Лондон-Сидней марафон был автопробег из Соединенного Королевства в Австралии. Впервые он был проведен в 1968 году, второе мероприятие, проведенное теми же организаторами, было проведено в 1977 году, а третье - в 1993 году в ознаменование 25-летия оригинала. Впоследствии были оспорены еще три митинга в 2000, 2004 и 2014 годах.
1968 событие вдохновило разных организаторов, чтобы создать 1970 Лондон в Мексике World Cup Rally, в 1974 Лондон-сахаро-Мюнхенский World Rally Cup, и ралли Дакар.
В оригинальном заезде 1968 года победу одержали Эндрю Коуэн, Колин Малкин и Брайан Койл, управлявшие Hillman Hunter. Готово пятьдесят шесть машин.
Оригинальный марафон был результатом обеда в конце 1967 года, в период подавленности в Великобритании, вызванной девальвацией на фунте. Сэр Макс Эйткен, владелец Daily Express, и двое его руководителей, Джоселин Стивенс и Томми Сопвит, решили организовать мероприятие, которое их газета могла бы спонсировать и которое послужило бы поднять настроение страны. Считалось, что такое мероприятие станет витриной для британского машиностроения и увеличит экспортные продажи в странах, через которые оно проходит.
Приз начальной UK £ 10,000 победителя, предлагаемые Daily Express вскоре присоединился Финалист премии за £ 3000 и две £ 2000 призов за третье место команды, и для высших расположенный австралийцев, все из которых были гарантированы от Daily Газета Telegraph и ее владелец сэр Фрэнк Пакер, который стремился продвигать антиподский этап митинга.
Организационный комитет из восьми человек был создан для создания достаточно сложного, но удобного для навигации маршрута. Джек Сирс, секретарь-организатор и сам бывший автогонщик, наметил 7000-мильный курс, охватывающий одиннадцать стран за такое же количество дней, и договорился, что лайнер Pamp;O SS Chusan переправит первые 72 машины и их команды в девятидневное путешествие из Индия, перед финальными 2600 милями по Австралии:
Европа и Азия | |||||
---|---|---|---|---|---|
Нога | Дата | Начинать | Заканчивать | Разрешенное время | Описание |
1 | 24-25 ноября | Лондон | Париж | 12ч 32м | 23:00 отправление из Кристал Пэлас, Лондон ; 0400hrs отправляется в Англии в Дувре на кросс- канал парома во Францию; 11.32 - прибытие в аэропорт Ле Бурже, Париж. |
2 | 25–26 ноября | Париж | Турин | 13ч 32м | В Италию через туннель Монблан ; 0052 прибытие в Турин. |
3 | 26 ноября | Турин | Белград | 21ч 12м | Автострада в сторону Венеции перед переходом в Югославию ; 22:04 прибытие в Белград. |
4 | 26–27 ноября | Белград | Стамбул | 15ч 31м | Ночью через Болгарию в Турцию ; 13:35 прибытие в Стамбул. |
5 | 27–28 ноября | Стамбул | Сивас | 12ч 25м | Переправа через пролив Босфор на пароме через Анкару и перевал Болу; 03:00 прибытие в Сивас. |
6 | 28 ноября | Сивас | Эрзинджан | 2ч 45м | На восток по грунтовым дорогам; 04:45, Эрзинджан. |
7 | 28–29 ноября | Эрзинджан | Тегеран | 22ч 01м | Пересечь границу с Ираном ; 02:46 прибытие в Тегеран. |
8 | 29–30 ноября | Тегеран | Кабул | 23ч 33м | Следуйте одним из двух маршрутов к Ислам-Кале в Афганистане : либо северным путем через горы Альбурз, огибающие южные берега Каспийского моря, либо более коротким, но более опасным путем вдоль северного края Великой соленой пустыни ; 02:19 прибытие в Кабул, где своевременные экипажи могут насладиться 6,5-часовым отдыхом перед открытием Хайберского перевала. |
9 | 30 ноября | Кабул | Сароби | 1ч 00м | 08:42 - выезд из Кабула по устаревшей дороге с рыхлым покрытием через перевал Латабанд ; 09:42 прибытие Сароби. |
10 | 30 ноября - 1 декабря | Сароби | Дели | 17ч 55м | Пересеките Пакистан за день в Индию ; 0337 часов прибытие в Дели. |
11 | 1-2 декабря | Дели | Бомбей | 22ч 51м | Пройдите через Агру и Индор ; 0228 - прибытие в Бомбей. |
Остальные экипажи вылетели из Бомбея в 3 часа ночи в четверг 5 декабря и прибыли во Фримантл в 10 утра пятницы 13 декабря, после чего вновь отправились в Перт на следующий вечер. Любая попытка ремонта автомобиля во время рейса приведет к исключению экипажа.
