Жан Рене Дезире Франсэ (французский: ; 23 мая 1912 г., в Ле-Ман - 25 сентября 1997 г., в Париже) был французским неоклассическим композитором, пианистом и оркестратором, известным своей плодовитостью и ярким стилем.
Природные способности Франсе поощрялись с раннего возраста его семьей. Его отец, директор Консерватории Ле-Мана, был музыковедом, композитором и пианистом, а его мать была преподавателем пения. Жан Франсэ учился в консерватории Ле-Мана, а затем в Парижской консерватории, и ему было всего шесть лет, когда он начал сочинять музыку в стиле, находящемся под сильным влиянием Равеля. Первая публикация Франсе в 1922 году привлекла внимание композитора, работавшего в издательстве, который направил одаренного мальчика к одаренной учительнице Нади Буланже (которая после смерти сестры в 1918 году посвятила ее от жизни к дирижированию, игре на органе и преподаванию). Буланже поощрял карьеру Франсе, считая молодого композитора одним из лучших, если не лучшим из ее учеников. Его учил известный пианист и педагог Исидор Филипп. Сам Франсе часто играл свои собственные произведения, к признанию публики; особенно на премьере его Концертино для фортепиано с оркестром на фестивале Баден-Бадена в 1932 году.
К 1932 году Франсэ поставил свой Huit Bagatelles на Венском фестивале Квартет Колиш и он сам за фортепиано, в то время как в Париже его Концертино для фортепиано с оркестром был услышан в 1933 году. Композиции Франсе продолжали исполняться в течение 1930-х годов в Париже. Струнное трио (1933), фантазия для виолончели с оркестром, три дуэта для двух сопрано, сонатина для скрипки и фортепиано, квинтет и серенада для малого оркестра (1934). В 1935 году состоялась премьера его Четверного концерта для флейты, гобоя, кларнета, фагота и оркестра, а в 1936 году - фортепианного концерта.
Музыка Франсе также использовалась в балетах: Le Roi nu, Les Malheurs de Sophie (оба для Парижа) и Jeu Sentimental (для Брюсселя).
Франсэ был опытным пианистом с раннего возраста, получил первую премию по игре на фортепиано в Парижской консерватории и гастролировал по Европе и США Он выступал в дуэте с французским виолончелистом Морисом Гендроном, а также исполнил Пуленк Концерт для двух фортепиано с Фрэнсисом Пуленком в нескольких выступлениях, когда Жак Феврие недоступен. Франсэ даже представил свой концерт для двух фортепиано со своей дочерью, пианистом Клодом Франсе в 1964 году.
Основным занятием Жана Франсэ была его чрезвычайно активная композиторская карьера. Он оставался плодовитым на протяжении всей своей жизни; даже в 1981 году Франсэ описал себя как «постоянно сочиняющий», едва заканчивая одно произведение, прежде чем приступить к другому, и продолжал так до своей смерти в 1997 году. Франсэ был назначен Officier de la Légion d'honneur в 1991 году. 90>
Морис Равель сказал о юном Франсе родителям мальчика: «Среди детских даров я отмечаю, прежде всего, самое плодотворное, которым может обладать художник, - любопытство: вы не должны подавлять их. драгоценные подарки сейчас или когда-либо, или рискуете позволить этой юной чувствительности увядать ". Они этого не сделали, и он процветал: Франсе был плодовитым композитором, написавшим более 200 произведений в самых разных стилях.
Поскольку он был виртуозным пианистом, во многих его произведениях используется фортепиано, особенно в его многочисленных камерных произведениях, которые он написал почти для каждого оркестрового инструмента и стандартного ансамбля. Он был искусным оркестратором, что отражалось в его использовании цветов тона. Франсэ написал большинство своих ранних произведений для саксофона между серединой 1930-х и началом 1960-х годов. Франсэ писал пьесы во многих крупных музыкальных формах, включая концерты, симфонии, оперу, театр, балет, а также работы, основанные на традициях, вышедших из моды в XX веке, например, кантата. Одна из его ораторий, озаглавленная L'apocalypse selon St. Jean и написанная в 1939 году, «включает хоровую псалмодию и полный оркестр, а вторая инструментальная группа включала саксофоны, аккордеон, мандолину и гитару (с изображением ада); произведение было исполнено в ISCM в Вене (1932 г.) и Палермо (1949 г.) ». Хотя он часто вкладывал свой современный взгляд в старые способы выражения, он был признанным неоклассиком, отвергающим атональность и бесформенные странствия, и он черпал из великой литературы прошлого для своего вокала. Он также написал десять саундтреков к фильмам для режиссера Саши Гитри.
. Стиль Франсе отмечен легкостью и остроумием (его заявленной целью было «доставить удовольствие»), а также разговорным стилем взаимодействия музыкальных линий.. На протяжении его карьеры это мало изменилось; находясь под влиянием композиторов, которыми он восхищался (таких как Эммануэль Шабрие, Игорь Стравинский, Морис Равель и Фрэнсис Пуленк), он интегрировал то, что он усвоил, в свою собственную эстетику, которая было уже очевидно в его ранних работах.