Хемант Кумар | |
---|---|
Справочная информация | |
Имя при рождении | Хеманта Кумар Мукхопадхай |
Родился | (1920-06-16) 16 июня 1920. Бенарес, Штат Бенарес, Британская Индия |
Умер | 26 сентября 1989 г. (1989-09-26) (69 лет). Калькутта, Западная Бенгалия, Индия |
Жанры | Фильм Музыка, Рабиндра Сангит |
Род занятий | Певец, музыкальный руководитель, продюсер |
Инструменты | Гармониум,. Вокал,. композиция |
Годы активности | 1935–1989 |
Хеманта Мукхопадхьяй, профессионально известный как Хемант Кумар (16 июня 1920 - 26 сентября 1989), был индийским певцом и музыкальный руководитель, пел на бенгали, хинди и других индийских языках, например маратхи, гуджарати, Одиа, ассамец, тамил, пенджаби, бходжпури, конкани, Санскрит и урду. Он был исполнителем музыки к фильмам на бенгали и хинди, Рабиндра Сангит и многих других песен. Он был удостоен двух Национальных премий за Лучший певец-исполнитель мужского пола.
Хеманта родился в Варанаси, в доме своего деда по материнской линии, который был ведущим врачом. По отцовской линии его семья произошла от Бахару. Они перебрались в Калькутту в начале 1900-х годов. Хеманта вырос там и учился в школе Насируддина, а затем в школе Института Митра в районе Бхаванипора. Там он встретил своего давнего друга Субхаса Мукхопадхьяя, который позже стал бенгальским поэтом. За это время он подружился с известным писателем Сантошем Кумаром Гошем. В то время Хеманта писал рассказы, Сантош Кумар писал стихи, а Субхаш Мукхопадхьяй пел песни.
После сдачи промежуточных экзаменов (12 класс) Хеманта поступил в Бенгальский технический институт в Джадавпур заниматься инженерией. Тем не менее, он бросил учебу, чтобы продолжить музыкальную карьеру, несмотря на возражения отца. Он ненадолго попробовал литературу и опубликовал рассказ в престижном бенгальском журнале Desh, но к концу 1930-х годов он полностью посвятил себя музыке.
Под влиянием своего друга Субхаса Мукхопадхая, Хеманта записал свою первую песню для All India Radio в 1935 году. Первая строчка песни была «Amar Ganete Ele Nabarupi Chirantanii». Музыкальную карьеру Хеманты в первую очередь наставлял бенгальский музыкант. В молодости Хеманта следовал за известным бенгальским певцом Панкаджем Малликом. За это его прозвали «Чото Панкадж». В телевизионном интервью в начале 1980-х годов Хеманта упомянул, что он также обучался классической музыке у ученика Устада Файяз Кхана, но его опека была прервана безвременной кончиной устада.
В 1937 году Хеманта выпустил свой первый граммофонный диск под лейблом Columbia. Песнями (не из фильма) на этом диске были «Джаните Джади Го Туми» и «Бало Го Бало Мор», слова которых были написаны Нарешом Бхаттачарьей, а музыка написана Сайлешем Дуттагуптой. После этого каждый год Хеманта продолжал записывать диски без фильмов для Gramophone Company of India (GCI) до 1984 года. Его первыми песнями на хинди были «Kitana Dukh Bhulaya Tumne» и «O Preet Nibhanewali», выпущенные в 1940 под маркой GCI's Columbia. Музыку к этим песням написал Камал Дасгупта ; тексты песен были.
Первая песня Хеманты была в бенгальском фильме, выпущенном в 1941 году. Музыка была написана Харипрасанной Дасом. Первыми композициями Хеманты для себя были бенгальские песни, не относящиеся к фильму "Katha Kayonako Shudhu Shono" и "Amar Biraha Akashe Priya" в 1944 году. Слова были написаны Amiya Bagchi. Его первые песни на хинди в кино были в 1944 году под Pt. Музыкальное направление Амарнатха. Хеманта считается выдающимся представителем Рабиндры Сангита. Его первая запись Рабиндра Сангит была в бенгальском фильме (1944). Песня была "Pather Sesh Kothaye". Свой первый диск Rabindra Sangeet, не являющийся фильмом, он записал в 1944 году под лейблом Columbia. Это были песни «Аамар Аар Хабе На Дери» и «Кено Панта Э Чанчалата». До этого он записал песню «Aamaar mallikabone» на Всеиндийском радио / Akashvani, но, к сожалению, запись ушла в забвение.
Его первым фильмом в качестве музыкального режиссера был Бенгальский фильм в 1947 году. Хотя многие песни, записанные Хемантом за это время, получили признание критиков, крупный коммерческий успех ускользал от него до 1947 года. Некоторыми современными певцами хеманты на бенгальском языке были: Дхананджай Бхаттачарья и Талат Махмуд.
У Хеманты было три брата и сестра Нилима. Его старший брат, Тараджьоти, писал рассказы на бенгали. Младший брат сочинял музыку, а также пел (Ehy Prithibithey Sharita Jibon) в некоторых бенгальских фильмах, в первую очередь в «Больнице» и «Абак Притхиби». Он записал несколько бенгальских песен в 1960-х, а также сочинил музыку для одного из самых запоминающихся исполнений - «Jiboner Anekta Path Eklai..» - Хеманты
В 1945 году Хеманта женился на Беле Мукерджи (умер 25 июня 2009 г.), певец из Бенгалии. Хотя Бела спела несколько популярных песен в фильме «Кашинатх» (1943) на музыку Панкаджа Маллика, после замужества она не стала активно заниматься музыкальной карьерой. У них было двое детей: сын Джаянт и дочь Рану. Рану занимался музыкальной карьерой в конце 1960-х - начале 1970-х годов, но с ограниченным успехом. Джаянт женат на Мушуми Чаттерджи, индийской киноактрисе, которая была популярна в 1970-х годах.
В середине 1940-х Хеманта стал активным членом Индийской народной театральной ассоциации (IPTA) и начал сотрудничество с другим активным Член IPTA - автор песен и композитор Салил Чоудхури. Одной из главных движущих сил создания IPTA был голод в Бенгалии 1943 и бездействие британской администрации и богатых индийцев по его предотвращению.
В 1947 году Хеманта записала песню под названием «Ganyer badhu» («Сельская невеста»), музыку и слова которой написал Салил Чоудхури. Шестиминутная песня, записанная на двух сторонах диска со скоростью вращения 78 оборотов в минуту, исполнялась в разном темпе и не имела традиционной структуры и романтической темы бенгальской песни. Он изображал идиллическую, процветающую и заботливую жизнь и семью сельской женщины, а также то, как ее опустошают демоны голода и последующей нищеты. Эта песня произвела непредвиденную популярность для Хеманты и Салила в восточной Индии и, в некотором смысле, опередила Хеманту его современников-мужчин. Хеманта и Салил снова сыграли пару в нескольких песнях в течение следующих нескольких лет. Почти все эти песни оказались очень популярными.
Примерно в то же время Хеманте начали получать больше заказов на сочинение музыки для бенгальских фильмов. Некоторые были для директора Хемена Гупта. Когда несколько лет спустя Хемен переехал в Мумбаи, он призвал Хеманту сочинить музыку для своего первого режиссерского проекта на хинди под названием Anandmath под баннером Filmistan. В ответ на этот призыв Хеманта переехал в Мумбаи в 1951 году и присоединился к Filmistan Studios. Музыка Anand Math (1952) имела умеренный успех. Пожалуй, самая известная песня из этого фильма - «Vande mataram» в исполнении Латы Мангешкар, которую Хеманта поставил на марширующую мелодию. После Анандаматха Хеманта написал музыку для нескольких фильмов Filmistan, таких как Shart в последующие годы, песни из которых получили умеренную популярность. В то же время Хеманта приобрел популярность в Мумбаи как певец. Его песни для актера Дев Ананда под музыкальным руководством С. Д. Бурман в таких фильмах, как Джал (1952) («Йе Раат Йе Чандни Пхир Кахан»), Дом № 44 (1955) («Чуп Хай Дхарти» и «Тери Дуния Мейн Джин Се»), Сольва Саал (1958) («Хай Апна Дил То Авара») и Баат Эк Раат Ки (1962) («На Тум Хумен Джано "), добился популярности. В 1950-х годах он также играл для других героев фильмов на хинди, таких как Прадип Кумар (Нагин, детектив) и Сунил Датт (Дуния Джукти Хайн), а позже в 1960-х для Бисваджита. (Пчелы Саал Баад, Бин Бадал Барсат, Кора ) и Дхармандра (Анупама ); он был композитором всех этих фильмов.
К середине 1950-х годов Хеманта укрепил свои позиции как выдающийся певец и композитор. В Бенгалии он был одним из выдающихся представителей Рабиндры Сангита и, возможно, самым востребованным певцом-мужчиной. На церемонии, организованной Хемантой Мукерджи в честь Дебабрата Бисвас (1911–1980), легендарного представителя Рабиндры Сангита, в Калькутте в марте 1980 года Дебабрата Бисвас без колебаний упомянул Хеманту как «второго героя» популяризации Рабиндры Сангита, первым из которых был легендарный Панкадж Кумар Маллик. В Мумбаи, наряду с воспроизведением пения, Хеманта занял свою нишу как композитор. Он сочинил музыку для фильма на хинди под названием Nagin (1954), который имел большой успех во многом благодаря своей музыке. Песни Нагина оставались на вершине хит-парадов в течение двух лет и достигли высшей точки в 1955 году, когда Хеманта получил престижную премию Filmfare Best Music Director. В том же году он написал музыку для бенгальского фильма под названием Shapmochan, в котором он сыграл назад четыре песни для бенгальского актера Уттама Кумара. Это положило начало долгому сотрудничеству между Хемантой и Уттамом как парой певца и актера. Они были самым популярным дуэтом певца и актера в бенгальском кино в течение следующего десятилетия.
Во второй половине 1950-х годов Хеманта сочинял музыку и спел для нескольких бенгальских и хинди фильмов, записал несколько песен Рабиндры Сангита и бенгальских песен, не относящихся к фильмам. Почти все они, особенно его бенгальские песни, стали очень популярными. Этот период можно рассматривать как пик его карьеры, и он длился почти десять лет. Он пел песни, написанные крупнейшими музыкальными руководителями Бенгалии, такими как Начикета Гош, Робин Чаттерджи и Салил Чоудхури. Некоторые из известных фильмов, к которым сам Хеманта написал музыку в этот период, включают Харано Сур, Марутирта Хинглай, Нил Акашер Ничей, Лукочури, Сваралипи, Дип Джвеле Джаи, Кухак, Дуй Бхаи и Саптапади на бенгали, и Джагрити и Эк Хи Рааста на хинди.
В конце 1950-х годов Хеманта отважился на производство фильмов под своим собственным флагом: Hemanta-Bela productions. Первым фильмом под этим названием был бенгальский фильм режиссера Мринал Сена под названием Нил Акашер Ничи (1959). История основана на мучениях китайского уличного торговца в Калькутте на фоне борьбы за свободу Индии. Фильм получил наивысшую награду для фильма от правительства Индии. В следующем десятилетии продюсерская компания Хеманты была переименована в Geetanjali productions и выпустила несколько фильмов на хинди, таких как Bees Saal Baad, Kohraa, Biwi Aur Makaan, Faraar, Rahgir и Khamoshi - все в котором была музыка Хеманты. Только Bees Saal Baad и Khamoshi достигли крупных коммерческих успехов.
Вернувшись в Бенгалию, Хеманта написал музыку к фильму «Палатак» в 1963 году, где он экспериментировал со слиянием и легкой музыкой. Это оказалось большим успехом, и стиль композиции Хеманты заметно изменился для многих его будущих фильмов в Бенгалии, таких как «Багини» и Балика Бадху. В бенгальских фильмах «Манихар» и «Адвития», оба из которых имели большой музыкальный и коммерческий успех, его композиции имели легкий классический оттенок. В 1961 году в ознаменование столетия со дня рождения Рабиндраната Тагора индийская компания Gramophone представила Рабиндрасангита Хеманты в большей части своей памятной продукции. Это тоже оказалось большим коммерческим успехом. Хеманта побывал в нескольких зарубежных концертных турах, в том числе в Вест-Индии. В целом, в десятилетие 1960-х он сохранил свою позицию главного певца-мужчину в Бенгалии, а также композитора и певца, с которым нужно считаться в фильмах на хинди.
В 1960-х он был доминирующим и ведущим мужским голосом во многих музыкальных драмах Тагора, таких как Валмики Пратибха, Шьяма, Сапмочан, Читрангада и Чандалика. Вместе с Каникой Бандопадхьяй (1924–2000) и Сучитрой Митрой (1924–2010), которые были ведущими женскими голосами в них, он был частью популярного и уважаемого триумвирата Рабиндра Сангит. Он назывался «Хеманта-Каника-Сучитра», и вместе с Дебабрата Бисвас этот квартет был и остается наиболее часто слышимым исполнителем произведений Тагора. Асоктару Бандопадхьяй, Чинмой Чаттопадхьяй, Сагар Сен, Сумитра Сен и Риту Гуха были другими ведущими представителями Рабиндры Сангита в то время.
В 1970-е годы вклад Хеманты в фильмы на хинди был номинальным. Он написал музыку для нескольких своих домашних постановок, но ни один из этих фильмов не имел успеха, ни их музыка. В Бенгалии, однако, он оставался выдающимся представителем Рабиндры Сангита, кино и других песен. Его произведения оставались популярными на протяжении большей части десятилетия. Некоторые из них - Джоди джанте чао туми... (1972), Эк гочха раджанигандха, Амай прасно кор нил дхрубатара..., Седин томай декхечилам... (1974), Хирки теке сингхо дуар... (Стри, 1971), Ke jane ko ghonta... (Sonar Khancha, 1974), Jeona daraon bandhu... (Phuleswari, 1975) и популяризировал Rabindra sangeet, используя их красиво в фильмах в зависимости от ситуаций. Очень популярный и классический пример - песня Chorono dhorite diyogo amare.. в Dadar Kirti (1980). В 1971 году Хеманта дебютировал как кинорежиссер в снятом им самим бенгальском фильме Anindita. В прокате это не очень хорошо. Однако его исполнение Diner seshe ghumer deshe было одним из его лучших и популярных исполнений Рабиндры Сангита. В том же году Хеманта отправился в Голливуд, отвечая на просьбу кинорежиссера Конрада Рукса, и записал музыку для «Сиддхартхи» Конрада и сыграл [O Nadire... (сочиненный и спетый им ранее в Neel Aakaser Niche) в тот фильм. Он был первым индийским певцом, сыгравшим в Голливуде. Правительство США оказало Хеманте честь, предоставив ему гражданство Балтимора, штат Мэриленд; первый певец Индии, получивший гражданство США. В начале и середине 1970-х годов два крупных композитора Бенгалии, Начикета Гош и Робин Чаттерджи, которые тесно сотрудничали с Хемантой с начала 1950-х, умерли. Одновременно с этим, музыка, написанная Хемантой для бенгальских фильмов, таких как Phuleswari, Raag Anurag, Ganadebata и Dadar Kirti, сделала его главным композитором музыки для фильмов в бенгальской кинематографии. В 1979 году Хеманта перезаписал некоторые из своих ранних работ с композитором Салилом Чоудхури из 1940-х и 1950-х годов. Этот альбом под названием Legend of Glory, vol. 2 имел большой коммерческий успех.
В 1980 году у Хеманты случился сердечный приступ, который серьезно повлиял на его вокальные данные, особенно на контроль дыхания. Он продолжал записывать песни в начале восьмидесятых, но его голос был оттенком его богатого баритона прошлого. В 1984 году Хеманта была поздравлена различными организациями, в первую очередь индийской компанией Gramophone Company, за 50 лет работы в музыке. В том же году Хеманта выпустил свой последний альбом с Gramophone Company of India - диск с расширенным воспроизведением на 45 об / мин с четырьмя песнями не из фильмов. В течение следующих нескольких лет Hemanta выпустила несколько песен, не относящихся к кино, для небольших компаний, которые возникли в зарождающейся музыкальной индустрии, основанной на кассетах. Лишь некоторые из них были коммерчески успешными. Он сочинил музыку для нескольких бенгальских фильмов и одного телесериала на бенгальском и одного хинди. Однако к этому времени он стал обществом, любимой и уважаемой личностью, вежливым и дружелюбным джентльменом. Его благотворительная деятельность включала управление гомеопатической больницей в память о его покойном отце в их родной деревне в Бахару, в районе Южный 24 Парганас в Западной Бенгалии. В этот период он продолжал регулярно выступать на Всеиндийском радио, Дурдаршан (телевидение) и в программах / концертах в прямом эфире.
В телеинтервью, записанном в начале 1990-х годов, известному красноречию Гаури Гошу, его жена Бела Мукерджи вспомнила, что при его жизни она никогда не знала, сколько семей и людей ему помогли материально или иначе; только после его ухода эта истина постепенно открылась.
В 1987 году он был номинирован на Падмабхушан, от чего он вежливо отказался, уже отклонив предыдущее предложение принять Падмашри в 1970-х. В этом году он был публично поздравлен на крытом стадионе Нетаджи в Калькутте за завершение 50-летнего музыкального пути, где Лата Мангешкар подарил ему сувенир от имени своих поклонников и почитателей. Несмотря на его стареющий голос, он стал Лучшим певцом в 1988 году за роль в фильме «Лалан Факир».
В сентябре 1989 года он отправился в Дакка, Бангладеш, чтобы получить концерт, а также дать концерт. Сразу после возвращения из этой поездки 26 сентября он перенес еще один сердечный приступ и скончался в 23:15 в доме престарелых в Южной Калькутте.
Спустя почти два десятилетия после его смерти Граммофонная компания Индии выпускает по крайней мере один альбом Хеманты Мукхопадхьяй каждый год, переупаковывая его старые песни из-за коммерческой жизнеспособности его песен. Его наследие все еще живет в песнях, которые он записал, в музыке, которую он сочинил, а также в многих певцах-мужчинах в Бенгалии и остальной Индии, которые продолжают подражать / подражать его стилю пения.
Год | Название |
---|---|
1972 | Сиддхартха |
Общее количество фильмов: 138
Год | Название | Примечания |
---|---|---|
1947 | ||
1948 | ||
Приятама | ||
1949 | ||
Свами | ||
1951 | Джигханса | |
1952 | Совместно с Хагеном Дасгуптой | |
1955 | ||
1956 | Сурьямукхи | |
1957 | ||
Харано Сур | ||
1958 | Лукочури | |
Нил Акашер Ничи | ||
1959 | Глубинный Джвеле Джаи | |
Марутиртха Хинглай | ||
Сонар Харин | ||
1960 | ||
Кухак | ||
1961 | Дуй Бхай | |
Саптапади | ||
Сваралипи | ||
1962 | Атал Джалер Ахван | |
Агун | ||
Дада Тхакур | ||
Хансули Банкир Упакатха | ||
1963 | ||
Палатак | ||
Саат Паке Бандха | ||
1964 | ||
Бибхас | ||
Натун Тиртха | ||
Пратиниди | ||
Прабхатер Ранг | ||
Синдур Мег | ||
1965 | Алор Пипаша | |
Эк Туку Баса | ||
Эк Туку Чхонья Лаге | ||
1966 | Канч Ката Хири | |
Манихар | ||
1967 | Балика Бадху | |
Душту Праджапати | ||
Найика Сангбад | ||
Аджана Шапат | ||
1968 | Адвития | |
Багини | ||
Хансамитхун | ||
Джибан Сангит | ||
Панчасар | ||
Парисодх | ||
1969 | Чена Ачена | |
Ман Ние | ||
Паринита | ||
Шук Сари | ||
1970 | Дешбандху Читтаранджан | |
Дути Мон | ||
1971 | Кухели | |
Малаядан | ||
Набараг | ||
Нимантран | ||
Сансар | ||
Махабиплаби Арабиндо | ||
1972 | Аниндита | |
Шриман Притхвирадж | ||
1974 | Бикеле Борер Пхул | |
Тагини | ||
Пхулешвари | ||
1975 | Агнисвар | |
Мохан Баганер Мей | ||
Ниши Мригая | ||
Рааг Анурааг | ||
Сансар Симантей | ||
1976 | Банхи Сикха | |
Датта | ||
Санкхабиш | ||
Пратисрути | ||
1977 | Дин Амадер | |
Хатей Ройло Тин | ||
Мантрамугдха | ||
Пратима | ||
Прокси | ||
Раджани | ||
Санаи | ||
Шеш Ракша | ||
Свати | ||
1978 | Ганадевата | |
Нади Теке Сагаре | ||
Праная Паша | ||
1979 | Шахар Теке Д. ooray | |
Наука Дуби | ||
1980 | Бандхан | |
Дадар Кирти | ||
Пака Деха | ||
Панкхирадж | ||
Шеш Бичар | ||
1981 | Капал Кундала | |
Хелар Путул | ||
Мегмукти | ||
Субарна Голак | ||
1982 | Чото Маа | |
Чхут | ||
Уттар Мелени | ||
Пратикша | ||
1983 | Амар Гити | |
Раджешвари | ||
1984 | Агни Шуддхи | |
Аджантай | ||
Бишабрикша | ||
Диди | ||
Мадхубан | ||
Сурятришна | ||
1985 | Бхалобаса Бхалобаса | |
Тагари | ||
1986 | Патбхола | |
Аширвад | ||
1987 | Пратибха | |
Тунибу | ||
Боба Санаи | ||
1988 | Сурер Сати | |
Парашмани | ||
Аганан | ||
1989 |
Год | Название |
---|---|
1952 | Ананд Матх |
1954 | Даку Ки Ладки |
Ферри | |
Нагин | |
Джагрити | |
Самрат | |
Шарт | |
1955 | Баху |
Бандиш | |
Бхагват Махима | |
Лаган | |
1956 | |
Араб Ка Саудагар | |
Бандхан | |
Дургеш Нандини | |
Эк Хи Рааста | |
Хамара Ватан | |
Инспектор | |
Лаалтен | |
Тадж | |
1957 | Банди |
Чампакали | |
Эк Джалак | |
Горная станция | |
Китна Бадал Гая Инсан | |
Мисс Мэри | |
Паял | |
Яхуди Ки Ладки | |
Мода | |
1958 | До Мастане |
Полиция | |
Сахара | |
1959 | Чанд |
Хум Бхи Инсан Хай | |
1960 | Подруга |
Дуния Джукти Хай | |
1962 | Пчелы Саал Баад |
Маа Бета | |
Сахиб Биби Аур Гулам | |
1963 | Бин Бадал Барсаат |
1964 | Кохраа |
1965 | До Дил |
Фараар | |
1966 | Биви Аур Макаан |
Санната | |
Анупама | |
1967 | Маджли Диди |
1968 | До Дуни Чар |
1969 | Кхамоши |
Рахгер | |
Деви Чоудхурани | |
1970 | Us Raat Ke Baad |
1972 | Bees Saal Pehle |
1977 | Do Ladke Dono Kadke |
1979 | Любовь в Канаде |
Год | Название |
---|---|
1961 | Айель Басант Бахар |
1964 | Балма Бада Надаан |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Хемант Кумар. |