Ганс Альберт | |
---|---|
Ганс Альберт в 2005 году | |
Родился | (1921- 02-08) 8 февраля 1921 г. (99 лет). Кельн, Веймарская Республика |
Эра | Современная философия |
Регион | Западная философия |
Школа | |
Основные интересы | Философия социальных наук, Философия науки, эпистемология, Рациональность, Неопределенность, Обоснование |
Известные идеи | Применение критического рационализма в социальной и политической теории Трилемма Мюнхгаузена |
Влияния | |
Ганс Альберт (родился 8 февраля 1921 года) - Немецкий философ. Родился в Кельне, живет в Гейдельберге.
Его области исследований - социальные науки и общие методы исследования. Он критический рационалист, уделяющий особое внимание рациональному эвристике. Он является резким критиком континентальной герменевтической традиции, идущей от Хайдеггера и Гадамера.
Альберт возглавлял кафедру социальных наук и общих исследований методов в Университете Мангейма. Он также является часто цитируемым философом. Что наиболее важно, он развил критический рационализм Поппера в краткую, обширную максиму, тем самым расширив ее от метода достижения прогресса в науке до метода, одинаково применимого в повседневной жизни. дневная эвристика.
Чтобы обосновать свой подход, он представил доказательства своего тезиса о том, что нет области человеческой деятельности, в которой нельзя было бы критиковать. Следовательно, он выступал за применение критического рационализма к общественным наукам, особенно к экономике, политике, юриспруденции и религии.
. Критическое отношение - одна из старейших европейских традиций (восходящая к досократикам ) по сравнению с другими менее критическими традициями.
Еще до того, как были опубликованы его многочисленные книги, Ганс Альберт был уже известен широкой аудитории своим вкладом в спор о позитивизме, выступающий против своих противников так называемой Франкфуртской школы (школа Теодора В. Адорно и Макса Хоркхаймера во Франкфуртском институте социологии). Его вклады включали
Альберт заметил, что новые идеи часто трудно распространять или распространять. Он объяснил причину этого явления идеологическими препятствиями, для которых Альберт придумал фразу «иммунитет против критики».
Хорошо известная трилемма Мюнхгаузена иронично названа в честь барона Мюнхгаузена, который якобы вытащил себя из болота, схватившись за копну волос. Эта трилемма завершает классическую проблему обоснования в теории познания. В нем делается вывод о том, что все попытки рационально обосновать или, скорее, окончательно проверить тезис, по своей сути должны провалиться. Этот вердикт касается не только дедуктивных оправданий, как полагают многие его критики, но также индуктивных, причинных, трансцендентальных и всех других структурированных оправданий. Как рассуждает Альберт, все они будут напрасными, поскольку оправдание неизбежно сталкивается с одним из трех недостатков:
Альберт неоднократно подчеркивал, что трилемма Мюнхгаузена не ограничивает дедуктивными выводами. Следовательно, отмечает Альберт, обоснование практически невозможно независимо от конкретного содержания диссертации, оправдание невозможно вообще. Из этого представления Альберт делает вывод, что прогресс в науке может быть достигнут только с помощью фальсификации, а не индуктивной проверки.
Наблюдать и критиковать попытки вырваться из трясины определенного оправдания стало поучительной частью философии Ганса Альберта. Ярким примером этих усилий является его обсуждение идей Карла-Отто Апеля, одного из ведущих философов Германии (см. «Transzendentale Träumereien...» Альберта, что означает «Трансцендентальные мечтания». Языковые игры Карла-Отто Апельса и его герменевтический Бог, который еще не переведен).
Тем не менее, Альберт утверждает, что критические рационалисты должны признать, что эти попытки строгого оправдания (как у Апеля) не совсем бесполезны, поскольку только до тех пор, пока альтернативные методы остаются безуспешными, критический рационализм можно назвать успешным.
Призыв Альберта придерживается критического рационализма. Он избегает торжественных проповедей в пользу серьезных, спокойных дискуссий с людьми разной веры и мышления. В то время как Поппер всегда предупреждал не следовать за своим противником в трясину, Альберт следует за ними в их излюбленное поле мышления на их собственных условиях. Поэтому он критиковал «пребывание в бездне» Хайдеггера («Sein im Ab-Grund»), «сливающиеся воедино горизонты» Гадамера, «согласованную теоретическую истину» Хабермаса в идеальном дискурсе », трансцендентные аргументы Карла-Отто Апеля, теолога « Абсолютно-относительного, этого-жизни-и-потустороннего, трансцендентально-имманентного, всепроникающего-всеуправляющего. настоящая реальность в самом центре вещей ». Ганс Альберт скрупулезно следует их аргументам, чтобы раскрыть:
Основные предположения и предписания метода Альберта:
В 1950 году Ганс Альберт получил свою первую степень «Диплом-Кауфманн», а затем ученую степень доктора рер. 1952. В 1952–1958 годах он работал ассистентом в «Forschungsinstitut für Sozial- und Verwaltungswissenschaften» Кельнского университета. В 1957 году он получил степень доктора философии. habil. социальной политики »Кельнского университета. В качестве лектора он читал логику, теорию науки и экономику государства всеобщего благосостояния. С 1958 года он участвует в Alpbacher Hochschulwochen (летняя конференция в австрийской альпийской деревне Альпбах ). Там он познакомился с Карлом Поппером после того, как изучил философию Поппера и в основном принял ее давно. После 1955 года у него были увлекательные дискуссии с Полом Фейерабендом, который в то время был критическим рационалистом и поклонником Карла Поппера. Их письма позже были опубликованы. В 1963 году Альберт, наконец, получил кафедру «Социальных наук и общих исследований методов» (позже получивших название «Социология и исследования экономики») в Wirtschaftshochschule Mannheim (позже Университет Мангейма).
1961–1969 годы были временем так называемого «Positivismusstreit» (спор о позитивизме ), то есть дебатов между Карлом Поппером и Теодором В. Адорно относительно позитивизм в немецкой социологии в 1960-е годы. Альберт участвовал в знаменитой конференции Немецкого общества социологов (Tagung der deutschen Gesellschaft für Soziologie) в 1961 году в Тюбингене. Вначале не было споров о позитивизме, потому что Адорно, как и Поппер, были против позитивизма. Споры больше касались различий между общественными науками и естественными науками и статуса ценностей в социальных науках. 1963 г. Дискуссию продолжил Юрген Хабермас в Festschrift für Adorno. 1964 г. На Soziologentag (конференции по социологии) в Гейдельберге дебаты переросли в возбужденную дискуссию между Хабермасом и Альбертом. Кульминацией знаменитого спора стал сборник эссе, опубликованный в 1969 году, переведенный на несколько языков, в том числе на английский (1976 год, см. Список книг ниже). Этот спор получил широкую аудиторию.
В 1989 году Ганс Альберт ушел в отставку в качестве почетного профессора, но продолжал писать книги и читать лекции во многих университетах, например лекции по критическому рационализму в Университете Граца в 1990 году, в 1995 году. «Лекции Вальтера Адольфа» в Высшей школе Санкт-Галлена и лекции Витгенштейна 1998 г. в Байройтском университете (с профессором Райнером Хегсельманном) о критическом рационализме.
Он был удостоен премии Vits Prize в 1976 году и премии Артура Буркхарда в 1984 году. Он был награжден австрийской премией Ehrenkreuz für Kunst und Wissenschaft der Republik Österreich (1994) и получил звание почетного доктора университеты Линца / Австрии (1995), Афин / Греции (1997), Касселя / Германии (2000), Граца / Австрия (2006 г.) и Клагенфурт / Австрия (2007 г.).
Ганс Альберт, 'Autobiographische Einleitung', в: Kritische Vernunft und menschliche Praxis, Штутгарт (Reclam) 1977, страницы 5–33. Ганс Альберт, «Mein Umweg in die Soziologie». Vom Kulturpessimismus zum kritischen Rationalismus ', in: Christian Fleck (ed.), Wege zur Soziologie. Autobiographiche Notizen, Leske + Budrich, Opladen, страницы 17–37. Эрик Хильгендорф : Ганс Альберт. Zur Einführung Junius Verlag 1997. Ганс Альберт, In Kontroversen verstrickt. Vom Kulturpessimismus zum kritischen Rationalismus, LIT Verlag 2007, 264 с. (Автобиография Ганса Альберта)
Альберт опубликовал около 30 книг. Некоторые из них переведены на разные языки.
Что касается научных статей Ганса Альберта, см. Список публикаций, который ведет Ханс-Иоахим Ниман в [3]. См. Также Ханс-Иоахим Ниман (псевдоним «hjn»), инициированный немецким Викибуком : Studienführer Hans Albert (Study Guide Hans Albert) [4]. Он содержит большой список публикаций с множеством цитат из статей на английском языке, а также статей, переведенных на итальянский, финский, корейский, японский, польский, испанский и сербохорватский языки. Вы также найдете много вторичной литературы.