Махишмати ( IAST : Махишмати) было древним царством в современной центральной Индии. Он был расположен в современном Махешваре в Мадхья-Прадеше, на берегу реки Нармада.
Он упоминается в нескольких древних текстах, и говорят, что им правил легендарный правитель Хайхайи Картавирья Арджуна. Махишмати был самым важным городом в южной части царства Аванти, а позже служил столицей королевства Анупа.
О местонахождении Махишмати известно следующее:
Несколько городов в Мадхья-Прадеше, расположенных вдоль реки Нармада, считаются древними Махишмати. Это включает:
Санскритский эпос Рамаяна упоминает нападение царя ракшасов Раваны на Махишмати. В « Анушасана парва» говорится, что сын Икшваку Дашашва был царем Махишмати. Далее упоминается, что царь Хайхайя Картавирья Арджуна правил всей землей из своей столицы Махишмати (13:52). Он был убит Бхаргавой Рамой.
Махабхарата упоминает Махишмати как часть царства, отличного от царства Аванти. В Сабха Парва (2:30) говорится, чтополководец пандавов Сахадева напал на Махишмати и победил его правителя Нилу. Махисмати находился под защитой Агни из-за его супружеских отношений с дочерью царя. Агни даже предоставил незамужним женщинам Махисмати свободу не оставаться вечно с одним мужем и свободно передвигаться. Царь Махишмати Нила упоминается как лидер в войне на Курукшетре, оцененный Бхишмой как Рати. Его кольчуга была синего цвета (Мбх 5: 19,167).
Харивамша (33.1847) называет основателя Махишмати Махишмантом, царем, который был сыном Саханджи и потомком Яду по Хайхайе. В другом месте он называет основателем города Мучукунду, предком Рамы. В нем говорится, что он построил города Махишмати и Пурика в горах Ркша.
В « Рагхувамсе» говорится, что Махишмати находился на реке Рева (Нармада) и был столицей страны Анупа.
Согласно Падма Пуране (VI.115), город на самом деле был основан неким Махишей.
В другом сообщении говорится, что Картавирья Арджуна захватил город Махишмати у Каркотака Нага, вождя нагов, и сделал его своей столицей-крепостью.
В буддийском тексте Дигха Никая Махишмати упоминается как столица Аванти, а в Ангуттара Никае говорится, что Удджайни был столицей Аванти. Мах-Говинд Suttanta также утверждает, что Mahishmati как столица Аванти, чей король был один Vessabhu. Возможно, столица Аванти была временно перенесена из Удджаяни в Махишмати.
Дипавамса упоминает территорию под названием Mahisa, описывая его как Mahisa-Ratta ( «Mahisa страна»). Mahavamsa описывает эту область как мандалы, назвав его Махиша-мандалы. Буддийский ученый 5-го века Буддхагхоса называл эту территорию по-разному: Раттхам-Махишам, Махишака-мандала и Махишмака. Джон Фейтфул Флит предположил, что Махишмати был столицей этого региона, названного в честь племени Махиша. Это, кажется, так же, как «Mahishaka», который описан в южном царстве (то есть, к югу от Vindhyas и Нармада) в бхишмапарва в Махабхарате.
Sutta Nipata утверждает, что, когда ученики Bavari путешествовали из Pratishthana в Ujjayani, Mahishmati был один из городов на маршруте. Надписи в Санчи упоминают, что паломники из Махишмати посещали ступу в Санчи.
В Махабхарате есть описание необычной традиции, когда брак как гражданский институт не был универсальным в Махишмати, в отличие от остальной части Арьяварты, о которой также рассказывается на телугу-языке Андхра Махабхарата в «Сабха парва».
Согласно легенде, был царь нишад по имени Нила, который правил Махишмати. У царя Нилы была очень красивая дочь. Настолько, что Агни (владыка огня) влюбился в нее, на что последовал ответный ответ. Принцесса всегда оставалась возле священного огня своего отца, заставляя его вспыхивать с силой. И священный огонь царя Нилы, даже если его раздувать, не загорелся, пока его не взволновало нежное дыхание ее губ. Агни, приняв облик брахмана, начинает подолгу ухаживать за принцессой. Но однажды пару обнаружил король, который пришел в ярость. После этого Нила приказала наказать брахмана согласно закону. При этом прославленное божество вспыхнуло в гневе, и, увидев ужасное пламя, царь испугался и низко склонил голову к земле. Король приветствует Господа Агни и говорит, что не может наказать бога, ответственного за происхождение Вед, источника всего Знания и Дхармы. Умиротворенный Агни затем дарует благо Нишаде, и король просит защиты своего королевства от любых вторжений. Агни клянется защищать свое королевство при условии, что король освятит удовольствие из чистой любви законным действием в своем королевстве.
Спустя годы, после эпической войны, победивший Юдхиштхира планирует провести яджну, победив всех на Земле. Сахадева, самый молодой из Пандавов, знающий, что Господь Агни защищает царство Нишада, успешно молится Господу Агни и затем переезжает в Королевство Саураштра.
В 6-7 веках Махишмати, возможно, служил столицей королевства Калачури.
Правители некоторых королевств 11 и 12 веков на территории современной Южной Индии заявили о своем происхождении от Хайхая. Они указали свое заявленное место происхождения титулом «Владыка Махишмати, лучшего из городов».
Махишмати, кажется, был процветающим городом еще в 13 веке. В надписи 1225 г. н.э. царя Парамара Девапала упоминается, что он останавливался в Махишмати.
История из серии Baahubali фильма установлена в беллетризованной версии королевства.