Ян Каллум. CBE FRSE | |
---|---|
Ян Каллум в ноябре 2013 года | |
родился | (1954-07-30) 30 июля 1954 года (возраст 66). Дамфрис, Шотландия |
Гражданство | британец |
Alma mater | Королевский колледж искусств |
Род занятий | Автомобильный дизайнер |
Работодатель | Jaguar Land Rover |
Веб-сайт | www.iancallum.com |
Ян Каллум CBE FRSE (родился 30 июля 1954 г.) - британский дизайнер автомобилей, работавший на Ford, TWR, Aston Martin, а в 1999 году стал директором по дизайну Jaguar Cars, которая затем слилась с Jaguar Land Rover в 2013 году, и эту должность он занимал до середины 2019 года. Его младший брат Морей Каллум - вице-президент по дизайну Ford Motor Company.
Каллум родился в Дамфрис, Шотландия, в 1954 году. В 1968 году (в возрасте 14 лет) он представил проект автомобиля Jaguar в надежде получить работу. Каллум учился в Школе транспортного дизайна Политехнического университета Ланчестера (ныне Университет Ковентри ) в Ковентри, Художественном колледже Абердина и Школе искусств Глазго, где получил диплом по специальности «Промышленный дизайн». Впоследствии он окончил Королевский художественный колледж в Лондоне со степенью магистра в области автомобильного дизайна.
С 1979 по 1990 год он работал в компании Ford, работая в Дантоне, Япония, Италия и Австралия, в основном над «частями автомобилей, в основном рулевыми колесами». ". Помимо работы над «хлебом с маслом» Fiestas и Mondeos, он участвовал в создании изображений, таких как RS200 и Escort RS Cosworth, последним из которых он особенно гордится и с которым он сотрудничал с другим выпускником RCA Питером Хорбери. Затем он был назначен менеджером по дизайну, ответственным за дизайн-студию Ghia в Турине, где он работал над концепциями демонстрационных автомобилей Via, Zig и Zag.
После одиннадцати лет в корпоративной среде Каллум покинул Ford в 1990 году, чтобы присоединиться к Питеру Стивенсу и Тому Уолкиншоу, чтобы сформировать TWR. Дизайн. Он сказал:
Некоторые из моих коллег приехали повидаться со мной из Форда, и я ушел из этой гигантской студии в Дантоне, корпорации и всего прочего в этот маленький консервный сарай в Кидлингтоне. Они думали, что я совершенно зол. Но я был настолько счастлив, насколько мог, я делал то, чем хотел.
В 1991 году он был назначен главным конструктором и генеральным директором TWR Design. В этот период он частично отвечал за разработку Aston Martin DB7, который, вероятно, является дизайном, которым он наиболее известен в настоящее время. Он также разработал Aston Martin Vanquish, DB7 Vantage с двигателем V12 и концепт-кар Aston Martin Project Vantage, а также взял на себя ответственность за широкий спектр дизайнерских программ для других клиентов TWR, включая Volvo, Mazda и HSV. Он был награжден Джимом Кларком Мемориальной Премией в 1995 году в знак признания его работы по созданию дизайна DB7. В 1998 году он разработал Nissan R390.
. В 1999 году после смерти Джеффа Лоусона Каллум был назначен на сменил его в Jaguar, которая в то время была дочерней компанией Ford Motor Company (теперь дочерняя компания Tata Group ). Некоторое время Каллум руководил дизайном как Jaguar, так и Aston Martin и отвечал за большую часть DB9 и Vantage, оба из которых приписываются Хенрику Фискеру. В компании Jaguar, поскольку разработанные Лоусоном 2001 X-Type и 2002 XJ были значительно продвинуты, его влияние первоначально ощущалось через серию концепций, 2001 R-Coupe и 2003 R-D6. Первым серийным Jaguar, на который он повлиял, стал фейслифтинг 2004 года S-Type, за которым последовал 2004 X-Type Estate, дизайн задней двери которого он курировал.
В следующем поколении моделей Jaguar Каллум отвел Jaguar от ретроизма эпохи Лоусона, который привел к появлению более традиционных X-Type, S-Type и XJ в направлении нового стиля. Это началось с 2006 года XK, который имеет поразительное сходство с Aston Martin DB9, который Каллум описывает как результат современного законодательства по безопасности. Это новое направление продолжилось в модели 2008 XF, представленной концептом C-XF, который Каллум описывает как «следующий значительный шаг вперед» в направлении дизайна Jaguar, а также в модели 2010 XJ. Он также курировал дизайн концепт-кара 2010 C-X75, обновленный Jaguar XF 2012 года и выпуск Sportbrake, 2013 F-Type, 2015 Jaguar. XE, Jaguar XF 2015 года второго поколения (первый дизайн под руководством Каллума, заменивший другой дизайн под руководством Каллума), Jaguar F-Pace 2016 года и Jaguar I-Pace 2018 года .
По словам Каллума, «Jaguar следует воспринимать как крутые машины, а крутые машины привлекают интересных, нервных людей». Качество работы Каллума в Jaguar было признано дважды победителем «24 часа Ле-Мана» и коллегой из Дамфриса. родной, Аллан Макниш.
В начале июня 2019 года Каллум объявил, что уходит с должности, чтобы «заниматься другими дизайн-проектами», но продолжит работу в компании в качестве консультанта по дизайну. «Проектирование автомобилей Jaguar было для меня мечтой всей жизни, и я рад, что могу оставаться консультантом бренда», - сказал он в интервью.
Каллум был назначен командующим Орденом Британская Империя (CBE) в Дне рождения 2019 за заслуги перед британской автомобильной промышленностью.
Ford RS200 (1984)
Ford Escort Cosworth (1989)
Aston Martin DB7 (1993)
Nissan R390 (1997)
Ford Puma (1997)
Aston Martin Vanquish (2001)
Jaguar X-Type Estate (2004)
Aston Martin DB9 (2004)
Jaguar XK (2005)
Jaguar XF (2008)
Jaguar XJ (2009)
Jaguar C-X75 (2010)
Jaguar C-X16 (2012)
Jaguar F-Type (2013)
Jaguar F-Pace (2015)
В 2006 году он был удостоен награды награда Royal Designer for Industry (RDI) от Королевского общества искусств и была совместной повторной Он вместе со своим братом Морей Каллумом получил Мемориальный трофей Джима Кларка, ежегодно присуждаемый шотландцам, внесшим большой вклад в мир автомобилестроения.
В 2016 году его пригласили прочитать лекцию в память о Макмиллане Институт инженеров и судостроителей в Шотландии. Он выбрал тему «Дизайн автомобилей в 21 веке».
В 2018 году он был избран членом Королевского общества Эдинбурга.