Ганс Альберт

редактировать
Немецкий философ
Ганс Альберт
Ганс Альберт 2005.jpg Ганс Альберт в 2005 году
Родился(1921- 02-08) 8 февраля 1921 г. (99 лет). Кельн, Веймарская Республика
ЭраСовременная философия
РегионЗападная философия
Школа
Основные интересыФилософия социальных наук, Философия науки, эпистемология, Рациональность, Неопределенность, Обоснование
Известные идеиПрименение критического рационализма в социальной и политической теории Трилемма Мюнхгаузена
Влияния

Ганс Альберт (родился 8 февраля 1921 года) - Немецкий философ. Родился в Кельне, живет в Гейдельберге.

Его области исследований - социальные науки и общие методы исследования. Он критический рационалист, уделяющий особое внимание рациональному эвристике. Он является резким критиком континентальной герменевтической традиции, идущей от Хайдеггера и Гадамера.

Содержание
  • 1 Критический рационализм Альберта
  • 2 Стиль письма и критики Альберта
  • 3 Интеллектуальная жизнь Ганса Альберта
  • 4 Награды и награды
  • 5 Биографическая литература
  • 6 Публикации
    • 6.1 Английские книги
    • 6.2 Английские статьи
    • 6.3 Немецкие книги
  • 7 Источники
Критический рационализм Альберта

Альберт возглавлял кафедру социальных наук и общих исследований методов в Университете Мангейма. Он также является часто цитируемым философом. Что наиболее важно, он развил критический рационализм Поппера в краткую, обширную максиму, тем самым расширив ее от метода достижения прогресса в науке до метода, одинаково применимого в повседневной жизни. дневная эвристика.

Чтобы обосновать свой подход, он представил доказательства своего тезиса о том, что нет области человеческой деятельности, в которой нельзя было бы критиковать. Следовательно, он выступал за применение критического рационализма к общественным наукам, особенно к экономике, политике, юриспруденции и религии.

. Критическое отношение - одна из старейших европейских традиций (восходящая к досократикам ) по сравнению с другими менее критическими традициями.

Еще до того, как были опубликованы его многочисленные книги, Ганс Альберт был уже известен широкой аудитории своим вкладом в спор о позитивизме, выступающий против своих противников так называемой Франкфуртской школы (школа Теодора В. Адорно и Макса Хоркхаймера во Франкфуртском институте социологии). Его вклады включали

  • различие между критическим рационализмом и позитивизмом ;
  • , аргументацию против некоторых разновидностей социологии, выступающих против применения методов, используемых в естественных науках ;
  • предлагая по-новому осмыслить роль ценностей и научную трактовку ценностей и
  • интерпретируя Макса Вебера не как поддержку свободной от ценностей науки, а как демонстрируя, что ученые могут «быть свободными от каких-либо оценочных суждений» даже для исследований в области ценностей.

Альберт заметил, что новые идеи часто трудно распространять или распространять. Он объяснил причину этого явления идеологическими препятствиями, для которых Альберт придумал фразу «иммунитет против критики».

Хорошо известная трилемма Мюнхгаузена иронично названа в честь барона Мюнхгаузена, который якобы вытащил себя из болота, схватившись за копну волос. Эта трилемма завершает классическую проблему обоснования в теории познания. В нем делается вывод о том, что все попытки рационально обосновать или, скорее, окончательно проверить тезис, по своей сути должны провалиться. Этот вердикт касается не только дедуктивных оправданий, как полагают многие его критики, но также индуктивных, причинных, трансцендентальных и всех других структурированных оправданий. Как рассуждает Альберт, все они будут напрасными, поскольку оправдание неизбежно сталкивается с одним из трех недостатков:

  1. Любое оправдание в погоне за определенным знанием одновременно должно оправдывать средства оправдания или, скорее, обоснованность его предпосылок - усилие, которое приводит к бесконечному регрессу.
  2. Можно сократить цепочку причин, например, указав на самоочевидность, или здравый смысл, или фундаментальные принципы, или другую базовую предпосылку, которая не будет подвергаться дальнейшему сомнению. Но при этом отказываются от намерения прийти к универсально действительному оправданию, потому что рассуждение не может быть принято, если только кто-то (иррационально) не принимает действительность одной посылки ради самой себя.
  3. Третий рог Трилемма - столь же неудовлетворительное применение кругового аргумента.

Альберт неоднократно подчеркивал, что трилемма Мюнхгаузена не ограничивает дедуктивными выводами. Следовательно, отмечает Альберт, обоснование практически невозможно независимо от конкретного содержания диссертации, оправдание невозможно вообще. Из этого представления Альберт делает вывод, что прогресс в науке может быть достигнут только с помощью фальсификации, а не индуктивной проверки.

Наблюдать и критиковать попытки вырваться из трясины определенного оправдания стало поучительной частью философии Ганса Альберта. Ярким примером этих усилий является его обсуждение идей Карла-Отто Апеля, одного из ведущих философов Германии (см. «Transzendentale Träumereien...» Альберта, что означает «Трансцендентальные мечтания». Языковые игры Карла-Отто Апельса и его герменевтический Бог, который еще не переведен).

Тем не менее, Альберт утверждает, что критические рационалисты должны признать, что эти попытки строгого оправдания (как у Апеля) не совсем бесполезны, поскольку только до тех пор, пока альтернативные методы остаются безуспешными, критический рационализм можно назвать успешным.

Стиль письма и критики Альберта

Призыв Альберта придерживается критического рационализма. Он избегает торжественных проповедей в пользу серьезных, спокойных дискуссий с людьми разной веры и мышления. В то время как Поппер всегда предупреждал не следовать за своим противником в трясину, Альберт следует за ними в их излюбленное поле мышления на их собственных условиях. Поэтому он критиковал «пребывание в бездне» Хайдеггера («Sein im Ab-Grund»), «сливающиеся воедино горизонты» Гадамера, «согласованную теоретическую истину» Хабермаса в идеальном дискурсе », трансцендентные аргументы Карла-Отто Апеля, теолога « Абсолютно-относительного, этого-жизни-и-потустороннего, трансцендентально-имманентного, всепроникающего-всеуправляющего. настоящая реальность в самом центре вещей ». Ганс Альберт скрупулезно следует их аргументам, чтобы раскрыть:

  • неоткрытые предпосылки
  • новые и часто фатальные последствия
  • новые и часто лучшие альтернативы.

Основные предположения и предписания метода Альберта:

  • Только если все предлагаемые в настоящее время альтернативы критическому рационализму несостоятельны, можно жить с критическим рационализмом.
  • Есть ценность в сохранении непредвзятости и извлечении уроков из обсуждения. Другие люди могут быть правы; таким образом отдать должное их мышлению.
  • Следует держаться подальше от торжественной серьезности.
  • Следует избегать морализирующего всезнайки, но не скрывать предпочтительный образ жизни.
интеллектуальная жизнь Ганса Альберта

В 1950 году Ганс Альберт получил свою первую степень «Диплом-Кауфманн», а затем ученую степень доктора рер. 1952. В 1952–1958 годах он работал ассистентом в «Forschungsinstitut für Sozial- und Verwaltungswissenschaften» Кельнского университета. В 1957 году он получил степень доктора философии. habil. социальной политики »Кельнского университета. В качестве лектора он читал логику, теорию науки и экономику государства всеобщего благосостояния. С 1958 года он участвует в Alpbacher Hochschulwochen (летняя конференция в австрийской альпийской деревне Альпбах ). Там он познакомился с Карлом Поппером после того, как изучил философию Поппера и в основном принял ее давно. После 1955 года у него были увлекательные дискуссии с Полом Фейерабендом, который в то время был критическим рационалистом и поклонником Карла Поппера. Их письма позже были опубликованы. В 1963 году Альберт, наконец, получил кафедру «Социальных наук и общих исследований методов» (позже получивших название «Социология и исследования экономики») в Wirtschaftshochschule Mannheim (позже Университет Мангейма).

1961–1969 годы были временем так называемого «Positivismusstreit» (спор о позитивизме ), то есть дебатов между Карлом Поппером и Теодором В. Адорно относительно позитивизм в немецкой социологии в 1960-е годы. Альберт участвовал в знаменитой конференции Немецкого общества социологов (Tagung der deutschen Gesellschaft für Soziologie) в 1961 году в Тюбингене. Вначале не было споров о позитивизме, потому что Адорно, как и Поппер, были против позитивизма. Споры больше касались различий между общественными науками и естественными науками и статуса ценностей в социальных науках. 1963 г. Дискуссию продолжил Юрген Хабермас в Festschrift für Adorno. 1964 г. На Soziologentag (конференции по социологии) в Гейдельберге дебаты переросли в возбужденную дискуссию между Хабермасом и Альбертом. Кульминацией знаменитого спора стал сборник эссе, опубликованный в 1969 году, переведенный на несколько языков, в том числе на английский (1976 год, см. Список книг ниже). Этот спор получил широкую аудиторию.

В 1989 году Ганс Альберт ушел в отставку в качестве почетного профессора, но продолжал писать книги и читать лекции во многих университетах, например лекции по критическому рационализму в Университете Граца в 1990 году, в 1995 году. «Лекции Вальтера Адольфа» в Высшей школе Санкт-Галлена и лекции Витгенштейна 1998 г. в Байройтском университете (с профессором Райнером Хегсельманном) о критическом рационализме.

Он был удостоен премии Vits Prize в 1976 году и премии Артура Буркхарда в 1984 году. Он был награжден австрийской премией Ehrenkreuz für Kunst und Wissenschaft der Republik Österreich (1994) и получил звание почетного доктора университеты Линца / Австрии (1995), Афин / Греции (1997), Касселя / Германии (2000), Граца / Австрия (2006 г.) и Клагенфурт / Австрия (2007 г.).

Награды и награды
Биографическая литература

Ганс Альберт, 'Autobiographische Einleitung', в: Kritische Vernunft und menschliche Praxis, Штутгарт (Reclam) 1977, страницы 5–33. Ганс Альберт, «Mein Umweg in die Soziologie». Vom Kulturpessimismus zum kritischen Rationalismus ', in: Christian Fleck (ed.), Wege zur Soziologie. Autobiographiche Notizen, Leske + Budrich, Opladen, страницы 17–37. Эрик Хильгендорф : Ганс Альберт. Zur Einführung Junius Verlag 1997. Ганс Альберт, In Kontroversen verstrickt. Vom Kulturpessimismus zum kritischen Rationalismus, LIT Verlag 2007, 264 с. (Автобиография Ганса Альберта)

Публикации

Альберт опубликовал около 30 книг. Некоторые из них переведены на разные языки.

Английские книги

  • 1976 (с Адорно, Дарендорфом, Хабермасом, Пилотом и Поппером): Позитивистский спор в немецкой социологии, Хайнеманн Лондон и Харпер Торчбук. Просмотрите выдержки [1] и [2]
  • Трактат о критическом разуме 1985 г., Princeton University Press, Princeton.
  • 1999 г. Между общественными науками, религией и политикой. Очерки критического рационализма, Амстердам-Атланта (Родопи). (Описание и ссылки на главу .

Английские статьи

  • Социальные науки и моральная философия. Критический подход к проблеме ценностей в социальных науках, в: Mario Bunge (eds.), Критический подход к науке и философии. Очерки в честь Карла Поппера, Гленко / Иллинойс.
  • Закон и государство, Том 13, Тюбинген, 1976.
  • Наука и поиск истины. Критический рационализм и методология науки, в: Г. Радницкий / Г. Андерссон (ред.), Прогресс и рациональность в науке, Дордрехт / Голландия, 1978, Бостонские исследования в философии науки, Р. С. Коэн / М. Вартофски (ред..), Vol LVIII.
  • Экономическая традиция. Экономика как исследовательская программа для теоретической социальной науки, в: Карл Бруннер (редактор), Экономика и социальные институты, выводы с конференций по анализу и идеологии, Бостон / The Hague / London 1979.
  • Transcendental Realism and Rational Heuristics: Critical Rationalism and the Problem of Method, in Gunnar Anderson (ed..), Рациональность в науке и политике, Рейдель, Дордрехт 1984.
  • Об использовании Лейбница в экономике. Комментарий к Петру Козловски, в: Питер Козловски (редактор), Экономика в философии, Мор, Тюбинген 1985, с. 68–78.
  • Право как инструмент рациональной практики, в: Теренс Дейнтит / Гюнтер Тойбнер (ред.), Контракт и организация. Правовой анализ в свете экономической и социальной теории, Берлин / Нью-Йорк 1986, de Gruyter, p. 25–51.
  • Неизбежен ли социализм? Историческое пророчество и возможности разума в: Светозар Пейович (ред.), Социализм: институциональные, философские и экономические проблемы, Kluwer Academic Publishers, Дордрехт, Бостон, Ланкастер, 1987.
  • Критический рационализм. Проблема метода в социальных науках и праве, Ratio Juris Volume 1, Number 1, March 1988, p. 1–19.
  • Герменевтика и экономика. Критика герменевтического мышления в социальных науках, Kyklos, том 41, Fasc. 4, 1988, страницы 573–602.
  • Ответ лорду Алфорду, Информационный бюллетень (редактор Фред Эйдлин), том 3 (№ 3 и 4), страницы 13–14, июль 1988 г.
  • Некоторые замечания о причинах объяснения человеческой деятельности, Международные исследования в философии науки, Vol. 7 № 1, 1993, стр. 25–27.
  • Религия, наука и миф о структуре, в: I.C.Jarvie / N.Laor (eds), Critical Rationalism, Metaphysics and Science. Очерки для Джозефа Агасси, Том I, Kluwer Acad. Publishers, стр. 41–58.
  • Комментарий к Бернхольцу, в: Gerard Radnitzky / Hardy Bouillon (ред.), Values ​​and the Social Order, Vol. I: Ценности и общество, страницы 251–254, Эйвбери, Олдершот / Брукфилд, США / Гонконг / Сингапур / Сидней.
  • Идеал свободы и проблема общественного порядка, в: Дино Фиорот (ред.), Ордино, Conflitto e Libertà nei Grandi Mutamenti del Nostro Tempo, G. Giappichelli Editore, Torino, pp. 1–30.
  • Конфликт науки и религии: религиозная метафизика и взгляд на научный мир как альтернативы, Журнал институциональной и теоретической экономики (JITE), том 153 (1), 1997, стр. 216 -234.
  • Ганс Альберт, Критический рационализм и универсальная герменевтика, в Джефф Малпас, Ульрих Арнсвальд, Йенс Кертчер (ред.), Gadamer's Century. Essays in Honor of Hans-Georg Gadamer (MIT Press, март 2002), стр. 15–24.
  • Историография как гипотетико-дедуктивная наука: критика методологического историзма, в: Colin Cheyne / John Worrall ( ред.), Рациональность и реальность. Беседы с Аланом Масгрейвом, Springer, Dordrecht, стр. 263–272.

Немецкие книги

  • 1967 Marktsoziologie und Entscheidungslogik. Ökonomische Probleme in soziologischer Perspektive.
  • 1968 Traktat über kritische Vernunft Tübingen (Mohr Siebeck), многие более поздние издания.
  • 1971 Plädoyer für kritischen Rationalismus, Piper Verlag 1971.
  • 124>1972 Konstruktion und Kritik. Aufsätze zur Philosophie des kritischen Rationalismus, Verlag Hoffmann und Campe, Гамбург, 1972 г.
  • 1973 г. Theologische Holzwege. Gerhard Ebeling und der rechte Gebrauch der Vernunft, Verlag Mohr (Siebeck), Tübingen, 1973.
  • 1975 Transzendentale Träumereien. Karl-Otto Apels Sprachspiele und sein hermeneutischer Gott, Verlag Hoffmann und Campe, Hamburg 1975.
  • 1976 Aufklärung und Steuerung. Aufsätze zur Sozialphilosophie und zur Wissenschaftslehre der Sozialwissenschaften, Verlag Hoffmann und Campe, Гамбург * * 1976 «Positivism Dispute», см. Книги на английском языке, также на немецком и других языках.
  • 1977 Kritische Vernunbiography с примечаниями и заметками.
  • 1978 Traktat über рациональное обоснование Praxis.
  • 1979 Das Elend der Theologie.
  • 1982 Die Wissenschaft und die Fehlbarkeit der Vernunft.
  • 1987 Kritik der reinen Erkenntnislehre. Das Erkenntnisproblem in realistischer Perspektive.
  • 1993 Лекции о Rechtswissenschaft als Realwissenschaft. Das Recht als soziale Tatsache und die Aufgabe der Jurisprudenz в Университете Вюрцбурга. - Kritik der reinen Hermeneutik - Der Antirealismus und das Problem des Verstehens, Tübingen (Mohr-Siebeck) 1994.
  • 1997 Paul Feyerabend, Hans Albert, Briefwechsel (ed. Wilhelm Baum), Frankfurt / M. (Fischer) 1997.
  • 2000 Kritischer Rationalismus, Tübingen Mohr-Siebeck (UTB) 2000.
  • 2001 Hans Albert Lesebuch, UTB (Mohr Siebeck) Tübingen 2001.
  • 2003 Kritik des transzendentalen Denkens, (Mohr Siebeck) Tübingen 2003 и в том же году: Erkenntnislehre und Sozialwissenschaft. Карл Попперс Beiträge zur Analyze sozialer Zusammenhänge, Wien (Picus) 2003.
  • 2005 Ганс Альберт - Карл Поппер - Краткий обзор 1958–1994 (Письма Карла Поппера и ему); изд. Мартин Моргенштерн и Роберт Циммер.
  • 2006 Rationalität und Existenz (Перепечатка диссертации Альберта 1952 года с новым предисловием и самокритичным эпилогом), 233 стр., Тюбинген (Мор Зибек).
  • 2007 In Kontroversen verstrickt. Vom Kulturpessimismus zum kritischen Rationalismus, LIT Verlag 2007, 264 страницы. (Автобиография)

Что касается научных статей Ганса Альберта, см. Список публикаций, который ведет Ханс-Иоахим Ниман в [3]. См. Также Ханс-Иоахим Ниман (псевдоним «hjn»), инициированный немецким Викибуком : Studienführer Hans Albert (Study Guide Hans Albert) [4]. Он содержит большой список публикаций с множеством цитат из статей на английском языке, а также статей, переведенных на итальянский, финский, корейский, японский, польский, испанский и сербохорватский языки. Вы также найдете много вторичной литературы.

Список литературы
Последняя правка сделана 2021-05-22 12:50:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте