо редактировать его, когда постановка его в феврале 1906 года с Gervais Rentoul как Анджело и Мод Хоффман, как Изабелла, и тот же текст был использован, когда Оскар Аш и Лили Брайтона поставил его в Адельфи театра в следующем месяц.
Уильям Поэл поставил пьесу в 1893 году в Королевской королевской семье, а в 1908 году - в Гейети в Манчестере, выступая в роли Анджело. Как и другие его елизаветинские спектакли, в них использовался неразрезанный текст оригинала Шекспира с минимальными изменениями. Использование нелокализованной сцены без декораций и быстрая музыкальная доставка драматической речи установили стандарт быстроты и непрерывности, показываемой в современных постановках. Работа Поэла также стала первой решительной попыткой продюсера дать современное психологическое или теологическое прочтение как персонажей, так и общего послания пьесы.
Известные постановки ХХ века « Мера за меру» включают Чарльза Лотона в роли Анджело в театре Олд Вик в 1933 году и постановку Питера Брука 1950 года в Мемориальном театре Шекспира с Джоном Гилгудом в роли Анджело и Барбарой Джеффорд в роли Изабеллы. В 1957 году Джон Хаусман и Джек Ландау поставили постановку в Театре Феникс в Нью-Йорке, в которой участвовали Джерри Стиллер и Ричард Уоринг. Пьеса только однажды была поставлена на Бродвее в постановке 1973 года, также поставленной Хаусманом, в которой Дэвид Огден Стиерс сыграл Винчентио, Кевин Клайн в маленькой роли брата Питера и Патти Лупоне в двух небольших ролях. В 1976 году был в Нью - Йорке фестиваль Шекспира производства с участием Сэма Ватерстон как герцога, Мерил Стрип, как Изабелла, Джон Казале, как Анджело, Ленни Бэйкер как Лусио, Джеффри Tambor как Elbow и Джудит Свет как Francisca. В апреле 1981 года режиссер Майкл Рудман представил в Лондонском Национальном театре версию с полностью черным составом. Рудман инсценировал свою концепцию на Шекспировском фестивале в Нью-Йорке в 1993 году с Кевином Клайном в главной роли герцога, Андре Браугером в роли Анджело и Лизой Гей Гамильтон в роли Изабеллы. В 2013 году Роберт Фоллс поставил постановку, действие которой происходило в 1970-х годах на Таймс-сквер в Нью-Йорке, в театре Гудмана в Чикаго. Эта версия была доступна для потоковой передачи с 26 апреля по 9 мая 2021 года.
В период с 2013 по 2017 год театральная труппа Cheek by Jowl поставила русскоязычную версию спектакля совместно с Пушкинским театром в Москве и Barbican Center в Лондоне. Производство было направлено Декланом Доннелланом и разработано Ником Ормеродом.
В 2018 году Джози Рурк поставила уникальную постановку пьесы с противоположным полом в Donmar Warehouse в Лондоне, в которой Джек Лоуден и Хейли Этвелл последовательно чередуют роли Анджело и Изабеллы.