Сен-Леодегар (или Леже). Епископ Автона | |
---|---|
Родился | c. 615. Отун, Сона и Луара, Бургундия, Франция |
Умер | (679-10 -02) 2 октября 679 г.. Сарсинг, Сомма, Пикардия, Франция |
Почитается в | Римско-католической церкви. Восточной Православной церкви |
Канонизированный | Преконгрегация |
Майор святыня | Собор Отена и Большая Семинара Суассона |
Праздник | 2 октября |
Атрибуты | Человек, у которого скучают глаза с гимлетом. Епископ держит бураву. Епископ держит крюк с двумя зубцами |
Покровительство | Миллерс. Призвано против слепоты. Глазная болезнь. Глаза проблемы. Больные глаза |
Леодегар из Пуатье (латинский : Leodegarius; французский : Léger; ок. 615 - 2 октября 679 г. Н.э.) был замученным бургундским епископом Отена. Он был сыном святой Сиграды и братом святого Варина.
Леодегара был противником Эброина, франкского мэра дворца в Нейстрии и лидер фракции австразийской знати в борьбе за гегемонию над угасающей династией Меровингов. Его пытки и смерть сделали его мучеником и святым.
Леодегар был сыном высокопоставленного бургундского дворянина Бодилона, Граф Пуатье и Париж и Сиграда Эльзасский, позже ставшая монахиней в Сент-Мари-де-Суассон. Его братом был Варин.
Он провел детство в Париже при дворе Клотера II, короля франков, и получил образование в дворцовой школе. Когда он стал старше, его отправили в Пуатье, где давно существовала кафедральная школа, чтобы он учился у своего дяди по материнской линии Дезидерия (Дидона), епископа Пуатье. В 20 лет дядя сделал его архидиаконом.
Вскоре он стал священником, а в 650 году с разрешения епископа стал монахом в монастыре преподобного Максенция в г. Пуату. Вскоре он был избран аббатом и инициировал реформы, включая введение бенедиктинского правила.
Около 656 года, примерно во время узурпации Гримоальда в Австралии и Изгнание мальчика-наследника Дагоберта II, Леодегар был вызван к нейстрийскому двору овдовевшей королевой Батильдой для помощи в управлении объединенными королевствами и в воспитании ее детей. Затем в 659 г. он был назван в см. Отена в Бургундии. Он снова предпринял работу по реформе и провел совет в Отуне в 661 году. Совет осудил манихейство и был первым, кто принял тринитарий Афанасийский символ веры. Он провел реформы среди светского духовенства и в религиозных общинах и построил в городе три баптистерия. Церковь Сен-Назер была расширена и украшена, и здесь было создано убежище для неимущих. Леодегар также приказал отремонтировать общественные здания и восстановить старые римские стены Отена. Его авторитет в Отене сделал его лидером франко-бургундской знати.
Между тем, в 660 году австразийская знать потребовала короля, и молодой принц Хильдерик II был послан к ним под влиянием Эброина, мэра дворца в Нейстрия. Королева ушла из двора, который принадлежал Эброину, в аббатство, которое она основала в Шелле, недалеко от Парижа. После смерти короля Клотера III в 673 г. началась династическая борьба, в которой соперники претендовали на роль пешек; Эброин поднял Теодериха на трон, но Леодегар и другие епископы поддержали претензии своего старшего брата Хильдерика II, который с помощью австразийцев и бургундцев в конечном итоге стал королем. Эброин был интернирован в Люксей, а Теодерик отправлен в Сен-Дени.
Леодегар остался при дворе, руководя молодым королем. Однако в 673 или 675 году Леодегара также отправили в Люксёй. Причиной протеста против брака Хильдерика и его двоюродного брата является агиографическая условность; как вождь австразийской и бургундской знати, Леодегар легко представлялся его врагами опасным. Когда Хильдерик II был убит в Бонди в 675 году недовольным Франком, Теодерик III был назначен королем в Нейстрии, сделав Леудезия своим мэром. Эброин воспользовался хаосом, чтобы сбежать из Люксейля и поспешить ко двору. Вскоре Эброин убил Леудезия и снова стал мэром, оставаясь непримиримым врагом Леодегара.
Мученичество Сен-ЛежеОколо 675 г. герцог Шампанский, епископ Шалон-сюр- Марна и епископ Валенсии, возбужденные Эброином, напали на Отена, и Леодегар попал в их руки. По наущению Эброина Леодегару выкололи глаза и прижгли глазницы, а язык вырезали. Несколько лет спустя Эброин убедил короля, что Хильдерик был убит по наущению Леодегара. Епископа снова схватили, и после инсценированного судебного разбирательства он был унижен и приговорен к дальнейшему изгнанию в Фекамп в Нормандии. Около Сарсинга его вывели в лес по приказу Эброина и обезглавили.
Сохранилось сомнительное завещание, составленное во время совета в Отуне, так же как и акты совета. Сохранилось также письмо, которое он приказал отправить своей матери после того, как его искалечили.
В 782 году его мощи были перенесены с места его смерти, Сарсинга в Артуа, на место его самой ранней агиографии - аббатство святого Максенция (Сен-Миксент) недалеко от Пуатье. Позже они были перевезены в Ренн, а оттуда в Эбрей, который в его честь был назван Сен-Леже. Некоторые реликвии до сих пор хранятся в соборе Отена и Большой Семинаре Суассона. В 1458 году кардинал Ролен объявил свой праздник священным праздником.
Источниками его биографии являются два ранних (хотя и не одновременных) жития, взятых из одного и того же утерянного источника (Krusch 1891), а также два более поздних (одно из них в стихах).
Исторически у богатых британских купцов существовал обычай продавать в мае, проводить лето за пределами Лондона, а затем возвращаться в День святого Леже. Это привело к появлению поговорки, используемой в отношении финансовых торговых рынков: «Продай в мае и уходи, и возвращайся в День Святого Леже».
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Святой Леодегар». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.