Габриэль Марсель | |
---|---|
Родился | Габриэль Оноре Марсель. (1889-12-07) 7 декабря 1889. Париж, Франция |
Умер | 8 октября 1973 (1973-10-08) (83 года). Париж, Франция |
Альма mater | Парижский университет |
Известная работа | Тайна бытия (1951) |
Эра | Философия 20-го века |
Регион | Западная философия |
Школа | |
Основные интересы | |
Известные идеи | «Другой» (autrui), конкретный философия (философия Concrète), бытие против наличия противоположных способов определения человеческой личности |
Влияния | |
Под влиянием | |
Габриэль Оноре Марсель (1889–1973) был французским философом, драматургом, музыкальным критиком и ведущий христианский экзистенциалист. Автор более дюжины книг и по крайней мере тридцати пьес, Марсель сосредоточен на борьбе современного человека в технологически дегуманизирующем обществе. Хотя его часто считают первым французским экзистенциалистом, он дистанцировался от таких фигур, как Жан-Поль Сартр, предпочитая термин «философия существования» или «неосократизм» для определения своей собственной мысли. Тайна бытия - известный двухтомный труд Марселя.
Марсель родился 7 декабря 1889 года в Париже, Франция. Его мать Лора Мейер, еврейка, умерла, когда он был молод, и его воспитывали его тетя и отец, Генри Марсель. Когда ему было восемь лет, он переехал на год, где его отец был полномочным министром.
Марсель завершил диссертацию DES ([fr ], что примерно эквивалентно диссертации MA ) и получил agrégation по философии от Сорбонны в 1910 году, в необычно молодом возрасте 20 лет. Во время Первой мировой войны он работал руководителем информационной службы, организованной Красный Крест для передачи новостей о раненых солдатах их семьям. Он преподавал в средних школах, был драматическим критиком различных литературных журналов и работал редактором в Plon, главном французском католическом издателе.
Марсель был сыном агностик, и сам был атеистом до своего обращения в католицизм в 1929 году. Марсель был против антисемитизма и поддерживал обращение к некатоликам.
Он умер 8 октября 1973 года в Париже.
Его часто называют одним из первых экзистенциалистов, хотя он боялся быть помещенным в ту же категорию, что и Жан-Поль Сартр ; Марсель предпочел ярлык нео- сократик (возможно, из-за Сёрена Кьеркегора, отца христианского экзистенциализма, который сам был неосократическим мыслителем). Хотя Марсель признавал, что человеческое взаимодействие часто связано с объективной характеристикой «другого», он все же утверждал возможность «общения» - состояния, при котором оба человека могут воспринимать субъективность друг друга.
В книге «Экзистенциальные основы человеческого достоинства» Марсель ссылается на пьесу, написанную им в 1913 году и озаглавленную «Дворец Соболя», чтобы показать пример человека, который не мог относиться к другим как к субъектам.
Роджер Мойранс, центральный персонаж пьесы, - политик, консерватор, посвятивший себя защите прав католицизма против свободы мысли. Он зарекомендовал себя поборником традиционной монархии и только что добился большого успеха в городском совете, где выступил против секуляризма в государственных школах. Вполне естественно, что он возражает против развода своей дочери Терезы, которая хочет оставить неверного мужа и начать свою жизнь заново. В этом случае он оказывается практически бессердечным; вся его нежность направлена на его вторую дочь Клариссу, которую он считает духовно очень похожей на себя. Но теперь Кларисса сообщает ему, что решила снять чадру и стать кармелиткой. Мойранс приходит в ужас от мысли, что это создание, такое прекрасное, умное и полное жизни, может пойти и похоронить себя в монастыре, и он решает сделать все возможное, чтобы заставить ее отказаться от своего намерения... Кларисса глубоко потрясена; ее отец теперь представляется ей самозванцем, фактически преднамеренным мошенником...
В этом случае Мойранс не может относиться ни к одной из своих дочерей как к субъекту, вместо этого отвергая обе, потому что каждая из них не соответствует ее объективированному образу в его уме. Марсель отмечает, что такая объективация «не меньше, чем обнажает свой объект того, что у него есть, что представляет собой ценность, и поэтому она эффективно его унижает». свою субъективность от уничтожения современным материализмом и технологически обществом. Марсель утверждал, что научный эгоизм заменяет «тайну» бытия ложным сценарием человеческой жизни, состоящим из технических «проблем» и «решений». Для Марселя человеческий субъект не может существовать в технологическом мире, вместо этого он может быть заменен человеческим объектом. Как он указывает в своей работе «Человек против массового общества» и других работах, технология обладает привилегированным авторитетом, с помощью которого она убеждает субъекта принять свое место «он» во внутреннем диалоге науки; и в результате наука убеждает человека радоваться собственному уничтожению.
В течение многих лет Марсель проводил еженедельные дискуссии по философии, в которых он встречался и оказывал влияние на важных молодых французов. такие философы, как Жан Валь, Поль Рикёр, Эммануэль Левинас и Жан-Поль Сартр. Марсель был озадачен и разочарован тем, что его репутация почти полностью основана на его философских трактатах, а не на его пьесах, которые он написал в надежде привлечь более широкую светскую аудиторию. Он также оказал влияние на феноменолога и томистского философа Кароля Войтылу (позже Папу Иоанна Павла II ), который в своей работе использовал различие между «быть» и «иметь». критика технологических изменений.
Его главные книги - «Метафизический журнал» (1927 г.), «Бытие и обладание» (1933 г.), «Человек-нарушитель» (1945 г.), «Тайна бытия» (1951 г.), и «Человек против массового общества» (1955). В 1961–1962 годах он читал лекции Уильяма Джеймса в Гарварде, которые впоследствии были опубликованы как «Экзистенциальные основы человеческого достоинства».
Викицитатник содержит связанные цитаты кому: Габриэль Марсель |