Лата Мангешкар

редактировать
Индийская певица

Лата Мангешкар
Lata-Mangeshkar.jpg
РодиласьХема Мангешкар. (1929-09- 28) 28 сентября 1929 г. (91 год). Индор, Штат Индор, Агентство Центральной Индии, Британская Индия. (настоящее время - день Мадхья-Прадеш, Индия )
НациональностьИндиец
Другие именаКоролева мелодии, Голос нации, Голос тысячелетия, Соловей Индии
Род занятийПевец, музыкальный руководитель, продюсер
Годы работы1942– настоящее время
РодителиДинанат Мангешкар (отец). Шеванти Мангешкар (мать)
РодственникиСм. Семья Мангешкар-Хардикар-Абхишеки
Награды
Почести
Член парламента, Раджья Сабха
В должности . 22 ноября 1999 г. - 21 ноября 2005 г.
Личные данные
Политическая партияНезависимый
Подпись
Подпись Lata Mangeshkar.svg

Лата Мангешкар ((Об этом звуке слушайте ) (родился как Хема Мангешкар 28 сентября 1929 г.)) - индийская певица и музыкальный руководитель. Она одна из самых известных и уважаемых певиц в Индии. Она записала песни более чем в тысячи хинди фильмов и спела песни на более чем тридцати шести региональных языках Индии и иностранных языках, но в основном на маратхи, хинди, бенгальский и ассамский.

Премия Дадасахеба Пхалке была вручена ей в 1989 году Правительством Индии. В 2001 году в знак признания своего вклада в нацию она была удостоена Бхарат Ратны, высшей гражданской награды Индии, и является лишь второй вокалисткой после М. С. Суббулакшми, удостоенный этой чести. Франция удостоила ее своей высшей гражданской награды - ордена Почетного легиона в 2007 году.

Она лауреат трех Национальных кинопремии, 15 бенгальских киножурналистов ' Награды ассоциации, четыре награды Filmfare за лучшее женское воспроизведение, две особые награды Filmfare, приз Filmfare Lifetime Achievement и многое другое. В 1974 году она стала первой индианкой, выступившей в Royal Albert Hall.

. У нее четверо братьев и сестер - Мина Хадикар, Аша Бхосле, Уша Мангешкар и Хридайнатх Мангешкар - из которых она старшая.

Содержание

  • 1 Молодость
  • 2 Певческая карьера
    • 2.1 Начало карьеры в 1940-е годы
    • 2.2 1950-е годы
    • 2.3 1960-е
    • 2.4 1970-е
    • 2,5 1980-е
    • 2.6 1990-е
    • 2,7 2000-е
    • 2,8 2010-е
  • 3 Бенгальская карьера
  • 4 Сотрудничество с другими певцами
  • 5 Карьера без певца
    • 5.1 Музыкальное направление
    • 5.2 Производство
  • 6 Награды и признания
  • 7 Противоречие Гиннеса
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Ранняя жизнь

Детское фото Латы Мангешкар

Лата Мангешкар родилась в 1929 г., старшая дочь Пандита Динанатха Мангешкара, музыканта маратхи и Конкани и его жены Шеванти в Индоре (в настоящее время Мадхья-Прадеш, а затем столица княжеского государства Индор, входившего в Центрально-Индийское агентство в Британской Индии ). Ее отец, Пандит Динанатх Мангешкар, был классическим певцом и актером театра. Ее мать, Шеванти (позже переименованная в Шудхамати), гуджаратская женщина из Талнера, президентства Бомбея (ныне на северо-западе Махараштры ), была Вторая жена Динаната; его первая жена Нармада, которая умерла, была старшей сестрой Шеванти.

Дед Латы по отцовской линии, Ганеш Бхатт Навате Хардикар (Абхишеки), был кархадским брамином священником, совершавшим абхишекам. из Шива лингама в Храме Мангуеши в Гоа, и ее бабушка по отцовской линии, Есубай Ране, принадлежала к Гомантак Маратха Самадж Сообщество Гоа.

Дедом Латы по материнской линии был гуджаратский бизнесмен Сет Харидас Рамдас Лад, преуспевающий бизнесмен и домовладелец Талнера; и Мангешкар выучила гуджарати народные песни, такие как гарбас из Павагадх от своей бабушки по материнской линии.

Фамилия семьи раньше была Хардикар; Динанат изменил его на Мангешкар, чтобы отождествить свою семью с его родным городом Мангеши, Гоа. Лату при рождении назвали "Хема". Позже ее родители переименовали ее Лату в честь женского персонажа, Латика, в одной из пьес ее отца, Бхаав Бандхан.

Лата - старший ребенок в семье. Мина, Аша, Уша и Хридайнатх, по порядку рождения, ее братья и сестры; все они опытные певцы и музыканты.

Лата получила свой первый урок музыки от отца. В возрасте пяти лет она начала работать актрисой в музыкальных пьесах своего отца (Сангит Натак в маратхи ). В свой первый день в школе она бросила школу, потому что они не позволяли ей брать с собой сестру Ашу, поскольку она часто приводила с собой свою младшую сестру.

Певческая карьера

Начало карьеры в 1940-е годы

В 1942 году, когда Лате было 13 лет, ее отец умер от болезни сердца. Мастер Винаяк (Винаяк Дамодар Карнатаки), владелец кинокомпании Navyug Chitrapat и близкий друг семьи Мангешкаров, позаботился о них. Он помог Лате начать карьеру певицы и актрисы.

Лата спел песню «Naachu Yaa Gade, Khelu Saari Mani Haus Bhaari», написанную Садашиврао Неврекаром для фильма Васанта Джоглекара маратхи Кити Хасаал (1942), но песня была исключена. из финального разреза. Винаяк дал ей небольшую роль в маратхи «Пахили Мангала-гаур» (1942) Навала Читрапата, в котором она спела «Натали Чайтраачи Навалаай», сочиненную Дада Чандекар. Ее первой песней на хинди была "Mata Ek Sapoot Ki Duniya Badal De Tu" для фильма маратхи Gajaabhaau (1943).

Лата переехал в Мумбаи в 1945 году, когда компания мастера Винаяка перенесла туда свою штаб-квартиру. Она начала брать уроки классической музыки хиндустани у Устада Амана Али Хана из Бхиндибазаар Гарана. Она спела «Паа Лагуна Кар Джори» для фильма Васанта Джоглекара на хинди «Аап Ки Сева Мейн» (1946), написанного Даттой Давджекаром. Танец в фильме исполнил Рохини Бхате, который впоследствии стал известным классическим танцором. Лата и ее сестра Аша сыграли второстепенные роли в первом фильме Винаяка на языке хинди «Бади Маа» (1945). В этом фильме Лата также спела бхаджан : «Maata Tere Charnon Mein». Она была представлена ​​музыкальному руководителю Васанту Десаи во время записи второго фильма Винаяка на хинди, Субхадра (1946).

После смерти Винаяка в 1948 году музыкальный руководитель Гулам Хайдер наставлял ее как певицу. Он познакомил Лату с продюсером Сашадхаром Мукерджи, который тогда работал над фильмом Шахид (1948), но Мукерджи отклонил голос Латы как «слишком тонкий». Раздосадованный Хайдер ответил, что в ближайшие годы продюсеры и режиссеры «упадут к ногам Латы» и «умоляют ее» петь в их фильмах. Хайдер дал Лате свой первый серьезный прорыв с песней "Dil Mera Toda, Mujhe Kahin Ka Na Chhora" - стихами Назима Панипати - в фильме (1948), который стал ее первым большим прорывным кинохитом. В интервью, посвященном ее 84-летию в сентябре 2013 года, сама Лата заявила: «Гулам Хайдер действительно мой крестный отец. Он был первым музыкальным руководителем, который проявил полную веру в мой талант».

Первоначально Лата сказала подражать известной певице Нур Джехан, но позже она выработала свой собственный стиль пения. Тексты песен в фильмах на хинди в основном написаны поэтами на урду и содержат больше слов на урду, включая диалоги. Актер Дилип Кумар однажды сделал несколько неодобрительное замечание по поводу махараштрийского акцента Латы, когда пел песни на хинди / урду; Поэтому какое-то время Лата брала уроки урду у учителя урду по имени Шафи. В последующих интервью Лата сказала, что Нур Джехан слышал ее в детстве и посоветовал ей много практиковаться. Эти двое поддерживали связь друг с другом на долгие годы.

Одним из ее первых крупных хитов была "Aayega Aanewaala", песня из фильма Махал (1949), написанная музыкальный руководитель Хемчанд Пракаш и актриса Мадхубала.

1950-е

Мангешкар в 1953 году (23 года)

В 1950-х Лата пела песни, написанные на разную музыку. режиссеры того периода, в том числе Анил Бисвас (в таких фильмах, как Тарана (1951) и Хир (1956)), Шанкар Джайкишан, Наушад Али, С. Д. Берман, Амарнатх, Хусанлал и Бхагатрам (в таких фильмах, как Бари Бехен (1949), Мина Базар (1950), Аадхи Раат (1950), Чхоти Бхаби (1950), Афсана (1951), Аансу (1953) и Адл-э-Джехангир (1955)), С. Рамчандра, Хемант Кумар, Салил Чоудхури, Датта Наик, Хайям, Рави, Саджад Хуссейн, Рошан, Калянджи-Ананджи, Васант Десаи, Судхир Пхадке, Хансрадж Бехл, Мадан Мохан и Уша Кханна. Она спела «Шри-Ланка, Ма Приядара Джая Бхуми», песню на сингальском, для фильма 1955 Шри-Ланки Седа Суланг. Она дебютировала в тамильском воспроизведении с песней «Ванарадхам» в 1956 году (Уран Хотала, дублированная на тамильском) с тамильской песней «Энтан Канналан» для Нимми в дублированной версии, написанной Наушадом.

Лата спел много песен на основе рага для Наушада в таких фильмах, как Дидар (1951), Байдзю Бавра (1952), Амар (1954), Уран Хатола (1955) и Мать Индия (1957). Ae Chorre Ki Jaat Badi Bewafa, дуэт с Дж. М. Дуррани, была ее первой песней для композитора Наушада. Дуэт, Шанкар-Джайкишан, выбрал Лата для Барсаат (1949), Аах (1953), Шри 420 (1955) и Чори Чори (1956). До 1957 года композитор С. Д. Бурман выбрал Лату в качестве ведущей певицы для своих музыкальных произведений в Sazaa (1951), House No. 44 (1955) и Devdas <144.>(1955). Однако в 1957 году между Латой и Берманом возник разлад, и она не пела его композиции до 1962 года.

