Манат | |
---|---|
Богиня судьбы, удачи, времени, смерти и судьбы | |
Рельеф II века нашей эры из Хатры с изображением богини аль-Лат в окружении двух женских фигур, возможно, аль-Уззы и Маната. | |
Главный культовый центр | Мекка |
Обитель | Аль-Мушаллал |
Символы | Убывающая луна, чаша смерти |
Область | Аравия |
Персональные данные | |
Братья и сестры | Аль-Лат, Аль-Узза |
Консорт | Hubal |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Ананке |
Часть серии мифов о |
Религии древнего Ближнего Востока |
---|
Доисламские арабские божества |
Арабские божества иностранного происхождения |
|
Манат ( арабский : مناة Арабский произношение: [манах] Pausa, [maˈnaːt] ; также транслитерируется как манах) была семитской богиней, которой поклонялись на Аравийском полуострове до появления ислама и исламского пророка Мухаммеда в 7 веке. Она была средитрех главных богинь Мекки, наряду со своими сестрами Аллат и Аль-Узза, и среди них она была самой старшей из них.
Имя богини может иметь два возможных значения. Во-первых, оно, вероятно, произошло от арабского корня « мана », поэтому ее имя будет означать «отмерять» или, альтернативно, «определять», а второе - что оно происходит от арабского слова « мания», означающего «судьба». Оба значения подходят для ее роли богини судьбы и судеб. Доисламские теофорические имена, включая Манат, хорошо известны в арабских источниках.
Считающаяся богиней судьбы, удачи, времени и судьбы, она была старше как Аль-Лат, так и Аль-Узза, поскольку теофорические имена, включая ее, такие как Абд-Манах или Зайд-Манах, встречаются раньше, чем имена с участием Аль- Лат или Аль-Узза. Но помимо того, что она была самой древней из трех главных богинь Мекки, она также, вполне возможно, была одной из самых древних в семитском пантеоне.
Ее теперь потерянная главная святыня находилась между Меккой и Мединой на побережье Красного моря, вероятно, в аль-Мушаллале, где был установлен ее идол. Бану Аус и Бан Хазрадж считался один из самых преданных племен богиня, так что место, чтобы жертвы ей было обычно называют его значением для Хазраджа, как известно из стихотворения, скорее всего, написанного Абд-аль-Узза ибн-Вадия аль-Музани:
Клятву, правдивую и справедливую, я поклялся Манахом на священном месте Хазраджа.
Ее ранние изображения включали ее деревянный портрет, залитый жертвенной кровью, но наиболее заметным ее изображением был ее идол, воздвигнутый в аль-Мушаллале. Когда доисламские арабы совершали паломничество в аль-Мушаллал, они брили голову и какое-то время стояли перед идолом Маната. Они не сочли бы свое паломничество завершенным, если бы не посетили ее кумира.
Ее идол, вероятно, также был среди 360 идолов в Каабе. Согласно Ибн аль-Кальби, когда прихожане обходили Каабу, они повторяли ее имя вместе с именами ее сестер, аль-Лат и аль-Узза, в поисках их благословения и заступничества.
Также считалось, что Манат охраняет могилы, о чем свидетельствует надпись на могиле, гласящая: «И пусть Душара, и Манат, и Кайша проклянут любого, кто продает эту могилу, или покупает ее, или дает ее в залог, или делает ее в дар, или сдает в аренду, или оформляет. для себя какой-либо документ, касающийся этого, или хоронит в нем кого-либо, кроме упомянутого выше ».
Все разные версии этой истории восходят к одному рассказчику Мухаммаду ибн Каабу, который был на два поколения отстранен от биографа Ибн Исхака. В своей основной форме история сообщает, что Мухаммед стремился обратить своих родственников и соседей Мекки в ислам. Когда он читал эти стихи Сурат ан-Наджм, считавшиеся откровением от ангела Гавриила,
Сатана искушал его произнести следующую строку:
Эта линия была взята из религиозных песнопений мекканских многобожников, которые молились трем богиням, обходя Каабу.
В том же месяце, когда была миссия Халида ибн аль-Валида по уничтожению аль-Уззы и Сува, Саад бин Заид аль-Ашхали был отправлен с 20 всадниками в Аль-Машаллал, чтобы уничтожить идола по имени Манат, которому поклоняются многобожники. Племена Аль-Аус и Аль-Хазрадж в Аравии. Согласно легенде, появилась обнаженная темнокожая женщина с растрепанными волосами, которая плакала и била себя в грудь. Саад немедленно убил ее, уничтожил идола и разбил шкатулку, вернувшись после завершения своего поручения.
Группа, совершившая этот рейд, ранее была преданными поклонниками аль-Маната. Согласно некоторым источникам, среди них ибн Калби, Али был послан для сноса аль-Маната; однако сэр Уильям Мьюир утверждает, что есть больше доказательств того, что рейд был осуществлен Саадом, и что Мухаммеду было бы нехарактерно послать Али, поскольку Мухаммед посылал бывших прихожан сносить идолов.
Нападение Махмуда из Газни на храм Сомнатх в Индии в 1024 году могло быть вызвано верой в то, что идол Маната был тайно перенесен в храм. По словам придворного поэта Газневидов Фаррухи Систани, который утверждал, что сопровождал Махмуда в его набеге, Сомнат (переведенный на персидский язык) был искаженной версией су-маната, относящейся к богине Манат. По его словам, а также по словам более позднего историка Газневидов Абу Саида Гардези, изображения других богинь были уничтожены в Аравии, но богиня Маната была тайно отправлена в Катхиавар (в современном Гуджарате ) для сохранности. Поскольку идол Маната был аниконическим изображением черного камня, его можно было легко спутать с лингамом в Сомнатхе. Говорят, что Махмуд сломал идола, забрал его части в качестве добычи и положил на землю, чтобы люди могли ходить по нему. В своих письмах к халифату Махмуд преувеличивал размер, богатство и религиозное значение храма Сомнатх, получая взамен грандиозные титулы от халифа.