Австралия | |||||
---|---|---|---|---|---|
Нога | Дата | Начинать | Заканчивать | Разрешенное время | Описание |
12 | 14-15 декабря | Перт | Youanmi | 7ч 00м | Отправление в 18:00 от парка Глостер по гладкой, но грунтовой дороге; 01:00 прибытие в заброшенный шахтерский городок Юанми. |
13 | 15 декабря | Youanmi | Марвел Лох | 4ч 03м | Через полупустыню через Димал до асфальтовой дороги у Снегири ; 0503 прибытие Marvel Loch. |
14 | 15 декабря | Марвел Лох | Lake King | 1ч 59м | В пустыню Налларбор ; 0702 прибытие к озеру Кинг (перекресток). |
15 | 15 декабря | Lake King | Ceduna | 14ч 52м | 21:54 прибытие Ceduna. |
16 | 15–16 декабря | Ceduna | Quorn | 6ч 18м | 0412hrs прибыть Quorn. |
17 | 16 декабря | Quorn | Моралана Крик | 1ч 17м | 05:29 прибытие в Моралана-Крик. |
18 | 16 декабря | Моралана Крик | Brachina | 1ч 30м | 0659 прибытие в Брахину. |
19 | 16 декабря | Brachina | Mingary | 4ч 10м | 11:09 прибытие в Мингары. |
20 | 16 декабря | Mingary | Menindee | 2ч 12м | 13.29 прибытие в Менинди. |
21 год | 16 декабря | Menindee | Gunbar | 5ч 18м | 1839. Прибытие Гунбара. |
22 | 16 декабря | Gunbar | Edi | 4ч 26м | 2305 прибытие Эди. |
23 | 16-17 декабря | Edi | Brookside | 1ч 00м | 0005 часов прибывают в Бруксайд. |
24 | 17 декабря | Brookside | Омео | 1ч 55м | 02:00 прибытие Омео. |
25 | 17 декабря | Омео | Мурриндал | 2ч 06м | 0406 прибывает Мурриндал. |
26 | 17 декабря | Мурриндал | Ингебира | 1ч 31м | 05:37 прибытие Ингебира. |
27 | 17 декабря | Ингебира | Numeralla | 1ч 29м | 0706 часов прибытие Numeralla. |
28 год | 17 декабря | Numeralla | Станция Хиндмарш | 0ч 42м | 07:48 прибытие на станцию Хиндмарш. |
29 | 17 декабря | Станция Хиндмарш | Nowra | 2ч 01м | 09:49 прибытие в Новру. |
30 | 17 декабря | Nowra | Ферма Уорика | 3ч 30м | 13.19 прибытие на ферму Уорик. |
31 год | 18 декабря | Ферма Уорика | Сидней | Прибытие процессией в Сидней. |
Роджер Кларк быстро установил лидерство на первом действительно опасном этапе от Сиваса до Эрзинджана в Турции, в среднем почти 60 миль в час на своем Lotus Cortina на 170-мильном этапе. Несмотря на потерю времени в Пакистане и Индии, он сохранил свое лидерство до конца азиатской секции в Бомбее, с Симо Lampinen «s Ford Taunus второй и Люсьен Бьянки » s DS21 в третий.
Однако, оказавшись в Австралии, Кларк потерпел несколько неудач. Из-за поломки поршня он опустился на третье место и стоил бы ему финиша, если бы он не смог разобрать машину товарища по Ford Motor Company Эрика Джексона на запчасти. После ремонта у него случился выход из строя заднего дифференциала. Встретив Cortina на обочине дороги, он убедил первоначально неохотного владельца продать его задний мост и возобновил работу еще раз, хотя и ценой 80-минутной задержки, пока он был заменен.
В результате Люсьен Бьянки и штурман Жан-Клод Ожье на Citroën DS лидировали, опередив Жильберта Стапелаэра / Симо Лампинена на немецком Ford Taunus, а Эндрю Коуэн на Hillman Hunter 3-е место. Затем «Таунус» Стаэпелэра ударился о стойку ворот, сломав рулевую тягу. В результате Коуэн оказался на втором месте, а Austin 1800 Пэдди Хопкирка - на третьем. Подойдя к контрольно-пропускному пункту Nowra в конце предпоследнего этапа, до Сиднея оставалось всего 98 миль, французы попали в лобовое столкновение с автомобилистом, который по ошибке выехал на закрытый курс, разбив свой Citroën DS и госпитализировав пару.
Хопкирк, первый водитель на месте происшествия (впереди Коуэна на дороге, но позади на штрафных), остановился, чтобы оказать помощь раненым и потушить пламя в горящих машинах. Эндрю Коуэн, следующий на месте происшествия, также сбавил скорость, но ему было дано сообщение, что все под контролем. Хопкирк вернулся в розыгрыш, и ни он, ни Коуэн на этом этапе не проиграли пенальти. Таким образом, Эндрю Коуэн, который просил «машину прийти последней» с завода Chrysler, предполагая, что всего полдюжины водителей смогут добраться до Сиднея, одержал победу на своем Hillman Hunter и получил приз в размере 10 000 фунтов стерлингов. Хопкирк финишировал вторым, а австралиец Ян Воган был третьим на заводском Ford XT Falcon GT. Ford Australia выиграла Командный приз со своими тремя Falcons GT, заняв 3-е, 6-е и 8-е места.
Успех марафона 1968 года привел к розыгрышу розыгрыша Кубка мира, хотя после спорного события 1974 года никакие другие соревнования Кубка мира не проводились. В то время как первоначальное мероприятие должно было стать триумфом для Rootes Group, в выпуске 1977 года, на этот раз спонсируемом Singapore Airlines, доминировал Mercedes-Benz. Немецкая марка претендовала на финиш 1–2 и имела две другие машины в восьмерке лучших. Эндрю Коуэн на 280E повторил свой успех девятилетней давности, а за ним домой ехал его товарищ по команде Тони Фаукс на аналогичной машине. Пэдди Хопкирк, на этот раз за рулем Citroën CX, занял последнее место на подиуме.
Ник Бриттан, участник оригинального соревнования на Lotus Cortina, основал свою компанию как организатор современных гонок на выносливость с повторным пробегом марафона в честь 25-й годовщины в 1993 году. Он убедил 21 гонщика, который участвовал в соревнованиях в 1968 году, вернуться, в том числе Эндрю Коуэн и Роджер Кларк, а также всего 106 команд из 17 стран приняли участие. Коуэн ездил на той же машине, что и в первый раз, его Hillman Hunter был предоставлен ему на время музеем Шотландского автомобильного клуба, в то время как другие участники ездили на автомобилях до 1970 года. Стартовый взнос составил 12 900 фунтов стерлингов, а ориентировочная стоимость участия - 45 000 фунтов стерлингов.
Ралли на 16 000 км имело три основных отличия от своего предка. Во-первых, изменяющийся политический климат на Ближнем Востоке означал, что некоторые страны, такие как Иран и Афганистан, теперь оказались вне границ, хотя в Европе, Турции и Австралии большая часть первоначального маршрута была восстановлена. Также из соображений безопасности старые запланированные открытые участки дороги были заменены на более современные спецучастки. Наконец, с исчезновением великих пассажирских лайнеров не будет большого путешествия через Индийский океан в Австралию, вместо этого Бриттан ведет переговоры о том, чтобы два грузовых самолета Антонов Ан-124 доставили машины в Австралию.
Выигрышный водитель был Фрэнсис Tuthill в Porsche 911, опередив Ford Falcon GT от Ian Vaughan, который занял третье место в 1968 году в Кении «s Майком Kirkland, старания в Safari Rally, принял окончательное место на подиуме в Peugeot 504.
Второй повтор был организован в 2000 году как «празднование тысячелетия [] первого эпического события». Опять же, большая часть Азии была недоступна по политическим причинам, с двумя воздушными перелетами вместо единственной в 1993 году. Теперь, после пересечения Европы и Турции в первые четырнадцать дней, участники будут загружены на Антоновы для поездки в северный Таиланд., двигаясь на юг через страну в Малайзию в течение двенадцати дней, прежде чем отправиться в Австралию на последние восемь дней ралли.
Из 100 стартовавших, покинувших Лондон, 78 добрались до Сиднея, причем Стиг Бломквист и Бен Рейнсфорд одержали победу над Мишель Мутон на Porsche 911, штурманом которой был победитель 1993 года Фрэнсис Тутхилл. Рик Бейтс и Дженни Бриттан в другом 911 заняли третье место.
Третий повторный запуск представлял собой комбинацию современных автомобилей Группы N (выставочного класса) и классики до 1977 года, причем все они были ограничены приводом на два колеса и двигателем объемом менее двух литров. Новая Зеландия в тандеме со специалистами по подготовке к гонкам из Линкольншира, Англия, Langworth Motorsport, выиграла 1–2–3 подиума с тремя пилотируемыми Киви Honda Integra ; победители в общем зачете Джо МакЭндрю и Мюррей Коул, занявшие второе место Майк Монтгомери и Рой Уилсон, а также Шейн Мерланд и Джон Бентон на третьем месте. Самый высокий расположенный классический автомобиль был Ford Escort RS1600, приводимый в Британии Энтони Уорд и Марк Solloway, который закончил шестой в целом.
Десять лет спустя прошел шестой марафон. В отличие от своих пяти предшественников, он работал в обратном направлении, начиная с Сиднея и направляясь в Лондон по воздушному транспорту, связывающему западное побережье Австралии с Турцией.
Год | Мероприятие | Победитель | Транспортное средство |
---|---|---|---|
1968 г. | Daily Express Лондон – Сиднейский марафон | Эндрю Коуэн | Hillman Hunter |
1977 г. | Ралли сингапурских авиалиний | Эндрю Коуэн | Мерседес-Бенц 280Е |
1993 г. | Ломбардный Лондон – Сиднейский марафон | Фрэнсис Тутхилл | Порше 911 |
2000 г. | Лондон – Сиднейский марафон | Стиг Бломквист | Форд Капри |
2004 г. | Лондон – Сиднейский марафон | Джо МакЭндрю | Honda Integra Type-R |
2014 г. | Классический марафонский ралли Сидней – Лондон Big One | Джефф Ольхольм | Datsun 260Z |
2019 г. | Классический марафонский ралли Сидней – Лондон Big One | Махараджа Раджа | Skoda Octavia 1Z5 TSI |