Лата выиграл премию Filmfare за лучшую певицу женского воспроизведения за Салил Чоудхури. Композиция "Aaja Re Pardesi" из Мадхумати (1958). Связь Латы Мангешкар с К. Рамчандрой спродюсировала песни в таких фильмах, как Альбела (1951), Шин Шинкай Бублаа Бу (1952), Анаркали (1953), Пехли Джхалак (1954), Азад (1955), Ааша ​​ (1957) и Амардип (1958). Для Мадана Мохана она выступала в таких фильмах, как Baagi (1953), Railway Platform (1955), Pocketmaar (1956), Mr. Ламбу (1956), Дех Кабира Ройя (1957), Адалат (1958), Тюремщик (1958), Мохар (1959) и Чача Зиндабад (1959).

1960-е

Песня Латы «Pyar Kiya To Darna Kya» из Mughal-e-Azam (1960), сочиненная Наушадом и синхронизированная по губам автор Мадхубала, до сих пор остается известным. Гавайский тематический номер «Аджиб Дастан Хай Йе» из Дил Апна Аур Прит Параи (1960) был составлен Шанкар-Джайкишаном и синхронизирован по губам автор Мина Кумари.

В 1961 году Лата записал два популярных бхаджана, «Аллах Теро Наам» и «Прабху Теро Наам», для помощника Бирмана, Джайдева. В 1962 году она была удостоена своей второй награды Filmfare за песню «Kahin Deep Jale Kahin Dil» из Bees Saal Baad, написанную Хемантом Кумаром.

. В начале 1962 года Лате дали медленный яд.. Вызвали врача. Он пришел с рентгеновским аппаратом, чтобы осмотреть ее, и сделал ей инъекцию, чтобы она потеряла сознание, потому что ей было больно. В течение трех дней она была близка к смерти. Через десять дней она начала поправляться. Врач сказал ей, что кто-то дал ей медленный яд. Инцидент с медленным отравлением очень ослабил ее. Она была прикована к постели почти 3 месяца. Самым удивительным было то, что вскоре после инцидента повар, который раньше работал в доме Латы, внезапно исчез, не забрав свою зарплату. Ранее повар работал с людьми из киноиндустрии. Автор текста Майру Султанпури регулярно навещала Лату в ее доме ежедневно в 18:00. Майрух сначала пробовал еду, а потом позволял Лате есть. Он читал стихи и рассказы, чтобы поддерживать Лату в хорошем настроении.

27 января 1963 года, на фоне китайско-индийской войны, Лата спел патриотическую песню «Aye Mere Watan Ke Logo "(буквально« О, люди моей страны ») в присутствии Джавахарлала Неру, затем премьер-министра Индии. Песня, написанная К. Рамчандра и написанный Кави Прадип, как говорят, довели премьер-министра до слез.

В 1963 году Лата вернулся, чтобы сотрудничать с С. Д. Бурман. Она пела в Р. Первый фильм Д. Бурмана, Chhote Nawab (1961), а затем в его фильмах, таких как Bhoot Bungla (1965), Pati Patni (1966), Baharon ke Sapne (1967) и Абхилаша (1969). Она также записала несколько популярных песен для SD Burman, в том числе «Aaj Phir Jeene Ki Tamanna Hai», «Gata Rahe Mera Dil» (дуэт с Кишор Кумар ) и «Piya Tose» из Guide (1965), «Хотон Пе Айси Баат» из Вор драгоценностей (1967) и «Китни Акели Китни Танхаа» из Талаш (фильм 1969 года).

В 1960-е годы Лата Мангешкар продолжила ее связь с Маданом Моханом, который включал песни «Aap Ki Nazron Ne Samjha» из Anpadh (1962), «Lag Jaa Gale » и «Naina Barse Рим Джим »из Вох Каун Тхи? (1964),« Во Чуп Рахен То »из Джахана Ара (1964),« Ту Джахан Джахан Чалега »из Мера Саая (1966) и "Тери Аанхо Ке Шива" из Чираг (1969), и она постоянно поддерживала связь с маэстро Шанкаром Джайкишаном, которые заставляли ее петь в различных жанрах в 60-х годах.

1960-е годы также стали свидетелями начала сотрудничества Мангешкар с Лакшмикант-Пьярелал, музыкальными руководителями, для которых она спела самые популярные песни в своей карьере. Начиная с 1963 года, связь Лакшмиканта-Пьярелала с Латой Мангешкар с годами крепла. Лата Мангешкар спела более 700 песен для композиторского дуэта за 35 лет, многие из которых стали огромными хитами. Она пела для Parasmani (1963), Mr. X в Бомбее (1964), Аайе Дин Бахар Ке (1966), Милан (1967), Анита (1967), Шагирд (1968), Мере Хамдам Мере Дост (1968), Интаквам (1969), До Раасте (1969) и Джин Ки Раах, за который она получила свою третью премию Filmfare.

Она также спела несколько песен для воспроизведения фильмов на маратхи, написанных музыкальными директорами маратхи, включая Хридайнатха Мангешкара, Васант Прабху, Шринивас Кхале, Судхир Пхадке и она сама под псевдонимом Анандган. В течение 1960-х и 1970-х годов она также спела несколько бенгальских песен, написанных музыкальными руководителями, такими как Салил Чоудхури и Хемант Кумар.

Лата сделал ее каннада дебютировал в 1967 году в фильме Kranthiveera Sangolli Rayanna, записав две песни для музыкального директора Лакшмана Берлекара. Песня "Bellane Belagayithu" была хорошо принята и оценена.

В 1960-х Мангешкар записал дуэты с Мукешем, Манна Дей, Махендрой Капур, Мохаммед Рафи и Кишор Кумар. В течение короткого периода в 1960-е годы она не была в хороших отношениях с Мохаммедом Рафи по вопросу о выплате гонораров певцам. Мангешкар хотел, чтобы Рафи поддержал ее, потребовав половину доли от пятипроцентного гонорара за песню, который продюсер фильма предоставил избранным композиторам. Но Рафи придерживался диаметрально противоположной точки зрения и считал, что претензии исполнителя воспроизведения к создателю фильма заканчиваются выплатой согласованного гонорара за песню, что ведет к напряженности между ними. После ссоры во время записи песни Maya "Tasveer Teri Dil Mein" (1961) они отказались петь друг с другом. Музыкальный руководитель Джайкишан позже договорился о примирении между ними.

1970-е

В 1972 году последний фильм Мины Кумари, Пакиза был освобожден. В него вошли популярные песни, в том числе «Chalte Chalte» и «Inhi Logon Ne» в исполнении Латы Мангешкар и сочиненные Гуламом Мохаммедом. Она записала много популярных песен для последних фильмов С. Д. Бурмана, в том числе "Rangeela Re" из Прем Пуджари (1970), "Khilte Hain Gul Yahaan" из Sharmeelee (1971) и "Piya Бина »из Абхимана (1973) и для последних фильмов Мадана Мохана, включая Дастак (1970), Хир Раанджа (1970), Дил Ки Рахен (1973), Индостан Ки Касам (1973), Хансте Захм (1973), Маусам (1975) и Лайла Маджну (1976).

Многие известные песни Латы Мангешкар в 1970-х были написаны Лакшмикантом-Пьярелалом и Рахулом Дев Бурманом. Многие из ее песен, написанных Лакшмикант-Пьярелал в 1970-х годах, были написаны лириком Анандом Бакши. Она также записала много хитов с Рахулом Девом Бурманом в фильмах Amar Prem (1972), Caravan (1971), Кэти Патанг (1971) и Аанди (1975). Эти двое известны своими песнями с авторами текстов Маджру Султанпури, Анандом Бакши и Гульзар.

. В 1973 году она выиграла Национальную кинопремию за лучший фильм. Певица женского воспроизведения для песни "Beeti Na Bitai" из фильма Parichay, написанного Р. Д. Бурманом и написанного Гульзаром. В 1974 году она спела свою единственную малаялам песню «Kadali Chenkadali» для фильма Nellu, составленную Салилом Чоудхури и написанную Ваяларом Рамавармой. В 1975 году она снова выиграла Национальную премию, на этот раз за песню «Roothe Roothe Piya» из фильма Кора Кагаз, составленного Кальянджи Ананджи.

. С 1970-х годов Лата Мангешкар получает также организовал множество концертов в Индии и за рубежом, в том числе несколько благотворительных. Ее первый заграничный концерт был в Royal Albert Hall, London в 1974 году и был первым индийским концертом, который сделал это. Она также выпустила альбом бхаджанов Мирабай «Чала Вахи Дес», составленный ее братом Хридайнатхом Мангешкаром. Некоторые из бхаджанов в альбоме включают «Saanware Rang Ranchi» и «Ud Jaa Re Kaaga». В начале 1970-х она выпустила другие альбомы, не относящиеся к фильму, такие как ее сборник газелей Галиба, альбом народных песен маратхи (Koli -geete), альбом Ганеша аартиса (все сочинены ее братом Хридайнатх) и альбом "абхангов" Сант Тукарам, составленный Шринивасом Хале.

. В 1978 Радж Капур под руководством Сатьяма Шивама Сундарама Лата Мангешкар пела музыкальная тема "Satyam Shivam Sundaram" - одна из первых в чартах года. Сюжет фильма вдохновлен Латой Мангешкар, ее рассказала дочь Капура Риту Нанда в ее последней книге. В книге цитируется высказывание Капура: «Я визуализировал историю мужчины, влюбленного в женщину с обычным лицом, но с золотым голосом, и хотел сыграть Лату Мангешкар».

В конце 1970-х и начале 80-е годы она работала с детьми композиторов, с которыми раньше работала. Среди этих композиторов были Рахул Дев Бурман, сын Сачин Дев Бурман, Раджеш Рошан, сын Рошана, Ану Малик, сын Сардара Малика, и Ананд-Милинд, сыновья Читрагупты. Она также спела много песен на ассамском языке и установила очень хорошие отношения с ассамским музыкантом Бхупеном Хазарикой. Под его руководством она спела много песен; песня "Dil Hoom Hoom Kare" из Rudaali (1993) принесла самые высокие продажи в этом году.

1980-е годы

С 1980-х годов Лата Мангешкар работала с такими музыкальными руководителями, как Шив-Хари в Силсила (1981), Фасл (1985), Виджай (1988) и Чандни (1989) и Рам Лаксман в Устади Устад Се (1981), Безубаан (1982), Вох Джо Хасина (1983), Йе Кеса Фарз (1985) и Мэн Пьяр Кия (1989). Она пела в других фильмах, таких как Карц (1980), Ek Duuje Ke Liye (1981), Silsila (1981), Prem Rog (1982), Герой (1983), Пьяр Джукта Нахин (1985), Рам Тери Ганга Майли (1985), Нагина (1986) и Рам Лакхан (1989). Ее песня "Zu Zu Zu Yashoda" из Sanjog (1985) была хит-парадом. В конце 1980-х Мангешкар вернулся к тамильским фильмам с двумя последовательными исполнениями песен композитора Илайярааджи «Аарааро Аарааро» и «Валаи Осай» для фильмы Ананд (1987) и Сатья (1988) соответственно.

В 1980-х годах композиторский дуэт Лакшмикант – Пьярелал заставил Лата спеть свои самые большие хиты - «Sheesha Ho Ya Dil Ho» в Asha (1980), «Tu Китне Барас Ка »в Карз (1980),« Китна Аасан Хай »в Достана (1980),« Хум Ко Бхи Гам »в Аас Паас (1980), «Mere Naseeb Mein» в Naseeb (1980), «Zindagi Ki Na Toote» в Kranti (1981), «Solah Baras Ki» в Ek Duuje Ke Liye (1981), «Е Галиан Йе Чаубара» в Прем Рог (1982), «Лихневале Не Лик Дейл» в Арпан (1983), «Дин Махин Саал» в Автаар (1983), «Пьяр Карневале» и «Ниндия Се Джаги» в Герой (1983), «Зу Зу Зу Зу Яшода» в Санджог (1985), «Зиндаги Хар Кадам» в Мери Юнг (1985), «Баит Мере Паас» в Яадон Ки Касам (1985), «Унгли Мейн Ангхоти» в Рам Автар (1988) и «O Ramji Tere Lakhan Ne» в Ram Lakhan (1989).

Некоторые Рахул Дев Бурман сочинения для Латы в эти годы включают: Aaj Sar-e-Bazaar "в Alibaba Aur 40 Chor (1980)," Bindiya Tarase "в Phir Wohi Raat (1981)," Thodi Si Zameen "в Sitara (1981), «Кья Яхи Пьяр Хай» в Рокки (1981), «Дехо Мэн Деха» в Love Story (1981), «Tune O Rangeele» в Кудрат (1981), «Яане Кайсе Каб» в Шакти (1982), «Джаб Хум Джаван Хонге» в Бетааб (1983), которые сразу же стали популярными, "Humein Aur Jeene" в Agar Tum Na Hote (1983), "Tujhse Naraaz Nahin" в Masoom (1983), "Kahin Na Ja" и "Jeevan Ke Din" в Баде Дил Вала (1983), «Яане Кья Баат» в Санни (1984), «Бхури Бхури Анхон» в Арджуне (1985), «Сагар Кинаре» в Сагар (1985), «Дин Пьяр Ке Аайенге» в Савере Вали Гаади (1986). «Кья Бхала Хай Кья», «Кхамош Са Афсана» и «Сили Хава Чху» в Либаасе (1988). Сотрудничество Раджеша Рошана с Девом Анандом в Lootmaar и Man Pasand привело к созданию таких песен, как «Паас Хо Тум Магар Кариб» и «Сумансудха Раджни Чандха» соответственно. У Латы были дуэты с Рафи, такие как «Mujhe Chhoo Rahi Hain» в (1980), «Kabhi Kabhi Bezubaan» в (1982), «Tujh Sang Preet» в Kaamchor (1982), «Angrezi Mein Khete Hai» "в Худ-Даар (1982)," Анхиё хи Анхиё Мейн "в Нишаан (1983)," Душман На Каре "в Ахир Кён? (1985) и "Вада на Тод" в Дил Туйхко Дия (1987), позже включенном в саундтрек к фильму 2004 года Вечное сияние чистого разума.

Баппи Лахири сочинил несколько песен для Латы, например, «Доориан Саб Мита До» в Сабут (1980), «Байтхэ Байтхе Аадж Аайи» в Патита (1980), «Джаане Кюн Муджхе» в Соглашение (1980), «Тода Решам Лагта Хай» в Джоти (1981), «Дард Ки Рагини» в Пьяас (1982) и «Наино Мейн Сапна» ( дуэт с Кишором Кумаром) в Химматвала (1983).

Мохаммед Захур Хайям продолжал работать с Латой Мангешкар в течение 80-х и сочинял песни, такие как «Hazaar Rahein Mud» (дуэт с Кишором Кумаром)) в Тодиси Бевафаи (1980), «Симти Хуйи» из Чамбал Ки Касам (1980), «На Джейн Кья Хуа» в Дард (1981), Чандни Раат Мейн »в Дил-э-Надаан (1982),« Дикхайи Дийе »в Базаре (1982),« Чанд Ке Паас »в Дил-э-Надаан (1982), «Бхар Лейн Тумхе» и «Ааджа Ниндия Ааджа» из Лори (1984) и «Киран Киран Майн Шохиян» в Эк Ная Ришта (1988).

В 80-е годы Лата спел такие хиты, как «Sun Sahiba Sun» в Ram Teri Ganga Maili (1985) для Равиндры Джайна, «Chand Apna Safar» в (1981), «Shayad Meri Shaadi »и« Зиндаги Пьяр Ка »в Соутен (1983),« Хум Бхул Гайе Ре »в Соутен Ки Бети (1989) для Уша Кханна. У Хридайнатха Мангешкара были «Кале Кале Гехре Сайе» в Чакре (1981), «Йе Анхен Дех Кар» и «Кучх Лог Мохаббат Ко» в Дханван (1981), «Муджхе Тум Yaad Karna »в Mashaal (1984), ассамская песня« Jonakore Rati »(1986) с музыкой и стихами Dr. Бхупен Хазарика, «Джаане До Муджхе» в Шахеншах (1989) для Амар-Утпала, «Саджан Мера Ус Паар» в Ганга Джамуна Сарасвати (1988) и «Мере Пьяр» Ки Умар "в Waaris (1989) для Уттама Джагдиша.

В июне 1985 года United Way of Greater Toronto пригласили Лату Мангешкар выступить в Maple Листовые сады. По просьбе Энн Мюррей Лата спела свою песню "You Needed Me". 12000 человек посетили концерт, который собрал 150 000 долларов на благотворительность.

1990-е

В течение 1990-х она записывалась с музыкальными руководителями, включая Ананд-Милинд, Надим- Шраван, Джатин Лалит, Дилип Сен-Самир Сен, Уттам Сингх, Ану Малик, Аадеш Шривастава и А. Р. Рахман. Она записала несколько песен, не относящихся к кино, в том числе газели с Джагджитом Сингхом. Она также пела с Кумар Сану, Амит Кумар, С. П. Баласубрахманьям, Удит Нараян, Харихаран, Суреш Вадкар, Мохаммед Азиз, Абхиджит Бхаттачарья, Руп Кумар Ратод, Винод Ратод, Гурдас Маан и Сону Нигам.

В 1990 году Мангешкар открыла собственное производство для Фильмы на хинди, в которых был снят фильм Гульзар, поставленный режиссером Лекин.... Она выиграла свою третью Национальную кинопремию за лучшую исполнительницу пьес за исполнение песни «Yaara Sili Sili» из фильма, которую сочинил ее брат Хридайнатх.

Мангешкар пел для почти все фильмы Яша Чопры и фильмы его продюсерского дома Yash Raj Films в то время, включая Чандни (1989), Ламхе (1991), Darr (1993), Yeh Dillagi (1994), Dilwale Dulhania Le Jayenge (1995), Dil To Pagal Hai (1997) и позже в Mohabbatein (2000), Mujhse Dosti Karoge! (2002) и Veer-Zaara (2004).

В течение 1990 года Mangeshkar записывает с Raamlaxman в Patthar Ke Phool (1991), 100 Days (1991), (1992), ( 1992), Я люблю тебя (1992), Дил Ки Баази (1993), (1993), Мелодия любви (1993), (1994), Хум Аапке Хайн Коун..! (1994), Мегха (1996), Лав Куш (1997), Манчала (1999) и Дулхан Бану Майн Тери (1999).

А. Р. Рахман записал несколько песен с Мангешкаром в этот период, в том числе "Jiya Jale" в Dil Se.., "Khamoshiyan Gungunane Lagin" в One 2 Ka 4, «Эк Ту Хи Бхароса» в Пукар, «Пьяара Са Гаон» в Зубейда, «Со Гайе Хайн» в Зубейдаа, «Лукка Чуппи» в Ранг Де Басанти, «О Пааланааре» в Лагаане и Лаадли в Раунаке. Она появилась на экране в фильме Пукар, исполнив песню «Ek Tu Hi Bharosa».

В 1994 году Лата Мангешкар выпустила Shraddanjali - My Tribute To The Immortals. Особенностью альбома является то, что Лата отдает дань уважения бессмертным певцам того времени, исполняя несколько их песен собственным голосом. Есть песни К. Л. Сайгал, Мохаммед Рафи, Хемант Кумар, Мукеш, Пункадж Маллик, Кишор Кумар, Гита Датт, Зохрабай, Амирбай, Парул Гош и Канан Деви.

Мангешкар спел первую и последнюю песни Рахула Дев Бурмана. В 1994 году она спела его последнюю песню; "Kuch Na Kaho" для Рахула Дев Бурмана в 1942: История любви.

В 1999 году была запущена Lata Eau de Parfum, парфюмерная марка, названная в ее честь. Она также была удостоена награды Zee Cine Award за пожизненные достижения в том же году. В 1999 году Мангешкар был назначен членом Раджья Сабха. Однако она не посещала заседания Раджья Сабха регулярно, что вызвало критику со стороны нескольких членов Палаты, включая заместителя председателя Наджму Хептуллаха, Пранаба Мукерджи и Шабана Азми. Причиной своего отсутствия она назвала плохое состояние здоровья; также сообщалось, что она не получала зарплату, пособие или дом в Дели за то, что была членом парламента.

2000-е годы

В 2001 году Лата Мангешкар была удостоена награды Бхарат. Ратна, высшая гражданская награда Индии.

В том же году она основала госпиталь Мастера Динанатха Мангешкара в Пуне, управляемый Медицинским фондом Лата Мангешкар (основанным семьей Мангешкар в октябре 1989 года). В 2005 году она разработала коллекцию украшений Swaranjali, созданную индийской компанией по экспорту алмазов Adora. За пять предметов из коллекции было собрано 105 000 фунтов стерлингов на аукционе Christie's, и часть денег была пожертвована для ликвидации последствий землетрясения 2005 г. в Кашмире. Также в 2001 году она записала свою первую песню на хинди с композитором Ilaiyaraaja для фильма Lajja ; Ранее она записала тамильский и телугу песни, написанные Илайяраджей.

Песня Латы Мангешкар "Wada Na Tod" была включена в фильм Вечное сияние чистого разума (2004) и в его саундтрек.

On 21 June 2007, she released the album Saadgi, featuring eight ghazal -like songs written by Javed Akhtar and composed by Mayuresh Pai.

2010s

On 12 April 2011, Mangeshkar released the album Sarhadein: Music Beyond Boundaries, which contains the duet "Tera Milna Bahut Acha Lage" by Mangeshkar and Mehdi Hassan (written by Pakistan's Farhad Shahzad). The album features Usha Mangeshkar, Suresh Wadkar, Hariharan, Sonu Nigam, Rekha Bhardwaj and another Pakistani singer, Ghulam Ali, with compositions by Mayuresh Pai and others.

After 14 years, Mangeshkar recorded a song for composer Nadeem-Shravan ; "Kaise Piya Se" for Bewafaa (2005). After "Kitne Ajeeb Rishte Hain Yahan Par" for Page 3 (2005) and "Daata Sun Le" for Jail (2009), Shamir Tandon once again recorded a song with Mangeshkar; "Tere Hasne Sai Mujheko" for the film Satrangee Parachute (2011). After a hiatus, Mangeshkar came back to playback singing and recorded at her own studio the song "Jeena kya hai, jaana maine" for (2015), the sequel to Kapil Sharma's queer love story Dunno Y... Na Jaane Kyun.

On 28 November 2012, Mangeshkar launched her own music label, LM Music, with an album of bhajans, Swami Samarth Maha Mantra, composed by Mayuresh Pai. She sang with her younger sister Usha on the album. In 2014, she recorded a Bengali album, Shurodhwani, including poetry by Salil Chowdhury, also composed by Pai. On 30 March 2019, Mangeshkar released the song "Saugandh Mujhe Is Mitti Ki", composed by Mayuresh Pai, as a tribute to the Indian army and nation.

Bengali career

Mangeshkar has sung 185 songs in Bengali, making her debut in 1956 with the hit song "Prem Ekbari Esechilo Nirobe", composed by Hemant Kumar. The same year, she recorded "Rongila Banshite", composed by Bhupen Hazarika, which was also a hit. In the late 1950s, she recorded a string of hits such as "Jaare Ude Jare Pakhi", "Na Jeona", and "Ogo Aar Kichu To Noy", all composed by Salil Chowdhury, and which were respectively adapted into Hindi as "Ja Re Ud Ja Re Panchi" and "Tasveer Tere Dil Mein" in Maya, and "O Sajna" in Parakh. In 1960, she recorded "Akash Pradip Jole", a smash hit even today. Later in the 1960s, she sang hits like "Ekbar Biday De Ma Ghure Ashi," "Saat Bhai Champa," "Ke Pratham Kache Esechi," "Nijhum Sandhyay," "Chanchal Mon Anmona," "Asharh Srabon," "Bolchi Tomar Kaney," and "Aaj Mon Cheyeche" by composers like Sudhin Dasgupta, Hemant Kumar, and Chowdhury.

Collaboration with other singers

From the 1940s to the 1970s, Mangeshkar sang duets with Asha Bhosle, Suraiya, Shamshad Begum, Usha Mangeshkar, Mohammed Rafi, Kishore Kumar, Mukesh, Manna Dey, Hemant Kumar, and Mahendra Kapoor. In 1964, she sang "Chanda Se Hoga" with P. B. Sreenivas from Main Bhi Ladki Hoon.

Mukesh died in 1976. The 1980s saw the deaths of Mohammed Rafi and Kishore Kumar. Mangeshkar's last duets with Mohammed Rafi were during the 1980s; she continued to sing with Shabbir Kumar, Shailendra Singh, Nitin Mukesh (Mukesh's son), Manhar Udhas, Amit Kumar (Kishore Kumar's son), Mohammed Aziz, Vinod Rathod, and S.P. Balasubrahmanyam.

In the 1990s, Mangeshkar began singing duets with Pankaj Udhas, Mohammed Aziz, Abhijeet Bhattacharya, Udit Narayan, Kumar Sanu, and Suresh Wadkar. Her most notable work of the 90s was Dilwale Dulhania Le Jayenge with songs such as "Mere Khwabon Mein Jo Aaye", "Ho Gaya Hai Tujhko To Pyaar Sajna", "Tujhe Dekha To Yeh Jana Sanam", and "Mehndi Laga Ke Rakhna".

In the 2000s, Mangeshkar's duets were mainly with Udit Narayan and Sonu Nigam. 2005-06 were the years of her last well-known songs: "Kaise Piya Se" from Bewafa и "Shayad Yehi To Pyaar Hai" из Lucky: No Time for Love, с Аднаном Сами и "Лукка Чупи" в Rang De Basanti (фильм 2006 года) с А. Р. Рахман. Она спела «Эк Ту Хи Бхароса» из Пукар. Другие известные песни этого десятилетия были из Veer-Zaara, спетые с Удитом Нараяном, Сону Нигам, Джагджит Сингх, Руп Кумар Ратод и Гурдас Манн. Одна из ее последних песен - "Jeena Hai Kya" из "Незнайки 2" (2014).

Карьера без пения

Музыкальное направление

Лата Мангешкар впервые сочинила музыку в 1955 году для маратхи-фильма Ram Ram Pavhane. Позже, в 1960-х, она написала музыку для следующих маратхи фильмов под псевдонимом Ананд Ган.

  • 1960 - Рам Рам Павхана
  • 1963 - Маратха Титука Мелвава
  • 1963 - Мохитянчи Манджула
  • 1965 - Садхи Манасе
  • 1969 - Тамбади Мати

Она получила премию правительства штата Махараштра за лучший музыкальный директор за фильм «Садхи Манасе». Песня «Айраничья Дева Тула» из этого же фильма получила награду за лучшую песню.

Производство

Лата Мангешкар сняла четыре фильма:

  • 1953 - Ваадал (маратхи)
  • 1953 - Джаанджар (хинди), совместное производство с К. Рамчандрой
  • 1955 - Канчан Ганга (хинди)
  • 1990 - Лекин... (хинди)

Награды и признания

Мангешкар на церемонии вручения премии Динанат Мангешкар в 2013 году

Лата Мангешкар получила несколько наград и наград, в том числе Бхарат Ратна, высшую гражданскую награду Индии, Падма Бхушан (1969), Падма Вибхушан (1999), Премия Зи Сине за жизненные достижения (1999), Премия Дадасахеба Пхалке (1989), Премия Махараштры Бхушан (1997), Национальная премия NTR (1999), Бхарат Ратна (2001), Почетный легион (2007), Национальная награда ANR (2009), три Национальной кинопремии и 15 премий Бенгальской ассоциации киножурналистов. Она также выиграла четыре награды Filmfare за лучший женский фильм. В 1969 году она сделала необычный жест, отказавшись от премии Filmfare за лучший женский фильм, чтобы продвигать новые таланты. Позже она была награждена премией Filmfare Lifetime Achievement Award в 1993 году и специальными наградами Filmfare в 1994 и 2004 годах.

В 1984 году правительство штата Мадхья-Прадеш учредило Лата Премия Мангешкар в честь Латы Мангешкар. Правительство штата Махараштра также учредило Премию Лата Мангешкар в 1992 году.

В 2009 году Мангешкар был удостоен звания офицера французского Почетного легиона, высочайшего ордена Франции.

В 2012 году Мангешкар занял 10-е место в опросе Outlook India величайшего индийца.

Устад Баде Гулам Али Хан сказал камбахт, кабхи бесури на хоти ("[она ] никогда не бывает фальшивым »). Дилип Кумар однажды прокомментировал:« Лата Мангешкар ки авааз кудрат ки тахлик ка эк каришма хайн », что означает« голос Латы Мангешкар - это чудо от Бога ».

Мангешкар также получил почетные докторские степени от Академии Сангит Натак в 1989 году, Индиры Кала Сангит Вишвавидялая, Хайрагарха и Университета Шиваджи в Колхапуре.

полемика о Гиннессе

В 1974 году Книга рекордов Гиннеса перечислила Лату Мангешкар как самого известного артиста в истории, заявив, что, как сообщается, она записала " нет • менее 25000 сольных, дуэтов и припевов песен на 20 индийских языках »между 1948 и 1974 годами. Ее рекорд оспаривал Мохаммад Рафи, который, как утверждалось, спел около 28000 песен. После смерти Рафи в 1984 году в Книге рекордов Гиннеса было указано, что имя Латы Мангешкар является «Самым рекордным», но также было заявлено заявление Рафи. В более поздних изданиях Книги Гиннеса говорилось, что Лата Мангешкар спела не менее 30 000 песен в период с 1948 по 1987 год.

Запись была прекращена изданиями Гиннеса в 1991 году без объяснения причин, в то время как несколько источников продолжали утверждать, что она записала тысячи песен песен, по оценкам, до 50 000. Однако даже самое раннее требование Гиннеса о 25000 песен (между 1948–1974) было оспорено и утверждено, что оно было преувеличено несколькими другими, заявив, что количество песен, исполненных Латой Мангешкар в хинди фильмах до 1991 года, было найдено 5025. Сама Мангешкар заявила, что она не ведет учет количества записанных ею песен и что она не знает, откуда редакторы Книги Гиннеса получили свою информацию. В 2011 году запись была возобновлена ​​Гиннессом, приписав ее сестре Аше Бхосле как наиболее записываемый исполнитель в истории музыки «за запись до 11000 сольных, дуэтов и хоровых песен и более 20 Индийские языки с 1947 года ». С 2016 года текущий рекорд в этой категории принадлежит Пулапака Сушила, который записал не менее 17 695 песен на 6 языках, не считая некоторых утерянных ранних записей.

См. Также

  • icon портал Болливуда

Ссылки

Дополнительная литература

  • Бичу, доктор Мандар (2011). Лата - Голос золотой эры. Популярный Пракашан. ISBN 978-81-7991-625-4.
  • Бхимани, Хариш (1995). В поисках Латы Мангешкар. Инд. ISBN 978-81-7223-170-5.
  • Бхаратан, Раджу (1995). Лата Мангешкар: Биография. Дистрибьюторы UBS Publishers. ISBN 978-81-7476-023-4.
  • Кабир, Насрин Манни (2009). Лата Мангешкар: ее голосом. Niyogi Books. ISBN 978-81-89738-41-9.
  • Лата, Мангешкар (1995). Мадхуванти Сапре; Динкар Гангал (ред.). В поисках Латы Мангешкар (на маратхи). Харпер Коллинз / Инд. ISBN 978-81-7223-170-5.. Сборник статей, написанных Латой Мангешкар с 1952 года.
  • Неруркар, Вишвас. Лата Мангешкар Гандхар Сварьятра (1945–1989 годы) (на хинди). Мумбаи: Васанти П. Нерукар..
  • Бичху, Мандар В. (1996). Гайе Лата, Гайе Лата (на хинди). Шарджа: Паллави Пракашан. ISBN 978-81-7223-170-5.. Сборник статей, написанных Латой Мангешкар с 1952 года.
  • Верма, Сунанда (2018). Намасте, Лата Мангешкар! Ее голос затрагивает не менее миллиарда сердец. Сингапур: индолог. ISBN 978-9814782111..

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Лата Мангешкар.
Последняя правка сделана 2021-05-26 14:16:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте