Герайон Самос

редактировать
Герайон Самос
Ηραίο Σάμου
Герайон Самос 2.jpg Герайон на Самосе, Греция.
Герайон Самос находится в Греции Герайон Самос Показано в Греции
МестоположениеСамос, Греция
Координаты37 ° 40′19 ″ N 26 ° 53′08 ″ E / 37,67194 ° N 26,88556 ° E / 37,67194; 26,88556 Координаты : 37 ° 40′19 ″ N 26 ° 53′08 ″ E / 37,67194 ° N 26,88556 ° E / 37,67194; 26.88556
ТипСвятилище
История
КультурыДревняя Греция
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Официальное названиеПифагорион и Герайон Самос
ТипКультурные
Критерииii, iii
Назначенный1992 (16-я сессия )
Справочный номер595
Государство-участникГреция
РегионЕвропа и Северная Америка
План территории святилища. Номера соответствуют жирным цифрам в тексте статьи

The Герайон Самос был большим святилищем богини Геры на острове Самос, Греция, в 6 км к юго-западу от древнего города Самос. (современный Пифагорион ), в низком заболоченном бассейне реки Имбрас, недалеко от того места, где она впадает в море. Храм поздней архаики в святилище был первый из гигантских отдельно стоящих ионических храмов, но его предшественники на этом месте восходили к геометрическому периоду 8 века до нашей эры или раньше. Руины храма с единственной стоящей колонной были внесены в список ЮНЕСКО Всемирного наследия вместе с соседним Пифагорионом в 1992 году.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Описание
    • 2.1 Священный путь
    • 2.2 Храм Геры
      • 2.2.1 Первый храм (Гекатомпедос)
      • 2.2.2 Второй храм (храм Ройкоса)
      • 2.2.3 Третий храм (храм Поликрата))
      • 2.2.4 Римский храм
    • 2.3 Алтарь
    • 2.4 Стоас
    • 2.5 Северное здание
    • 2.6 Южное здание
    • 2.7 Скульптура
    • 2.8 Приношения по обету
  • 3 Раскопки
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
История

Основной миф, лежащий в основе культа Геры на Самосе, заключается в том, что ее рождения. Согласно местной традиции, богиня родилась под деревом лигос (Vitex agnus-castus, «дерево целомудрия»). На ежегодном самосском фестивале, называемом тонейя, «связывание», культовое изображение Геры было церемониально связано ветвями лигоса перед тем, как его отнести в море для омовения. Дерево все еще фигурирует в монетах Самоса в римские времена, и Павсаний упоминает, что дерево все еще стояло в святилище.

В литературных источниках сохранилось мало информации о храме. Самый важный источник - Геродот, который неоднократно ссылается на храм святилища, называя его «самым большим из всех известных нам храмов». Он включает его в число трех великих инженерных достижений Самоса, наряду с туннелем Евпалиноса и портовой молой в Пифагорио. В остальном, большинство источников - это разрозненные ссылки на произведения, написанные спустя много лет после расцвета святилища. Павсаний, перигезис которого в Греции является нашим ключевым источником для большинства основных памятников материковой Греции, не посещал Самос.

Археологические данные показывают, что этот район был местом поселения в ранний бронзовый век и культовая деятельность на месте алтаря, возможно, началась в конце микенского периода. Первый храм Геры был построен в восьмом веке до нашей эры. Пик расцвета святилища начался в конце седьмого века с первой фазы монументального строительства, когда были построены храм Гекатомпедоса II, южная стоа, два колоссальных куроя и Священный путь., которая связала святилище с городом Самос по суше. Во второй четверти шестого века до нашей эры произошла вторая, еще более значительная фаза монументализации, когда были возведены монументальный алтарь, северное и южное здания и храм Ройкос. За этим быстро последовала третья фаза монументализации, в ходе которой было расширено Северное здание и начались работы над третьим, еще более крупным храмом, который заменит Храм Ройкос. Этот пиковый период совпадает с периодом, когда Самос был главной державой в Эгейском море, достигнув высшей точки в правление тирана Поликрата. В классический период Самос перешел под афинское господство, и деятельность в святилище почти полностью прекратилась. Возрождение деятельности произошло в эллинистический период, который продолжился в Римской империи. Поклонение Гере прекратилось в 391 году нашей эры, когда Феодосийские указы запретили языческое соблюдение. Христианская церковь была построена на этом месте в пятом веке нашей эры, и это место использовалось в качестве каменоломни на протяжении византийского периода.

Описание

На протяжении тысячи -летняя история, его центром был алтарь Геры (7) и последовавшие за ним храмы напротив него, но он также содержал несколько других храмов, многочисленные сокровищницы, стоас, священный путь и бесчисленные почетные статуи и другие вотивные подношения.

Священный путь

Священный путь

Священный путь был дорогой, ведущей из города Самос к святилищу, который был первым заложено около 600 г. до н. э. Там, где Священный путь пересекал реку Имбрасос, была построена большая земляная плотина для поддержки дороги и изменения маршрута реки. Раньше к святилищу можно было добраться по морю, и главный вход находился на юго-восточной стороне, недалеко от побережья, но строительство Священного пути привело к переориентации святилища, и главный вход теперь находился на северной стороне temenos.

Священный Путь играл центральную роль в религиозных процессиях, и его известность подтверждается многочисленными вотивными подношениями, которые выстроились на его маршруте, и тем фактом, что многие строения святилища разделяют его расположение. В третьем веке нашей эры он был восстановлен с использованием дорогих каменных плит, которые можно увидеть и сегодня.

Храм Геры

На одном и том же месте к западу от города было построено несколько монументальных храмов. алтарь. Из археологических раскопок известны многие этапы строительства, частично идентифицированные по фрагментам черепицы.

Первый храм (Гекатомпедос)

Реконструкция Гекатомпедоса (II) (изометрическая проекция)

Первый храм, Hekatompedos (I) (4) или сто футов храм знаменует собой первое монументальное сооружение на этом месте в восьмом веке до нашей эры. Это было длинное узкое здание из сырцового кирпича с рядом колонн, идущих по центру, чтобы поддерживать конструкцию крыши. Он был перестроен в конце седьмого века, одновременно со строительством Священного Пути и Южной Стоа. Эта вторая форма известна как Гекатомпедос (II) и имела длину примерно 33 метра (108 футов). Стены были построены из известняка, а не из сырцового кирпича; восточная часть оставалась открытой. Вдоль боковых стен располагались два ряда внутренних колонн, что означало, что от входа в культовую статую был хороший обзор по центральной оси. Возможно, там было крыльцо с колоннадой на восточном конце, чтобы обозначить вход, и периферийная колоннада, проходящая вокруг снаружи, но это не точно.

Второй храм (храм Ройкоса)

Храм гораздо большего размера был построен архитекторами Ройкосом и Теодоросом и известен как храм Ройкоса (2) . Он был около 100 метров (330 футов) в длину и 50 метров (160 футов) в ширину. Спереди был пронаос с глубокой крышей и квадратным планом, перед закрытой целлой. Целла и пронаос были разделены на три равных прохода двумя рядами колонн, которые проходили по пронаосу и через храм. Храм окружала периптеральная колоннада в два ряда (двухрядная). На каждой длинной стороне было двадцать одна колонна, десять колонн на тыльной стороне и восемь на лицевой стороне. Колонны стояли на необычных торических основаниях с горизонтальными канавками. Храм составлял единое целое с монументальным алтарем Геры на востоке, который разделял его выравнивание и ось.

В течение долгого времени дата этого храма обсуждалась, но раскопки в 1989 году показали, что работы начались на это было где-то между 600 и 570 годами до нашей эры и было завершено около 560 года до нашей эры. Он простоял всего около десяти лет, прежде чем был разрушен около 550 г. до н.э., когда он мог быть опрокинут в результате землетрясения или демонтирован, потому что болотистая земля и плохой фундамент сделали его опасно нестабильным. Большая часть его камня была повторно использована при строительстве его преемника, Великого храма.

Храм Ройкос был первым из массивных ионических храмов, таких как Храм Артемиды в Эфес, который будет построен в западной части Малой Азии и Эгейского моря в архаический и классический периоды. Гельмут Кириелейс отмечает, что по этой причине он «должен был иметь центральное значение для развития монументальной ионической архитектуры».

Третий храм (храм Поликрата)

Реконструкция Великого храма (вид спереди)

После разрушения храма Ройкос, примерно в 40 метрах (130 футов) к западу был построен еще более крупный храм, известный как «Великий храм» или «Храм Поликрата» (3), в честь известного тирана Самоса, правившего примерно во время его постройки. Этот храм был 55,2 метра (181 фут) в ширину и 108,6 метра (356 футов), что являлось одним из самых больших планов этажей среди всех греческих храмов.

Первые основания целлы были заложены во второй половине шестого века и обычно связаны с правлением Поликрата. Фундамент периферийной колоннады и пронаоса закладывался только примерно в 500 году до нашей эры. Строительство продолжалось и в римский период, но этот храм так и не был полностью завершен. В конечном итоге культовая статуя была перенесена в римский храм, хотя другие статуи и обеты продолжали храниться в ней.

Географ Страбон, писавший в начале I века нашей эры, описывает храм:

Когда плывешь к городу [Самос на одноименном острове]... слева пригород [города Самос] около Герайона (Храма Геры), а также Река Имбрасос и Герайон, состоящий из древнего храма и великого святилища, который в настоящее время является хранилищем табличек. Помимо количества размещенных там табличек, есть и другие хранилища вотивных табличек и несколько небольших часовен, полных древних произведений искусства. И храм, открытый небу, также полон прекраснейших статуй. Из них три колоссальных размеров, работа Мирона, стояли на одном основании; Антоний забрал эти статуи, но Август Цезарь восстановил две из них, Афины и Геракла, на той же базе, хотя он перенес Зевса в Капитолий [в Риме], построив там небольшую часовню для этой статуи.

— Страбон, География 14. 1. 14

В византийские времена храм служил каменоломней, так что он в конечном итоге был разобран до самого основания, оставив только фундамент и одну шахту с одной колонной, которая, кажется, была сохранена в качестве навигационного пункта для кораблей.

Римский храм

В какой-то момент в Римский период, меньший римский храм (5) был построен для размещения культового изображения к востоку от Великого храма, который оставался в стадии строительства. В пятом веке нашей эры этот храм был снесен, а из камня на этом месте была построена церковь.

Архитектурные фрагменты Великого алтаря

Алтарь

Есть археологические свидетельства активности на этом месте. место расположения алтаря (7) конца микенского периода, но первое строение было построено в девятом веке до нашей эры. Это грубое каменное сооружение без отделки размером 2,5 метра (8,2 фута) на 1,25 метра (4,1 фута).

Оно перестраивалось семь раз, достигнув своей окончательной монументальной формы в шестом веке, одновременно со строительством храм Ройкос, построенный по той же оси и оси. Прямоугольный алтарь был примерно 35 метров (115 футов) в длину (север-юг), 16 метров (52 фута) в ширину (восток-запад) и 20 метров (66 футов) в высоту (вверх-вниз). Вся западная сторона состояла из лестницы, ведущей на плоскую площадку, где совершались жертвоприношения, которая была окружена невысокой стеной с северной, восточной и южной сторон. Вдоль стены алтаря на уровне помоста и наверху невысокой стены располагалась серия рельефов с цветами и животными. Алтарь продолжал использоваться после разрушения храма Ройкос, и в конечном итоге он был отремонтирован в римский период.

Кости животных, найденные на этом месте, показывают, что большинство жертв приносили полностью взрослые коровы. Было также довольно много овец и свиней, а также несколько оленей. Кости бедра на этом участке не обнаружены; Кириелейс предполагает, что это могло быть потому, что они были сожжены на алтаре или, возможно, потому что они были отданы священникам в качестве особой доли

К востоку от алтаря была священная роща, которая, возможно, включала священный дерево лигос, которое было определено как место рождения Геры. Ранее считалось, что пень этого дерева был обнаружен во время раскопок в 1963 году, но последующие испытания показали, что это не связанное с ним дерево юнипер.

Стоас

Южный стоа (11) был построен в конце седьмого века до нашей эры, как часть того же цикла монументализации, во время которого были построены храм Гекатомпедос и Священный путь. Южная стоа была построена из сырцового кирпича и дерева и имела длину около 60 метров (200 футов) и проходила примерно с северо-запада на юго-восток. Два ряда колонн поддерживали крышу, а внутренние стены делили ее на три равные секции. Южное здание было снесено в середине шестого века до нашей эры, чтобы освободить место для Южного здания.

Северная стоа (9) была построена в шестом веке до нашей эры, возможно, чтобы заменить Южную, примерно по той же модели и в масштабе, что и южная. Его задняя стена была образована участком стены святилища. Обе стоа служили для обозначения границ святилища и предоставляли посетителям место для укрытия от солнца и ночлега.

Северное здание

Северное здание (8) находится в северной части святилища. Впервые он был построен в середине шестого века до нашей эры. На тот момент это была целла шириной 13,75 м (45,1 фута) и длиной 29 м (95 футов), в которую можно было попасть через портик с южной стороны. Ряд столбцов проходил по центру, а северный конец был отделен как адитон. Строение было окружено стеной теменос. Между 530 и 500 годами до н.э. к сооружению была добавлена ​​периферийная колоннада, увеличив ее ширину до 25,8 метра (85 футов) и длину до 41,2 метра (135 футов). На одной из черепиц постройки была надпись ΠΟ (po), что, по мнению Эйдина Карти, указывает на то, что Поликраты лично ответственны за расширение конструкции.

