Януш Жураковский

редактировать

Януш Жураковский
ZURA.2.jpg Януш Жураковский c.2003
Родился(1914-09-12) 12 сентября 1914 г.. Рыжавка, Россия
Умер9 февраля 2004 г. (2004-02-09) (89 лет). Бэрриз-Бэй, Онтарио
Род занятийАвиатор. Владелец ложи
Супруг (ы)Анна Жураковская
ДетиГеоргий Жураковский и Марк Жураковски
Родитель (и)Адам Жураковский и Мария Антонина Шавловская
НаградыVirtuti Militari (5-й класс) Орден За заслуги перед Республикой Польша 3 степени Крест Доблести (с 2 Барс)

Януш Жураковский (12 сентября 1914 - 9 февраля 2004) был польским истребителем и летчиком-испытателем. В разные периоды жизни он жил и работал в Польше, Великобритании и Канаде.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Вторая мировая война
  • 3 Послевоенная
  • 4 Поздняя жизнь
  • 5 Достижения
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Цитаты
    • 6.3 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
Ранняя жизнь

Жураковский родился в 1914 году у поляков родителей в Рыжавке, которая была городом Российской Империи с 1793 г., когда он был вывезен из Польши в втором разделе. В 1921 году, после польско-советской войны, Рижский договор установил границу между Советской Россией и Второй Польской республикой. Новая граница поместила Рыжавку на советскую территорию. Таким образом, семья Жураковских покинула свой дом и сбежала в только что созданную Польскую республику.

Жураковский получил образование в средней школе в Люблине, где он научился летать планерами. В 1934 году он поступил на службу в ВВС Польши и поступил в Школу офицеров ВВС Польши. После того, как он научился управлять самолетами с двигателем, он окончил его в 1935 году в звании младшего лейтенанта. Далее он служил летчиком-истребителем в 161-й истребительной эскадрилье во Львове, а в 1939 году служил летным инструктором в Демблине.

PZL P.7
Вторая мировая война

В сентябре 1939, «Черный сентябрь», Жураковский дебютировал в боях на устаревшем учебно-тренировочном самолете PZL P.7 против эскадрильи из семи немецких Dornier 17, атакующих Деблин 2 сентября. Он смог повредить один из Do17, но был вынужден прервать бой, когда его оружие заклинило.

После поражения Польши Жураковский направился в Англию через Румынию и Францию. Как и многих его соотечественников, он был вывезен из зоны боевых действий контрабандой с поддельными документами и новым именем лесника. Тысячи пилотов польских ВВС, пробравшихся во Францию, сражались против сил Люфтваффе в битве за Францию ​​. Жураковский был первоначально отправлен в истребительную часть во Франции, прежде чем он был выбран для обучения в качестве пилота бомбардировщика в Англии. Когда он прибыл в Англию, Королевские ВВС передумали и отправили его и первую группу поляков в истребительные эскадрильи, которые быстро развертывались в ожидании нападения на Великобританию в 1940 году.

Жураковский впервые был отправлен в качестве офицера. Пилот-офицер в 152-ю эскадрилью, прежде чем присоединиться к 234-й эскадрилье, первоначально дислоцированной в RAF St Eval, Корнуолл, городе, названном в честь покровителя летных испытаний. Эскадрилья была переведена в RAF Middle Wallop 13 августа 1940 года. Он летал на Supermarine Spitfire Mk. 1 против люфтваффе, сбив Messerschmitt Bf 110 над островом Уайт 15 августа 1940 года. После того, как он был сбит девять дней спустя, он вернулся в строй, сбив два Messerschmitt Bf 109 Es на 12-й и 13-й день после этого. Ближе к завершению Битвы за Британию 29 сентября 1940 года он набрал «вероятный» результат над Bf 110C. После уничтожения 234-й эскадрильи и ее переброски на север Жураковский попросил перевод на No. 609-я эскадрилья RAF, подразделение «Спитфайр» все еще находится на передовой. Оттуда он был переведен в качестве летного инструктора в несколько летно-тренировочных подразделений, где передал свои знания боевых полетов новой группе летчиков-истребителей.

303-я эскадрилья Spitfire V c.1942

В 1942 году летный офицер Жураковский снова вылетел со своими соотечественниками на Spitfire II в 315-й эскадрилье, поднявшись до должности Командир эскадрильи из 316 польской истребительной эскадрильи и заместитель командира авиационного крыла польского истребительного авиаполка №1, дислоцированный в RAF Northolt. Он часто сопровождал бомбардировщиков USAAF во время дневных бомбардировок. Urakowski забил вероятный результат над Messerschmitt Bf 109 G 17 мая 1943 года, когда он был командиром крыла. Он был награжден Virtuti Militari, польским эквивалентом Креста Виктории в 1943 году. Он также получил польский Крест Доблести (Krzyż Walecznych) и Bar ( 1941) и Второй бар (1943).

Послевоенный

После войны советское коммунистическое правительство Польши изгнало всех польских летчиков-истребителей, которые летали вместе с RAF, в рамках попытки преуменьшить значение польских патриотизм. В результате S / L urakowski, среди многих других польских героев войны, предпочел остаться в Великобритании. В 1944 году его направили в Имперскую школу летчиков-испытателей , где он окончил курс № 2 5 января 1945 года. С 1945 по 1947 год Жураковский работал летчиком-испытателем в эскадрилье «С» Экспериментальный центр самолетов и вооружения (A AEE) в RAF Boscombe Down, испытывает военно-морской самолет для Министерства авиации. Никогда ранее не садивший самолет на авианосец, он практиковался в посадке на палубу, нарисованную на взлетно-посадочной полосе военно-морской авиабазы ​​Ист-Хейвен. После короткого периода обучения он без происшествий приступил к высадке Supermarine Seafire, морского «Спитфайр», на палубу HMS Ravager.

«Зура» за работой: Gloster Meteor Рекордный рейс Лондон-Копенгаген-Лондон 1950 года

Находясь в Боскомб-Даун, Жураковский управлял более чем 30 различными типами самолетов, в том числе Вампир, де Хэвилленд Хорнет и Глостер Метеор. Он никогда не упускал «возможность показать персоналу, в котором участвовал одномоторный пилотаж». Признанный одним из лучших пилотов высшего пилотажа в Великобритании, он дал впечатляющую демонстрацию на авиашоу в Фарнборо в июне 1946 года с Martin-Baker MB 5, истребителем с поршневым двигателем. слишком поздно начинать военное производство.

Уйдя из Королевских ВВС в качестве командира эскадрильи в 1947 году, Жураковский был принят на должность главного экспериментального летчика-испытателя в Gloster Aircraft Company под руководством главного летчика-испытателя Билла Уотертона. Когда Уотертон был в Канаде по заданию, Зураковски взял на себя роль исполняющего обязанности главного летчика-испытателя. «Зура» (так его стали называть) испытал множество экспериментальных версий истребителей Gloster Meteor, Javelin и Gloster E.1 / 44. Он установил международный рекорд скорости: Лондон-Копенгаген-Лондон, 4–5 апреля 1950 года. Глостер предпринял попытку продать Meteor IV ВВС Дании, и она увенчалась успехом.

В 1951 г. На авиашоу в Фарнборо Жураковски продемонстрировал новый пилотажный маневр, "Зурабатическое колесо тележки", в котором он подвесил прототип Gloster Meteor G-7-1, который он летал на вертикальном колесе тележки. «Этот реактивный маневр стал первым новым пилотажем за 20 лет». Колесо телеги имело опасно асимметричное поведение, которое имел Метеор с одним заглушенным двигателем. Он начался с набора высоты по вертикали на высоту 4000 футов, после чего самолет замедлился до 80 миль в час. Уменьшение мощности одного двигателя заставило Метеор повернуться. Когда нос был направлен вниз, второй двигатель был задушен. Самолет продолжал вращаться еще на 360 градусов только за счет инерции, потеряв почти всю вертикальную скорость. Чтобы управлять колесом телеги и выходить из него, не выполняя перевернутого вращения (из которого нельзя было вывести Метеор), требовалось большое мастерство.

В апреле 1952 года Жураковский и его семья уехали в Канаду, где стал летчиком-испытателем АВ. Роу Канада, сосредоточившись на экспериментальных испытаниях. Он преодолел звуковой барьер 18 декабря 1952 года, пикировав на истребителе CF-100, первом реактивном самолете с прямым крылом, совершившем этот подвиг. 23 августа 1954 года во время испытаний экспериментального ракетного ранца Зура пережил взрыв, в результате которого погиб его наблюдатель Джон Хиберт.

Самым известным самолетом, связанным с Жураковским, был Avro Canada CF-105 Arrow.

В годы существования Avro Canada Жураковски продолжал летать пилотажным пилотом с впечатляющими результатами. Особенно успешным было авиашоу в Фарнборо 1955 года, где он продемонстрировал CF-100 в «падающем листе». Многие авиационные и промышленные обозреватели снова провозгласили его «Великой Зурой». В 1958 году он был выбран главным разработчиком летчиком-испытателем новой программы CF-105 Avro Arrow. 25 марта 1958 года под управлением Жураковски «Эрроу RL 25201» вылетел из Малтона, Онтарио и совершил свой первый полет. Полет длился 35 минут и прошел без проблем. Жураковский продолжил программу летных испытаний. Он пролетел на Arrows RL 201, 202 и 203 в общей сложности 21 полет в течение 23,75 часа, достигнув скорости 1,89 Маха и высоты 50 000 футов.

После полета на Стрелке 203 26 сентября 1958 года Жураковский решил навсегда отказаться от испытательных полетов, выполнив обещание, которое он дал своей жене, прекратить экспериментальные полеты, когда ему исполнится 40 лет, хотя он уже успел превысил этот возраст.

Дальнейшая жизнь

Жураковски ушел из действительных испытательных полетов в ноябре 1958 года, но продолжил работу в компании Avro Aircraft в качестве инженера в офисе летных испытаний. 20 февраля 1959 года, в печально известную «Черную пятницу», Жураковский вместе с примерно 15 000 служащими заводов Avro и Orenda узнали, что правительство Дифенбакера резко отменило программу Avro Arrow. и его двигатель Orenda Iroquois. Пять летающих экземпляров и недавно построенный RL-206 (намеченный к запуску с мировыми рекордами воздушной скорости и высоты) вместе со всеми заводскими приспособлениями и инструментами были разобраны. Остается только нос Arrow 206 и части других Arrows. В настоящее время они экспонируются в Канадском музее авиации в Оттаве.

Решив вообще покинуть мир авиации, Жураковски и его семья переехали в Бэрриз-Бэй, Онтарио, чтобы построить Картузи-Лодж (расположенный недалеко от Клейфарм-Бей на Картузи-роуд и Эрроу-драйв). Он и его семья управляли этим небольшим туристическим домиком и курортом более 40 лет. В течение этого периода он прибегал к своему инженерному образованию, «возился» с рядом парусников, катамаранов и ледовых лодок собственной конструкции и строительства. Две его лодки на подводных крыльях до сих пор используются арендаторами Kartuzy Lodge.

После затяжной битвы с миелодисплазией Жураковски умер в Kartuzy Lodge 9 февраля 2004 года.

Парк Жураковски в Бэррис-Бэй, Онтарио, 26 июля 2003 г.
Почести

В знак признания его вклада в канадскую авиацию, Жураковский был введен в Зал славы авиации Канады в 1973 году. В 1996 году он был удостоен чести в 1996 году выпуском Королевского монетного двора Канады памятной монета Avro Canada CF-100 Canuck, на которой была вставка Януша Жураковского. В 1997 году он был внесен в анналы "Пионеры канадской авиации" Музея авиации Западной Канады. В следующем году он был показан в документальном фильме «Прямая стрела». 23 июля 1999 года испытательное предприятие аэрокосмической техники CFB Cold Lake (Альберта) назвало свой новый объект «Зданием Жураковски». А в сентябре 2000 года он стал почетным членом Общества экспериментальных летчиков-испытателей, пополнив ряды Чарльза Линдберга, Нила Армстронга и Игоря Сикорского. среди множества других светил.

Жураковский получил Командорский крест ордена «За заслуги перед Республикой Польша» в 1999 году.

Его приемный родной город построил парк Жураковского в 2003 году в знак признания его вклада в развитие сообществу и миру. Две внушительные статуи Януша Жураковского и его любимой Стрелы Авро возвышаются над парком Жураковского в форме стрелы (вытянутый треугольник, напоминающий профиль Стрелы Авро). Он расположен на перекрестке двух главных улиц в Бэррис-Бэй, Онтарио. Будущий музей и мемориальный центр посетителей, состоящий из беседки и выставочной площади, будут расположены в парке Жураковского.

Бывший аэродром компании Gloster Aircraft в Хукклкоте стал жилым районом в Глостере, Великобритания, и расположен на Зура-авеню.

Ссылки

Примечания

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки
1951 года
Последняя правка сделана 2021-05-24 14:59:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте