Сахир Лудхианви

редактировать

Сахир Лудхианви
Марка 2013 года с изображением Сахира Лудианви от Почты Индии Марка 2013 года с изображением Сахира Лудхианви, выпущенная Почтой Индии
РодилсяАбдул Хайи. (1921-03-08) 8 марта 1921. Лудхиана, Пенджаб, Британская Индия
Умер25 октября 1980 (1980 -10-25) (59 лет). Бомбей, Махараштра, Индия
ПрофессияПоэт, лирик и писатель
Литературное движениеАссоциация прогрессивных писателей
Известные наградыПадма Шри Премия в 1971 году. Filmfare Awards в 1964 году и в 1977 году

Абдул Хайи ( 8 марта 1921 - 25 октября 1980), широко известный под своим тахаллусом (псевдонимом) Сахир Лудхианви, был индийским поэтом и песня из фильма автор текстов, писавший на языках хинди и урду.

Его работы повлияли на индийское кино, в частности Болливуд фильм. Сахир получил Filmfare Award за лучший автор текстов для Тадж-Махала (1963). Он выиграл вторую премию Filmfare за лучший автор текстов за работу над Kabhie Kabhie (1976). Он был награжден Падма Шри в 1971 году. 8 марта 2013 года, в девяносто вторую годовщину со дня рождения Сахира, в его честь была выпущена памятная марка.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранняя жизнь и образование
    • 1.2 Разделение
    • 1.3 Личная жизнь
    • 1.4 Смерть
  • 2 Карьера
  • 3 Работы
    • 3.1 Поэзия
    • 3.2 Книги
    • 3.3 Песни Болливуда
  • 4 Биографии
  • 5 Награды
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Жизнь

Ранняя жизнь и образование

Сахир родился 8 марта 1921 года в красном песчанике хавели в Каримпуре, Лудхиана, Пенджаб, Индия, в гуджарском Мусульманин из семьи помещиков. Это причина, по которой он добавил суффикс Ludhianvi после своего имени. Его мать, Сардар Бегум, ушла от мужа, лишившись права на получение финансовых активов от брака. В 1934 году отец Сахира снова женился и подал в суд (язвительно и безуспешно) за опеку над своим сыном. В недавней биографии под названием «Сахир: литературный портрет» (издательство Oxford University Press), написанной американским автором Суриндер Деол. Автор этой книги согласен с очень кратким заключением пакистанского поэта Ахмада Рахи, который был другом Сахира на протяжении многих лет, об истории жизни Сахира в двух словах: «За всю свою жизнь Сахир однажды любил и он питал одну ненависть. Он любил свою мать и ненавидел своего отца ». Сардар Бегум нуждался в защите отца Сахира и страдал от финансовых лишений. Место рождения Сахира отмечено небольшой табличкой на арочном входе в здание.

Сахир получил образование в средней школе Хальса в Лудхиане. Затем он поступил в Правительственный колледж, Лудхиана. Его именем назван зрительный зал. Будучи студентом колледжа, Сахир был популярен своими газелями и назмами (поэзия на урду) и эмоциональными речами.

Разделение

В 1943 г. Сахир поселился в Лахоре. Там он завершил «Талхияан» («Горечь») (1945), свою первую опубликованную работу на урду. Сахир редактировал журналы на урду, такие как Adab-e-Lateef, Shahkaar, Prithlari и Savera, и стал членом Ассоциации прогрессивных писателей. Однако, когда он сделал противоречивые заявления, пропагандирующие коммунизм, ордер на его арест был выдан правительством Пакистана. В 1949 году после раздела Сахир бежал из Лахора в Дели. Через восемь недель Сахир переехал в Бомбей. Позже он жил в Андхери, пригороде Мумбаи. Там его соседями были Гулзар, поэт и автор текстов, и Кришан Чандер, урду литератор. В 1970-х годах Сахир построил бунгало, которое он назвал Парчайян (Тени) в честь одной из своих работ, и жил там до самой смерти.

Личная жизнь

Хотя в его жизни было много женщин, он никогда не был женат за всю свою жизнь. Примером этого является Амрита Притам, чья любовь к Лудхианви не была взаимной взаимностью. В средствах массовой информации сообщалось, что Амрита Притам настолько увлеклась гением Сахира, что затягивала окурки, которые он оставил после ее посещения. Одно время он был помолвлен с пакистанским писателем Хаджирой Масруром.

Смерть

25 октября 1980 года в возрасте пятидесяти девяти лет Сахир умер от внезапной сердечной смерти (сердечный приступ) (он был курильщиком и пьяницей). Он умер в присутствии своего друга, Джаведа Ахтара. Сахир Лудхианви был похоронен на мусульманском кладбище Джуху. В 2010 году его могила была снесена, чтобы освободить место для новых захоронений.

Карьера

Работа Сахира в качестве автора текстов в киноиндустрии дала ему финансовую стабильность, превышающую его доходы как поэта. Он дебютировал с четырьмя песнями, исполненными в фильме Azadi Ki Raah Par (1949). Одна из песен была Badal Rahi Hai Zindagi. И фильм, и его песни остались незамеченными. Однако после Naujawan (фильм 1951 г.) на музыку С.Д. Бурман, Сахир получил признание. Основным успехом Сахира был Баази (1951). Опять же, композитором был Бурман. Тогда Сахир считался частью команды Гуру Датта. Последний фильм, сделанный Сахиром с Бирманом, был Пьяса (1957). В «Пьяса» Гуру Датт сыграл поэта по имени Виджай. После Пьяасы (1957) Сахир и Бирман разошлись из-за художественных и договорных различий.

Сахир действительно работал с другими композиторами, включая Рави, Рошан, Хайям и Датта Найк. Датта Найк, также известный как Н. Датта, гоанец, восхищался поэзией Сахира, и в результате их сотрудничества были созданы партитуры для Милаапа (1955), Чандраканты (1956), Саадхны (1958), Дхул Ка Пхул (1959). Сахир также работал с музыкальным руководителем Лакшмикантом-Пьярелалом в таких фильмах, как «Ман Ки Аанхе», «Иззат», «Дустан» и «Дааг» Яша Чопры, у всех есть сказочные песни. Примерно с 1950 года до своей смерти Сахир сотрудничал с Балдевым Раджем Чопра (1914 - 2008), кинопродюсером и режиссером. Последняя работа Сахира для Чопры была для Insaaf Ka Tarazu. Яш Чопра, независимый режиссер и продюсер, также нанял Сахира.

В 1958 году Сахир написал текст к фильму Рамеша Сайгала Пир Субах Хоги, основанному на романе Федора Достоевского Преступление и наказание. Главную мужскую роль сыграл Радж Капур. Предполагалось, что Шанкар-Джайкишан будет композитором, но Сахир потребовал композитора с более глубоким знанием романа. Хайям написал музыку к фильму. Песня Woh Subah Kabhi Toh Aayegi с минималистичным фоном остается популярной. Хайям сотрудничал с Сахиром во многих фильмах, включая Кабхи Кабхи и Тришул.

Сахир был противоречивой фигурой в том смысле, что он был артистически темпераментен. Он настоял на том, чтобы музыка к фильму была написана для его лирики, а не наоборот. Он также настоял на том, чтобы ему заплатили на рупию больше, чем Лата Мангешкар, и это создало между ними раскол. Сахир продвигал свою девушку, Судху Малхотру в певческой карьере. Он также настоял на том, чтобы Всеиндийское радио признало авторов песен из фильма.

Произведения

Поэзия

Сахир писал,

«मैं पल दो पल का शायर हूँ, पल दो पल मेरी कहानी है
पल दो पल मेरी हस्ती है, पल दो पल मेरी जवानी है
मुझसे पहले कितने शायर, आए और आकर गए,
कुछ आहें भरकर लौट गए, कुछ नग़मे गाकर चले गए
वो भी एक पल का किस्सा थे, मै भी एक पल किस्सा हूँ
कल तुमसे जुदा हो जाऊँगा, जो आज तुम्हारा हिस्सा हूँ «

Сахир отличался от своих современников тем, что не восхвалял Худу ( Бог), Хусн (красота) или Яам (вино). Вместо этого он писал горькие, но чувствительные тексты об угасающих ценностях общества; бессмысленность войны и политики; и преобладание потребительства над любовью. Его песни о любви с оттенком печали выражали его осознание того, что есть другие, более суровые концепции, более важные, чем любовь.

Сахира можно назвать «бардом для проигравшего». Близким его сердцу были фермер, раздавленный долгами, солдат, ушедший на чужую войну, женщина, вынужденная продать свое тело, молодежь, разочарованная безработицей, и, например, семья, живущая на улице. Джавахарлал Неру, премьер-министр Индии, сказал, что его тронули лирики Сахира в пьяасе. Виджей, проходя через зону красных фонарей, поет:

"ये कूचे, ये नीलामघर दिलकशी के,
ये लुटते हुए कारवां ज़िंदगी के,
कहाँ है कहाँ मुहाफ़िज़" के?
जिन्हें नाज़ है हिंद पर, वो कहाँ हैं? "

На поэзию Сахира оказал влияние известный пакистанский поэт Фаиз Ахмед Фаиз. Как и Фаиз, Сахир придал поэзии урду интеллектуальный элемент, который захватил воображение молодежи 1940-х, 1950-х и 1960-х годов и отразил чувства людей того периода. Он пробуждал людей от самодовольства, вызванного независимостью. Он выбрал самозваного хранителя религии, корыстного политика, капиталиста-эксплуататора и воинственные сверхдержавы. Сахир с воодушевлением писал об аресте прогрессивных писателей в Пакистане ; запуск спутника Sputnik и обнаружение Галиба правительством, жаждущим голосов меньшинства. Он написал «Кахат-э-Бангал» (Бенгальский голод) в 25 лет. Субах-и-Навроз (Рассвет нового дня) издевается над тем, как люди празднуют, в то время как бедняки живут в нищете. О Тадж-Махале он написал:

«मेरे महबूब कहीं और मिला कर मुझसे,
बज़्म- ए-शाही में ग़रीबों का गुज़र क्या माने.
सबत जिन राहों पर है सतबते शाही के निशां
उसपे उल्फत भरी रूहों का गुज़र क्या माने? »-

Сахир Лудхианви просит своего любовника встретить его где-нибудь еще, кроме Тадж-Махала : хотя гробница была символом роскошной монархии в течение многих лет, нет необходимости в красивых (но не знаменитых) сердцах, чтобы ехать туда, чтобы встретиться там.

Сахир Лудианви прочитал этот поэтический куплет на мероприятии в колледже, когда ему едва исполнилось 19 лет, и он вызвал бурю негодования в литературных кругах:

Эк Шахенша Не Даулат Ка Сахара Лекар, Хум Гарибон Ки Мохаббат Ка Удая Хай Мазак

О своем наследии пишет Сахир.,

"कल और आयेंगे नगमो की खिलती चुनने वाले,
मुझसे बेहतर कहनेवाले,
तुमसे बेहतर सुननेवाले;
कल कोई याद करे,
क्यूँ कोई मुझको याद करे?
मसरूफ ज़माना मेरे लिए क्यूँ
वक़्त अपना बर्बाद करे? "
" Том Или будет больше тех, кто будет рассказывать любовные стихи. Может быть, кто-то рассказывает лучше меня.
Может быть, кто-то слушает лучше вас. Почему кто-то должен помнить обо мне? Почему кто-то должен помнить обо мне?
Почему трудный возраст должен тратить свое время на меня? »

Книги

  • Махмуд К.Т. (2000) Kalām-i Sāḥir Ludhiyānvī. Сборник стихов Лудхиавни с английским переводом.
  • Аббас К.А. (1958) Говорят тени: (Парчалян). 29 страниц.
  • Хасан Р. (1977) Горькая жатва: Отрывки из стиха Сахира Лудхиавни. 169 страниц.
  • Суха С. (1989) Колдовство (Сахри): поэзия.
  • Гаата Джей Банджара (1992). Сборник текстов из фильмов.
  • Горечь: Талхиян

Болливудские песни

Биографии

Жизнь Сахира была описана Сабиром Даттом, Чандером Верма и доктором Салманом Абидом в "Main Sahir Hoon"

В 2010 году написал пьесу «Сахир» о жизни поэта. Его успешно поставила Прамила Ле Хант в премьере в Дели. В нем использовалась песня, чтобы повествовать о жизни Сахира.

Сахир Лудхианви: Народный поэт Акшая Манвани Книга является продуктом интервью и писаний о Сахире, данных его друзьями, такими как Яш Чопра, Дев Ананд, Джавед Ахтар, Хайям, Судха Малхотра, Рави Чопра и Рави Шарма. В книге также анализируются стихи и тексты песен Сахира в контексте его личной жизни. Также обсуждается вклад Сахира в движение прогрессивных писателей.

Awards
См. Также
  • icon Poetry portal
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-06 06:31:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте