A концерт для клавесина - это музыкальное произведение для оркестра с клавесином в сольной роли (хотя в другом смысле см. Ниже). Иногда эти произведения исполняются на современном фортепиано (см. фортепианный концерт ). В течение периода конца 18 века Йозеф Гайдн и Томас Арне писали концерты, которые можно было взаимозаменяемо играть на клавесине, фортепьяно и (в некоторых случаях) орган.
Содержание
- 1 Концерт для клавесина в стиле барокко
- 2 Концерт для клавесина соло
- 3 Концерт для нового клавесина
- 4 Список концертов для клавесина
- 5 Список литературы
- 6 Внешние ссылки
Концерт для клавесина в стиле барокко
Клавесин был обычным инструментом в 1730-х годах, но никогда не был так популярен, как струнные или духовые инструменты в концерте. роль в оркестре, вероятно, из-за относительной нехватки громкости в оркестровой обстановке. В этом контексте клавесины чаще использовались в качестве инструмента континуо, играющего гармонизированную басовую партию почти во всей оркестровой музыке, исполнитель часто также руководил оркестром.
Бранденбургский концерт Баха №5 ре мажор, BWV 1050, возможно, первое произведение, в котором клавесин выступает в качестве солиста концерта. В этом произведении его обычная роль континуо чередуется с выдающимися сольными облигато эпизодами во всех трех частях. В первой части клавесин после быстрых масштабов вверх и вниз по длине своего диапазона начинает соло каденцию, которая длится 3–4 минуты, пока оркестр молчит.
Концерт для клавесина соло
В то время также была популярна адаптация итальянских концертов для других инструментов (таких как скрипка и оркестр) для клавесина соло (или органа).) - что Бах сделал со многими концертами Вивальди. Транскрипции концерта Баха, сделанные для клавесина, перечислены как BWV 972–987. Итальянский концерт Баха BWV 971 выполнен в этом стиле транскрипции, хотя он был написан как оригинальное произведение для клавесина. [партитур ] Кристиана Петцольда было опубликовано в 1729 году. В 1738 году [партитур ] опубликовали аналогичный концерт соль минор.
Бах также написал концерт для двух клавесинов без оркестрового сопровождения, BWV 1061a, который является ранней версией концерта для двух клавесинов и струнного оркестра, BWV 1061.
Новый концерт для клавесина
С возрождением клавесина в 20 веке клавесинисты заказали новые пьесы для нового инструмента «возрождения»: Ванда Ландовска заказала концерты Фрэнсис Пуленк и Мануэль де Фалья. Хотя «инструменты возрождения» уже вышли из моды, концерты по-прежнему пишутся для клавесина, хотя теперь они с большей вероятностью будут играть на копии исторического инструмента, возможно, с небольшим оркестром или каким-либо усилителем, чтобы гарантировать, что это можно будет сделать. хорошо слышно.
Список концертов для клавесина
- Иоганн Себастьян Бах (все 1720–1740-е годы) сочинил несколько концертов для клавесина. Подробное описание и образцы концертов для клавесина см. В специальной статье Клавиатурные концерты Иоганна Себастьяна Баха
- Томас Арне - 6 любимых концертов для клавесина, фортепиано или органа (конец 18 века)
- Карл Филипп Эмануэль Бах - около 50 концертов для клавишных, в том числе один для клавесина и фортепиано.
- Иоганн Христиан Бах - 6 концертов для клавесина, соч. 1; 5 концертов для клавесина; Концерт для клавесина фа минор; 6 концертов для клавишных, соч. 7; 6 концертов для клавишных, соч. 13
- - Концерт для четырех клавесинов и струнных соль минор (2009)
- Хендрик Боуман - Концерт для клавесина и струнного оркестра ре мажор (1998)
- Мануэль де Фалья - Концерт для клавесина (1926)
- Джозеф Диллон Форд Концерт для клавесина (2006)
- Франко Донатони Портрет для клавесина с оркестром (1977)
- Жан Франсэ Концерт для клавесина (1959)
- Филип Гласс - Концерт для клавесина с камерным оркестром (2002)
- Хенрик Горецкий - (1980)
- Уолтер Ли - Концертино для клавесина и струнного оркестра (1934)
- Фрэнк Мартин - (1951–52)
- Богуслав Мартинů - (1935)
- Георг Маттиас Монн - Концерт для клавесина соль минор, Концерт для клавесина ре мажор (18 век)
- Вольфганг Амадей Моцарт - Концерты для клавесина №№ 1–4 (KV. 37, 39, 40 и 41), аранжировки движений сонаты других композиторов.
- Фрэнсис Пуленк - Чемпионский концерт (1927–28)
- Роберто Герхард - Концерт для арф икорд, ударные и струнные (1956)
- Уолтер Ли - Концертино для клавесина и струнного оркестра (1934)
- Майкл Найман - Концерт для клавесина и струнных (1995)
В нескольких других произведениях клавесин используется как сольный инструмент наряду с другими, в том числе:
- Эллиот Картер - Двойной концерт (1959–61, для клавесина и фортепиано с двумя камерными оркестрами)
- Роберто Герхард - Концерт для клавесина, струнного оркестра и ударных (1951)
- Альфред Шнитке - Concerto Grosso No. 1 (1977, для двух скрипок, клавесина, подготовил фортепиано и оркестр)
- Фрэнк Мартин - Маленькая концертная симфония для арфы, клавесина, фортепиано и двухструнного оркестра (1945)
- Джон Раттер - Антикварная сюита (1979, для флейты, клавесина и струнного оркестра)
- Яннис Ксенакис - (1986, для клавесина и ансамбля из 12 человек)
Ссылки
- ^Шульце, Ганс-Иоахим (1980). "Ein 'Dresdner Menuett' im zweiten Klavierbüchlein der Anna Magdalena Bach: Nebst Hinweisen zur Überlieferung einiger Kammermusikwerke Bachs" [Менуэт из Дрездена во втором буклете Анны Магдалены Бах с указаниями на клавиатуру: Дальнейшие указания на передачу некоторые произведения Баха из камерной музыки. В Шульце, Ганс-Иоахим ; Вольф, Кристоф (ред.). Бах-Ярбух, 1979 г. [Ежегодник Баха, 1979 г.]. Бах-Ярбух (на немецком языке). 65. Neue Bachgesellschaft. Берлин: [de ]. С. 45–64. doi : 10.13141 / bjb.v1979.
- ^Петцольд, Кристиан (1729). Recueil des XXV Concerts Pour le Clavecin [Альбом из 25 концертов для клавесина] (на французском языке). SLUB Dresden.
- ^Филипп Спитта, переведенный Кларой Белл и Дж. А. Фуллер Мейтланд. Иоганн Себастьян Бах: его творчество и влияние на музыку Германии, 1685–1750 гг., Vol. 3 (Книга VI). Novello Co, 1899, стр. 151
- ^Bach Digital Work 01247
Внешние ссылки