Функция конструкции остается неясной. Хотя сооружение имеет форму храма, похоже, что с ним не был связан алтарь. Kyrieleis предполагает, что он был построен для того, чтобы служить казначейством самосского государства.

Южное здание

Южное здание (10) было построено в середине шестого века. в то же время, что и Северное здание, и имеет аналогичную конструкцию. Южная стоа была снесена, чтобы освободить место для нее.

Скульптура

Курос Самосский (слева) и Гера Самосская (справа) Группа Генелеос

Большое количество монументальных статуй и скульптурные группы были посвящены в святилище, в основном, в шестом веке до нашей эры. Большинство из них - курои, которые представляют собой статуи обнаженных молодых людей в натуральную величину, или кораи, которые представляют собой статуи молодых женщин того же масштаба, но одетых и покрытых вуалью. Эти посвящения, по-видимому, были работой отдельных саамских аристократов, которые воздвигали их, чтобы продемонстрировать свое богатство и статус - один из способов использования святилища в качестве места для состязания за статус.

Эффектный курос начала шестого века , известный как Курос Самосского, был найден под мостовой Священного Пути римского периода в северной части святилища., где он изначально стоял у входа в территорию святилища. Приблизительно в три раза превышая натуральную величину, он является одним из крупнейших известных куроев и доминировал над всем святилищем во время его возведения около 580 г. до н.э. Надпись на бедре гласит, что его посвятил некий Ишес, сын Резуса, предположительно важный аристократ. Это самый ранний известный образец монументальной восточно-ионической скульптуры. Сейчас он выставлен в Археологическом музее Самоса. Эта и другие находки демонстрируют важную роль мастерских на Самосе в развитии греческой скульптуры. Подобный курос находился рядом с храмом Гекатомпедоса II; он был разрушен в середине шестого века и сохранился только фрагментами.

аристократ по имени Черамис посвятил группу, состоящую из куроса и трех корай около 560 г. до н.э. Один из корай сейчас находится в Лувре, где он известен как [fr ]. Эта скульптура больше не считается изображающей Геру, а скорее может быть изображением жрицы (возможно, связанной с самим Черамиесом). Другая группа состояла из шести фигур, встроенных в единую основу на Священном Пути, и известна как скульптор, вырезавший ее. Отдельные скульптуры изображают членов семьи посвящающего. Сидящая фигура матери сидела в левом конце основания, с надписью, в которой было указано ее имя, Филея, и имя скульптора Генелеос. Ее голова потеряна. Отец был изображен в правом конце, склонившимся, как будто для симпозиума. Когда-то его идентифицировала надпись на скульптуре, но часть, давшая его настоящее имя, утеряна, как и его голова и ноги. Между матерью и отцом стояли фигуры сына и трех дочерей. Две дочери выживают, но их головы потеряны; надписи идентифицируют их как Филиппа и Орнита.

Подношения по обету

Рядом с храмом было найдено большое количество гранатов из терракоты и слоновой кости, а также стручков мака - изображения жертвенных по обету скоропортящихся товаров в монастыре. постоянная среда. Археоботанический анализ выявил на этом участке большое количество семян граната и мака, которые демонстрируют, что настоящие фрукты действительно были преподнесены богине в качестве подношений.

Значительное количество керамической посуды и чашек для питья были найдены вокруг святилища, где они использовались в жертвенных пирах. Наиболее значительными из них являются образцы начала шестого века. На некоторых из них нанесено ΗΡΗ (Гера), что указывает на то, что они принадлежали богине. На других написаны буквы ΔΗ (DE), которые могут указывать на то, что они были общественной собственностью (demosion), посвящениями неизвестной фигуры, последнего царя Самоса. Любая интерпретация будет важна для понимания политической истории Самоса начала шестого века, которая очень неясна. Однако Кириэлис утверждает, что на самом деле они читают (Η) ΡΗ (Гера). Мастерские, в которых изготавливалась эта керамика, были обнаружены на месте святилища.

В переувлажненной почве сохранилось большое количество деревянных обетов архаического периода. Это исключение - почти никаких других деревянных предметов того периода в Греции не было найдено - и, таким образом, они дают уникальное представление о ритуальной деятельности менее богатых посетителей святилища. Они включают в себя широкий спектр предметов от шедевров деревянной скульптуры и мебели до грубо вырезанных ложек. Особый класс предметов - это грубо вырезанные изогнутые предметы, которых на сегодняшний день найдено около 40 экземпляров. Обычно они имеют длину около 40 сантиметров (16 дюймов) и были идентифицированы как довольно абстрактные изображения лодок. Это могут быть посвящения судовладельцев или предметы для особого ритуала. Был также найден корпус полноразмерного корабля конца седьмого века до нашей эры, размером около 20 метров (66 футов). Есть также несколько миниатюрных табуретов, замысловато вырезанных с изображениями лошадей.

Ряд обетов, посвященных в конце седьмого и шестого веков до нашей эры, свидетельствуют о далеко идущих коммерческих связях архаического Самоса и престиже, придаваемом ему вотивные посвящения экзотических предметов в то время. К таким объектам относятся природные сокровища, такие как фрагменты черепа египетского крокодила и хартбест, а также сталактит и куски горного хрусталя. Они также включают экзотические промышленные изделия, в основном из слоновой кости из Египта и Ближнего Востока. Две бронзовые фигурки богини Гулы из Исина в Вавилонии могут быть ранними примерами интерпретации грека. На бронзовом коне, пойманном в ловушку из северной Сирии, есть арамейская надпись конца девятого века до нашей эры - самый ранний образец алфавитного письма, найденный где-либо в Греции. Другие обеты возникли в Кипре, Финикии, даже Иране и Урарту. Некоторые из этих предметов были приобретены в результате торговли, особенно путем вывоза греческих рабов, тогда как другие могли быть доходами от наемных услуг. Эдин Карти интерпретирует эти обеты как свидетельство важной роли святилища в аристократическом соревновании в архаический период.

В меньшем масштабе вотивные объекты указывают на то, что эти два явления - взаимодействие с более широким миром и использование святилище для соревнований - продолжалось и в более поздние периоды. Это место усыпано останками почетных указов и статуй эллинисто-римского периода, которые в этот период можно было найти по всему Восточному Средиземноморью. Кроме того, на этом месте были обнаружены от шести до тринадцати фигурок Исиды ухаживающего Гора, что указывает на то, что связь или связь между Герой и Исидой возникла в эллинисто-римский период.

Раскопки

Первым жителем Запада, посетившим это место, был Джозеф Питтон де Турнефор, которому Людовик XIV поручил отправиться на Восток и сообщить о своих находках. Турнефор посетил Самос в 1704 году и опубликовал свои рисунки руин в виде гравюр. Массивные отложения заиления скрывали, но защищали это место от любительских мастеров 18-19 веков. Камыши и тростники ежевики обеспечивали устрашающее укрытие, а уровень грунтовых вод, поднявшийся со времен античности, препятствовал рытью траншей, одновременно сохраняя деревянные материалы в бескислородных слоях.

Таким образом, первые предварительные археологические раскопки не проводились до 1890-92 гг. Под руководством Панагиотиса Каввадиаса и Фемистоклиса Софулиса от имени Греческое археологическое общество Афин. В полной мере основание третьего храма не было раскрыто до кампании Теодора Виганда 1910-14 гг. От имени Королевского музея Берлина. Щебень показал, что здесь был предыдущий храм.

В 1925 году немецкие археологи из Немецкого археологического института в Афинах начали постоянную кампанию раскопок на этом месте; Работы, прерванные Второй мировой войной, возобновились в 1951 году. Эти раскопки возглавлял Эрнст Бушор до 1961 года, когда его сменил. и руководил раскопками в 1976 году. Результаты этих раскопок были опубликованы в серии томов на немецком языке под общим названием Samos, которые были тщательно отредактированы. Эти раскопки установили хронологию, с которой можно сравнить широкий спектр вотивных предметов, хранившихся в Гераионе начиная с 8-го века.

Дополнительная литература
  • Барлетта, Барбара А. (2001). Истоки греческих архитектурных орденов. Кембридж: Cambridge University Press.
Ссылки
Библиография
  • Ohnesorg, Aenne (1990). «Архаичная черепица из Герайона на Самосе». Гесперия. 59 (1): 181–192.
  • Кириелейс, Х. (1993). «Герайон на Самосе». In Marinatos, N.; Хэгг, Р. (ред.). Греческие святилища: новые подходы. С. 125–153.
  • Педли, Джон (2005). Святилища и священное в древнегреческом мире. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 154 -168. ISBN 9780521809351.
  • Карти, Эйдин (2005). Поликрат, тиран Самосский: новый взгляд на архаическую Грецию. Штутгарт: Franz Steiner Verlag.
На Викискладе есть материалы, связанные с Герайоном Самосом.
Последняя правка сделана 2021-05-23 09:39:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте