Святые Борис и Глеб | |
---|---|
Средневековая икона СС. Борис и Глеб. (13-14 века,) | |
Страстотерпцы | |
Умерли | 1015–1019 |
Почитаются в | Восточной Православной Церкви. Римско-католической церкви. Восточно-католические церкви. старообрядцы |
канонизированные | 1071 |
майор святыня | Вышгород |
праздник | 24 июля (мученичество ). 3 мая (Перевод из Реликвий ) |
Атрибуты | Два молодых князя, держащих мечи или копья, или крест мучеников |
.
Борис | |||||
---|---|---|---|---|---|
князь Ростовский | |||||
Царствование | 1010–1015 | ||||
Предшественник | Ярослав Мудрый | ||||
Родился | 986 | ||||
Умер | 1015. Киев | ||||
Могильник | , Вышгород | ||||
| |||||
Дом | Династия Рюриковичей | ||||
Отец | Владимир I г. Киев | ||||
Мать | Адела |
Глеб | |||||
---|---|---|---|---|---|
Князь Муром | |||||
Царствования | 1013–1015 | ||||
Родился | 987 | ||||
Умер | 1015 | ||||
Могильник | , Вышгород | ||||
| |||||
Дом | Династия Рюриковичей | ||||
Отец | Владимир I Киевский | ||||
Мать | Адела |
Борис и Глеб (восточнославянские : Борисъ и Глѣбъ, Борис и Глебь; Русский : Борис и Глеб, Борис и Глеб; Украинский : Борис и Гліб, Борис и Глеб), христианские имена Роман и Давид соответственно (древневосточнославянские : Романъ, Давꙑдъ, Романы, Давыды), были первыми святыми, канонизированными в Киевской Руси после христианизации страны. Их праздник отмечается 24 июля (6 августа).
Согласно двум жизням Бориса XI века и Глеб (приписываемые Нестору Летописцу и Иакову Монаху ), они были младшими детьми Владимира Великого, который предпочитал их остальным своим детям. Primary Chronicle утверждает, что их мать была болгаркой. Однако большинство современных ученых утверждают, что у Бориса и Глеба были разные матери и разный возраст. Борис-старший, который уже был женат и правил городом Ростовом, вероятно, считался наследником престола Киевского. Глеб, еще несовершеннолетний, правил самым восточным городом Мурома.
Оба брата были убиты во время междоусобных войн 1015–1019 годов. «Первая летопись» обвиняет Святополка Проклятого в заговоре с целью их убийства. Борис узнает о смерти отца по возвращении с русским войском в Альту. Узнав о вступлении Святополка на престол и призвав сменить его, Борис отвечает: «Да не будет мне поднять руку на моего старшего брата. Теперь, когда мой отец скончался, пусть он займет место моего отца в моем сердце.. " Несмотря на согласие Бориса, Святополк посылает Путшу и бояр Вышегородских казнить своего брата. Борис и его слуга зарезаны во сне в палатке. Обнаруживается, что князь все еще дышит в сумке с телами, которую перевозят в Киев, но варяги кончают его жизнь ударом меча.
Посланный Святополком, Глеб считает, что его отец все еще жив. жив и устремляется к смертному одру отца. По дороге их брат Ярослав узнает о предательстве Святополка и убеждает Глеба не встречаться с ним. Во время молитвы своему покойному брату и Богу Глеб убит собственным поваром Торчином, который перерезает себе горло кухонным ножом.
«Жизнь» содержит много живописных подробностей последних часов Бориса и Глеба, например предупреждение сестры об убийственных планах Святополка. Повествование - шедевр агиографии, сплетавший воедино многочисленные литературные традиции. Однако фактические обстоятельства жизни и смерти Бориса и Глеба нельзя экстраполировать из их агиографии. Возможно, решающее свидетельство исходит из нескольких непредвзятых зарубежных источников, в которых упоминается, что Борис стал преемником своего отца в Киеве и не скрывался в Ростове, как, по-видимому, подразумевает Русская Первичная летопись.>рассказывает о варяжских воинах, которых Ярослав I Мудрый нанял, чтобы убить своего брата Буризлейфа. Некоторые историки доверяют саге больше, чем русским источникам, утверждая, что именно Ярослав, а не Святополк был заинтересован в устранении своих политических соперников и виновен в убийстве своих братьев. Другие считают «Буризлейф» неверным толкованием Болеслава, польского правителя, союзника Святополка.
Борис и Глеб получили мученический венец в 1015 году. Братья стали известны как «страстотерпцы» (страстотерпцы), поскольку не сопротивлялись злу насилием. Мощи Бориса и Глеба находились в Вышгороде, позже разрушены. Борис и Глеб были прославлены (канонизированы) Православной церковью на Руси в 1071 г. Их похоронили в Вышгородском соборе, который был повторно освящен на их имя; впоследствии их именами были названы многие другие украинские и русские церкви.
В 2011 году в Вышгороде на Украине был установлен памятник Борису и Глебу. Авторы памятника Борис Крылов и Олесь Сидорук.
Икона Святых Бориса и Глеба на конях. Москва, середина 14 века (Третьяковская галерея ).
Памятник киевским князьям Борису и Глебу в Вышгороде
На Викискладе есть материалы, связанные с Борисом и Глебом. |