Святые. Элевферий и Антия | |
---|---|
Мученичество Элевферия из Менологиона Василия II | |
Мученики | |
Почитаются в | католической церкви. Восточное православие. восточное православие |
канонизированное | предконгрегационное |
майор святыня | собор Риети, Италия |
праздник | 18 апреля, 5 сентября, 24 ноября |
Атрибуты | Пальма мученика |
Элевферий (или Элеут (h) erus или Элефтериос ; иногда называемый Liberalis или Liberator, первые транслитерации и последние переводы его (албанский: Shën Lefter, греческий : Ἐλευθέριος) и его матери Antia (или Anthia ) (албанский: Shën Anthi, греческий : Ἀνθία, итальянский : Santi Eleuterio e Anzia) почитаются как христиане святые и мученики в Албании.
Родившийся в Риме, отец Элевферия умер, когда он был маленьким ребенком, и его мать, Антия., привел его к Аникету, епископу Рима, который учил его священным писаниям. Элевферий почитается как епископ Иллирика ; согласно традиции, Антиа была его матерью. Согласно источнику на греческом языке, датированному периодом до V века, Антия была вдовой консула по имени Евгений. Ее сын Элевферий был рукоположен в диакона и священником, а затем рукоположен в епископа человеком по имени Аникет. Эта традиция, возможно, возникла из-за смешения с Папой Элевферием, который, возможно, был диаконом Папы Аникета (ок. 154-164).
Традиция утверждает, что Элевферий был назначен епископом Мессины и Иллирика в возрасте двадцати лет и, по-видимому, поселился в Валоне. Он был заключен в тюрьму к приходу по имени Феликс; Элевферий и Антиа были доставлены в Рим, чтобы их судил император Адриан. Согласно этому источнику, Элевферий и Антиа были приговорены к смерти 15 декабря. Согласно традиции, Элевферий был забит до смерти, а Антиа обезглавлена.
A Латинский перевод этого греческого текста, датируемый примерно 8-м веком, утверждает, что Аникет, после посвящения Элевферия, назначил его на кафедру Апулиама Эканама civitatem (). Затем Элевферий и Антиа были доставлены в Рим и убиты 18 апреля. Источник утверждает, что жители Эки забрали тела двух мучеников из Рима и вернулись с ними в свой город
Бароний использует описательного Episcopi Illyrici (епископа Иллирика) в своем Римском мартирологе, так как он обращался к греческому источнику. Ипполит Делехай считал, что связь с Экой ошибочна, а столетия назад Флорус считал, что Апулиам Эканам был ошибкой для Апулиама Мессенама (Мессина ), но связь с Мессиной также может быть ошибочной. Путаница усиливается, если принять во внимание тот факт, что имя Элевферий, означающее «тот, кто свободен», было переведено на латынь как Liberator или Liberalis; его, возможно, путали с другими святыми по имени Либералис..
Мессина по-прежнему утверждает, что Элевферий и Антиа являются уроженцами, заявляя, что он родился в этом сицилийском городе 18 апреля 121 г. стал епископом Иллирика. Их пытали горячим кипящим маслом, смолой и раскаленными утюгами, а затем бросили на львов; ни один из них не имел желаемого эффекта, и в конце концов оба были казнены.
Затем их тела, согласно традиции, были похоронены в римской церкви Санта-Сабина, в алтаре Сан-Лоренцо, а затем перенесены в Сан-Джованни-делла-Пинья, возле Пантеона, с мощами Генезия Римского. Связь с Сан-Джованни-делла-Пинья также может быть результатом путаницы с Папой Элевтером, реликвии которого, как говорят, также были перенесены в Сан-Джованни-делла-Пинья. Тогда христиане из Риети, возможно, принесли свои реликвии в свой город, который все еще требует их.
Несмотря на эту путаницу, культ Элевферия является древним и широко распространенным, и его имя появляется не только в древнегреческих календарях, но и в Martyrologium Hieronymianum (18 апреля, 5 сентября, 24 ноября, где говорится «in civitate Riatensi», ссылка на Риети, где он также почитался); Мраморный календарь Неаполя (до 18 апреля), и в мозарабском календаре.
Церковь Сант-Элевтерио была построена снаружи городских стен Риети около 5 века. Согласно традиции, церковь требовала мощей Элевферия и Антиы, перенесенных из Рима епископом Примусом Риетским. Примерно в V или VI веках бенедиктинцы основали монашескую общину возле гробницы двух мучеников.
Преданность Элевферию возросла после легенды, связанной с епископом: что перед его смертью явилось видение двух святых., Элевферий и Ювенал (Джовенале), чтобы сопровождать епископа на небеса.
Церковь Сант-Элевтерио приобрела значение в эпоху лангобардов с ее основание торжественно подтверждено Лиутпрандом. Он приобрел большее великолепие после 1000 года нашей эры, когда Петр, местный настоятель, восстановил церковь и ее монастырь, которые находились у ручья и городского кладбища. В 1122 году граф Гримальд передал Сант-Элевтерио, монастырь, и его земли собору Санта-Мария-де-Риети. 13 августа 1198 г. епископ Адольф Сесенарий и папа Иннокентий III перенесли мощи двух святых в собор, возвратив церковь в статус коллегиальной церкви с двенадцатью каноническими священниками и настоятелем-настоятелем.
Многочисленные церкви выросли в Италии в честь этого святого. Ему была посвящена церковь в Риме, на Виа Лабикана. Ему поклонялись 18 апреля в Непи, Васто и Пореч (Парензо) в Истрии. В Кьети, Беневенто, Салерно и Сульмона ему поклонялись 21 мая; в Террачина 13 мая; 23 мая в Арсе и 31 декабря в Канне, где он описывается как епископ этого города и сын Эвантии (развращенной Антиы). Ему были посвящены и другие церкви в Муньяно дель Кардинале и Ариано Ирпино.
Ему посвящен монастырь Сан-Либераторе-а-Майелла.