Исмат Чухтай

редактировать

Исмат Чухтай (21 августа 1915 - 24 октября 1991) был индийским романистом на урду, писателем рассказов и режиссером. Начиная с 1930-х годов, она много писала на темы, включая женскую сексуальность и женственность, аристократичность среднего класса и классовые конфликты, часто с марксистской точки зрения. С стилем характеризуется литературным реализмом, Chughtai зарекомендовала себя как значимый голос в литературе урду ХХ века, а в 1976 году была награждена Падма Шри от правительства Индии.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь и начало карьеры (1915–41)
    • 1.2 Признание ниши и переход к кино (1942–60)
    • 1.3 Успех в написании романов (1961–90)
    • 1.4 Более поздние годы, критические переоценки и последующее признание (1990-е годы и позже)
  • 2 Влияния и стиль письма
  • 3 В популярной культуре
    • 3.1 Публикации об Исмате Чухтае
  • 4 дань
  • 5 Библиография
  • 6 Фильмография
  • 7 наград и наград
  • 8 ссылки
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Цитаты
  • 9 Внешние ссылки

биография

Ранняя жизнь и начало карьеры (1915–41)

Исмат Чухтай родился 21 августа 1915 года в Бадаюне, Уттар-Прадеш, в семье Нусрата Ханама и Мирзы Касима Баига Чухтая; она была девятой из десяти детей - шести братьев и четырех сестер. Семья часто переезжала, так как отец Чухтая был государственным служащим ; Она провела свое детство в городах, включая Джодхпур, Агра и Алигарх - в основном в компании своих братьев, поскольку все ее сестры поженились, когда она была еще очень молодой. Чухтай описала влияние своих братьев как важный фактор, повлиявший на ее личность в годы ее становления. Она думала о своем втором старшем брате, Мирзе Азим-беке Чухтае (также писателе), как о наставнике. Семья в конце концов поселилась в Агре после того, как отец Чухтая ушел с индийской государственной службы.

Чухтай получила начальное образование в женском колледже при мусульманском университете Алигарха и окончила колледж Изабеллы Тоберн со степенью бакалавра гуманитарных наук в 1940 году. Несмотря на сильное сопротивление со стороны семьи, она получила степень бакалавра образования в мусульманском университете Алигарха. год. Именно в этот период Чухтай стал ассоциироваться с Ассоциацией прогрессивных писателей, посетив свое первое собрание в 1936 году, где она встретила Рашид Джахан, одну из ведущих женщин-писательниц, вовлеченных в движение, которая позже была признана за то, что вдохновила Чухтая писать " реалистичные, сложные женские персонажи ». Чухтай начала писать в частном порядке примерно в то же время, но не стала искать публикации для своей работы намного позже.

Когда я начал писать, была тенденция - писать романтические произведения или писать как прогрессивные. Когда я начал писать, люди были очень шокированы, потому что я писал очень откровенно [...] Я не писал того, что вы бы назвали «буквально». Я писал и пишу, когда говорю, очень простым языком, а не литературным.

- Чугтай о ее ранних трудах в интервью Mahfil в 1972 году.

Чухтай написала драму под названием « Фасади» ( «Возмутитель спокойствия») для журнала на урду « Саки» в 1939 году, которая стала ее первой опубликованной работой. После публикации читатели приняли его за пьесу брата Чухтая Азимбека, написанную под псевдонимом. После этого она начала писать для других изданий и газет. Некоторые из ее ранних работ включали Bachpan ( детство), автобиографическую пьесу, кафир ( кафир), ее первые новеллы, и Dheet ( Упрямую), она только монолог, среди других. В ответ на рассказ, который она написала для журнала, Чухтай сказали, что ее работа кощунственна и оскорбляет Коран. Тем не менее, она продолжала писать о «вещах, о которых она могла бы услышать».

Продолжающаяся связь Чухтай с Движением прогрессивных писателей существенно повлияла на ее стиль письма; ее особенно заинтриговал Ангарей, сборник рассказов, написанных на урду членами группы, включая Джахана, Саджада Захира, Сахибзаду Махмудузаффара и Ахмеда Али. Среди других ранних влияний были такие писатели, как Уильям Сидней Портер, Джордж Бернард Шоу и Антон Чехов. Калян ( Бутоны) и Cōtēn ( Раны), два из самых ранних сборников рассказов Чугтая, были опубликованы в 1941 и 1942 годах соответственно.

Первая Chughtai в новелле Зидди, что она написана на ее ранних двадцатых была впервые опубликована в 1941 году Книга хроник любовный роман между женщиной, которая работает в качестве домашней прислуги в богатом домашнем хозяйстве и сына своего работодателя. Позже Чухтай обсуждал сходство тем и стиля романа с произведениями романиста-романтика Хиджаба Имтиаза Али, ссылаясь на нее как на еще одно раннее влияние. Комментаторы хвалили новеллу как за ее «убедительную прозу», так и за то, что она дает «[взгляды] на мир, где женщины пытаются вырваться из оков, созданных другими женщинами, а не мужчинами». Критик и писатель Аамер Хусейн в ретроспективе 2015 года сравнил «пророческий голос Чухтая, который не комментировал и не объяснял, но усыпал повествование поэтическими наблюдениями» с голосом американского писателя Тони Моррисон. Позже Зидди был переведен на английский как « Дикие сердцем» и адаптирован в одноименном художественном фильме 1948 года.

Признание ниши и переход к фильму (1942–60)

После получения степени бакалавра образования Чухтай успешно подала заявку на должность директора школы для девочек в Алигархе. Там она познакомилась и подружилась с Шахидом Латифом, который в то время учился на степень магистра в Алигархском мусульманском университете. Во время пребывания в Алигархе Чухтай продолжала писать для различных изданий. Она добилась успеха в таких рассказах, как « Гайнда» и « Хидматгаар», а также в пьесе « Интихаб», которые были опубликованы в тот период. Затем в 1942 году она переехала в Бомбей и начала работать инспектором школ. Позже в том же году она вышла замуж за Латифа, который теперь работал автором диалогов в Болливуде, на частной церемонии. Ходжа Ахмад Аббас был свидетелем церемонии.

Чухтай привлекла широкое внимание своим рассказом « Лихааф» ( «Одеяло»), который появился в выпуске за 1942 год « Адаб-и-Латиф», литературного журнала из Лахора. Вдохновленная слухами о романе бегум и ее массажистки в Алигархе, история рассказывает о сексуальном пробуждении Бегум Джан после ее несчастливого брака с навабом. После освобождения Лихаф подверглась критике за предположение о женском гомосексуализме и последующем судебном разбирательстве, при этом Чухтай была вызвана в Высокий суд Лахора для защиты от обвинений в «непристойности». Соавтору-писателю и члену Движения прогрессивных писателей Садату Хасану Манто также были предъявлены аналогичные обвинения в его рассказе « Бу» (« Запах»), и он сопровождал Чухтая в Лахор. Несмотря на предъявленные обвинения, и Чухтай, и Манто были оправданы.

Судебный процесс, который проходил в 1945 году, сам по себе привлек большое внимание средств массовой информации и общественности и принес дуэту известность. Чухтай выглядел лучше в глазах общественности, заручившись поддержкой таких товарищей по Движению прогрессивных писателей, как Меджнун Горакхпури и Кришан Чандер. Тем не менее, она ненавидела освещение в СМИ всего инцидента, что, по ее мнению, сильно повлияло на ее последующую работу; «[ Лихааф ] принес мне столько дурной славы, что я устал от жизни. Это стало пресловутой палкой, которой меня били, и все, что я написал впоследствии, было раздавлено ее тяжестью».

Мы стояли лицом к лицу во время обеда. Я почувствовал, как земля под моими ногами отступает. Она проскользнула сквозь толпу, прыгнула на меня и обняла [...] Мне захотелось броситься в чьи-то объятия и разрыдаться. Она пригласила меня на шикарный ужин. Я почувствовал себя полностью вознагражденным, когда увидел ее похожего на цветок мальчика. Я чувствовал, что он тоже был моим. Часть моего разума, живой продукт моего мозга. Потомок моего пера.

- Чухтай о встрече с женщиной, которая вдохновила Лихааф.

Однако известно, что Чухтай примирилась с этим фиаско, встретив женщину, вдохновившую Бегум Джан, через несколько лет после публикации « Лихаф». Женщина сказала Чухтаю, что с тех пор она развелась с мужем, вышла замуж повторно и воспитывает ребенка со своим вторым мужем. Биографы Чухтая вспоминают встречу двух женщин в Исмате: ее жизнь, ее времена: «[Чухтай] почувствовал себя очень вознагражденным, когда бегум сказал [ей, что Лихаф ] изменил ее жизнь, и именно благодаря ее истории теперь она была благословлена ребенок". Чухтай, поначалу опасавшаяся встречи, позже выразила свое восхищение в мемуарах, написав: «Можно заставить цветы цвести среди камней. Единственное условие - поливать растение кровью сердца».

Квазиавтобиографический роман Чухтая «Теди Лакер» ( «Кривая линия») был выпущен в 1943 году. В то время она была беременна дочерью. Она вспомнила трудные обстоятельства, с которыми она столкнулась во время работы над романом, в интервью 1972 года для Mahfil: Journal of South Asian Literature: «[Это было] во время войны, когда я написал свой роман Терхи Лейкер, большой, толстый роман. тогда была больна, беременна дочерью. Но я всегда писала этот роман ». Книга рассказывает о жизни мусульманского сообщества, в частности женщин, на фоне ослабления британского владычества. Исследование Чухтай «внутренних сфер женской жизни» было хорошо встречено критиками, которые по-разному описывали ее работу в « Тедхи Лакер» как « исследующую и уместную » и « расширяющую возможности». Она сама вспомнила свой творческий процесс в интервью 1972 года, сказав, что черпала вдохновение в небольших инцидентах, которые она наблюдала вокруг себя, и даже в личных беседах, которые происходили между женщинами в ее семье: «Я пишу о людях, которых я знаю или которых знала. О чем вообще писать писателю »?

Спустя годы после свадьбы Латиф также познакомил Чухтая с киноиндустрией хинди. Она начала писать сценарии в конце 1940-х годов и дебютировала в качестве сценариста драматического фильма Латифа « Зидди». Актеры Камини Каушал, пран и Dev Anand в своей первой главной роли фильма, Зидди стал одним из самых больших коммерческих успехов 1948 г. был основаны на 1941 одноименной новелле; Чухтай переписал повествование в виде сценария к постановке. Затем она написала диалог и сценарий для романтического драматического фильма 1950 года « Арзу» с Каушалом и Дилипом Кумаром в главных ролях. Chughtai расширила свою карьеру в направлении с 1953 фильмом Fareb, который показал в актерском ансамбле из Амара, Майя Daas, Кишор Кумара, Лалита Pawar и Зухра Сегал. Снова написав сценарий по одному из ее рассказов, Чухтай вместе с Латифом сняла фильм. После выхода на экраны и Арзу, и Фареб получили положительный отклик публики и показали хорошие кассовые сборы.

Связь Чухтай с кинематографом укрепилась, когда она и Латиф стали соучредителями продюсерской компании Filmina. Ее первым проектом в качестве режиссера был драматический фильм 1958 года « Соне Ки Чидия», который она написала и сопродюсировала. Фильм с Нутаном и Талатом Махмудом в главных ролях рассказывает историю ребенка-актера, который подвергался жестокому обращению и эксплуатации на протяжении всей своей карьеры. Как отмечает писатель и критик Шамс Канвал, фильм был хорошо принят зрителями, и успех напрямую повлиял на рост популярности Чухтая. Соне Ки Чидия была названа важной постановкой для «[хроники] пьянящего времени в индийском кинематографе» и демонстрации «грязи, скрывающейся за гламуром» киноиндустрии. Нутан, получившая хорошие отзывы о своей роли в фильме, сама назвала его одним из своих любимых проектов. Кроме того, в 1958 году, Chughtai произвел Mahmood- Шьяма в главной роли романтика драма Лала Рух.

В это время Чухтай продолжала писать рассказы, несмотря на ее увлеченность кинопроектами. Ее четвертый сборник рассказов « Чуй Муи» («Не трогай меня») был выпущен в 1952 году и вызвал восторженный отклик. Одноименным новеллист была отмечена за ее «соответствующее рассечение нашего общества» и оспаривания почитаемых традиции материнства, особенно ее уравнение женственности. В редакционной статье 2014 года Рафай Махмуд подчеркнул актуальность этой истории в двадцать первом веке. Чуй Муи был адаптирован для сцены Насируддином Шахом в рамках юбилейного сериала Исмат Апа Кай Наам, где его дочь Хиба Шах играла центральный персонаж в постановке.

Успех в написании романов (1961–90)

Начиная с 1960-х годов, Чухтай написал в общей сложности восемь романов, первым из которых был « Масума» ( «Невинная девушка»), опубликованный в 1962 году. Фильм рассказывает о жизни молодой актрисы Нилофар, которую заставляют работать девушкой по вызову. поддерживать свою семью, когда ее отец бросает их. Действие романа происходит в Бомбее 1950-х годов, и затрагиваются темы сексуальной эксплуатации и социальной и экономической несправедливости. Ее следующая работа, повесть 1966 года « Саудай» (« Одержимость»), была основана на сценарии фильма 1951 года « Буздил», который она написала в соавторстве с Латифом. Комментаторы отметили, что Saudai никогда не сможет отказаться от своей структуры и по-прежнему читать как сценарий, несмотря на усилия Чухтая.

После теплого приема и Масумы, и Саудаи, Чухтай получила значительную похвалу за свой пятый роман « Дил ки Дуния» ( «Сердце вырывается на свободу»). Рассматривая роман, наблюдатели поместили его на втором месте после Теди Лейкер в каноне ее творчества. Роман рассказывает о жизни разнообразной группы женщин, живущих в консервативной мусульманской семье в Уттар-Прадеше. Дил Ки Дуния, как и Теди Лайкер, автобиографична по своей природе, поскольку Чухтай черпала вдохновение из собственного детства в Бахрейче, Уттар-Прадеш. Сравнивая два, Хусейн говорит, «если Tedhi Lakeer поразил меня свою смелость, ассортимент и его полномочия в качестве основного романа, Дили кий Duniya ' влияние s будет задерживаться со мной навсегда, и я хотел бы найти свое тематическое и стилистическое эхо в моем собственные истории ».

Chughtai в 1970 роман Ajeeb Aadmi, как говорят, был основан на жизни киноактер Гуру Датт ( на фото, 1955).

В начале 1970 - х годов, Chughtai написал два романа, Ajeeb Aadmi ( Очень Странный человек) и Jangli Kabootar ( Wild Голуби), который использовал ее знания киноиндустрии хинди, который она была частью в течение последних нескольких десятилетий. «Джангли Кабутар», впервые опубликованный в 1970 году, рассказывает о жизни актрисы и частично вдохновлен реальным инцидентом, произошедшим в то время. Внук Чухтая, кинорежиссер Айджаз Хан выразил заинтересованность в создании художественного фильма, основанного на истории в интервью Mumbai Mirror в 2015 году: « Хотел бы снять одну из ее историй, Джангли Кабутар [как эта история] всегда очаровывала меня. "

Аджиб Адми аналогичным образом повествует о жизни Дхарама Дева, популярного ведущего человека в Болливуде, и о том, какое влияние оказал его внебрачный роман с Зарин Джамал, другой актрисой, на жизни вовлеченных в него людей. Говорят, что роман основан на романе между частыми партнерами по фильму Гуру Даттом и Вахидой Рехман ; Датт был женат на певице Гите Датт, и в то время у пары было трое детей. Хотя есть несколько намеков на реальные фигуры, включая Мину Кумари, Лату Мангешкар и Мохаммед Рафи, члены семьи Датт и Рехман никогда не упоминаются явно. Chughtai сказал о Ajeeb Aadmi: «[В романе], я иду в [...] почему девушки бегут за ним и производитель, как он, и ад они делают для этих людей и для их жен роман, который был выпущен. в начале 1970-х годов хвалили за смелый характер и откровенность ».

Мумбая писателя и журналист, Джерри Пинто отметил влияние Ajeeb Aadmi ' первоначального выпуска s говорит, „Там не было более драматичным и откровенным счетом запутанной эмоциональной жизни Болливуда до этого.“ В своей статье для Khaleej Times в 2019 году Халид Мохамед поддержал это мнение. Он назвал эту книгу первой в своем роде книгой, рассказывающей все о киноиндустрии хинди, той, которая «открыла глаза даже для знатоков Болливуда». Мохамед также подробно описал откровенный стиль письма Чухтай, сказав, что у нее «инстинктивный дар рассказывать истории откровенно и бесстрашно».

Более поздние годы, критические переоценки и последующее признание (1990-е годы и позже)

В конце 1980-х у Чухтай была диагностирована болезнь Альцгеймера, что ограничило ее дальнейшую работу. Она умерла в своем доме в Мумбаи 24 октября 1991 года после продолжительной болезни. Известно, что Чухтай не хотел похорон, что является обычной практикой похорон в исламе. Рахшанда Джалил цитирует один из разговоров Чухтая с Курратуленом Хайдером, другом и современным писателем в книге « Неграмотная женщина: сочинения об Исмате Чухтае»: «Я очень боюсь могилы. Тебя хоронят под кучей грязи. Можно задохнуться [...] Я бы предпочел, чтобы меня кремировали ". Согласно большинству источников, Чухтай была кремирована в крематории Чанданвади в соответствии с ее последним желанием.

После перевода многочисленных ее работ на английский язык, возобновления интереса к литературе на урду двадцатого века и последующих критических переоценок статус Чухтая как писателя повысился. Критическая переоценка ее произведений началась с перечитывания Лихаф, которая в прошедшие годы приобрела большее значение; он был известен своим изображением изолированной жизни брошенной жены в феодальном обществе и стал ориентиром для его раннего изображения секса, все еще табу в современной индийской литературе. С тех пор « Лихааф» вошел в антологию и стал одним из самых популярных произведений Чухтая.

Поскольку с годами все больше ее работ становится доступным для чтения более широкой аудитории, критика, сосредоточенная вокруг ограниченного объема сочинений Чугтая, также утихла. В ретроспективе 1993 года Накви также противопоставила предполагаемому размеру произведений Чухтая, заявив, что ее работа «не ограничивалась и не исчерпывалась» центральными для Лихаф темами: «она могла предложить гораздо больше». Она отдельно привела в пример « Джангли Кабутар», который был одним из первых романов о пушке Чухтая, в котором исследуется тема неверности. Накви подчеркнула, что, несмотря на то, что к этому времени она зарекомендовала себя как значимый голос в литературе урду, Чухтай по-прежнему стремится исследовать новые темы и расширять сферу своей работы.

Tedhi Lakeer, которое стало рассматриваться в качестве Chughtai в опусе в настоящее время считается одним из самых значительных произведений урду литературы по комментаторам и различными средства массовой информации. Критик и драматург Шамим Ханфи высоко оценивает его, говоря, что роман, в частности его первая половина, соответствует самым высоким стандартам мировой литературы. Хусейн для сравнения называет это одним из лучших романов на языке урду и отмечает, что Чухтай сочетает все свои литературные влияния и собственный жизненный опыт, чтобы создать радикальный текст. Он сравнил рамки романа с рамками bildungsroman и похвалил его исследование националистических и феминистских проблем того периода. Комментаторы также сравнили стиль письма Чухтая в романе со стилем французского писателя и интеллектуала Симоны де Бовуар, основываясь на экзистенциалистской и гуманистической принадлежности дуэта.

Влияния и стиль письма

Чухтай был либеральным мусульманином, его дочь, племянник и племянница были замужем за индусами. По ее собственным словам, Чухтай происходила из семьи « индусов, мусульман и христиан, которые все живут мирно». Она сказала, что открыто читала не только Коран, но и Гиту и Библию.

В рассказах Чухтай отражено культурное наследие региона, в котором она жила. Это было хорошо продемонстрировано в ее рассказе «Священный долг», где она говорила о социальном давлении в Индии, ссылаясь на конкретные национальные, религиозные и культурные традиции.

В годы становления Чухтая Назар Саджад Хайдер зарекомендовала себя как независимый феминистский голос, и рассказы о двух очень разных женщинах, Хиджаб Имтиаз Али и Рашид Джехан, также оказали значительное влияние на раннем этапе.

Многие из ее произведений, в том числе Ангарей и Лихаф, были запрещены в Южной Азии, потому что их реформистское и феминистское содержание оскорбляло консерваторов (например, ее мнение о том, что никаб, вуаль, которую носят женщины в мусульманских обществах, следует не одобрять для мусульманских женщин, потому что это является репрессивным и феодальной ). Многие из ее книг были запрещены в разное время.

В популярной культуре

Публикации об Исмате Чухтае

Дань уважения

21 августа 2018 года компания Google отметила свое 107-летие дудлом Google.

Библиография

Основная статья: Список произведений Исмата Чухтая

Фильмография

Фильм
Год Заголовок Роль Примечания
1948 г. Шикаят - Автор диалогов
1948 г. Зидди -
1950 Арзу -
1951 г. Буздил -
1952 г. Шиша -
1953 г. Fareb - Также содиректор
1954 г. Дарваза -
1955 г. Общество -
1958 г. Соне Ки Чидия - Также производитель
1958 г. Лала Рух - Также содиректор и продюсер
1966 г. Бахарен Пхир Бхи Айенги -
1973 Гарам Хава - Премия Filmfare за лучшую историю (совместно с Кайфи Азми)
1978 г. Junoon Мириам Лабадур Эпизодическая роль

Награды и награды

Год Работа Награда Категория Результат Ref.
1974 г. Тери Лейкер Премия Галиба Лучшая драма на урду Победил
1974/75 Гарам Хава Национальные кинопремии Лучшая история Победил
Премия Filmfare Лучшая история Победил
- Государственная премия правительства Индии - Победил
1976 г. - Индийские гражданские награды Падма Шри Победил
1979 г. - Премия Андхра-Прадеш Урду Академи Литературная премия Махдума Победил
1982 г. - Премия Советской Земли имени Неру - Победил
1990 г. - Раджастханский урду Академи Икбал Самман Победил

использованная литература

Примечания

Цитаты

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-08-08 04:56:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте