Усман Сембен

редактировать

Усман Сембен
Усман Сембен (1987), Гюнтер Пруст.jpg
Родился ( 1923-01-01)1 января 1923 г., Зигинчор, Казаманс, Французская Западная Африка.
Умер 9 июня 2007 г. (2007-06-09)(84 года) Дакар, Сенегал
Занятие Режиссер, продюсер, сценарист, актер и автор
Язык Волоф, французский
Активные годы 1956–2003

Усман Сембен ( французский:  [usman sɑ̃bɛn] ; 1 января 1923 или 8 января 1923 - 9 июня 2007), часто упоминаемый во французском стиле как Сембен Усман в статьях и справочных работах, был сенегальским кинорежиссером, продюсером и сценаристом. Los Angeles Times считал его одним из величайших авторов Африки, и он часто называют «отцом африканского фильма». Происходивший из семьи Серер через свою мать по линии Матар Сен, Усман Сембен особенно привлекал религиозные праздники Серер, особенно фестиваль Туур.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Ранняя литературная карьера
  • 3 Более поздняя литературная карьера
  • 4 Фильм
  • 5 Смерть
  • 6 Работ
    • 6.1 Книги
    • 6.2 Избранная фильмография
      • 6.2.1 Дальнейшее чтение
  • 7 ссылки
  • 8 Внешние ссылки
    • 8.1 На французском языке
    • 8.2 О фильме Мулаадэ

Ранние годы

Усман Сембен, сын рыбака, родился в Зигиншоре в Казамансе в семье Лебу. С детства он был знаком с религией Серер, особенно с праздником Туур, на котором его сделали «слугой культа». Хотя Туур требует подношения простокваши духам предков ( Пангул ), Сембен не относился серьезно к своим обязанностям слуги культа и был известен тем, что пил подношения, сделанные предкам. Некоторые из его работ для взрослых опираются на темы Серера. Его бабушка по материнской линии вырастила его и сильно повлияла на него. Женщины играют в его произведениях большую роль.

Знание Сембена французского и базового арабского, помимо волофа, его родного языка, последовало за его посещением медресе, как это было обычным для многих мусульманских мальчиков, и французской школы до 1936 года, когда он не столкнулся с директором. Сембен работал со своим отцом - он был склонен к морской болезни - до 1938 года, затем переехал в Дакар, где выполнял различные виды ручного труда.

В 1944 году Сембена призвали в сенегальский тираллер (корпус французской армии ). Его более поздняя служба во время Второй мировой войны была в Силах Свободной Франции. После войны он вернулся на родину и в 1947 году участвовал в продолжительной забастовке железнодорожников, на которой он позже основал свой основополагающий роман « Божьи кусочки дерева» (1960).

В конце 1947 года он уехал во Францию, где работал на заводе Citroën в Париже, а затем в доках в Марселе, став активным участником французского профсоюзного движения. Он присоединился к возглавляемой коммунистами ВКТ и Коммунистической партии, помогая возглавить забастовку, чтобы помешать поставкам оружия для французской колониальной войны во Вьетнаме. За это время он открыл для себя писателя из Гарлема эпохи Возрождения Клода Маккея и гаитянского писателя-марксиста Жака Румена.

Ранняя литературная карьера

Сембен использовал многие из этих событий в своем первом французском романе « Le Docker Noir» ( «Черный докер», 1956) - истории Диау, африканского грузчика, который сталкивается с расизмом и жестоким обращением в доках Марселя. Диау пишет роман, который позже был украден белой женщиной и опубликован под ее именем; он противостоит ей, случайно убивает ее, и судили и казнили в сценах весьма напоминающих Альбер Камю «s The Stranger (также переводится как The Outsider). Хотя в книге особое внимание уделяется жестокому обращению с африканскими иммигрантами, Сембен также подробно описывает притеснения арабских и испанских рабочих, давая понять, что эти проблемы касаются ксенофобии в не меньшей степени, чем расовой принадлежности. Как и большая часть его художественной литературы, она написана в стиле соцреализма. Многие критики сегодня считают книгу несколько несовершенной; тем не менее, это положило начало литературной репутации Сембена и обеспечило ему финансовую поддержку, чтобы продолжить писать.

Второй роман Сембена, O Pays, mon beau peuple! ( О, страна, мои прекрасные люди!, 1957), рассказывает историю Умара, амбициозного чернокожего фермера, возвращающегося в свой родной Казаманс с новой белой женой и идеями по модернизации сельскохозяйственных методов в этом районе. Однако Умар борется как с французским колониальным правительством, так и с деревенским общественным порядком, и в конце концов его убивают. О платит, mon beau peuple! имел международный успех, поскольку Сембен были приглашены со всего мира, особенно из коммунистических стран, таких как Китай, Куба и Советский Союз.

Третий и самый известный роман Сембена - Les Bouts de Bois de Dieu ( Божьи кусочки дерева, 1960); большинство критиков считают его шедевром, с которым может соперничать только Хала. Роман представляет собой реальную историю забастовки железнодорожников на линии Дакар-Нигер, которая длилась с 1947 по 1948 год. Хотя харизматичный и блестящий представитель профсоюзов Ибрагима Бакайоко является центральной фигурой, в романе нет настоящего героя, кроме самого главного героя. само сообщество, которое объединяется перед лицом лишений и угнетения, чтобы отстаивать свои права. Соответственно, в романе представлено около пятидесяти персонажей как из Сенегала, так и из соседнего Мали, показывающих удар со всех возможных углов; в этом роман часто сравнивают с « Жерминалью» Эмиля Золя.

Сембен вслед за Les Bouts de Bois de Dieu выпустил сборник короткометражных художественных произведений Voltaïque ( Tribal Scars) (1962). Сборник содержит рассказы, сказки и басни, в том числе « Нуар де... », которую он позже адаптирует в свой первый фильм. В 1964 году он выпустил l'Harmattan ( Harmattan ), эпический роман о референдуме за независимость в африканской столице.

С 1962 по 1963 год Сембен в течение года учился кинопроизводству на Киностудии Горького в Москве у советского режиссера Марка Донского.

Позже литературная карьера

С публикацией в 1965 году Le mandat, precédé de Vehi-Ciosane ( Денежный перевод и Белый генезис) акцент Сембена начал смещаться. Так же, как когда-то он громко критиковал расовое и экономическое притеснение французского колониального правительства, этой парой новелл он обратил свой взор на последовавшие за ним коррумпированные африканские элиты.

Сембен продолжил эту тему в романе 1973 года « Ксала», рассказе об эль-Хаджи Абду Кадере Бейе, богатом бизнесмене, которого поразило то, что он считает проклятием бессилия («хала» на волофе) в ночь своей свадьбы со своей прекрасной девушкой., молодая третья жена. Эль-Хаджи становится одержимым снятием проклятия через посещения марабутов, но только потеряв большую часть своих денег и репутации, он обнаруживает, что источником является нищий, живущий за пределами его офиса, которого он обидел, приобретя свое состояние.

Le Dernier de l'empire ( Последний из Империи, 1981), последний роман Сембена, изображает коррупцию и возможный военный переворот в новой независимой африканской стране. Его парные новеллы 1987 года Niiwam et Taaw ( Niiwam and Taaw) продолжают исследовать социальный и моральный коллапс в городском Сенегале.

На основании Les Баутс де Буа - де - Дье и Xala, Сембен считается одной из ведущих фигур в африканской постколониальном литературе. Самба Гаджиго пишет: «Из десяти опубликованных литературных произведений Сембена семь переведены на английский язык»; тогда как нигерийские писатели-первопроходцы Чинуа Ачебе и Воле Сойинка писали на английском языке.

Фильм

Как автор, озабоченный социальными изменениями, Сембен хотел затронуть широкую аудиторию. Он понимал, что его письменные работы дойдут только до культурной элиты, но что фильмы могут достичь гораздо более широкой африканской аудитории.

В 1963 году Сембен снял свой первый фильм, короткометражный под названием « Баром Саррет» («Вагонер»). В 1964 году он снял еще одну короткометражку под названием Niaye. В 1966 году он снял свой первый художественный фильм «Нуар де...» по одному из его собственных рассказов; это был первый художественный фильм, выпущенный режиссером из Африки к югу от Сахары. Несмотря на то, что фильм на французском языке длился всего 60 минут, он получил приз Жана Виго, что сразу привлекло международное внимание как к африканскому фильму в целом, так и к Сембену в частности. Сембен последовал за этим успехом, выпустив Mandabi 1968 года, воплотив в жизнь свою мечту о создании фильма на его родном языке волоф.

Более поздние фильмы на языке волоф включают « Ксала» (1975, по мотивам его собственного романа), « Седдо» (1977), « Кэмп де Тиарой» (1987) и Гелваар (1992). Сенегальский выпуск фильма « Седдо» подвергся жесткой цензуре, якобы из-за проблем с документами Сембена, хотя некоторые критики предполагают, что эта цензура больше связана с тем, что можно было бы интерпретировать как антимусульманский контент в фильме. Однако Сембен распространил в кинотеатрах листовки с описанием сцен, подвергшихся цензуре, и выпустил фильм без купюр для международного рынка. В 1971 году Сембен также сделал фильм на французском языке и дьола под названием Emitaï, который был введен в 7 - й Московский международный кинофестиваль, где он выиграл серебряную премию. Он также был запрещен на всей территории Французской Западной Африки. Его фильм 1975 года « Хала» был включен в 9-й Московский международный кинофестиваль.

В 1977 году его фильм « Седдо» был включен в 10-й Московский международный кинофестиваль. В том же году он был членом жюри 27-го Берлинского международного кинофестиваля. На XI Московском международном кинофестивале в 1979 году он был удостоен Почетной премии за вклад в кинематограф.

Повторяющиеся темы фильмов Сембена - история колониализма, недостатки религии, критика новой африканской буржуазии и сила африканских женщин.

Его последний фильм, полнометражный фильм 2004 года « Мулааде», получил награды на Каннском кинофестивале 2004 года и кинофестивале FESPACO в Уагадугу, Буркина-Фасо. В фильме, действие которого происходит в маленькой африканской деревушке в Буркина-Фасо, исследуется спорная тема калечащих операций на женских половых органах.

Он является героем документального фильма 2015 года Sembene!.

Сембен часто появляется в эпизодах своих фильмов. Например, в « Мандаби» он играет писателя на почте.

Смерть

Усман Сембен умер 9 июня 2007 года в возрасте 84 лет. Он болел с декабря 2006 года и умер в своем доме в Дакаре, Сенегал, где был похоронен в саване, украшенном стихами Корана. У Сембена остались трое сыновей от двух браков.

Сеипати Булане Хопа, генеральный секретарь Панафриканской федерации кинематографистов (FEPACI), охарактеризовал Сембена как «светило, которое зажгло факел для простых людей, идущих по пути света... голос, который говорил без колебаний, человек с безупречным талант, который неуклонно придерживался своих художественных принципов и делал это с большой честностью и достоинством ».

Министр искусства и культуры ЮАР Палло Джордан пошел дальше, восхваляя Сембена как «всесторонне развитого интеллектуала и исключительно культурного гуманиста... информированного социального критика, [который] предоставил миру альтернативные знания об Африке».

Работает

Книги

  • Le Docker noir (роман) - Париж: Дебресс, 1956; новое издание Présence Africaine, 2002 г.; пер. как Черный Докер, Лондон: Heinemann, 1987.
  • О платит, mon beau peuple! (роман) - 1957
  • Les bouts de bois de Dieu (роман) - 1960; пер. как Божьи кусочки дерева, Лондон: Heinemann, 1995.
  • Voltaïque (рассказы) - Париж: Африканское присутствие, 1962; пер. как Tribal Scars, Вашингтон: INSCAPE, 1975.
  • L'Harmattan (роман) - Париж: Африканское присутствие, 1964.
  • Le mandat, precédé de Vehi-Ciosane - Paris: Présence Africaine, 1966; пер. как Денежный перевод с White Genesis, Лондон: Heinemann, 1987.
  • Xala, Париж: Présence Africaine, 1973.
  • Le dernier de l'Empire (роман) - L'Harmattan, 1981; пер. как «Последний из империи», Лондон: Heinemann, 1983; «Ключ к сенегальской политике» - Вернер Глинга.
  • Niiwam - Paris: Présence Africaine, 1987; пер. как Niiwam и Taaw: Two Novellas (Оксфорд и Портсмут, NH: Heinemann, 1992).

Избранная фильмография

дальнейшее чтение

  • Анна, Макс и Буш, Аннетт: Усман Сембене: Интервью. University Press, Миссисипи, 2008.
  • Адении, Идову Эммануэль. «Другой мужчина, женское« Я »и постфеминистское сознание в« Божественных кусочках дерева » Сембены Усман и« Эфуру » Флоры Нвапы ». Ибаданский журнал английских исследований 7 (2019): 57-72.
  • Гаджиго, Самба. Усман Сембен: Диалоги с критиками и писателями. Амхерст: Массачусетский университет Press, 1993.
  • Мумин, Ниджла. Caméras d'Afrique: Элвис Митчелл о западноафриканском кино и необходимости разнообразной кинокритики (интервью). IndieWire, 4 октября 2013 г.
  • Мерфи, Дэвид. Воображая альтернативы в кино и художественной литературе - Сембене. Оксфорд: Africa World Press Inc., 2001.
  • Нианг, Сада. Литература и кино на африканском франкоязычном языке: Ousmane Sembène et Assia Djebar. Париж: L'Harmattan, 1996.
  • Нианг, Сада и Самба Гаджиго. «Интервью с Усманом Сембене». Исследования африканской литературы 26: 3 (осень 1995 г.): 174–178.
  • Пфафф, Франсуаза. Кино Усмана Сембене: пионер африканского кино. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1984.
  • Рубаба, Протас Пий. «Влияние феминистской коммуникации на создание социальных преобразований: анализ фильмов« Мулаад »(Усман Сембене) и« Вода »(Дипа Мехта)». Столичный университет Нельсона Манделы: докторская диссертация, 2009.
  • Виейра, Полин Суману. Cineaste Усмана Сембена: première période, 1962–1971. Париж: Présence Africaine, 1972.

использованная литература

внешние ссылки

На французском

О фильме Мулаадэ

Последняя правка сделана 2023-03-27 05:12:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте