Ли Чанг-дон | |
---|---|
Ли Чанг-дон в 2010 году Карловы Вары Международный кинофестиваль | |
Родился | (1954-07-04) 4 июля 1954 года (66 лет). Тэгу, Южная Корея |
Alma mater | Kyungpook Национальный университет (1981) |
Род занятий | Кинорежиссер, сценарист |
Годы работы | 1997 – настоящее время |
Дети | 1 |
Корейское имя | |
Хангыль | 이 창 동 |
Ханджа | 李 滄 東 |
Пересмотренная романизация | И Чанг-дон |
МакКун – Рейшауэр | И Чангдон |
Ли Чанг-дон (корейский : 이창동; Ханджа : 李滄 東; родился 4 июля 1954 г.) - южнокорейский кинорежиссер, сценарист и писатель. Он снял шесть художественных фильмов : Зеленая рыбка (1997), Мятная конфета (2000), Оазис (2002), <30.>Secret Sunshine (2007), Poetry (2010) и Burning (2018). Burning стал первым корейским фильмом, вошедшим в финальный шорт-лист из девяти фильмов Лучший фильм на иностранном языке 91st Academy Awards. Burning также получил премию международной критики Фипреши на 71-м Каннском кинофестивале, лучший фильм на иностранном языке в Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса и Лучший фильм на иностранном языке в Ассоциации кинокритиков Торонто.
Ли получил Серебряного льва за лучшую режиссуру и Приз международных критиков Fipresci на Венецианский кинофестиваль 2002 года и приз Лучший сценарий на Каннском кинофестивале 2010. Он также получил награду за достижения в режиссуре на 4-й Asia Pacific Screen Awards в 2017 г., Главный приз жюри на Asia Pacific Screen Awards 2018, Лучший режиссер и награда за заслуги перед жизнью на 13-й церемонии вручения премии Asian Film Awards в 2019 году, он был номинирован на Золотой лев и Золотую пальмовую ветвь. Ли служил министром культуры и туризма Южной Кореи с 2003 по 2004 год.
Ли Чанг-дон родился в Тэгу, Корея. В 1981 году он окончил Национальный университет Кёнпук в Тэгу со степенью по корейской литературе, где большую часть времени проводил в театре, сочиняя и ставя пьесы. Он продолжал преподавать корейский язык в средней школе и зарекомендовал себя как писатель со своим первым романом Чонри в 1983 году.
Ли не имел формального образования в области кинопроизводства. Пак Кван Су подошел к нему, чтобы написать сценарий для На звездный остров. Ли договорился о должности помощника режиссера (AD) в рамках сделки и был повышен до первого AD в первый день съемок, когда оригинальный первый AD не появился. Фильм был выпущен в 1993 году. В 1995 году он продолжил писать A Single Spark, который выиграл лучший фильм в 1995 году Blue Dragon Film Awards.
После того, как его современники убедили его наконец сделать шаг. За креслом режиссера Ли снял Green Fish, «критику корейского общества глазами молодого человека, который оказывается запутанным в преступном мире» в 1997 году. Green Fish выиграла лучший фильм с рейтингом Blue Dragon Film Awards, Dragons and Tigers Award на Ванкуверском международном кинофестивале, а также специальное упоминание премии NETPAC на Международный кинофестиваль в Роттердаме.
В 2000 году Ли снял Peppermint Candy, рассказ об одном человеке в обратной хронологии на протяжении 20 лет истории Южной Кореи - от студенческого восстания 1980-х годов до выхода фильма в 2000 году. Peppermint Candy получила специальный приз жюри на международном кинофестивале в Братиславе и три награды на международном кинофестивале в Карловых Варах, включая премию «Дон Кихот», специальный приз жюри и приз NETPAC. Фильм также получил премию Grand Bell Awards.
за лучший фильм.
В 2002 году Ли выпустил Oasis, рассказ о психически больном мужчине и женщине с церебральным параличом, получивших Серебряного льва за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале 2003 года. Оазис был выбран в качестве корейского фильма в категории Лучший фильм на иностранном языке на 75-й церемонии вручения награды Академии. Фильм был удостоен гуманитарной награды Главного Дэна Джорджа на Международном кинофестивале в Ванкувере в 2003 году . Кроме того, в 2003 г. он выиграл специальную режиссерскую премию Венецианского международного кинофестиваля, премию ФИПРЕССИ и приз SIGNIS. Ли выиграл Baeksang Arts Awards за лучшую режиссуру. «Оазис» был номинирован на премию Independent Spirit Awards 2005 года как лучший иностранный фильм.
С 2003 по 2004 год Ли был министром культуры и туризма в правительстве Южной Кореи. О политическом назначении Ли сказал:
Во время предвыборной кампании президента Но Му Хёна одной из вещей, которые он обещал, было то, что его министр культуры будет выбран из числа культура и искусство, а не профессиональный политик. Что ж, он был избран, и многие люди рекомендовали меня в качестве нового министра культуры. Я никогда не думал, что этот наряд подходит мне особенно хорошо, но мне пришлось принять его как одну из тех горьких чаш, которые нужно принимать в течение жизни.
В октябре 2006 года Ли был награжден кавалером кавалера (рыцарь).) ордена Почетного легиона (Почетного легиона) от французского правительства за «его вклад в поддержание экранной квоты для поощрения культурного разнообразия как министр культуры ". Его доставил в посольство Франции в Южной Корее министр культуры Франции Рено Доннедье во время официального визита.
Четвертый фильм Ли, Secret Sunshine о скорбящей матери, теряющей сына, был завершен в 2007 году. На 60-м Каннском кинофестивале фильм был включен в категорию конкурса с главной актрисой Чон До-Ён и выиграл Prix d'interprétation féminine. Он был показан в театрах Южной Кореи в 2007 году и был представлен Южной Кореей на Academy Awards за лучший фильм на иностранном языке в 2008 году. Secret Sunshine выиграл лучший полнометражный фильм на Награды Asia Pacific Screen Awards. Он получил награду «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» в 2008 году Asian Film Awards. Он получил награду за лучший фильм и лучшую режиссуру на Korean Film Awards, за лучшую режиссуру на Director's Cut Awards и специальную награду на Grand Bell Awards.
В 2009 году Ли был назначен в качестве члена жюри международного конкурса 61-го Каннского кинофестиваля вместе с Изабель Юппер, Шу Ци и Робин Райт Пенн.
. В этом году вышел фильм Ли Поэзия. В фильме рассказывается история 60-летней жительницы пригорода, которая начинает проявлять интерес к поэзии, борясь с болезнью Альцгеймера и ее безответственным внуком. Фильм получил положительные отзывы критиков и получил награду за лучший сценарий Каннского кинофестиваля 2010 года. Примечательно, что главную роль в фильме сыграл Юн Чон Хи, который вернулся на экран после 16-летнего отсутствия. За этот фильм Ли получил награду «За режиссерское мастерство» Asia Pacific Screen Awards. Поэзия также получила награду за лучший фильм и лучший сценарий на 2010 Grand Bell Awards, а Ли получил премию за лучший режиссер на 2011 Baeksang Arts Awards.
Ли вернулся после восьмилетнего перерыва с психологической травмой в 2018 году. драма детективный фильм Пылающий, основанный на одном из семнадцати рассказов Харуки Мураками из фильма Исчезновение слона, «Сарай» Горящий ». Премьера фильма состоялась на 71-м Каннском кинофестивале, получив приз Международной критики Фипреши. Этот фильм стал самым рейтинговым фильмом в истории каннского жюри Screen International. Burning был выбран в качестве южнокорейского фильма в категории Лучший фильм на иностранном языке на 91-й церемонии вручения премии Оскар и стал первым корейским фильмом, попавшим в финальный шорт-лист из девяти фильмов Премия Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Burning также выиграл лучший фильм на иностранном языке в Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, Лучший фильм на иностранном языке в Ассоциации кинокритиков Торонто и занявший второе место Национального совета по обзору «Пятерка лучших фильмов на иностранном языке». Он был включен на RogerEbert.com в Великие фильмы. За этот фильм Ли получил премию «Лучший режиссер» на конкурсах Buil Film Awards и 2019 KOFRA Film Awards. Помимо международного признания, фильм также получил Grand Bell Awards за лучший фильм и премию FIPRESCI в 2018 году на церемонии Korean Association of Film Critics Awards.
В марте 2019 года Ли получил Лучший режиссер. для Burning и был удостоен награды за выслугу на 13-й церемонии награждения Asian Film Awards.
Ли Чан-дон родился в Тэгу, самый консервативный и правый город в Корее, родителям из низшего среднего класса, которые были левыми, особенно его отец. Его семья происходила из благородного сословия старой Кореи. Это противоречие, выросшее в бывшей дворянской семье с социалистическими связями, сформировало его характер, а впоследствии и его стиль в кино.
Ли поддерживал Но Му-хена. кандидатуру с 2002 года, а после победы на выборах Ли занимал должность министра культуры с 2003 по 2004 год. В течение своего срока Ли предлагал экранную квоту для независимого кино, но его предложение встретило ожесточенное сопротивление. корейской киноиндустрией. Однако в октябре 2006 года он был награжден за свои усилия орденом кавалера (рыцаря) Почетного легиона (Почетного легиона) французским правительством за «его вклад в поддержание квоты на экран в продвигать культурное разнообразие в качестве министра культуры ".
Ли бойкотировал и отказывался посещать церемонию Blue Dragon Film Awards с 2002 года из-за политических конфликтов с Чосон Ильбо, консервативная южнокорейская газета, размещающая награды. Следовательно, с 2002 года его фильмы ни разу не участвовали в конкурсе и были исключены из номинации на премию за лучшую картину и лучшего режиссера. Тем не менее, Ли уважает усилия и права актеров и съемочных групп быть номинированными на премию Blue Dragon Film Awards. В течение десяти лет до 2017 года Ли находился в черном списке предыдущего правительства. Ли вспоминает свой восьмилетний перерыв:
В течение этих восьми лет я много задавал себе вопрос: какие фильмы я хочу снимать и какие фильмы я собираюсь снимать для своей аудитории? На самом деле, не было необходимости так долго наверстывать упущенное: я просто мог легко снимать фильмы, которые люди хотели бы видеть, с оттенком моего личного стиля, чтобы их могли приветствовать критики, но я искал свои собственные фильмы - это все, о чем я могу говорить и говорить. В то время я думал о гневе людей: все, кого я знал тогда, были зол, независимо от их религии, национальности или различий. (Горение ) оригинальная история связала меня с моими собственными вопросами и историей.
Ли Чан-дон описывает свой творческий процесс как процесс полного отчаяния. Почти во всех фильмах Ли есть элемент мелодраматического, за исключением «Горения», которое искажает контуры триллера напряженным, преследующим множеством персонажей. Все его фильмы - это мрачные истории о потерянной невинности, страданиях и отчуждении. Его ключевые темы постоянно были о психологической травме. Вместо того, чтобы позволить своим персонажам просто погрязнуть в своих страданиях, Ли втягивает их в ситуации, которые заставляют их искать, часто тщетно, смысл жизни. Память часто была важной темой для Ли.
Его фильмы отражают репрессивный социальный и политический климат Южной Кореи и изображают маргинализованных «синих воротничков». Его персонажи характерно антигероичны, но он, кажется, оправдывает их своим прошлым. Через реалистичные портреты встревоженных персонажей Ли просит аудиторию изучить себя и понять, что общество прячет под ковер. Однако он избегает маскировать свои темы смелым сюрреализмом. Вместо этого его больше движет натурализм.
Ли не дает слишком конкретных указаний, когда работает с актерами. Он считает, что реакция актера важнее действия. У него нет определенного метода режиссуры. Он не говорит актерам действовать или действовать определенным образом. Вместо этого он говорит им стать персонажами, персонажами фильма. Он сказал: «Я стараюсь, чтобы они делали это, чтобы они становились персонажами, чтобы они чувствовали себя персонажами. Я не пытаюсь быть очень конкретным в том, как я направляю своих актеров, например, я не буду говорить такие вещи, как« Используйте это выражение ». или «Говори так», или «Не могли бы вы повысить высоту голоса?» или что-нибудь в этом роде ». И: «Иногда актеры ожидают от меня более подробной информации, чтобы дать им конкретный совет, но я этого не делаю. Но иногда я ДЕЙСТВУЮ, чтобы рассказывать им разные истории или говорить о других вещах, которые, кажется, не имеют что-либо общее с тем, что должны играть актеры, но косвенно может помочь им почувствовать то же, что и персонаж, чтобы они стали персонажами. "
В ответ на давление, которое испытывает Мун Так -ri и Сол Кён-гу на своей съемочной площадке, Ли сказал: «[...] Я никогда не повышал голос, и я никогда не собираюсь давать какие-либо строгие направление, особенно когда дело доходит до работы с актерами. Когда дело доходит до актерского мастерства, я действительно предпочитаю, чтобы актеры оказывались внутри персонажей и сами оказывались живыми в этих ситуациях. Я не из тех, кто может им говорить или чтобы проинструктировать их, как выразить что-либо в определенной ситуации ». И «[...] Одна из вещей, которые я часто говорю своим актерам, это:« Не играй ». Это немного ошеломляет актеров, потому что« Погодите, я актер, я » м должен действовать. Что вы имеете в виду? Что это значит? Это может сбивать с толку ».
Ли сказал:« [т] давление исходит из их собственных запретов и их собственной воли, чтобы хорошо поработать на съемочной площадке. [...] Так что, пытаясь как бы поднять настроение на более поздних этапах съемки, мне просто хотелось поудобнее сидеть за монитором [...] и я просто пошутил [...] но я не Не думаю, что это действительно помогло (смеется) ».
В 1987 году Ли Чан-дон опубликовал свой первый рассказ« Одержимость », за которым в 1992 году последовал« Есть много дерьма ». выиграл его The Korea Times Литературную премию, а затем - «Стойкость» в 1996 году.
В 2007 году рассказ Ли «Мечтающий зверь» (перевод Хайнца Инсу Фенкл ), был опубликован в журнале Azalea. В 2018 году его рассказ On Destiny (переведенный Соён Ким) был опубликован в журнале Asymptote.
Ли сказал о своем стиле письма: «Я всегда писал для одного человека, для этого человека, который думал и чувствовал себя так же, как и я. Мне казалось, что я пишу любовное письмо этому очень конкретному человеку, который поймет, что я пишу, и разделит те же чувства и мысли ».
Ли Чан-дон - третий сын из четырех братьев. Он сказал, что они были очень близки, и назвал себя братьями по братству. Его младший брат, Ли Джун Дон, является продюсером фильмов Ли. Ли надеялся стать художником, когда вырастет, но он не мог позволить себе художественные принадлежности. Ли и президент телерадиокомпании MBC Чхве Сын Хо - старые друзья и выпускники Национального университета Кёнпук. Он лично попросил Чоя появиться в Burning в роли отца Чон Су. Он также является близким другом своего постоянного сотрудника, актера Мун Сон Гын.
Год | Фильм | Режиссер | Продюсер | Сценарист | Заметки |
---|---|---|---|---|---|
1993 | На Звездный остров | Да | Также Помощник директора | ||
1995 | A Single Spark | Да | |||
1997 | Green Fish | Да | Да | ||
1999 | Peppermint Candy | Да | Да | ||
2002 | Оазис | Да | Да | 75-я церемония вручения премии Оскар заявка на лучший фильм на иностранном языке | |
2007 | Secret Sunshine | Да | Да | Да | 80-я церемония вручения премии Оскар заявка на Лучший фильм на иностранном языке |
Никогда навсегда | Да | ||||
2009 | Совершенно новая жизнь | Да | |||
2010 | Поэзия | Да | Да | ||
2013 | Хвайи: мальчик-монстр | Да | |||
2014 | Девушка у моей двери | Да | |||
2015 | Коллективное изобретение | Да | |||
2016 | Мир нас | Да | |||
201 8 | Горящий | Да | Да | Да | 91-я церемония вручения премии Оскар вошла в шорт-лист Лучший фильм на иностранном языке |
2019 | День рождения | Да |
Актер | На звездный остров (1993) * сценарий | Единственная искра (1995) * сценарий | Зеленая рыба ( 1997) | Мятная конфета (1999) | Оазис (2002) | Тайное солнце (2007) | Поэзия (2010) | Горение (2018) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ан Со Ён | ✔ | ✔ | ||||||
Мун Сон Гын | ✔ | ✔ | ✔ | ✔ | ||||
Шим Хе Чжин | ✔ | ✔ | ||||||
Сон Кан Хо | ✔ | ✔ | ||||||
Сол Кён-гу | ✔ | ✔ | ||||||
Мун Со-ри | ✔ | ✔ | ||||||
Ан Наэ-сан | ✔ | ✔ |
Год | Премия | Категория | Номинальная работа | Результат |
---|---|---|---|---|
1997 | Международный кинофестиваль в Ванкувере | Премия Драконы и Тигры | Зеленая Рыбка | Выигран |
1998 | Международный кинофестиваль в Роттердаме | Премия NETPAC | Специальное упоминание | |
2000 | Международный кинофестиваль в Братиславе | Специальный приз жюри | Мятная конфета | Выигран |
Международный кинофестиваль в Карловых Варах | Премия Don Quijote | Выигран | ||
Награда NETPAC | Специальное упоминание | |||
Специальный приз жюри | Выигран | |||
2003 | Международный фестиваль молодого кино в Кастеллинарии | Премия трех замков | Оазис | Выигран |
Гарданский кинофестиваль | Приз зрительских симпатий | Выигран | ||
Ванкуверский международный кинофестиваль | Гуманитарная награда главного Дэна Джорджа | Выиграл | ||
Венецианский международный кинофестиваль | Приз ФИПРЕССИ | Выиграл | ||
Серебряный лев за лучшую режиссуру | Выиграл | |||
Специальную режиссерскую премию | Выиграл | |||
2005 | Independent Spirit Awards | Лучший иностранный фильм | Номинация | |
2007 | Asia Pacific Screen Awards | Лучший полнометражный фильм | Secret Sunshine | Выигран |
2008 | 2nd Asian Film Awards | Лучший режиссер | Выиграл | |
Лучший фильм | Выиграл | |||
2010 | Каннский кинофестиваль | Лучший сценарий | Поэзия | Выигран |
Asia Pacific Screen Awards | За режиссуру | Выигран | ||
2018 | Каннский кинофестиваль | Приз ФИПРЕССИ | Burning | Выигран |
Международным обществом киноманов Каннские награды | Золотая пальмовая ветвь | Выигран | ||
Международный кинофестиваль в Адане | Международный Лучший полнометражный фильм Golden Boll | Выиграл | ||
Национальный совет по обзору | Пятерка лучших фильмов на иностранном языке | занявший второе место | ||
Лос-Анджелесская ассоциация кинокритиков | Лучший иностранный язык Фильм | выигран | ||
Торонтской ассоциации кинокритиков | Лучший фильм на иностранном языке | выиграл | ||
Tour du Cinéma Français | Etoile du Cinéma Award | выиграл | ||
Фестиваль художественных фильмов ShinFilm | Син Сан Ок Премия режиссера | Вон | ||
Международный кинофестиваль в Пинъяо | Премия Восток-Запад «Крадущийся тигр, скрытый дракон» | выиграна | ||
Oslo Film from the South Festival | Серебряное зеркало | выигран | ||
New Mexico Film Crit ics Awards | Лучший фильм на иностранном языке | Выиграл | ||
Лучший адаптированный сценарий | Выиграл | |||
Кинофестиваль в Ки-Уэсте | Лучший фильм на иностранном языке | Выиграл | ||
Greater Western New York Film Critics Association | Лучший фильм на иностранном языке | Выиграл | ||
Лондонскую неделю кино | Лучший фильм | Выиграл | ||
Лучший режиссер | Выиграл | |||
Лучший сценарий | Выиграл | |||
Asia Pacific Screen Awards | Главный приз жюри | Выиграл | ||
2019 | Club Média Ciné | Лучший фильм на иностранном языке | Выиграл | |
Международное общество кинофилов | Лучший адаптированный сценарий | Выиграл | ||
91-ю награду Академии | Лучший фильм на иностранном языке | Вошел в шорт-лист | ||
Latino Entertainment Film Awards | Лучший фильм на иностранном языке | Выиграл | ||
Austin Film Critics Association | Лучший фильм на иностранном языке | Выигран | ||
Международным обществом кинофилов | Лучший адаптированный сценарий | Выигран | ||
13th Asian Film Awards | Лучший режиссер | Выигран | ||
Life Приз за достижения времени | Получатель | |||
MOOOV Film Festival | Sembène Award | Выиграл | ||
45th Saturn Awards | Лучший международный фильм | Выиграл | ||
Награды Азиатской ассоциации кинокритиков | Лучший режиссер | Выигран | ||
Фестиваль фильмов на Фарерских островах (приз «Золотой карп» - корейский и японский языки) | Лучшее режиссерское мастерство | Выиграл | ||
Лучшая операторская работа | Выиграл | |||
Лучший фильм года | Выиграл | |||
Лучший сценарий | Выиграл |
Год | Премия | Категория | Номинальная работа | Результат |
---|---|---|---|---|
1995 | Blue Dragon Film Awards | Лучший фильм | A Single Spark | выигран |
1997 | Blue Dragon Film Awards | Green Fish | выиграл | |
2000 | Grand Bell Awards | Peppermint Candy | выиграл | |
2003 | Baeksang Arts Awards | Лучший режиссер | Оазис | Выигран |
2007 | Korean Film Awards | Лучший фильм | Secret Sunshine | Выигран |
Лучший режиссер | Выигран | |||
Прямой or's Cut Awards | Лучший режиссер | Выигран | ||
Grand Bell Awards | Специальная награда | Выигран | ||
2010 | Grand Bell Awards | Лучший фильм | Поэзия | Выигран |
Лучший сценарий | Выигран | |||
2011 | Baeksang Arts Awards | Лучший режиссер | Выигран | |
2018 | Buil Film Awards | Лучший режиссер | Burning | Выигран |
Grand Bell Awards | Лучший фильм | Выигран | ||
Премия Корейской ассоциации кинокритиков | Премия ФИПРЕССИ | Выигран | ||
Cine 21 Awards | Лучший фильм | Выигран | ||
Лучший режиссер | Выигран | |||
2019 | KOFRA Film Awards | Лучший режиссер | Выигран |